ТЕМА

Агония общества потребления

23 марта 2023 | 14:00 , Олег Ельцов. ТЕМА

Мы все время потребляем. Всего стало слишком много, больше чем достаточно. Но мы не останавливаемся, по привычке стремимся все это усвоить, словно опасаясь голодных времен. Но их уже не будет – это совершенно очевидно. Дальше всего будет больше, все будет стоить еще дешевле.


Мне тотчас рассмеются в лицо: ты был в магазине, ценники читал, с прошлогодними сравнивал? Был, сравнивал. И вот что я вам скажу: мы обречены потреблять все больше и больше. Да, цены растут, впрочем, не на все. И, да, качество падает. А по-настоящему качественные товары и продукты почти всегда дорожают. Но ширпотреб на удивление дешев, если сравнивать с недавними временами. А многие вещи переходят в категорию бесплатных.

Я не перестаю удивляться, делая покупки. За несколько месяцев у меня много чего сломалось из техники, купленной десяток лет назад – пришлось отправляться в магазины. И вот что я вам скажу: все подешевело едва не вдвое: электробритва (тот же производитель, усовершенствованная конструкция), вытяжка, газовый котел. А еще я купил наушники очень высокого качества. Их произвели китайцы. За подобный уровень звука европейские бренды выставляют двойной ценник. Еще несколько лет назад китайских аналогов просто не было. Марка моего японского автомобиля не упала в цене. Но за те же деньги покупатель получает авто с бОльшим салоном, с меньшим расходом, с кучей наворотов, которых раньше не было вовсе.   

Это что касается бытовой и прочей техники. Продуктов тоже стало больше, выбор богаче. Понятие сезонных овощей-фруктов исчезает.

Но еды сильно больше не съешь. С потреблением информации все иначе. Тут ситуация просто неимоверная. И резервы информпотребления куда больше. Объемы потребления информации значительно опережают рост числа съеденных булок и метров колбасы.

Тенденция на информполе та же: качественная, наиболее полная информация без примеси рекламы дорожает. Узнать правду, прикоснуться к истинным шедеврам искусства, а не всему этому «современному искусству» и пропаганде под личиной информации – стоит по прежнему дорого. Но информационная жвачка в виде сериалов, постов в Инсте и ФБ – это все не лимитировано. А бедные граждане из стран, где не уважают авторское право в силах отыскать на торрентах все и в любом качестве. А вот информация вроде технологий производства микрочипов – это из разряда с ограниченным доступом. Очень ограниченным. Но в целом информации становится больше с каждым днем. Да, она зачастую мусорная. Но ведь есть Википедия. Это качественный продукт для 99% потребителей. Раньше такая информация стоила недешево. Сегодня – ничего.

Насыщение всех без исключения потребительских рынков происходит поразительными темпами. Когда проходишь вдоль бесконечных витрин бесчисленных торговых центров = диву даешься: для кого все эти мириады футболок, джинсов, кроссовок и шуб? И ведь уже давно не модно носить то, что куплено в прошлом сезоне. Потребитель, кажется, устает от многообразия. Африканское побережье завалено нарядами прошлогодних коллекций именитых брендов. На пике продаж каждая такая вещь продавалась за сотни и тысячи долларов, сегодня ее не желают носить бедные африканцы, выловившие платяшко в океане.

Мобильные телефоны, мало изменившиеся за последний десяток лет, мгновенно обесцениваются, едва на витрине появляется новая модель. И так со всем. Потребитель все неохотнее клюет на рекламные заманухи, а продавцу все сложнее сбыть товар по полной стоимости. Все большее число людей предпочтет малоотличимую по качеству подделку, которая дешевле оригинала в разы. Многие не спешат покупать вещь, ожидая начала сезона скидок. Иные пасутся в сэконхендах и аутлетах, некоторые взяли моду меняться вещами. Это становится трендом.

Кажется, современное общество перестает быть потребительским. И это несет угрозу современному миропорядку. Капитализм может существовать лишь в условиях экспансии, наращивания объемов и захвата новых рынков. Реклама делает все, что может, но явно не справляется: у людей появилась масса иных забав кроме шоппинга. Виртуальная реальность тоже бывает бесплатной, а затягивает не менше шоппинга.

А ведь изобилие только начинается. Цифровая эра и алгоритмы искусственного интеллекта грозят массовыми сокращениями на рынке труда: потребность в работниках падает. Даже в Силиконовый долине и в айти-секторе по всему миру начались сокращения. Это полбеды. Но скоро сотни миллионов людей неквалифицированных профессий окажутся на улице. Наиболее опасным представляется появление армии безработных водителей – Илон Маск приближает этот день как может. Естественно, никто не останется без куска хлеба. Но и потребителями таких граждан нельзя назвать в полной мере. Они способны потреблять лишь государственное вспомоществование. Вероятно, для этого по призыву Билла Гейтса вскоре введут налог на робототехнику и вычислительные ресурсы. Но чем занять эти неприкаянные толпы, которым незачем думать где бы раздобыть кусок хлеба себе и семье? Главным вопросом станет: чем бы заняться?

Волны митингов и погромов накроют всю планету – тут и к гадалке не ходи. Ситуацию может поправить… война. Она несет массу «прелестей»: создает новые объекты приложения усилий по восстановлению разрушенного, лечению пострадавших, астрономическим затратам на создание новой военной техники и боеприпасов. Правда есть нюанс: все это связано со страданиями и смертью массы людей. Но для капитализма это несущественный побочный эффект на ниве создания новых рынков.

И вот тут со всех щелей полезут неомарксисты с воспоминаниями про вкусное мороженное по 20 копеек и светлое будущее, где нет места эксплуатации человека человеком. Пипл традиционно схавает эти байки.  А потом восторжествет истинный социализм со своими лагерями, диктатурами и войнами.

И что же делать, спросите вы? А черт его знает!.. 



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: