ТЕМА

Хмарук-Онищенко: уголовник или националист?

01 декабря 2008 | 15:21 , Олег Ельцов, ТЕМА

Сегодня прошло отпевание известной в специфических кругах личности Петра Хмарука, которого одни ставят рядом с Черноволом и Хмарой, а другие в череду уголовных авторитетов старой закалки. Кем был покойный на самом деле? Чтобы разобраться в этом, предлагаем читателям заметку 13-летней давности, писаную Олегом Ельцовым. С того времени Хмарук успел еще раз получить 10 лет за вымогательство, будучи задержанным с подельниками посреди Крещатика, отсидел из них семь и, наконец, тихо умер.


Помер Петро Хмарук – «людина-легенда», яка провела в політув’язненні понад 35 років.

Київ. 30 листопада. УНІАН. 28 листопада у віці 67 років пішов з життя Петро Хмарук - член Проводу УНА-УНСО, якого вважали «людиною-легендою», що провела в політув’язненні понад 35 років.
Як повідомили УНІАН у прес-службі УНА-УНСО, П.Хмарук стояв у витоків організації. Він був організатором повоєнного підпільного руху в Україні. З 16 років - професійний революціонер, згодом - невловимий керівник антирадянського підпілля на Київщині, відомий публіцист. За його затримання КДБ тричі призначав винагороду.
В результаті переслідування режимом П.Хмарук провів в ув’язненні понад 35 років, проте політичну діяльність не припинив. Він - ініціатор численних страйків ув’язнених у радянських концтаборах.
Прощання з покійним відбудеться 1 грудня об 11:00 у церкві на Аскольдовій Могилі.

Информация выше, как догадался читатель – информационная эпитафия по усопшему Хмаруку. А теперь сопоставьте прочитанное с тем, что было известно еще в 1995 году. Напоминаем: тексту, приводимому ниже – 13 лет, посему некоторые процессы и политсилы успели потерять свою актуальность.


О РОДСТВЕ УГОЛОВЩИНЫ И ФАШИЗМА

свидетельствуют события новейшей политической жизни независимой Украины.

Национальное объединение “Державна самостійність України“ основано во Львове несколько лет назад Иваном Кандыбой. Движение с самого начала заняло бескомпромисную националистическую позицию. Однако вскоре в “ДСУ“ произошел раскол. Его инициатор - член правления Роман Коваль возглавил новое политическое течение под старым названием. Отныне “ДСУ“ проповедует откровенно фашистские идеи, часто доходящие до фарса. Как и многие подобные экстремисткие образования “ДСУ“ не в состоянии претендовать на заметное место в политическом спектре сил Украины. Для поддержания собственного тонуса однопартийцы воинственно грозят вот-вот прибрать власть к рукам и уж тогда - карать, карать, карать! Но, поскольку народ этих “Зиг хайль!“ с украинским прононсом не слышит, используется первая подходящая возможность организовать пропагандистский скандальчик.

А повод, если его искать, можно найти всегда. В 1995 году “ДСУ“ удалось пошуметь по поводу ареста идеолога национального фашизма, члена редколлегии “Нескоримої нації“ - печатного органа национального объединения, Анатолия Щербатюка. Его арестовывали за политические взгляды - раздувание межнациональной вражды. А вот члена правления ДСУ Петра Хмарука-Анищенко, задержанного примерно в тоже время брали за чистую уголовщину. Но по поводу второго “ДСУ“ не стало поднимать много шума: иди - знай, что там накопает следствие. Впрочем, милиции не удалось отличиться. Из трех статей УК следствие доказало причастность лишь к одной - использование поддельного паспорта. Четко отработали адвокаты, да и оперативники на пару со следствием наломали немало дров, дав дополнительные аргументы защите. В итоге Хмарук получил год, но поскольку он к тому времени успел отсидеть в следственном изоляторе 10 месяцев, осужденного освободили в зале суда.

В преддверии судебных заседаний однопартийцы развернули шумную компанию протеста, выставляя Хмарука жертвой прокоммунистического режима, новейшим борцом за украинскую государственность. Пресса “клюнула“, ведущие газеты, телевидение, радио разродились чередой выступлений в защиту “политического узника“; добавили свои голоса партии и общественные организации, и даже, в полном соответствии с советскими традициями - телеграммы поддержки прислали шахтеры. Что характерно – не последовало ни одного выступления против, не считая опровержений киевской городской прокуратуры, расследовавшей дело. И эта однозначность реакции освежила воспоминания о “светлом коммунистическом“ прошлом.

Празднуя победу после освобождения Хмарука, “ДСУ“ собрало пресс-конференцию. Один из лидеров партии Петр Рубан, последние три года пребывающий в перелетах между США и Украиной, классифицировал суд над однопартийцем как преследование украинского патриота. И резюмировал: Украина по-прежнему пребывает в том же коммунистическо-тоталитарном состоянии, что и при дедушке-Брежневе, а единственное спасение страны от коммунистической напасти, как вы уже догадались - “ДСУ“. Представители прессы отнеслись с сочувствием к “политическому лагернику“ и в очередной раз поддержали Хмарука печатным словом.

Парадокс: Петр Хмарук никогда ранее не упоминался рядом с именами истинных украинских правозащитников: Стуса, Хмары, Чорновола, Лукьяненко... Не потому ли такую звериную ненависть питает новоявленный спаситель нации к этим людям? Цитировать пахабщину - дело не из приятных, однако, порой полезно.

“Всі ці дисиденти /чорноволи та інші - жидо-масоно-американо-комуністичні посібники - вже використані і їх скинули з члена, як використаний презерватив“. /“Нескорима нація“, №17/59/, 1994год /. Автор - Петро Хмарук.

Между тем, никто кроме правоохранительных органов не потрудился поинтересоваться прошлым г-на Хмарука, 28 (но отнюдь не 35) лет проведшего в лагерях. А прошлое это никак не вяжется с имиджем борца за свободу украинского народа. В приговорах судов упоминаются изнасилование, подделка документов, хранение оружия, мошеничество. Ни разу не привлекался Петр Хмарук за политическую деятельность. Сегодня он с единомышленниками утверждает, что все обвинения против него были сфабрикованы. Однако, рассудите сами: похоже ли на происки КГБ, когда задержанный /ни кто иной, как Хмарук/ ведет милицию в лес и собственноручно указывает на тайник, где он хранит оружие? Кстати, оружие, к которому так тяготеет Хмарук на протяжении всей сознательной жизни, ни разу не проходило по уголовным делам как такое, что предназначалось для вооружения националистических групп или политических террористов. А вот продажа ручного пулемета и пистолета очередным следствием установлена однозначно. За это Хмарука осудили в 1986 году, когда московская власть валилась без чьей-либо вооруженной помощи. Остается загадкой - с кем собирался воевать вызволитель нации?

Нимб политического мученика засиял над ним лишь в последнее время, когда такой статус, подкрепленный к тому же внушительным лагерным прошлым, гаратнирует лишь общественный пиетет и весомые социальные дивиденды. А Хмарук продолжает утверждать, что власть осуществляет тотальное давление на его персону якобы за политические взгляды. Вспоминает при этом и своего сына от второго брака, который был задержан будто бы необоснованно в момент обмена фальшивых карбованцев. Кстати, на квартире у парня обнаружили еще немало таких бумажек.

Первые пять лет, проведенные Хмаруком за решеткой, не прошли для него даром. Едва возвратившись на волю, тот организовывает скромную типографию. Да если бы для тиражирования прокламаций в защиту порабощенного украинского народа. Тогда за это давали немало лет лагерей. А вот за подделеку водительских удостоверений и печатей ГАИ неразборчивый клиент охотно платил наличными. Однако на этот раз Хмарук погорел по глупости. Получив по поддельному паспорту туристическое снаряжение в прокатном пункте, он “забыл“ его вернуть. А это квалифицируется Уголовным кодексом как мошенничество. В ходе следствия выплыл пистолет.

Освобожденный в очередной раз в 1973 году, двумя годами позже наш герой привлекается по тем же статьям: подделка документов, хранение оружия. Впрочем, Хмарук утверждает, что все это - дело рук КГБ. Но его «вела» отнюдь не спецслужба, а далекое от политики киевское управление внутренних дел. Автору удалось разыскать Бориса Ивановича Хряпу, в прошлом - заместителя начальника уголовного розыска столицы. В этой службе Хряпа вобщем отработал полстолетия и знает весь уголовный мир столицы как собственную родню. В 1975 году именно он обеспечил “посадку“ Хмарука.

Вот как это было. В то время на Киевщине в селе Горенка поселился некто Осип Яцкович, судимый ранее, как и Хмарук за подделку документов. Яцкович решил торгонуть боеприпасами: под его заказ местные подростки купили в воинской части 40 боевых гранат. И вот тут-то у Яцковича появляется Хмарук в компании с “Магнитом“ - старым другом и подельником. Уголовная парочка стала шантажировать Яцковича: не станешь на нас работать - сдадим военной прокуратуре. Яцковичу оставалось лишь принять все условия. Хмарук оборудует в Горенке подпольную типографию, изготовленную для него на “зоне“ и тайно переданную на свободу. На этом оборудовании Яцкович и приступил к изготовлению водительских прав, дипломов и пр. для клиентов Хмарука. Когда на типографию вышли оперативники, Яцкович не пожелал возвращаться за решетку и открыл стрельбу из “Зауэра“ и “ТТ“. Его толи застрелили в перестрелке, толи сам он пустил себе пулю в лоб. Однако, во время переговоров с милицией, окружившей типографию, Яцкович согласился подпустить к себе их сотрудника без оружия и назвал единственного человека - Бориса Хряпу, с которым познакомился в ходе своих предыдущих уголовных “дел“ и по своему, по-уголовному уважал милиционера. В течение того, предсмертного для Яцковича разговора, Хряпа узнал про роль Хмарука в этом деле.

     А не так давно, после последней своей отсидки, Петр Хмарук навестил Хряпу и вел такие речи: “Скоро мы придем к власти, и тогда будем допрашивать не так, как вы допрашивали нас. Вы еще ответите за верного сына украинского народа Степана Хмару и славного провидныка ОУН Осипа Яцковича!“ Про свои высказывания в «Нескорымоцй нации» в адрес Чероновола и прочих политзаключенных – не слова.

Борис Иванович Хряпа не отказался на просьбу журналиста изобразить портрет Петра Хмарука. По его словам, тот всегда был дерзким уголовником, всегда имел оружие, часто носил его с собой, а с опасной бритвой - страшным оружием в умелых руках - не разлучался никогда. Как-то раз Хмарук ударил ножом другого бандита по кличке “Байда“, но конфликт загладили между собой. Борис Хряпа считает Хмарука человеком безусловно одаренным. Не единожды оперативник вел с ним “душеспасительные“ беседы, убеждал, что с его-то талантами найдет Хмарук себе место и в честной жизни. Но тот упорно находил им иное - уголовное - применение и полностью посвятил себя подделке документов. По мнению Хряпы в этом ремесле Хмаруку нет равных. При обысках у него обнаруживали специальную полиграфическую литературу для служебного пользования.

Сам Хмарук рассказывал, что за долгие годы тюремной жизни начитался также книг иного рода – перечитал всего Ленина, “Капиат“ Маркса, работы Гитлера. Но от политики Хмарук был далек. Борис Хряпа вспоминает, что при осмотре подпольной типографии, при осаде которой погиб Яцкович, было обнаружено немало совершенного оборудования - клише, микроскоп, типографские шрифты. Однако, оно было не пригодно для выпуска литературы (антисоветской или какой иной) - все было рассчитано для печати документов.

Также мне удалось раздобыть сведения о житье-бытье г-на Хмарука в последние годы из иного источника, имеющего отношение к службе по борьбе с организованной преступностью. В мире современной организованной преступности Киева тот занимает “авторитетные“ позиции. Так, после последней “отсидки“ Хмарук сошелся с неким Хайдабером, фигурой не менее колоритной, чем Хмарук. Хайдабер прибыл в Киев из Молдовы, где руководил целой криминальной империей. В украинской столице тот стремился прибрать к рукам киевский уголовный мир. Он успел учредить несколько коммерческих предприятий. Но основным профилем его деятельности остались рекет, заказные убийства, торговля оружием.

Хмарука же в последнее время стал пугать чистый криминал. Годы “строгого режима“ сделали его подозрительным до мнительности - всюду чудились агенты КГБ и хмурые оперуполномоченные угрозыска. За решетку не хотелось. Хмарук тянул Хайдабера на легальный простор - в манящую политическую сферу. Он убеждал компаньона, что когда его партия придет к власти, тому уже не придется рисковать,“наезжая“ на коммерсантов. Но, похоже, Хайдабер оказался политическим реалистом и не клюнул на утопичные посулы политиканствующего уголовника. Хайдабер фактически отстранил Хмарука от дел. Тому осталось жить на остатках своего криминального авторитета.

Хайдабера взяли вскоре после того, как Хмарук очутился за решеткой, в очередной раз подозреваясь в подделке документов. “Провидныку ДСУ“ крупно повезло - Хайдабер был схвачен на Привокзальной площади в Киеве в момент получения выкупа от западного коммерсанта в сумме 1.500.000 долларов.

Что же до последнего уголовного дела, Хмарук утверждает, что поводом для задержания стало не предъявление им фальшивого паспорта. Им якобы заинтересовалось СБУ после того, как он стал агитировать членов “Бизнес-банк клуба“, который действует на Южной Борщаговке в Киеве. Цель агитации - “сбор средств на нужды партии“. В какой форме велась “агитация“ Хмарук не уточняет. Впрочем, с его методой можно познакомиться в “Комунікатi до українських націоналістів“, опубликованной в “Незборимій нації“.

“При ДСУ треба заснувати “Фонд разбудови УССД“, до якого комерційно-фінансові структури, підприємства, банки повинні постійно відраховувати гроші. Хто не буде цього робити, вважатиметься ворогом української держави, отже буде зроблено все можливе і неможливе, щоб така структура в Україні зупинила свою діяльність...І ми конкретними рішучими діями закріпемо це в свідомості кожного! І тоді справи підуть!“

Видимо, именно для “закрепления“ постулатов ДСУ Хмарук пытался организовать охранное агентство, что ему, к счастью, не позволили сделать.

Задумаемся на минуту: как особы, подобные Хмаруку /а это на сегодня случай не исключительный/ попадают в руководство политических движений? Прежде всего, речь идет о слиянии политических сил экстремистского толка и криминалитета. Обреченные на изоляцию в обществе, они предрасположены к “порочным“ криминальным связям. Организованная преступность, стремительно набирающая силу и концентрирующая в своих руках народные деньги, рвется к власти. А слияние с силами политическими предоставляет “генералитету“ от мафии идеальное прикрытие, политическую “крышу“. И тогда рекетирские бригады трансформируются в партийные отряды самообороны. В атмосфере “политического плюрализма“ это развязывает руки для насилия. Ведь в такой форме это уже классифицируется не как вымогательство, а как сбор пожертвований “на нужды партии“. Деньги изымаются не для приобретения роскошных авто и коррумпирование чиновничества, а для “укрепления националистического движения“. И попробуй зацепи такого “агитатора“ - шум поднимется... Как в зале суда во время процесса над Петром Хмаруком.   

ОЛЕГ ЕЛЬЦОВ, 1995 год



комментарии [7]

17.04.2009 19:22     Знакомая Очень жаль, что никто из Вас ничего хорошего не может сказать о Петре Андреевиче, а он был достойным человеком, который в трудный момент умел держаться с достоинством, не терпел унижений, не менял свой взгляд в зависимости от ситуаций и собеседника. Я помню Вас Петр Андреевич, жаль что не успела попрощаться с Вами.
30.01.2009 21:42     Альоша :) Не у Корчинського, "Наташа", ти Петра Андрійовича вперше побачила...
22.12.2008 17:33     Воца Коли ж здохне ще один "патріот" і "дисидент" - Петро Рубан. Це друг Хмарука ,сексот і уголовник, якого чекає пекло. Це справжній диявол.
09.12.2008 15:50     Ужас Что-то в обществе неладно. Хворает. Уголовник, всю жизнь мешавший людям жить нормально, за каждым поступком которого горе и слёзы потерпевших- ЛЕГЕНДА!? Доброго слова не заслуживает.Мне лично известны его подвиги, за которые он наказания не понес,а должен был и умереть на зоне.Проводить легендарную аналогию Хмарука и Б.И.Хряпы, значит оскорбить Бориса Ивановича.И какой священнослужитель отпевать выродка согласился?
05.12.2008 14:35     Наташа Интересно было почитать, Олег, спасибо. Покойный был моим соседом. Поэтому некрологи, типа борець підпілля,вызывают у меня улыбку. Что ж, возможно так и рождаются легенды. Но если можно, скиньте мне на почту статью "Киевские ведомости" от 27.09.1994г и ваше интервью с Корчинским. Кстати, у Корчинского я впервые Хмарука и увидела. Это было в 1995 году, зимой.
мой мейл:
[email protected]
Заранее спасибо.
03.12.2008 01:08     Ельцов 2 Кот:
дык, никто ведь и не оспаривает - криминальная легенда, отттарабанившая 35 лет за решеткой. в послужном спискпе и разбой и филигранная подделка документов и всякое другое. причем, последний рекет-налет, за который Хмаре вкатали десятку, он осуществил совместно с бойцами УНА-УНСО. но этого, согласитесь, маловато будет, чтобы называться дессидентом. отыщите мое интервью с Димой Корчинским, в нем он рассказал, как Хмарук появился в УНСО и как его оценивал Корчинский. Не надо ставить чистого, пусть даже авторитетного уголовника с настоящими полиузниками, которые шли за решетку за сво и убеждения, а не за уголовщину.
02.12.2008 14:13     Юра Кот У пана Ельцова, как всегда, сумбур и какофония. А ведь Петро Хмарук - легенда уголовного мира Киева, подобно тому как Борис Иванович Хряпа - легенда уголовного розыска Киева. Оба они много чего рассказывали современникам, но свои главные тайны они все равно унесут с собой в могилу. А тем, кто серьезно интересуется личностью Петра Хмарука (а заодно и историей уголовного мира Киева) рекомендую газету "Киевские ведомости" от 27.09.1994г. - там его биография изложена более системно и объективно.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Моника Белуччи. Фото Браяна Адамса

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: