ТЕМА

Битва за "Ориану": "Лукойл", Коломойский, Еремеев. Часть 2

28 апреля 2015 | 09:48 , Андрей Старостин, для ТЕМЫ

С учетом неких скрытых от посторонних глаз обстоятельств становятся очевидными атаки на Игоря Коломойского, в том числе некоторых молодых и прогрессивных депутатов. Дополнив общий мессадж прессы открывшимися нам знаниями, получим следующее: олигарх Еремеев долгие годы тихо использовал российский продуктопровод, а Коломойский вдруг обидел волынского нефтяного магната. Алчный Коломойский, воспользовавшись внешней агрессией против страны, вернул продуктопровод государству, и назначил управлять им лояльный себе менеджмент. Именно так следовало писать прогрессивным журналистам, если быть до конца честными в критике Коломойского. Почему этого до сих пор не разъяснила подконтрольная «Привату» пресса? Вряд ли причина в близорукости коллег. Очевидно, скандал был срежиссирован и согласован между властью и остальными участниками конфликта. Наблюдатели говорят о существовании договоренностей, суть которых нам, увы, не ведома.


Недостатки компромисса и общие перспективы

Первое препятствие в реализации этого плана: правительство Яценюка вряд ли согласится взваливать на себя балласт в виде нового меморандума с «Лукойлом». Такой свежий массивный политический  негатив сможет потянуть только новый премьер-министр Украины, или вообще - новая правящая парламентская коалиция. Существует также второй изъян плана: «Укртранснафта» смогла в достаточно короткий годичный срок победить в суде бывшего российского собственника продуктопровода, идущего в Калуш. Но в значительной мере эта победа объяснялась тем, что менеджмент «Укртранснафты» до последнего времени действовал под протекторатом крупнейшего нефтяного инвестора Украины Игоря Коломойского. Совсем недавно он оставил должность губернатора из-за критики за якобы негативное вмешательство в работу государственных нефтекомпаний: «Укртранснафты», «Укртатнафты» и «Укрнафты» (в последних двух государству принадлежит соответственно 47% и 51% акций).

Примечательно, что критика в адрес Коломойского исходила в основном не от «ОпБлока», а из лагеря пророссийской оппозиции в украинском парламенте – группы «Воля Народа» Игоря Еремеева и Андрея Деркача. Традиционно на протяжении десятилетий проходящий через Украину российский продуктопровод был вотчиной нефтеторговых компаний Еремеева, которые без особых помех поставляли через него нефтепродукты из Белоруссии.

С учетом этих традиций становятся очевидными атаки на Коломойского, в том числе некоторых молодых и прогрессивных депутатов при поддержке прессы. Дополнив общий мессадж прессы открывшимися нам знаниями, получаем следующее: олигарх Еремеев долгие годы тихо использовал российский продуктопровод, а Коломойский вдруг обидел волынского нефтяного магната. Алчный Коломойский, воспользовавшись внешней агрессией против страны, вернул продуктопровод государству, и назначил управлять им лояльный себе менеджмент. Именно так следовало писать прогрессивным журналистам, если быть до конца честными в критике Коломойского. Почему этого до сих пор не разъяснила подконтрольная «Привату» пресса? Вряд ли причина в близорукости коллег. Очевидно, скандал был срежиссирован и согласован между властью и остальными участниками конфликта. Наблюдатели говорят о существовании договоренностей, суть которых нам не ведома.

В конфронтацию между  финансовой группой «Приват» и группой Еремеева (а если быть совсем точным - Еремеева\Деркача\Григоришина) могут подключиться третьи силы. Например, группа компаний Виктора Пинчука, имеющая крепкие экономические, и с недавних пор политические позиции в Белорусии. В такой напряженной обстановке, пусть даже со сменой правительства, ни один вменяемый украинский политик не возьмет на себя риск «компромиссного меморандума» с российским «Лукойлом». Остается только перспектива суда, арест активов и новый конкурс с привлечением химических корпораций ЕС или государств Азии. Иначе, на потеху химическим комбинатам РФ, крупнейшее промышленное предприятие Западной Украины и третья по оборотам украинская компания вообще вряд ли когда-либо сможет заработать на полную проектную  мощность.

 

 Историческая справка

Первопричиной внимания «Лукойла» к Калушу скрыта в далеких 1990-х годах, когда российская компания ЮКОС Михаила Ходорковского купила крупный пакет акций венгерского химического концерна Tiszai Vegyi Kombinat Rt венгерской нефтяной корпорации MOL. Тогда акционеры ЮКОСа нацелились на украинский комбинат «Ориана», поскольку венгерский и украинский химкомбинаты с момента строительства представляли единый производственный комплекс, связанный самым протяженным в Европе этиленопроводом.

Многие проекты Ходорковского, в том числе, и эти проекты в Венгрии, изрядно напугали пришедшую к власти в  РФ с 1999 года группировку Владимира Путина. Еще до расширения ЕС к границам Венгрии, вполне вероятный проект интеграции химической промышленности Украины и Венгрии стал одним из первых вызовов для этой лишь набиравшей силу российской финансово-административной группировки. Ее представители считали и продолжают считать Украину зоной своих интересов, и параллельно с этим преследуют цель дробить на зоны влияния весь ЕС по мере расширения границ Европы дальше - до Кипра и государств Причерноморья. В контексте этой масштабной и долгосрочной цели, денежные и геополитические ставки в интеграционном проекте TVK и «Орианы» были слишком высоки, чтобы допустить хоть какой-то шанс на продуктивную экономическую интеграцию Украины и Венгрии.

Возможность такой интеграции в химической промышленности была сорвана. Все имущество некогда крупнейшей частной российской нефтекомпании ЮКОС было конфисковано, компания ликвидирована, а ее создатель Михаил Ходорковский заключен в тюрьму. В роли нового собственника ранее принадлежавшего ЮКОС пакета акций венгерских TVK и MOL определилась петербургская компания «Суругтнефтегаз», эксклюзивными правами на внешнеторговые операции которой владеет оффшор нефтетрейдера  Gunvor  Геннадия Тимченко.


  • Персоналии по проекту. На момент, когда ФГИУ делегировал областным властям  Ивано-Франковской области передачу «Орианы» в капитал СП «Лукор», от имени НК «Лукойл» в СП вошла компания «Лукойл Нефтехим» Бориса Линшица, которую возглавлял Борис Немцов, тогдашний глава Союза Нефтеэкпортеров РФ.

Наличие оппозиционных кадров в проекте «Лукора» не устраивало Кремль, и в 2001 году Линшиц продал все свои доли в концерне «Нефтяной» компании «Лукойл», а Немцов оставил компанию несколько позже, в 2005 году. Вместе с ними от координации развития СП самоустранился бывший совладелец сети АЗС концерна «Нефтяной» в Украине Дмитрий Сандлер, который возглавлял «ЛНХ Украина».

Начав политическую карьеру с депутатства в партии «Наша Украина» премьер-министра Виктора Ющенко, Сандлер с 2006 года перешел в Партию Регионов и достиг партнерства с Эрнестом Галиевым и Александром Ярославским. Ныне бывший глава ЛНХ Украина более известен на рынке недвижимости Киева, как бывший совладелец К.А.Н. Девелопмент и деловой партнер Вагифа Алиева, который считается близким другом, и самым известным американским земляком владельца «Лукойла» Вагита Алекперова. 


Наряду с венгерским направлением было разрушено и украинское направление несостоявшегося интеграционного объединения в нефтяной и химической промышленности Украины и Венгрии. Тут обошлось без конфискаций и арестов. Параллельно с работой Кремля по конфискации активов ЮКОСа в Венгрии, промосковский режим Леонида Кучмы получил от Москвы предложение, от которого не смог отказаться. Сначала Украине без лишних обсуждений предложили закрепить в российской собственности магистральный нефтепродуктопровод, снабжавший «Ориану» нефтяным сырьем – продуктопровод Мозырь-Калуш-Ужгород «ПрикарпатЮгоЗападТранс». Передача трубопроводной магистрали иностранной компании вопиюще противоречила украинским законам: достаточно вспомнить, какой шум подымался вокруг всяческих «газовых консорциумов». Но как-то получилось, что на огромный, самый протяженный в Европе продуктопровод мощностью 17 млн. тонн дизтоплива в год никто упрямо не хотел обращать внимание, как будто его не существовало.

После решения судьбы трубопровода, правительству Украины предложили безальтернативно передать калушскую «Ориану» в совместное управление российской компании «Лукойл Нефтехим, ЛНХ». Преследовалась вполне очевидная цель - создание СП «Лукор» - не для того, чтобы комбинат заработал, а чтобы оградить украинский химкомбинат от нелояльных Кремлю акционеров ЮКОСа. В результате, кремлевскому властителю доложили про успешный срыв опасных для РФ планов экономической кооперации Украины и Венгрии в нефтяной и химической промышленности.

Условием передачи в это СП крупнейшего государственного промышленного имущественного актива Украины было отделение от «Орианы» дюжины производств, которые российские партнеры по СП посчитали непрофильными активами. Среди прочего это добыча калийного сырья, производство магния, калийных удобрений и кремнезема. Сразу после создания «Лукора» эти производства были отданы местному частному капиталу, не имевшему никакого опыта работы в этой сфере. Как следствие, в результате дробления «Орианы» в Украине почти полностью остановилось некогда мощное производство магния и калия. В итоге, наша страна на долгие годы очутилась в тотальной импортной зависимости от РФ и Белоруссии сразу по нескольким товарным статьям. Главная среди этих торговых потерь – полный переход на импорт в снабжении украинского АПК калийными удобрениями. Не менее важные потери – переход на импортное снабжение магнием украинских предприятий металлургии титана, прекращение внутренних поставок магния для аэрокосмической промышленности.

В добавок к разгрому многопрофильных мощностей калушской «Орианы», с созданием СП на власти Украины обрушилась проблема финансирования борьбы с угрозой обводнения остановленных, экологически чрезвычайно опасных рудников в Ивано-Франксовской и Львовской областях. Эти химические ГОКи раньше работали на те мощности комбината, которые в ходе создания СП «Лукор» вдруг оказались «непрофильными». Горно-промышленный дивизион комплекса оказался не нужным российскому инвестору, как и производство калия, магния, кремнезема...


Ця публікація здійснена за фінансової підтримки Європейського Союзу. За зміст публікації відповідає лише Харківська правозахисна група, і його ні за яких обставин не можна вважати таким, що відбиває позицію Європейського Союзу
This document has been produced with the financial assistance of the European Union. The contents of this document are the sole responsibility of Kharkiv Human Rights Protection Group and can under no circumstances be regarded as reflecting the position of the European Union

Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: УНИАН

Президент України Віктор Ющенко та найвища людина в світі українець Леонід Стадник (зріст 2,53 м) у дворі Секретаріату Президента України, в Києві, в понеділок, 24 березня 2008 р. Президент України Віктор Ющенко передав Леоніду Стаднику спеціально адаптований під нього автомобіль марки «Шевроле». Кілька місяців тому Леонід Стадник звернувся до Президента з проханням про спеціальний автомобіль. Глава держави спрямував своє доручення керівництву ЗАТ «ЗАЗ». Під розміри Л. Стадника адаптовано салон авто і сидіння пасажира. Віктор Ющенко особисто сів за кермо і проїхав разом з Леонідом Стадником площею перед Секретаріатом. Фото Миколи Лазаренка

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: