ТЕМА

Ядерный склад возле Киева. Как Украина разрывает “атомные” связи с Россией

21 мая 2018 | 09:56 , Алексей ШЕВНИН

распечатать        комментарии [0]       добавить в

В ближайшие годы Украина наконец-то сможет получить независимость от России в сфере захоронения ядерного топлива, отслужившего на АЭС.


Президент Украины Петр Порошенко 27 апреля заявил, что Централизованное хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), которое построят в Чернобыльской зоне, можно будет заполнять использованными тепловыделяющими элементами в течении 50 лет.

Чернобыль вместо России

На сегодня только на Запорожской АЭС есть сухое хранилище для отработавших сборок — совокупности циркониевых трубок, начиненных урановыми таблетками. За хранение ОЯТ с трех остальных украинских станций приходится платить восточному соседу около $200 млн в год. И проблема не только в деньгах, но и в том, что Россия может в любой момент крутануть носом и не захотеть его принимать. Кстати, именно по этой причине в начале 2000-х построили хранилище на Запорожской АЭС. Более того, через несколько лет на долгосрочное хранение придется отправлять тепловые сборки американской компании Westinghouse, которая обеспечивает в Украине шесть из 15 энергоблоков.

Итак, Центральное хранилище начали строить осенью прошлого года на 18,2 га Чернобыльской зоны, рядом с отселенным пгт Буряковка, где компактно захоронены остатки радиоактивной техники, оборудования и материалов. Причем заработать оно должно уже до 2020 года.

Миллиарды — в контейнеры

“Энергоатом” привлек в партнеры американскую компанию Holtec, которая выиграла тендер еще в далеком 2005 году. Хранилище построят в 15 этапов за 16,5 лет и 37,2 млрд грн. Самым дорогим будет первый пусковой комплекс: на него и всю необходимую инфраструктуру уйдет 4,46 млрд грн. Примечательно, что сами строительные работы стоят относительно недорого — 445,5 млн грн, тогда как оборудование (в первую очередь — 458 спецконтейнеров) потянет более чем на 30 млрд грн.

Однако если учесть, что Украина каждый год платит России около $200 млн. за захоронение ОЯТ, то инвестиции в Централизованное хранилище должны отбиться менее чем за семь лет.

Средства на проект сейчас собирает “Энергоатом”. На первом этапе госкомпания с помощью Bank of America разместила облигации с фиксированной ставкой на фондовом рынке США для привлечения $250 млн. Причем риски потенциальных инвесторов застраховала американская правительственная корпорация США OPIC. Это дало гарантию, что они в течении 20 лет будут иметь возможность получать доход от купленных ценных бумаг. Кроме того, “Энергоатом” использует средства кредита в 600 млн евро от ЕБРР в рамках программы программа повышения безопасности действующих АЭС, ведь на самых станциях тоже необходимо устанавливать оборудование под технологии Holtec.

“Могильник” отменяется

Впрочем, непрофессионалы нередко называют хранилище отработавшего ядерного топлива могильником и пугают возможной экологической катастрофой. Оба эти утверждения можно объяснить либо незнанием физики, либо провокативным желанием взбаламутить общество.

Во-первых, ОЯТ — это не отходы, которые нужно навечно зарыть в могильник, а ценный ресурс. В будущем оставшийся в использованных ядерных элементах уран можно снова обогатить, а также получить смесь оксидов урана и плутония, так называемое МОКС-топливо, предназначенное для реакторов на быстрых нейтронах.

Во-вторых, зона потенциального радиоактивного воздействия может включать территорию радиусом до 1 км вокруг Централизованного хранилища. А ближайший населенный пункт — с. Иванкив — находится за 40 км. Более того, Holtec International, согласно украинскому законодательству, создает для нас двустенные контейнеры, хотя обычно в мире используются одностенные.

И наконец, сама потенциальная опасность такого хранилища несопоставимо ниже, чем любого работающего на АЭС реактора, где, в отличие от контейнеров, происходит цепная реакция деления ядер. Поэтому тем, кто запугивает украинцев “могильником” в Чернобыльской зоне, нужно для начала озаботиться закрытием всех АЭС, как минимум в Европе. Кроме того, новые и отработавшие ядерные сборки время от времени перевозят по Украине в спецпоездах, а по сравнению с такими рейсами оборудованное в Зоне отчуждение хранилище — оплот безопасности.

УКРРУДПРОМ



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

СКОРО: Европейское турне от Франкфурта до Амстердама

по теме

Схватка за Nissan. Как глава автогиганта попал в японскую камеру-одиночку

03. 12. 2018 | 08:38

Один из самых известных международных менеджеров топ-класса Карлос Гон сейчас находится в тесной камере-одиночке Токийской окружной тюрьмы. Обладателю роскошных резиденций во многих странах планеты приходится спать на соломенных матах-татами и беспрекословно выполнять требования надзирателей. Еще пару недель назад 64-летний уроженец Бразилии с французским паспортом возглавлял тройственный альянс французского концерна Renault и японских Nissan и Mitsubishi, который только что вышел на первое место в мире по объему сбыта автомобилей. За первые шесть месяцев нынешнего года это объединение продало по всему миру 5,54 млн машин, слегка опередив группу Volkswagen с ее показателем в 5,52 млн. Вероятно Думаю, что всплывут и другие прегрешения сидящего сейчас в одиночке топ-менеджера, однако у его дела есть и другой аспект — оно может разрушить крупнейший в мире автомобильный альянс и вызвать серьезную напряженность в отношениях Парижа и Токио.Однако репутация гения бизнеса не спасла Карлоса Гона. 19 ноября он был арестован на посадочной полосе токийского аэропорта Ханэда — по законам жанра голливудских боевиков. Сотрудники спецгруппы токийской прокуратуры надели на него наручники прямо в роскошном бизнесджете, когда тот только прибыл в японскую столицу из-за границы.

фототема (архивное фото)

© фото: .

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки:

  Rambler's Top100