ТЕМА

Битва за «Ориану»: русские отступают? Часть 1

27 апреля 2015 | 08:03 , Андрей Старостин, для ТЕМЫ

16 января и 17 февраля этого года СБУ возбудила два уголовных дела, в которых фигурирует российский гигант «Лукойл». Дело нешуточное, особенно, если учесть набор подозрений: контрабанда нефти на 2 миллиарда долларов и поддержка террористов ДНР-ЛНР! Также СБУ подозревает «Лукойл» в незаконной приватизации стратегического ОАО «Ориана» и невыплате 170 млн. евро. Кстати, приватизация случилась в 2004 году, когда ФГИ возглавлял ныне покойный Чечетов. СБУ сообщило об этом 17 февраля, а несколькими днями позже Чечетов выпрыгнул в окно. Мы попытались разобраться в перипетиях этого уголовного скандала. История получилась драматичной и захватывающей.


В бизнесе нефтекомпании «Лукойл» на территории Украины что-то пошло не так. В 2014 году она спешно продала фирменную сеть АЗС малоизвестной AMIC Energy Management GmbH, Австрия. Следующим этапом может стать ревизия инвестиций «Лукойла» в сеть нефтебаз и оптовую торговлю нефтепродуктами в некоторых районах Восточной Украины. И уже без согласия «Лукойла» может произойти переоценка украинскими властями условий участия российской компании в капитале крупнейшего химического предприятия страны, калушского ПАО СП «Лукор».

Похоже, Киев решительно пересматривает отношение к этому российскому инвестору. Об этом красноречиво свидетельствуют два обнародованных в январе-феврале заявления СБУ, о которых мы упомянули в начале. В первом из них речь идет о том, что должностные лица этой компании подозреваются в организации на протяжении 2013-14 годов перемещения без таможенного контроля через государственную границу и реализацию на внутреннем рынке более 2 млн. тонн нефтепродуктов на сумму около $2 млрд. Подозреваемые организовывали перемещение контрабанды нефтепродуктов через морские терминалы Феодосии, Херсона, Измаила, Николаева и Одессы с использованием подконтрольных субъектов хозяйствования «Лукойл Украина», Одесский НПЗ, ТОВ «Первая Топливаная Компания» и других. «СБУ осуществляет документирование грубого нарушения субъектами хозяйствования требований действующего законодательства во время импорта и дальнейшей реализации нефтепродуктов на территории Украины и использования вырученных средств для финансирования террористических организаций так называемой «ДНР» и «ЛНР», сообщено в заявлении.

Второе заявление СБУ касается многоходовой махинации, в ходе которой компания «Лукойл» незаконно получила в собственность нефтехимический комплекс ПАО «Ориана» и нанесла многомиллионные убытки государственному бюджету нашей страны. В заявлении указано, что в 2000 году государство Украина, опираясь на убыточность работы комплекса и отсутствие собственного нефтяного сырья, решило привлечь к решению проблем предприятия компанию «Лукойл-Нефтехим» и создать на базе «Орианы» совместное предприятие ЗАО «Лукор». «Российская компания заплатила за участие в бизнесе $100 млн. собственными ценными бумагами. Установлено, что реальная стоимость ценных бумаг составляла только $27 млн… Кроме этого, инвестор обязался погасить кредит на сумму 170 млн. евро, которые ранее «Ориана» получила для модернизации своих мощностей. Обязательство не было выполнено, а займ одного из европейских банков был полностью погашен украинской стороной», заявила прессе СБУ. 

От более обширных комментариев следствие пока воздерживается. А наличие подозрения в финансировании террористических организаций позволяет предположить, что «избежать дальнейшего ухудшения работы в Украине «Лукойлу» вряд ли удастся, даже в случае невероятного шага - единовременной выплаты государству недостающих $63 млн. учредительного взноса, и компенсации расходов на погашение кредитных 170 млн. евро.

Этот шаг со стороны компании крайне маловероятен. Так, в 2013 году, после продажи Одесского НПЗ «Лукойла» холдингу ВЕТЕК Сергея Курченко,  российская компания продолжала операционное управление снабжением этого НПЗ сырой нефтью  и ректификатом, осуществляя «процессинг» переработки этого сырья, предоставляя возможность холдингу ВЕТЕК зарабатывать деньги. Пока нет никаких публичных данных о том, куда ВЕТЕК направлял ранее вырученные на НПЗ средства в 2013-14 годах. Но в 2015 году след этих расходов проявился благодаря бывшему начальнику юридического департамента холдинга Евгению Файницкому - он несколько месяцев занимал пост министра топлива и энергетики в террористической организации, которая известна в Украине как  «ДНР».

В начале марта группа пророссийских политиков в парламенте из депутатской группы «Оппозиционный Блок» создала теневой Кабинет Министров, заняв однозначную политическую позицию: «за мир». На практике это может означать одно: переговоры с сепаратистами и легитимизацию боевиков на востоке Украины. Благо, речь идет всего лишь о теневом кабмине. Но это пока. Ссегодня все активнее ведутся разговоры о возможной отставке правительства Яценюка и политическом реванше пророссийских сил.

И этот сценарий, с учетом не самых эффективных действий нынешнего Кабинета министров и начала проведения непопулярных реформ, становится все реальнее. Если произойдет смена правительства, тогда суть выдвинутых «Лукойлу» подозрений в финансировании террористических организаций отпадет сама собой. Картина преобразится: окажется, например, что все это было экспериментальной формой поддержки органов местного самоуправления по заправке дизтопливом иностранной бронетехники с бортовыми маркировками «на Киев», которая мирно кочует по трем районам Донбасса.

Что касается проблем с недоплатой «Лукойлом» учредительского взноса в СП «Лукор» и непогашения кредита, то в этой части «ОпБлок» ведет себя гораздо проще, предлагая власти линию поведения, апробированную при Януковиче. Эта линия в 2013 году была изложена в меморандуме, подписанном главой российской компании Вагитом Алекперовым и первым вице-премьером Юрием Бойко. Последний ныне возглавляет депутатскую Группу «ОпБлок». 4 марта, накануне первого заседания теневого пророссийского правительства этого блока, профсоюзная организация СП «Лукор» обратилась к премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой о продолжении реализации положений этого меморандума. Его суть сводится к тому, что государство Украина вместо требований к инвестору выполнить обещанное, должно вести себя совсем наоборот. А именно: как и в 2010-13 годах взять на себя обязательство снизить тарифы на поставку «Лукору» природного газа и электроэнергии. В унисон с профсоюзом этого украино-российского СП в начале марта выступила Конфедерация работодателей во главе с задержанным в Австрии ФБР США Дмитрием Фирташем. Конфедерация заявила о готовности вместе с профсоюзными организациями предпринять в апреле «поход на Киев» организованных групп трудящихся - с целью борьбы за мир и сохранения рабочих мест.

 

Другие варианты досудебного урегулирования

Воссоздание меморандума с «Лукойлом», как и линия на признание «политическими силами» террористических формирований и сетевых центров спецслужб РФ – не единственный вариант спасения российской компании от судебного преследования с целью ареста зарубежных активов в качестве возмещения Украине нанесенных убытков. Признаем, что такой вариант маловероятен: он чересчур фронтальный, трудоемкий, длительный. $63 млн. недоплаченного учредительного взноса, и компенсация расходов на погашение кредитных 170 млн. евро - это сравнительно немного для крупной нефтекомпании, чья чистая прибыль в 2014 году превысила $6 млрд. В то же время, если по факту перемещений через границу Украины нефтепродуктов в адрес структур холдинга ВЕТЕК суд получит доказательства сокрытия, то есть - классической контрабанды должностными лицами, тогда компании «Лукойл» придется возмещать Украине полную стоимость 2 млн. тонн нефтепродуктов. А это несколько миллиардов долларов!

Признаем: для украинской юстиции это трудно достижимая сумма. Иск может превысить суммарную стоимость всех зарубежных проектов «Лукойла» в 2000-е годы. Таких, например, как покупка НПЗ Petrotel в Румынии за $200 млн., или приобретение активов компании Vanco Energy в Западной Африке и США.

 С учетом таких исковых масштабов судебные перспективы дела крайне низки. Потребуется добиваться существенной поддержки от правосудия Румынии и регулирующих инстанций ЕС в достаточно сложном и многолетнем разбирательстве. Например, доказывать в судах необходимость ареста месторождений нефти и газа на румынской части шельфа острова Змеиный,  которые принадлежат Lukoil Oversies и Vanco Energy, добиваться ареста активов НПЗ Lukoil Petrotel. Покупателя на такой конфискат не сложно найти в той же Румынии. Намного сложнее завершить процесс апелляций, предшествующий продаже.

Гораздо проще для Киева – признать утверждения «Лукойла», что он инвестировал в СП «Лукор» более $700 млн. и компенсировать убытки государству за счет ареста активов российской компании в этом украинском СП. Но даже совместно с арестом активов сети АЗС AMIC Energy Management, это принесет не больше $ 1,5млрд, и вряд ли покроет Украине ущерб от нелегально ввезенных и проданных на ее территории в 2013-14 годах нескольких миллионов тонн дизтоплива.

 

Вариант от «другой» пророссийской оппозиции

Помимо политического варианта, судебных тяжб с арестом зарубежных активов, поиска нового инвестора для «Орианы», существует четвертая перспектива - на первый взгляд, компромиссная. Этот вариант предполагает, что правительство Арсения Яценюка возьмет на себя политический балласт в виде ответственности за «доработку» меморандума Бойко-Алекперова от 2013 года и приведет это соглашение в соответствие с новыми «санкционными» реалиями, сложившимися между РФ и Украиной, ЕС и США к середине 2014 года. По этому варианту «Лукойл» должен принять новые правила, как и перспективу их возможного ухудшения, вплоть до «иранского сценария» с эмбарго на прямую покупку у РФ отдельных видов энергоносителей.

Исходя из этого, «Лукойлу», во-первых, целесообразно погасить Украине все претензии по недоплатам при создании СП «Лукор». И во-вторых, компания могла бы отказаться от одиозного требования Меморандума о выделении целевого пониженного тарифа на газ и электроэнергию для СП взамен очередной и более завуалированной уступки. Такая уступка весьма вероятна - это передача российской компании или, например,  австрийской AMIC Energy Management – прав на концессию нефтепродуктопровода Мозырь-Калуш-Ужгород, по которому «Лукор» в 2001-09 годы снабжался нефтяным сырьем. Под весьма вероятной угрозой расширения санкций, концессионер мог бы взять перед Украиной обязательства заполнять мощности этого магистрального трубопровода  нефтепродуктами, которые формально произведены не в РФ, а в Белоруссии. Эти энергоресурсы будут экспортировать на «Лукор», а также  через Ужгород далее - в Венгрию, Австрию и другие страны ЕС.

По такому компромиссному варианту «Лукойлу» не будут страшны даже фронтальная военная атака РФ на Украину, а также расширение международных санкций, которые за этим последуют. Все проблемы урегулирует новый меморандум. И украинское направление компании будет работать, опираясь на площадку в Белоруссии даже под возможными авиаударами, как будто войны и нет.

Такой вариант урегулирования между Украиной и «Лукойлом» выглядит весьма прагматично. Но чтобы разобраться в деталях, следует знать кому и почему сейчас принадлежит продуктопровод Мозырь-Калуш-Ужгород. Еще год назад он принадлежал российской компании «Транснефтепродукт» (РТНП) АК «Транснефть» в лице украинского 100%-го дочернего предприятия РТНП, ТОВ «ПрикарпатЗападТранс» (ПЗТ). Право собственности было оформлено в 1995 году решением тогдашнего премьер-министра Евгения Марчука. Но к началу 2015 года, во многом благодаря агрессии  РФ против Украины, ФГИУ удалось отсудить себе этот актив. Трубопровод перешел в ведение государственной «Укртранснафты» и ее дочернего предприятия «Укртранснафтопродукт» (УТНП). Стало быть, Украина заполучила то, что можно сдать в концессию российскому «Лукойлу» в ходе урегулирования взаимных претензий по СП «Лукор». Киев сможет не понижать тарифы для СП, а российская компания продолжит развивать «Лукор», полностью подготовившись к масштабной войне и санкциям. Получив в концессию трубопровод напрямую либо через подставные компании в Австрии или Венгрии, «Лукойл» сможет увеличить транзит своих нефтепродуктов в ЕС из Белоруссии.

Но у этого изящного компромисса есть два глубоких изъяна. 

Окончание следует


Ця публікація здійснена за фінансової підтримки Європейського Союзу. За зміст публікації відповідає лише Харківська правозахисна група, і його ні за яких обставин не можна вважати таким, що відбиває позицію Європейського Союзу
This document has been produced with the financial assistance of the European Union. The contents of this document are the sole responsibility of Kharkiv Human Rights Protection Group and can under no circumstances be regarded as reflecting the position of the European Union

Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Кэйт Мосс. photos by Irving Penn

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: