ТЕМА

Эффективна ли государственная политика информатизации?

08 ноября 2010 | 09:22 , Александр Бернатович, для ТЕМЫ

Уже более 15 лет с государственным органом информатизации происходят постоянные пертурбации. Еще в 1996 году было создано Национальное агентство по вопросам информатизации при Президенте Украины, которое после многочисленных трансформаций с изменением статуса и структуры превратилось в ныне действующий Государственный комитет Украины по вопросам науки, инноваций и информатизации. За прошедшие пятнадцать лет функции этого госоргана изменялись не столь значительно как название, но неизменным оставалось его весьма скромное влияние на сферу информатизации в целом.


Практически все существующие корпоративные информационные системы государственных ведомств были созданы за бюджетные (в большинстве случаев - кредитные) средства. Частичное влияние на этот процесс было, пожалуй, только у Национального агентства благодаря президентскому статусу. Усилиями ИТ-бизнеса был создан и развит украинский сегмент Интернета, производство персональных компьютеров, сеть интернет-клубов и многое другое, что является важными составляющими информатизации государства, а не только компьютеризация госорганов.

Влияние органа информатизации на все эти глобальные процессы, мягко говоря, было не очень заметным. Вместо создания реальных механизмов регулирования ИТ-рынка, этот госорган занимался разработкой государственных программ, концепций неосуществимых проектов (например, проект ситуационного центра Президента Украины), решением второстепенных, а иногда и выдуманных проблем (чего стоит возня с т.н. «проблемой 2000»).

Только один пример. Национальная программа информатизации Украины, по которой с 1998 года было принято 3 (!) Закона, а затем множество Постановлений ВР и КМУ, многие годы финансировалась из бюджетных средств. Ну и каков результат? Практически нулевой! Если сейчас посмотреть последние Постановления, по которым по-прежнему выделяются бюджетные средства на эту программу, то как и в прошлые годы в ней можно увидеть все те же помпезные информационно-аналитические системы, концепции будущих кардинальных но малореальных перемен в информатизации и многое другое, что, судя по опыту прошлых лет, никогда так и не будет реализовано. Для прикрытия безрезультативности Национальной программы в нее каждый год включаются новые модные темы, которые по замыслу авторов изменений должны поддерживать актуальность этой программы. Однако, несмотря на эти косметические меры, Национальная программа так и остается сказкой, которой не суждено стать былью!

В условиях отсутствия действенной государственной политики в cфере информатизации стали стремительно развиваться злокачественные  механизмы: повальная коррупция, бесцеремонный монополизм – стали повсеместным и весьма привычным явлением. Их следствием в секторе госзакупок (и не только в нем) стало подавление или искусная имитация конкуренции, повальное завышение стоимости цен на аппаратное и программное обеспечение, стоимости модернизации и сопровождения систем. Только в самое последнее время на эту проблему стали обращать внимание правоохранительные органы – криминализация ИТ-сферы достигла критического порога.

Кроме коррупрции, в ИТ-сфере Украины  уже давно стала нормой имитация бурной деятельности. Этому, к сожалению, способствует сложность ИКТ. Чиновники, которые в своей личной деятельности, только-только освоившие электронную почту не способны отличить «прожекты» от направлений, которые в условиях бюджетного дефицита еще реально реализовать в нашей стране. А если еще учесть большую «коррупционную потенцию» этих прожектов, то становится понятно патологическое состояние государственной политики в этой сфере. Реализация глобальных общегосударственных проектов невозможна без весьма серьезного финансирования. И если достаточных бюджетных средств нет, то единственным источником финансирования могут быть только инвестиции. А для инвесторов нужно создавать приемлемые условия. Интересный пример: одним из условий многомиллиардных инвестиций в российский проект «Сколково»  стало требование закрытия торрент-серверов, безмерно распространяющих контрафактное программное обеспечение. Таких серверов в Украине не меньше чем в России, более 80% интернет-трафика украинских пользователей сети составляет скачивание пиратских программ, фильмов и музыки. Но это, похоже, никого не волнует. Ну и ладно скажет читатель – монстры ПО и контента не обеднеют. И это правда. Но и инвестировать в страну с таким похабным отношением к интеллектуальной собственности – не будут.

Чем же должен занимать орган управления информатизацией? Каково должно быть его влияние, чтобы можно было с уверенностью заявлять: государственная политика в этой сфере не мешает, а наоборот создает условия для развития ИТ-рынка, широкого внедрения ИТ-технологий в жизнь населения. Для этого те, кто принимает решения о дальнейшей деятельности этого органа, должны, наконец, понять: ИТ-достижения государства  определяются вовсе не программами и концепциями, а тем как реально эти технологии служат населению. Вместо долгосрочных программ этот орган должен, наконец, осознать свою роль – создание благоприятных условий развития рынка, поскольку именно рынок создал ИТ-сферу, причем зачастую не благодаря, а вопреки деятельности государственного ведомства.

Если рынок будет развиваться, будет развиваться и реальная, а не проектируемая  информатизация. А для этого необходимо многое сделать: изменить условия вхождения новых операторов на рынок (обязательность лицензий и их стоимость), достижение и сохранение баланса интересов субъектов рынка подавляя постоянные проявления монополизма, таможенную политику в отношении ИТ-технологий, стимулировать развитие направлений перспективных именно для Украины,  и многое, многое другое.  И наконец,  ведомство должно помочь избавится от мифов, которые в изобилии циркулируют в этой сфере и серьезно мешают ее развитию. Например, «четвертое» место в мире, которое якобы занимают украинские программисты и это при практически полном отсутствии украинских программных продуктов на наших с вами компьютерах. Даже пираты, за редчайшими исключениями, не пиратируют малочисленные программные продукты украинского происхождения. А пиратирование – как это ни странно - прекрасный показатель нужности программных продуктов. Чиновники, бездумно повторяющие лозунг о «четвертом» месте теряются, когда их начинают спрашивать: а кто же на первых 3 местах. К примеру, только в Пакистане, далеко не передовике в разработке софта – более 230 тысяч действующих программистов. А у нас – по самым оптимистичным оценкам – тысяч 20-30… Эти самые чиновники даже не заметили, что развитое пиратство погубило отечественные разработки: в условиях практически бесплатной доступности лучших мировых программных продуктов в пиратском виде, кто будет покупать украинские продукты? Определенное преимущество получили крупные зарубежные компании, имеющие значительные ресурсы для защиты своей интеллектуальной собственности. В результате при отсутствии какой-либо поддержки со стороны государства, украинский производитель был вытеснен с софтверного рынка. Отечественные софтверные компании в лучшем случае перешли на оффшорное программирование для зарубежных компаний. При этом никаких авторских прав у них естественно быть не может, да и существуют они часто-густо находясь в тени от налогов, поскольку, таким образом, могут конкурировать на оффшорном рынке. Итак,  софтверный рынок в Украине поделен между крупными зарубежными компаниями и пиратами. Интересно, что многие продавцы софта, традиционно считающиеся продавцами легальной продукции, на самом деле – откровенные пираты. Особенно это касается рынка компьютерных игр, когда при нашей системе контроля наличия прав на распространение, достаточно привести доверенность от некоторой зарубежной фирмы. А имеет ли эта зарубежная фирма права на распространение конкретных программных продуктов по Украине – никого не интересует.  Вот поэтому единичные случаи успешности украинских разработок достигнуты вовсе не на украинском софтверном рынке – а за рубежом, где условия существования не такие дикие.

Не менее парадоксальная ситуация существует и в оценках уровней проникновения ИТ-технологий, в частности Интернета. Чиновников, бодро докладывающих о том, что в Украине уже более 16 а то и 20 миллионов регулярных пользователей Интернета, вовсе не смущает, что тут же приводятся данные о том, что почти 60 процентов из этих пользователей находятся в Киеве. А из этого следует удивительный вывод: в Киеве – не менее 10 миллионов регулярных пользователей!

Кажущаяся второстепенность мифологизации ИТ-сферы, на самом деле весьма коварна: руководство страны, опираясь на такие «оценки», уже не способно принимать правильные решения в данной сфере. Отсюда и постоянные хаотические изменения статуса и функций органа управления, провалы в исполнении программ и проектов.

И наконец, стоит остановиться на роли общественных советов в ИТ-сфере. К сожалению,  они часто создаются вовсе не для того, чтобы профессионалы рынка участвовали в  формировании государственной политики информатизации. Иногда такие советы создаются ведомством «под себя»,  из специально отобранных участников, которые готовы высказать «одобрямс» тем решениям, которые выгодны ведомству. Но не лучше ситуация и тогда, когда такой совет хоть как-то пытается внедрить в политику эффективные и реальные направления, но ведомство эти попытки демонстративно игнорирует, ссылаясь на то, что в положении ведомства такие направления не прописаны. Таким образом, профессиональная ИТ-общественность по сути отстранена от влияния на  сферу информатизации, которая во многом создана ее же усилиями.

Разрабатывать все новые и новые программы при отсутствии достаточных средств в обозримой перспективе – неблагодарное занятие. Вместо этого нужно создать такие условия для ИТ-бизнеса, при которых он будет заинтересован в решении государственных задач, например, таких перспективных как электронное правительство. И это вовсе не только электронный документооборот в министерствах, электронное правительство это прежде всего оказание услуг населению через интернет – этого практически у нас нет. Население Украины в постоянных мучениях, повсеместно и ежедневно платя взятки чиновникам, массе паразитов-посредников, осуществляет сотни миллионов документальных транзакций с государственными ведомствами за год – этот потенциальный рынок может быть эффективно освоен ИТ-компаниями, освободив население от паразитов. А для координации этих процессов и нужен эффективно действующий центральный государственный орган, действительно влиятельный для других государственных органов и полезный для ИТ-рынка Украины. Иначе по-прежнему информатизация так и останется на бумаге - в формальных проектах и программах, а ИТ-сфера по прежнему будет верно служить монополизму и коррупции, оставляя Украину на задворках информатизации.

 

Александр Бернатович, кандидат физ-мат наук, доцент

Гендиректор «ИТ-консалтинг» (судебная экспертиза)

Киев, ул. М. Берлинского 9

[email protected]

Тел. 044-536-13-56



комментарии [6]

11.11.2010 17:34     Зритель с попкорном Алексей, почитайте тут же на \"Теме\" недавно было про Василия Цушко - формализатора бакланов. Вам понравится! http://tema.in.ua/article/5922.html
11.11.2010 16:41     Зритель с попкорном Fyl вы имеете в виду вот это? http://www.pravda.com.ua/articles/2010/11/9/555485 6/
10.11.2010 18:04     Марина а унас все -в сполошном воровсте и фантазиях - страна золота Полуботка
10.11.2010 09:27     Fyl да уж информатизация на марше! Чем дальше - тем хуже: например последняя статья в Украинской правде про кормушки власти: ЕДПАС - информатизаторы крали аж свистело, информатизаторы БТИ в киеве информатизаторы крали, реестры Минюста - информатизаторы крали
и все крали миллионы, не тысячи
таких информатизаторов - давно пора на гилляку
10.11.2010 09:01     Степан Ключовий момент, який виділяє автор - кардинальне зменшення корупції. Інакше будь-які кошти знову підуть в пісок, точніше в кишені злочинців-корупціонерів.

Для зменшення корупції має бути політична воля першої особи держави. Методів видумувати не треба - від грузинських провокаторів, котрі всіх спокушають хабарями (як водіїв маршруток, так і міністрів), до китайських страт на майданах.
09.11.2010 12:55     Алексей ну наконец, хоть кто-то сказал правду
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Noname

Грузинский спецназ в Южной Осетии

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: