Наша Чехо\Словакия

03 октября 2014 | 10:01 , Олег Ельцов, ТЕМА

фото автора

Мысль съездить на недельку в страну-соседку Словакию посетила внезапно. Через неделю мы уже были на чужбине, благо – у всех европейские мультивизы, а дорога занимает меньше суток. По ходу путешествия решили на пару дней заскочить в Чехию. Для сравнения пива и не только. Результаты сравнения – ниже. Много картинок и мало слов.

Воспринимать Словакию как заграницу могут лишь очень боязливые люди. Это страна нам настолько близка географически, исторически, ментально, что ее правильнее называть дружественным пространством, отделенным от нас госграницей. Словаки, как и украинцы, впервые за свою историю получили независимость после развала соцлагеря. Правда, за минувшие 20 лет мы прошли разные пути развития. Словакия, с населением в 10 раз меньшим, чем в Украине, стала членом ЕС, очень далеко ушла от совкового уклада, навела наконец порядок в стране, интегрировалась в европейское сообщество и восприняла его ценности. Мы только начинаем движение в этом направлении. Поэтому поездка в Словакию – это еще и возможность посмотреть, к чему мы стремимся.

Словакия – это самые высокие темпы роста в рамках ЕС, это один из самых высоких уровней комфорта проживания, это, например, самое большое в мире число автомобилей, произведенных на душу населения.

Пожалуй, есть в Словакии проблема - цыгане. Но они здесь не агрессивные. Получают продуктовые карточки, не работают - что еще надо для счастью?

Но мы решили ставить оценки с точки зрения простых туристов. И отправились в Липтовский Микулаш – туристический городок в Низких Татрах. Там уже доводилось бывать зимой, кататься на лыжах. Вывод один: горы не выше карпатских, но сервис – несопоставимо. Гостеприимство и умение работать – тоже. Цены немного выше, пиво – намного вкуснее. Впрочем, здесь есть чем заняться даже летом, помимо посещения местных колыб.

Жилье нашли в словацком гугле на сайте Липтова Микулаша. Аппартаменты «У Ондрия» понравилось всем: на окраине городка (20 минут ходьбы от вокзала), в 5 минутах от двух торговых центров. На четверых – около 40 евро в день. Большая комната, собственная кухня и санузел с душем. Беседка, барбекю, батут, дружественный пес и сарай с кроликами – в качестве бонуса.

Добираться до Микулаша очень легко. Поездом до Ужгорода, оттуда – меньше трех часов на автобусе до Кошице. Оттуда – два часа поездом – и мы на месте.

Чем заняться в Микулаше? Первым делом идем в информационное бюро для туристов (так мы поступаем в любой стране). Набираем карт, рекламы, получаем консультацию от менеджера. Узнаем: можно сделать трекинг на гору Хопок (2000 м), можно посетить огромные пещеры, можно прокатиться на Бобовой дороге (подробности – ниже), можно снестись с горы на колобешках (расшифровка – ниже), можно арендовать велосипед и поколесить по округе, можно сходить на роскошный джазовый концерт, посетить музеи-выставки... А ведь еще надо попить отличного пива и кофолы: недели маловато будет.

Хозяин нашего жилья Ондрей жалуется: все лето лил дождь - он не смог даже насушить сена для кроликов. Нам повезло: под конец лета погода улучшилась, за неделю у нас было четыре дня без дождя.

Дети настойчиво требовали идти на бобовую дорогу. Мы подъехали на автобусе, затем немного прошлись к подножию горы. На голом склоне увидели не привычные лыжные подъемники, а загадочную конструкцию, сияющую в лучах солнца. Монорельса петляет по склону, а на ней – капсулы-бобы. Покупаем билет (в туристическом информационном центре их продают со скидкой), заходим на платформу, влазим в боб. В капсуле – ремень безопасности и единственная ручка: тянем на себя – тормозим, толкаем от себя – ускоряемся. Боб цепляют за бугель, который тянет кабинку на вершину. Дальше – несемся вниз, с ужасом тормозя на поворотах, поскольку не покидает ощущение, что на вираже тебя сбросит с трубы, по которой катится боб. После третьего спуска начинаешь спускаться быстрее, можно попробовать догнать впереди катащийся боб. Ощущения неописуемые! Это сопоставимо с ночным катанием на санях по лыжной трассе в Австрии. Кстати, бобовую дорогу можно отыскать и в Кошице. Почему такого аттракциона до сих пор  нет у нас в Карпатах – загадка.

На следующий день лил дождик и мы отменили трекинг на гору Хопок. Подъехали на автобусе и отправились в пещеру. Из двух доступных выбрали Ледяную. Большая, холодная, с остатками льда: самое то для «организованного туриста». Мне лично больше нравятся пещеры, где нет толп посетителей, ступеней с поручнями, подсветки и кассира на входе...

Следующий день выдался солнечным. Снова недолгая поездка на автобусе и мы - у начала горной дороги. Асфальтированная,  красиво петляет среди кустов с малиной, черникой, костяникой... Полтора часа ходьбы - и мы на вершине. Здесь есть бар с разливным пивом, но мы туда не идем, хотя мысль такая посещает. Нас уже встречают ребята, «обилечивают», предлагают выбрать защитный шлем и колобешку. Стоимость билета за один спуск – 5 евро. Но с туристической картой, которую без труда получите у хозяина апартаментов – 4. Колобешка – это просто сказочный самокат: колеса накачиваются, два тормоза, на площадке можно встать двумя ногами! Есть два варианта: с маленьким передним колесом и с большим. Первый – более компактный, второй – больше похож на велосипед, но легче управляемый. Спуск – это масса адреналина. Примерно 20 минут летишь вниз, перепрыгивая через кочки, ямки, ручейки, вписываясь в повороты. Скорость по ощущениям – до 40 км\час. Желательно одеть очки.

Внизу сдаешь колобешку механику на автомобиле с прицепчиком, на котором он повезет их на гору. Мы прикинули, что можно за день прокатиться раз пять. Восемь часов подъема, почти два часа спуска. Но у нас оставалось полчаса до отправления последнего автобуса. Поэтому времени хватило только на визит в ресторанчик. Пиво в Словакии повсеместно вкусное и разливное. Цена почти фиксированная – около одного евро.

На гору Хопок мы так и не поднялись: дождило. Поэтому последний день посвятили культурному знакомству с городком. Утром натолкнулись в центре на выступление местного духового оркестра. Это было очень мило и драйвово. Дождик не помешал выступлению. Потом прошлись по местным музеям и остались довольны. Никакого провинциализма: живопись местных художников от 18 века до нынешних дней достойного европейского уровня. Выставка фотографов-анималистов также была на высоте. А еще понравилась выставка в местном фотоцентре о работе пожарной службы. И все это – в райцентре размерами с наше Мукачево.

А вечером мы оказались на безумно классном концерте. Мероприятие было бесплатное, проходило в роскошном старинном здании синагоги. Бригада олдовых музыкантов из четырех европейских стран дали джазу!

Следующим утром наша семья распалась: дети отправились в Кошице, а мы с женой решили заскочить на пару дней в Прагу: сколько там той Европы! Шесть часов в пути пронеслись незаметно. Поезда в Чехии и Словакии везде чистые, комфортные. Везде есть вагон-ресторан с разливным пивом и официантами в накрохмаленных рубашках и передниках. Пиво – неизменно разливное.

За день до отъезда  забронировали жилье в самом центре Праги – без изысков, зато вид отличный!

Чехия здорово отличается от Словакии. Чувствуется мощь и размеры. В Словакии чувствуешь себя как в провинции: мало людей и машин, все спокойные, улыбчивые. В Праге все спешат и не всегда тебе рады. Если, конечно, ты не  готов открыть свой кошелек. Здесь шумно и не очень чисто. Едва вышли на пражском вокзале, сразу столкнулись с массой городских фриков, каждый второй, похоже, под кайфом. Говорят, здесь почти легализованы легкие наркотики. Долго блудили по лабиринтам старого города, пока нашли наш хостел рядом со Староместской площадью. Подниматься в номер было утомительно. Мы жили на самом чердаке! Зато какой открывался вид!

Следующие полдня бесцельно лазили по центру. Потом от нечего делать зашли в музей Алхимии. Это было ужасно! Какой-то клуб любителей Гарри Потера. В книге благодарностей я пожелал законодательно запретить посещение этого заведения гражданам старше 8 лет.

Бродить по улицам старой Праги – сомнительное удовольствие. Здесь масса туристов, около половины которых – пьяные малолетки, вторая половина – постоянно кричащие русские. Они очень полюбили этот город (наверное, скоро придут сюда «помогать» своим). Русские скупили в Праге массу бизнесов, все сувенирные лавки – их собственность. Здесь можно купить шапки-ушанки с кокардами СССР. А однажды из дверей одной такой лавки нас обдало незабываемой мелодией «Золотые купола!..» Мы панически бежали из этого туристического рая в уютный бар. Он оказался почему-то популярен у японских туристов.

Ночью бродили по не очень туристическим местам вдоль набережной. Самое незабываемое впечатление: ни одного русского! Домой возвращались через Карлов мост, который многолюден при любой погоде в любое время. Заметили стайку малолеток. Один был закутан в украинский прапор. Мы крикнули: «Слава Украине!» В ответ услышали бодрое: «Героям слава!» Взяли пива с собой, пошли в номера нетрезво любоваться на ночную Прагу из окна своего чердака.

Нет, одного дня пребывания в туристическом центре – это больше чем достаточно для психически здорового человека. Утром попрощались с девочкой на ресепшене и смело двинулись прочь из центра. Чем дальше мы удалялись, тем приятнее становилось вокруг. В Праге масса парков, всяческих безлюдных мест... Мы набрели на оригинальную телевышку, посидели в уютных барах...

Кстати, о барах. В центре чехи совершенно нахально разводят туристов, завышая цены на пиво в 2-3 раза. Причем, в меню одна цена, реально – другая. Пиво наливают 2-3 самых популярных сортов: Пилзнер, Козел, Гамбринус: стандартный вкус, привычные бренды...

Но едва вы удаляетесь от туристических мест, картина меняется кардинально: масса оригинальных сортов пива маленьких броварен: каждое со своим неповторимым вкусом. Публика – местная, неизбалованные бармены, каждый бар со своей изюминкой. Так, в одном месте мы обнаружили над стойкой объявление: «Членам компартии и прочих преступных организаций пиво не отпускаем».

А в другом баре в жилом квартале была акция – пиво по очень невысокой цене. Но фишка была в другом. Если остальные сорта наливал бармен, то акционное клиент наливал сам. Аппарат для налива находился на открытой площадке. Клиентов не было, бармен находился в зале. А я не мог найти щель, куда следовало бросать монеты. Тут появился бармен и показал мне на пластиковую бутылку с прорезью, наполовину заполненную монетами. Во как!

Из Праги уезжали с чувством глубокого удовлетворения, что мы покидаем этот город, испорченный туристами и русскими.

На обратном пути в купе подсел общительный дядя «за 50» в пошлых наколках на руках, который ни слова не знал по-английски, но очень хотел познакомиться. В качестве переводчика выступил молодой чех-хипарь. Оказалось, дядя с чемоданом на колесиках едет воевать в Украину. Я был в шоке. После краткого общения на повышенных тонах в купе до самого прибытия воцарилась гробовая тишина. Так что, как выяснилось, дебилов хватает не только на севере, но и на западе.

Кстати, из общения с местными, которые неоднократно обращались с просьбой провести политинформацию, выяснилось, что «Раша тудей» работает очень эффективно. Масса европейцев считает, что события в Украине – это разборки между США и РФ, наш зимний Майдан - это проект Вашингтона. А мы тут вроде ни при чем...

После Праги Кошице – второй по величине город Словакии - показался почти родным. Мы пили пиво и кофолу (местный напиток-аналог пепси), ходили по музеям и бесцельно болтались по городу. К сожалению, в эти дни не было хоккейного матча (а это в Словакии – захватывающее зрелище). Зато мы купили домой колобешку за 62 евро и тут же ее протестировали.

А еще мы побывали в совершенно удивительном экспериментариуме, где посетитель проходит массу интереснейших тестов и заданий, после чего получает сертификат из рук робота.

Вечером в том же месте состоялся замечательный концерт на открытом воздухе. На нем мы увидели истинное лицо американской военщины. Выступал прославленный Европейский оркестр военно-воздушных сил США. Эти ребята успевает дать до 400 концертов в год по всему миру. Играют и поют во всех возможных жанрах и делают это на высочайшем уровне. Нам захотелось поскорее в НАТО, но надо было возвращаться домой...

Да, чуть не забыл: пиво и в Чехии и в Словакии отменное! Даже не знаю, какое предпочесть. Придется съездить на тестирование еще раз.