ТЕМА

Как мы бродяжили по Индокитаю. Часть 8

17 января 2014 | 07:33 , Олег Ельцов,ТЕМА. Фото автора

распечатать        комментарии [0]       добавить в

Голод в Ханое, жемчуга и острова бухты Халонг, у нас есть вьетнамские футболки, я потерял фототехнику, доза адреналина от авиакомпании и роскошь аэропорта Дубаи.


Едва прилетели в Ханой, стали искать в аэропорту кассы авикомпаний: нам непременно требовалось купить билеты в Хошимин, откуда мы вылетали домой. Обошли все три авиакомпании, летающие в Хошимин, и были неприятно удивлены ценами. В итоге купили по 173 доллара у «Вьетджет». Правда, паренек из турагентства настоятельно рекомендовал брать более дорогие билеты на «Вьетнамские авиалинии», мол – они надежнее. Мы объяснили девочкам из «Вьетджета»: с их борта мы сразу пересаживаемся на другой рейс: могут ли быть задержки с вылетом? Те успокоили: это случается крайне редко, в основном по метеоусловиям.

Потом мы вернулись к стойке турагентства – мне показался толковым парень, который там работал. После камбоджийцев и лаосцев вьетнамцы выглядят намного шустрее, пожестче и посообразительнее. Думаю, все дело в темпераменте. Но работать они умеют. Думаю, эти ребята еще покажут миру вьетнамское экономическое чудо.

Относительно самого Ханоя у нас не было никаких планов. Мы рассматривали его как перевалочную базу по пути в бухту Халонг – последний пункт нашего путешествия. Бухта находится в четырех часах езды от Ханоя. Но за окном уже темно, мы устали и все что хотим – это поселиться. Знаем, что лучшее место - в Старом квартале в самом центре. Найти там жилье самостоятельно не проблема, но мы рассудили: коль скоро наше путешествие заканчивается, а деньги еще остались, то можно немножко полениться, заказав у туроператора «пакет».

Как потом оказалось, идея была правильной. И смышленый менеджер турфирмы помог нам в этом. Он предложил гостиницу в Старом квартале, пообещал, что из нее нас заберет автобус, который доставит прямиком в Халонг. Дальше он предложил программу на два дня: нас садят на корабль, который будет плавать среди тысячи красивейших островов. Там у всех есть своя каюта, обеспечено трехразовое питание. Первая ночевка на корабле. Затем - ночь в бунгало на острове и еще экскурсии. Итого, за 3 дня на двоих все удовольствие обошлось в 400 долларов. В качестве бонуса парень по собственной инициативе выписал от турфирмы 20-долларовый флаер на посещение ресторана их компании. Ресторан оказался не из дешевых. Но более вкусной кухни в этой поездке мы не пробовали. Называется он «Летающий дракон». Да, мы могли бы самостоятельно переночевать в Ханое, затем как-то доехать до бухты и купить билеты на пароход в порту, но это отняло бы много сил, времени и вряд ли обошлось бы дешевле.

На выходе из аэропорта отыскали маршрутку в центр: 2 доллара с человека, 45 минут в пути, и мы в Старом квартале. Вокруг – неописуемая движуха, чем-то напоминающая Сайгон. Но там все было как-то празднично. В Ханое расслабленностью южного Сайгона и не пахнет. Все какие-то резкие, шумные, деловые.

Мы быстро отыскали свою гостиницу и отправились на поиски еды. И вот тут наша влюбленность во Вьетнам дала трещину. На дворе был лишь десятый час вечера, но мы все никак не могли обнаружить обыкновенную харчевню. Все тротуары заставлены пластиковыми столиками-стульчиками, в основном сидит молодежь - такая же придурковатая, как у нас: пьет какие-то коктейли, пиво, курит (и, как мне показалось, не только табак), но нормальной еды нет! Наконец заметили подобие вьетнамского фэст-фуда. Спрашиваем: «Поесть можно?» Официантка сначала отрицательно замотала головой – ресторан уже закрывался. Но ее подружка сжалилась. Мы что-то выбрали, нас быстро обслужили: вполне вкусные харчи. Девицы шустрые, а мы не умерли с голода: я расщедрился на жирные чаевые.

Поболтались еще немного по ночному городу, встретили московского парня, который уже полгода живет в Ханое: настоящий дауншифтер. У него я перенял манеру ходить по вьетнамским улицам: вместо того, чтобы перескакивать на тротуаре столы, тазы и черт знает что еще, просто выходить на проезжую часть и неторопливо шагаешь. Главное не делать резких движений – тогда несущийся автопоток успеет тебя объехать.

Утром, 21-го съели в гостинице свой шведский завтрак – очень приличный – и уже через полчаса нас забрал автобус, который вез в бухту Халонг таких же охотников за красотами. Мы ехали четыре часа, но скоро путь будет занимать вдвое меньше времени: вдоль нынешней, совершенно разбитой дороги активно прокладывают современную трассу. И это правильно: судя по количеству туристических автобусов, строительство окупится с лихвой.

Обязательная остановка всех туристов – в огромном сувенирном центре. Здесь все сделано для того, чтобы немного убавить у вас наличности. Вышивки, вазы, золото-жемчуга, шелка и чаи… Ну а нам больше понравилась скульптурная мастерская поблизости.

К обеду прибыли в порт. От открывшейся картины мы замерли с открытыми ртами. То же превращение случилось с окружающими. Море кораблей! Автобусы подходят один за одним, из них непрерывным потоком высыпаются сонмы туристов, все тут же идут на длинный причал. Рядом – капитаны со своими командирскими чемоданчиками, моряки отдают швартовы, люди и багаж грузят на большие лодки, всех наряжают в оранжевые спасжилеты, лодка через несколько минут отчаливает и на ее место уже швартуется новая. А на рейде стоят сотни кораблей. Все выкрашены в белый цвет, на корме – красный вьетнамский флаг. Зрелище завораживает.

Когда мы покупали тур в Халонг, нам демонстрировали каталог с белоснежным лайнером и багато отделанными каютами. Откуда взялись такие картинки – не знаю, но точно не из Вьетнама. В действительности все намного скромнее, но вполне сносно. Все корабли примерно одного уровня комфортности. Есть большая кают-компания, каюты на 2-3 палубах, обзорная площадка сверху. А нос украшен настоящей головой азиатского дракона. Каюты сносные, с душем и без излишеств.

Впрочем, все эти бытовые мелочи совершенно не важны. Все пассажиры высыпали на палубу и упивались открывшимся видом. Корабль почти бесшумно плыл между островами. Картина менялась на глазах: вот мы почти вплотную проходим меж двух островов-башен, а дальше из воды виднеется длинная гряда, покрытая лесом. На следующем острове замечаем песчаный пляжик и миниатюрный домик на нем.

Нас пригласили на обед в кают-кампанию. В ней большие окна и, сидя за столом, ты не только поглощаешь блюда, но и наблюдаешь, как вокруг словно в театре медленно перемещаются декорации: корабли, острова, облака.

Погода подвела: было довольно пасмурно, порой моросил дождик: не лучшие условия для фотосьемки. Вечером капитан угощал гостей чилийским вином, наиболее активные граждане пели караоке, им активно помогал один общительный матрос.

Вечером, когда мы уже лежали в постели и любовались огнями кораблей, как и наш, стоящих на рейде, в окно постучали… Поначалу я не смог понять что вообще происходит? Вокруг вода, откуда люди? Может пираты? Но в окне появилось улыбающееся лицо аборигенки. Это была торговка: она подплыла на лодочке, чтобы предложить туристам свой нехитрый товар. Дело в том, что на корабль формально запрещено проносить воду и алкоголь: их следует заказывать в баре. Наверное торговка делала неплохой бизнес на «контрабанде» подакцизного товара.

Утром после завтрака нас с вещичками посадили на другой корабль и доставили на остров, где на песчаном пляже вытянулись в линию бунгало. Делать тут было определенно нечего. Мы лежали на пляжных топчанах и втыкали в окружающую действительность. Желающие могли взять каяки и обследовать близлежащие острова (главное – найти потом дорогу назад). Мы же по горло были сыты каякингом. Книжка и  банка пива были логичным завершением нашего многодневного многосоткилометрового трипа.

Чтобы туристы не заскучали и не развязали войну за еду, женщин и власть на острове, нас отвлекли от тягот безделья парой интересных вылазок. Мы посетили грандиозную пещеру на одном из крупных островов. Она была со вкусом освещена и вызвала всеобщий восторг.

А затем появился повод восторгаться от иного зрелища. Нас привезли на устричную ферму. Посреди бухты покачивалась на волнах целая плавучая фабрика и магазин: в воде в специальных сетчатых корзинах росли устрицы, на столике работница вынимала их из домиков-решеток, а дальше сидел самый главный специалист. Дело в том, что устрица – моллюск двойного народно-хозяйственного назначения. Во-первых, в ней выращивают жемчуг, и только во-вторых подают на стол. У парня на рабочем месте стояла лупа, под которой  он, орудуя загадочными инструментами, вживлял в устрицу маленькую горошину, из которой, если повезет, устрица вырастит жемчужину. Как правило, на это уходит около девяти месяцев. Как вы поняли, процесс вынашивания устрицей жемчужины почти как у нас – у людей.

В следующем зале был выставлен конечный продукт устричного производства. Надо было видеть выражения лиц женщин. Честно сказать, даже мне стало интересно. Никогда не приходилось видеть черного жемчуга, а про золотой даже не приходилось слышать. Цена золотожемчужного ожерелья – около 8000 долларов. Но были изделия на любой кошелек. Можно выбрать две жемчужины по вкусу и две оправки для них. Мастер тут же вставит жемчужины в оправки: получите сережки вашего собственного дизайна! Мы не удержались и купили подарок нашей 11-летней моднице: две роскошных сережки с маленькими жемчужинками. Они стоили всего 25 долларов, но об этом никто не догадается. Народ начал активно скупать жемчуга. Женщины тут же одевали украшения и с любопытством посматривали на окружающих, пытаясь поймать на себе взгляды зависти и восхищения.

Посещение Халонга стало достойным завершением нашего путешествия. Здесь у туриста нет особого выбора: есть один способ увидеть острова – это проплыть по бухте на кораблике. Сама бухта настолько хороша, что больше ничего и не нужно: увидеть, запомнить и уехать.

В Ханое у нас был еще день и ночь для праздного шатания. В самом центре расположено крупное озеро, на нем остров, а на острове – дворец. К дворцу ведет красивый мостик. В парке вокруг озера народ бегает, медитирует, занимается гимнастикой под музыку, знакомится и выгуливает детей. Рядом – масса сувенирных магазинчиков и кафе. Мы случайно натолкнулись в узком переулке на настоящую французскую кондитерскую. Ее хозяин – настоящий француз, готовит настоящие трюфеля. Мы выпили отличный кофе с трюфелями, хозяин лично нам их подавал. Одним словом: бонжур-тужур!

Посещение ночного рынка не порадовало. Он очень напоминал вещевые рынки родной Украины. Только товар похуже и подешевле. Мы накупили футболок. Мне достались с дедушкой Хошимином и с вьетнамскими серпом и молотом.

Следующим утром я вышел пораньше, чтобы поснимать просыпающийся мегаполис. Снимать людей в Индокитае нелегко. Видимо, у них это плохая примета. Поэтому, как правило, люди отворачивают лицо от камеры. И только дети всегда улыбаются.

.

Напротив входа в нашу гостиницу мы обнаружили микроскопический маникюрный салон. Наташа уговорила меня испытать вместе с ней квалификацию местных мастеров. Моя мастерица так старалась, была такой нежной, что я благополучно уснул в ходе процедуры. Когда все закончилось, я спросонья рассчитался и пополз в номер досыпать. Проснувшись через пару часов, обнаружил пропажу кофра с моим любимчиком – фотоаппаратом Фуджи Х-Е1 и дополнительным объективом, который дала мне на тест компания «Фуджи Украина». Цена содержимого кофра – около 3000 долларов. Сон как рукой сняло! Я бросился к лифту и вскоре стоял перед дверью маникюрного салона. Она была закрыта: девица ушла на обед. А в салоне я увидел мой дорогой кофр. Я его едва не проспал! Далеко не в каждой стране мира вам бы вернули фототехнику в несколько тысяч долларов.

Мы намотали не один километр по улицам Ханоя. Город оказался не плох и не хорош. Столица, одним словом. Но в Азии всегда и везде можно до бесконечности наблюдать уличный трафик, главное занять правильную позицию. И мы ее заняли в «народной» столовке, за столиком на тротуаре. Спешить нам было некуда, мы неспешно жевали диковинную еду, посасывали пиво и наблюдали за улицей. А потом улетели домой.

Возвращение на Родину прошло не гладко. В аэропорту Ханоя нас сразу насторожило излишнее скопление народа в зале ожидания. Самолеты в Сайгон отправлялись каждый час. Но предыдущий рейс нашей авикомпании еще не вылетел, хотя уже давно должен был находиться в воздухе. Перед табло отлета собрались взволнованные пассажиры: откладывалось около десятка рейсов. Что любопытно: «Вьетнамские авиалинии» вылетали вовремя. Никто не мог объяснить причину задержки и назвать время вылета. Мы же тем временем занимались арифметикой. Билет покупали с четырехчасовым зазором между нашим прибытием в Хошимин и вылетом в Дубай. Если самолет из Ханоя опоздает на три часа и больше – мы не успеваем пересесть на самолет «Эмирейтс», а значит из Дубая рейс МАУ также улетит без нас. Помимо неопределенного времени, которое прийдется прожить в транзитних зонах аэропортов, мы вынуждены будем влезть в глубочайший минус на банковских картах, чтобы купить очень недешевые билеты на ближайшие рейсы. Было от чего поволноваться. Но чудо случилось! С опозданием на два часа тридцать минут наш самолет взлетел!

В Сайгоне мы подбежали к стойке уже после начала регистрации. Девушка, выдававшая посадочные талоны, не могла взять в толк: почему эти туристы возвращаются без багажа – только с двумя небольшими рюкзаками ручной клади. А у нас на лице замерла малахольная улыбка: ведь счастье не в вещах, а в том, чтобы успеть на свой самолет.

До Дубая летели на «Эмирейтс аирлайнс». Я так и не понял причин восторга от этой авиакомпании. Посредственный сервис, еда, не вышколенный персонал, а главное – по их вине мы вынуждены будем почти сутки провести в транзитной зоне аэропорта. Дело в том, что «Эмирейтс» дважды за два месяца после покупки билетов меняли дату вылета. В итоге мы не успевали пересесть на рейс МАУ из Дубая в Киев. Пришлось переносить рейс «Эмирейтс» на день раньше.

Я гулял по огромным терминалам арбского аэропорта и начинал понимать почему так дорог бензин. В аэропорт Дубаи вбухали столько денег,  что следует ожидать очередного скачка цен на нефтепродукты. Благо тут не скучно, можно пошастать по бутикам, прицениться к «Омеге» тысяч за двадцать долларов или протестировать новомодные наушники «Битс» за шестьсот долларов, которые разметают как горячие пирожки, не взирая на то, что они звучат как копеечный ширпотреб. А еще тут есть кресла-лежаки для отдыха, на которых можно не только поспать, но и незаметно выпить вкусного виски из «Дьюти фри».

В завершение

Что можно сказать по результатам нашего трипа? Только то, что ехать по нашим стопам надо. Эта рекомендация не касается тех, кто покупает в агентстве турпутевки «все включено», у кого есть чемодан на колесиках, но нет рюкзака, кто жить не может без «Биг мака» и вообще «не желает видеть всю эту нищету». Остальным сообщаем: Азия – один из немногих регионов этой очень небольшой планеты, где еще можно обнаружить настоящую жизнь. Здесь люди пока не разучились улыбаться просто так, радоваться без интернета, строить домики из бамбуковых листьев, и еще не узнали, что за деньги можно совершить любую гадость.   

Мы не знаем истинной разгадки таинственной индокитайской души, но заметили: там, где много буддизма – много хороших людей и мало конфликтов. Мы не призываем вступать в ряды буддистов (нас там тоже не отыщите), просто констатируем результаты своих наблюдений.

Мы составили собственный рейтинг, которым делимся с читателями совершенно безвозмездно и безответственно. Интересным во всех отношениях и для всех категорий туристов представляется Лаос. Здесь бедненько, но чистенько и комфортненько.

У Камбоджи свои преимущества: свободное хождение доллара (что освобождает от необходимости подсчитывать количество нулей на банкнотах),   запредельно низкие цены на алкоголь, достаточный выбор природных красот. И еще у вас появится возможность заявить друзьям: «А я был в Ангкоре!»

Вьетнам безусловно хорош. Но он требует значительного времени на знакомство. Если Лаос и Камбоджа покорены, тогда смело пересекайте Вьетнам с севера на юг. Юг, в частности Сайгон, представляется более релаксным и предпочтительным. Похоже, капитализм, стремительно накрывает социалистическую республику Вьетнам. Возможно, скоро там не останется Азии – только капитализм и асфальт, но мы не можем на это повлиять. Если вы планируете когда-то посетить Индокитай, не затягивайте с визитом: мир стремительно меняется и этот прекрасный регион тоже. Через пару лет наши рекомендации могут стать не актуальными: все слишком быстро развивается, асфальтируется, электрифицируется, капитализируется. А пока остается шанс увидеть людей, которые умеют радоваться жизни без мобильного телефона и не знают про существование фейсбука.

И больше мне вам нечего рассказать.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: УНИАН

Секретар РНБО Раїса Богатирьова, під час проведення бригадних тактичних навчань 30-ої механізованої бригади 8 армійського корпусу на 233-му загальновійськовому полігоні Сухопутних військ Збройних Сил (Рівненська обл.), у четвер, 18 вересня 2008 р. Президент України розглядає кандидатуру Секретаря РНБО Раїси Богатирьової на посаду міністра оборони. 5 червня 2009 р. парламент відправив до відставки з посади міністра оборони Юрія Єханурова, якого премєр Юлія Тимошенко звинуватила в корупції. Тепер президент згідно Конституції повинен подати Раді пропозицію по новому міністру оборони. На своїй прес-конференції у вівторок президент повідомив, що розглядає дві кандидатури на цю посаду, проте не назвав їх, і пообіцяв вже в середу подати до парламенту кандидатуру. При цьому сам Ющенко не упевнений, що його кандидатуру підтримає парламент. Керувати оборонним відомством до призначення нового міністра буде в.о. міністра оборони Владимир Іващенко. Фото Миколи Лазаренка / POOL / УНІАН

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки:

  Rambler's Top100