ТЕМА

. После интернет-революции. Контуры нового общества

28 мая 2013 | 01:13 , Игорь ЭЙДМАН

Оче­вид­но, что после по­яв­ле­ния ин­тер­не­та стало на­мно­го проще по­лу­чать, ге­не­ри­ро­вать и пе­ре­да­вать ин­фор­ма­цию. В ре­зуль­та­те резко вы­рос­ла ин­тен­сив­ность ин­тел­лек­ту­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия между лю­дь­ми, на­мно­го лучше стали усло­вия для твор­че­ской де­я­тель­но­сти, раз­ви­тия науки и тех­но­ло­гий. Сле­ду­ет ожи­дать, что в бли­жай­шее время про­изой­дёт пе­ре­ход рас­ту­ще­го ко­ли­че­ства ин­фор­ма­ции и ком­му­ни­ка­ций в новое ка­че­ство. Об этом часто го­во­рят как об ис­клю­чи­тель­ном в ми­ро­вой ис­то­рии яв­ле­нии, т.н. тех­но­ло­ги­че­ской син­гу­ляр­но­сти. Хотя ни­че­го но­во­го в этом нет. Как и в конце XIX на­ча­ле XX века, в ре­зуль­та­те оче­ред­но­го скач­ка на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са в те­че­ние несколь­ких де­ся­ти­ле­тий че­ло­ве­че­ство может по­лу­чить ряд тех­ни­че­ских до­сти­же­ний, в корне ме­ня­ю­щих жизнь людей.


Тех­но­ло­ги­че­ские и со­ци­аль­ные пе­ре­ме­ны в ис­то­рии все­гда под­сте­ги­ва­ли друг друга. При этом со­ци­аль­ные пе­ре­ме­ны пе­ри­о­ди­че­ски от­ста­ва­ли от раз­ви­тия тех­но­ло­гий. Эти пе­ри­о­ды за­стоя за­кан­чи­ва­лись ре­во­лю­ци­он­ны­ми рыв­ка­ми к новым со­ци­аль­ным от­но­ше­ни­ям.

Пред­ста­ви­тель­ная де­мо­кра­тии, част­ная соб­ствен­ность и рынок, после краха ком­му­ни­сти­че­ско­го экс­пе­ри­мен­та на­ча­ли вос­при­ни­мать­ся на За­па­де как вер­ши­на раз­ви­тия об­ще­ства. Эти со­ци­аль­ные ин­стру­мен­ты стали объ­ек­том почти ре­ли­ги­оз­но­го по­кло­не­ния как некая аб­со­лют­ная цен­ность. Од­на­ко на смену любым об­ще­ствен­ным ин­сти­ту­там рано или позд­но долж­ны прий­ти новые, лучше со­от­вет­ству­ю­щие из­ме­нив­ше­му­ся уров­ню раз­ви­тия об­ще­ства.

На­ча­ло XXI века стало вре­ме­нем на­ча­ла новой по­ло­сы неста­биль­но­сти. Гло­баль­ный эко­но­ми­че­ский кри­зис, эко­ло­ги­че­ские, кли­ма­ти­че­ские угро­зы, про­ти­во­сто­я­ние с ис­лам­ски­ми ра­ди­ка­ла­ми – все эти вы­зо­вы тре­бу­ют се­рьёз­ных со­ци­аль­ных пе­ре­мен, мак­си­маль­но ре­а­ли­зу­ю­щих твор­че­ский по­тен­ци­ал об­ще­ства.

В про­шлом наи­бо­лее по­пу­ляр­ной со­ци­аль­ной аль­тер­на­ти­вой су­ще­ству­ю­щей со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской си­сте­ме, услов­но на­зы­ва­е­мой ка­пи­та­ли­сти­че­ской, была марк­сист­ская кол­лек­ти­вист­ская уто­пия. Его по­сле­до­ва­те­ли были уве­ре­ны в том, что бурно раз­ви­ва­ю­ще­е­ся про­из­вод­ство при­зва­но стать мо­гиль­щи­ком ка­пи­та­лиз­ма и ос­но­вой для новой фор­ма­ции, иду­щей за ним вслед. Это убеж­де­ние дик­то­ва­ло им кон­цеп­цию по­стро­е­ния об­ще­ства как еди­ной фаб­ри­ки. Ло­ги­ка была про­ста: если эко­но­ми­ка ос­но­ва­на на круп­ном про­из­вод­стве, то и об­ще­ство долж­но управ­лять­ся как еди­ный боль­шой завод. По этим ле­ка­лам была со­зда­на ста­лин­ская мо­дель со­ци­а­лиз­ма, т.н. ко­ман­до-ад­ми­ни­стра­тив­ная си­сте­ма, окон­ча­тель­но раз­ва­лив­ша­я­ся в конце XX века.

Сообщества номадов не привязаны к какой-либо территории или стране. Номады работают через интернет, многие не заводят постоянного жилья и собственности, периодически меняются друг с другом домами в разных частях света

Со­об­ще­ства но­ма­дов не при­вя­за­ны к ка­кой-ли­бо тер­ри­то­рии или стране. Но­ма­ды ра­бо­та­ют через ин­тер­нет, мно­гие не за­во­дят по­сто­ян­но­го жилья и соб­ствен­но­сти, пе­ри­о­ди­че­ски ме­ня­ют­ся друг с дру­гом до­ма­ми в раз­ных ча­стях света

Раз­ви­тие со­вре­мен­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства фор­ми­ру­ет новую, не кол­лек­ти­вист­скую, а ин­ди­ви­ду­а­ли­сти­че­скую аль­тер­на­ти­ву ка­пи­та­лиз­му, не име­ю­щую ни­че­го об­ще­го со ста­лин­ским со­ци­а­лиз­мом. На смену кон­цеп­ции об­ще­ства-фаб­ри­ки при­шёл образ об­ще­ства-се­ти, ос­но­ван­но­го не на вер­ти­каль­ных иерар­хи­че­ских, а на го­ри­зон­таль­ных сво­бод­но фор­ми­ру­ю­щих­ся со­ци­аль­ных ком­му­ни­ка­ци­ях.

Новая ре­аль­ность, когда «фи­зи­че­ский ка­пи­тал, необ­хо­ди­мый для про­из­вод­ства, то есть об­ще­до­ступ­ные пер­со­наль­ные ком­пью­те­ры и до­ступ к сети, рас­пре­де­лён по всему об­ще­ству» (Й.Бен­клер) пред­по­ла­га­ет фор­ми­ро­ва­ние эко­но­ми­ки сво­бод­но­го ин­ди­ви­ду­аль­но­го и кол­лек­тив­но­го се­те­во­го твор­че­ства; со­ци­аль­ной си­сте­мы без част­ной соб­ствен­но­сти и на­ём­но­го труда. В по­ли­ти­че­ской сфере граж­дане с по­мо­щью тех же новых ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий могут на­пря­мую фор­ми­ро­вать ор­га­ны вла­сти, об­хо­дить­ся без по­сред­ни­че­ства по­ли­ти­ков, са­мо­сто­я­тель­но вы­пол­нять функ­ции пар­ла­мен­та­ри­ев. Ста­но­вит­ся ре­аль­ным пе­ре­ход от пред­ста­ви­тель­ной к пря­мой де­мо­кра­тии.

Наи­бо­лее ве­ро­ят­но, как это все­гда бы­ва­ло в ис­то­рии, про­во­ка­то­ром гло­баль­ных пе­ре­мен ста­нет же­сто­кий си­стем­ный кри­зис, пред­вест­ни­ки ко­то­ро­го видны уже сей­час.

Мир через 30 лет. Моя ма­лень­кая уто­пия

После ве­ли­ко­го ми­ро­во­го кри­зи­са в 20-х года XXI века ра­зо­ри­лись круп­ные кор­по­ра­ции и банки, мир­ро­вые ва­лю­ты обес­це­ни­лись. Об­ще­ство спас­ли новые со­ци­аль­ные и про­из­вод­ствен­ные тех­но­ло­гии, ко­то­рые стали ос­но­вой эко­но­ми­ки. Их со­зда­ют в ос­нов­ном меж­ду­на­род­ные со­об­ще­ства про­грам­ми­стов, учё­ных, ин­же­не­ров (за ко­че­вой образ жизни  таких спе­ци­а­ли­стов при­ня­то на­зы­вать «но­ма­да­ми»).  На ос­но­ве этих тех­но­ло­гий ра­бо­та­ют новые пол­но­стью ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ные, ра­ци­о­наль­ные и эко­ном­ные про­из­вод­ства.

Но­ма­ды

Со­об­ще­ства но­ма­дов не при­вя­за­ны к ка­кой-ли­бо тер­ри­то­рии или стране. Но­ма­ды ра­бо­та­ют через ин­тер­нет, мно­гие не за­во­дят по­сто­ян­но­го жилья и соб­ствен­но­сти, пе­ри­о­ди­че­ски ме­ня­ют­ся друг с дру­гом до­ма­ми в раз­ных ча­стях света. Целые об­ла­сти с наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ным кли­ма­том и при­ро­дой су­ще­ству­ют ис­клю­чи­тель­но за счёт жи­ву­щих там но­ма­дов (Гре­ция, Ис­па­ния, ост­ро­ва в южных морях, неко­то­рые об­ла­сти Ла­тин­ской Аме­ри­ки, Азии и Оке­а­нии). Это так на­зы­ва­е­мые «зоны офф­шор­но­го про­жи­ва­ния». Од­на­ко но­ма­ды живут не толь­ко там, но прак­ти­че­ски по всей пла­не­те. Они — глав­ная про­из­во­ди­тель­ная сила новой эко­но­ми­ки.

Но­ма­ды по­до­рва­ли эко­но­ми­че­скую базу го­су­дар­ствен­ной бю­ро­кра­тии. Они со­зда­ют адх­ок-кол­лек­ти­вы, участ­ни­ки ко­то­рых од­но­вре­мен­но ра­бо­та­ют в раз­ных кон­цах света, по­сто­ян­но пе­ре­ме­ща­ют­ся по пла­не­те, про­да­ют свою твор­че­скую про­дук­цию во мно­гие стра­ны. Ни одна на­ци­о­наль­ная на­ло­го­вая служ­ба не может усле­дить за всеми этими пе­ре­дви­же­ни­я­ми денег, услуг, людей. Да и не очень по­нят­но, в бюд­жет каких стран долж­ны пла­тить но­ма­ды. Тех, в ко­то­рых они ро­ди­лись? Но они за­ча­стую давно по­те­ря­ли ка­кую-ли­бо связь с ро­ди­ной. Где живут в мо­мент по­да­чи де­кла­ра­ции? Но ко вре­ме­ни, когда по этой де­кла­ра­ции при­дёт­ся пла­тить налог, номад уже может ра­бо­тать в дру­гой стране.

Смерть го­су­дар­ства

Так как эко­но­ми­че­ская де­я­тель­ность граж­дан пе­ре­ста­ла быть при­вя­за­на к тер­ри­то­рии кон­крет­ной стра­ны, у го­су­дарств ис­чез­ла воз­мож­ность от­сле­жи­вать до­хо­ды и со­би­рать на­ло­ги со своих граж­дан. Вы­де­ле­ние денег на об­ще­ствен­ные нужды стало доб­ро­воль­ным делом. От­чис­ле­ния в форме по­жерт­во­ва­ний от граж­дан стали по­сту­пать не в го­су­дар­ствен­ные бюд­же­ты, а на кон­крет­ные нужды в бюд­же­ты раз­лич­ных доб­ро­воль­ных и тер­ри­то­ри­аль­ных со­об­ществ, в ко­то­рые вхо­дит дан­ный номад.

Таким об­ра­зом, го­су­дар­ства в со­вре­мен­ном виде пре­ста­ли су­ще­ство­вать. Вме­сто них по­яви­лась неиерар­хич­ная си­сте­ма мест­ных (го­ро­дов, рай­о­нов и т.д.) или не при­вя­зан­ных к тер­ри­то­ри­ям це­ле­вых со­об­ществ.

Про­фес­си­о­наль­ные чи­нов­ни­ки и по­ли­ти­ки оста­лись в про­шлом. Доб­ро­воль­ная во­ен­ная ми­ли­ция, фор­ми­ру­е­мая тер­ри­то­ри­аль­ны­ми со­об­ще­ства­ми, взяла на себя функ­ции борь­бы с пре­ступ­но­стью на ме­стах. Ми­ли­ция, су­деб­ная си­сте­ма, ком­му­наль­ные и со­ци­аль­ные служ­бы управ­ля­ют­ся на­се­ле­ни­ем, объ­еди­нен­ным в мест­ные со­об­ще­ства на­пря­мую через ин­тер­нет. Так же непо­сред­ствен­но через сеть, на кон­курс­ной ос­но­ве, со­об­ще­ства на­ни­ма­ют ме­недж­мент этих служб.

Ра­ци­о­на­ли­за­ция по­треб­ле­ния, ав­то­ма­ти­за­ция про­из­вод­ства

В связи с пе­ре­но­сом ос­нов­ных че­ло­ве­че­ских и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов в твор­че­скую сферу, про­изо­шёл новый виток  на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции, ра­ди­каль­ная ра­ци­о­на­ли­за­ция по­треб­ле­ния, ав­то­ма­ти­за­ция про­из­вод­ства и услуг. По­треб­ле­ние энер­го- и ма­те­ри­а­ло­ём­ких то­ва­ров и услуг стало пред­ме­том об­ще­ствен­но­го осуж­де­ния. Они пе­ре­ста­ли поль­зо­вать­ся спро­сом (на­при­мер, ав­то­мо­би­ли на бен­зине или ди­зе­ле, боль­шие тор­го­вые центы и т.п.).

Зна­чи­тель­ную часть необ­хо­ди­мо­го про­из­во­дят сами поль­зо­ва­те­ли с по­мо­щью 3D прин­те­ров у себя дома. Мас­со­вое про­из­вод­ство со­кра­ти­лось, а то, что оста­лось ос­но­вы­ва­ет­ся на энер­го­сбе­ре­га­ю­щих, эко­ло­ги­че­ски чи­стых тех­но­ло­ги­ях. Элек­тро­энер­ге­ти­ка и теп­ло­снаб­же­ние были пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­ны на аль­тер­на­тив­ные ис­точ­ни­ки энер­гии. Все остав­ши­е­ся пред­при­я­тия и фермы были прак­ти­че­ски пол­но­стью ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­ны. Они при­над­ле­жат мест­ным об­щи­нам.

Про­шло время гос­под­ства брен­дов, ре­кла­мы и по­тре­би­тель­ской гонки. В связи с раз­ва­лом го­су­дарств неко­му стало за­щи­щать ко­пи­райт на брен­ды. Кто угод­но может про­из­во­дить что угод­но под любым лей­б­лом. Таким об­ра­зом брен­динг и ре­кла­ма во­об­ще по­те­ря­ли смысл. «По­требляд­ство» вышло из моды. Модно стало твор­че­ство, спорт, пу­те­ше­ствия, поиск впе­чат­ле­ний, новых мест для жизни и ра­бо­ты.

Новые со­ци­аль­ные стра­ты: но­ма­ды, со­зер­ца­те­ли, тра­ди­ци­о­на­ли­сты и крей­зи

По­ми­мо но­ма­дов су­ще­ству­ет дру­гая мно­го­чис­лен­ная ка­те­го­рии граж­дан. Это — «со­зер­ца­те­ли», со­зна­тель­но вы­брав­шие со­зер­ца­тель­ную жиз­нен­ную стра­те­гию. Они живут за счёт по­сто­ян­но­го без­услов­но­го до­хо­да, ко­то­рый по­лу­ча­ют от доб­ро­воль­ных взно­сов но­ма­дов в мест­ные фонды со­ци­аль­ной со­ли­дар­но­сти.

Ин­те­рес­но, что но­ма­ды до­воль­но часто бро­са­ют свое дело и сами ста­но­вят­ся со­зер­ца­те­ля­ми. Реже про­ис­хо­дит об­рат­ное. Но­ма­ды кор­мят со­зер­ца­те­лей, под­дер­жи­вая низ­кий уро­вень пре­ступ­но­сти и со­ци­аль­ную ста­биль­ность. Мно­гим но­ма­дам также важно иметь по­тен­ци­аль­ную воз­мож­ность в любой мо­мент самим стать со­зер­ца­те­ля­ми. Обес­пе­чи­вая бла­го­со­сто­я­ние этих новых хиппи, но­ма­ды га­ран­ти­ру­ют себе сво­бо­ду вы­бо­ра бу­ду­ще­го. Неко­то­рые со­зер­ца­те­ли от­кры­то упо­треб­ля­ют нар­ко­ти­ки в усло­ви­ях пол­но­го ле­га­лай­за.

Тре­тья ка­те­го­рия на­се­ле­ния – тра­ди­ци­о­на­ли­сты. Они де­мон­стра­тив­но при­дер­жи­ва­ют­ся мест­ных и на­ци­о­наль­ных тра­ди­ций, осед­лы, се­мей­ны. Чаще всего за­ни­ма­ют­ся ар­ха­ич­ны­ми ре­мес­ла­ми и услу­га­ми (со­дер­жат ре­сто­ра­ны, фермы, го­сти­ни­цы, ма­стер­ские). Ре­зуль­та­ты труда про­да­ют но­ма­дам и друг другу, за счёт чего и живут. Семьи в при­выч­ном смыс­ле оста­лись толь­ко у тра­ди­ци­о­на­ли­стов. Все дру­гие ка­те­го­рии пе­ре­шли к сво­бод­ным вре­мен­ным со­ю­зам.

Ещё одна, немно­го­чис­лен­ная ка­те­го­рия жи­те­лей – т.н. «крей­зи», со­зна­тель­но от­вер­га­ю­щие ци­ви­ли­за­цию, ин­тер­нет, новые тех­но­ло­гии, ве­ду­щие от­шель­ни­че­ский образ жизни, часто при­дер­жи­ва­ю­щи­е­ся раз­лич­ных ре­ли­ги­оз­но-ми­сти­че­ских уче­ний (но­ма­ды и со­зер­ца­те­ли – не ре­ли­ги­оз­ны).

Транс­порт, тор­гов­ля сель­ское хо­зяй­ство, стро­и­тель­ство

Го­ро­да из­ба­ви­лись от ав­то­мо­би­лей. Транс­порт остал­ся толь­ко об­ще­ствен­ный, в виде неболь­ших элек­тро­мо­би­лей-так­си с ав­то­ма­ти­че­ским управ­ле­ни­ем, ко­то­рые можно вы­звать через ин­тер­нет в любую точку и за­дать марш­рут по­езд­ки.

Сбы­лись мечты За­бо­лоц­ко­го. Новые био­ин­же­нер­ные тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют вы­ра­щи­вать мясо, как бел­ко­вую массу раз­но­го со­ста­ва (ими­та­ция раз­лич­ных видов и сор­тов) на ав­то­ма­ти­че­ских био­пред­при­я­ти­ях. Права жи­вот­ных за­щи­ща­ют­ся за­ко­ном, уби­вать и есть их стро­го за­пре­ще­но. По­след­ние до­маш­ние звери тор­же­ствен­но осво­бож­де­ны в 2040 году. Они и их по­том­ки живут на сво­бо­де или в фер­мах, где за ними уха­жи­ва­ют доб­ро­воль­цы.

Оф­флайн тор­гов­ля, тор­го­вые цен­тры, по­сред­ни­ки-опто­ви­ки ра­зо­ри­лись ещё во время кри­зи­са. Оста­лись толь­ко пря­мые ди­стан­ци­он­ные про­да­жи про­из­во­ди­те­лей по­тре­би­те­лям. На ос­но­ве ин­тер­нет-за­ка­зов со­об­ще­ства про­из­во­ди­те­лей дол­го­сроч­но пла­ни­ру­ют про­из­вод­ство то­ва­ров. Про­да­ют свою про­дук­цию на­пря­мую за­каз­чи­кам с до­став­кой на дом элек­тро­мо­би­ля­ми-ав­то­ма­та­ми.

Про­ис­хо­дит по­сте­пен­ная де­ур­ба­ни­за­ция — рас­сре­до­то­че­ние людей из круп­ных го­ро­дов в ма­лень­кие по­сёл­ки на при­ро­де, по­стро­ен­ные с по­мо­щью новых дё­ше­вых тех­но­ло­гий ин­ди­ви­ду­аль­но­го стро­и­тель­ства.

Ра­ди­каль­ный рост про­дол­жи­тель­но­сти жизни

У каж­до­го че­ло­ве­ка су­ще­ству­ет набор за­ра­нее вы­ра­щен­ных для него с по­мо­щью био­ин­жи­не­рии «за­пас­ных» ор­га­нов (серд­це, пе­чень, почки и т.д.). Он хра­нит­ся в осо­бом био­бан­ке. При необ­хо­ди­мо­сти про­во­дят­ся опе­ра­ции по за­мене ор­га­нов на за­пас­ные.  Сред­няя про­дол­жи­тель­ность жизни пе­ре­ва­ли­ла за 100 лет.

День­ги

Еди­но­го эмис­си­он­но­го цен­тра не су­ще­ству­ет. Все­об­щим эк­ви­ва­лен­том яв­ля­ет­ся ре­сурс вни­ма­ния (из­ме­ря­е­мый по числу по­се­ти­те­лей ин­фор­ма­ци­он­ных ре­сур­сов). Его ме­ня­ют на про­дук­ты ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства, услу­ги, тех­но­ло­гии.

По­вы­ше­ние по­се­ща­е­мо­сти ин­тер­нет-ре­сур­сов кон­вер­ти­ру­ет­ся в до­пол­ни­тель­ные ма­те­ри­аль­ные блага для их вла­дель­цев. Су­ще­ству­ет доб­ро­воль­но со­блю­да­е­мое пра­ви­ло ска­чи­вать твор­че­скую про­дук­цию бес­плат­но, но толь­ко с сайта её про­из­во­ди­те­ля. При­чём при усло­вии раз­ме­ще­ния по­тре­би­те­лем у себя в блоге ссыл­ки на ре­сурс, с ко­то­ро­го про­дук­ция была ска­че­на. Таким об­ра­зом, со­зда­тель твор­че­ской про­дук­ции по­лу­ча­ет вы­со­кую по­се­ща­е­мость сво­е­го ре­сур­са и может об­ме­нять её на ма­те­ри­аль­ные блага, раз­ме­стив у себя ин­фор­ма­цию об их про­из­во­ди­те­лях. А те, в свою оче­редь, раз­ме­ща­ют у себя ин­фор­ма­цию, на­при­мер, о про­из­во­ди­те­лях необ­хо­ди­мых им ком­плек­ту­ю­щих, в обмен на их про­дук­цию и т.п.

Такие це­поч­ки про­ни­зы­ва­ют рынок, как зна­ме­ни­тая фор­му­ла Марк­са: То­вар-День­ги-То­вар. Толь­ко место денег за­ня­ло вни­ма­ние: То­вар-Вни­ма­ние-То­вар. В новом об­ще­стве то­ва­ро­об­мен обес­пе­чи­ва­ет­ся с по­мо­щью воз­мож­но­стей «по­ку­па­те­лей» (от­да­ю­щих ре­сурс вни­ма­ния) при­влечь вни­ма­ние дру­гих «по­ку­па­те­лей» к «про­дав­цу» (по­лу­ча­те­лю ре­сур­са вни­ма­ния).

Ми­гра­ция

Тер­ри­то­ри­аль­ные со­об­ще­ства дают раз­ре­ше­ние на въезд и про­жи­ва­ние на своей тер­ри­то­рии «ино­го­род­них». Пред­по­чте­ние от­да­ёт­ся тем, кто вно­сит ма­те­ри­аль­ный и твор­че­ский вклад в жизнь со­об­ще­ства, т.е. но­ма­дам.

Но­ма­ды со­зда­ли си­сте­му ди­стан­ци­он­но­го бес­плат­но­го об­ра­зо­ва­ния через ин­тер­нет для жи­те­лей Тре­тье­го мира. Этот новый об­ра­зо­ва­тель­ный «план Мар­ша­ла» для сла­бо­раз­ви­тых, в т.ч. ис­лам­ских стран, вклю­ча­ет про­па­ган­ду ате­и­сти­че­ско­го есте­ствен­но-на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния. Бла­го­да­ря ему новые по­ко­ле­ния ис­лам­ских на­ро­дов осво­бож­да­ют­ся от ре­ли­ги­оз­но­го опи­ума. Более того их пред­ста­ви­те­ли со­став­ля­ют зна­чи­тель­ную часть самих но­ма­дов.

Вир­ту­аль­ная ре­аль­ность

Поль­зо­ва­те­ли через ней­ро-ком­пью­тер­ный ин­тер­фейс вхо­дят в вир­ту­аль­ную ре­аль­ность, в ин­тер­нет, фак­ти­че­ски живут там пол­но­цен­ной жиз­нью, со­зда­ют своё вир­ту­аль­ное тело, об­ща­ют­ся друг с дру­гом, ис­пы­ты­ва­ют ощу­ще­ния близ­кие к ре­аль­ным. Мно­гие живут как бы «на два дома»: в ре­аль­но­сти и вир­ту­аль­ном мире, куда пе­ри­о­ди­че­ски по­гру­жа­ют­ся.

Люди пе­ре­ста­ют быть пас­сив­ны­ми по­тре­би­те­ля­ми медиа и ки­но­ин­ду­стрии. Самое мод­ное про­из­ве­де­ние ис­кус­ства – новый вир­ту­аль­ный мир, в ко­то­ром раз­во­ра­чи­ва­ет­ся та или иная ис­то­рия. Вир­ту­аль­ные миры могут ко­пи­ро­вать ис­то­ри­че­скую ре­аль­ность, ху­до­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния или быть пло­дом чи­стой фан­та­зии ав­то­ров-про­грам­ми­стов. Поль­зо­ва­те­ли могут войти в него, при­нять уча­стие в дей­ствии, ис­пы­ты­вать те же эмо­ции, что и герои, вли­ять на сюжет. Они могут стать участ­ни­ка­ми Бо­ро­дин­ской битвы или за­се­да­ния По­лит­бю­ро ЦК КПСС, по­лю­бить и спа­сти Анну Ка­ре­ни­ну или за­ста­вить Рас­коль­ни­ко­ва по­ща­дить ста­руш­ку и, ко­неч­но, по­участ­во­вать в новых вир­ту­аль­ных мирах и сю­же­тах, со­здан­ных со­вре­мен­ны­ми ху­дож­ни­ка­ми-про­грам­ми­ста­ми.

Элек­трон­ный по­мощ­ник и циф­ро­вая копия ин­тел­лек­та

Со­зда­ны ин­тел­лек­ту­аль­ные элек­трон­ные по­мощ­ни­ки (ИЭП) людей. Ба­зо­вая часть такой си­сте­мы уни­вер­саль­на: умный поиск, ин­тел­лек­ту­аль­ный ана­лиз баз дан­ных, набор про­грамм, по­мо­га­ю­щих со­зда­вать твор­че­скую про­дук­цию: от тех­но­ло­ги­че­ских ноу-хау до ис­то­ри­че­ских ис­сле­до­ва­ний. В эту си­сте­му также могут быть за­ка­че­ны пер­со­наль­ные ин­те­ре­сы и взгля­ды че­ло­ве­ка по любым во­про­сам. Таким об­ра­зом ИЭП может эф­фек­тив­но ре­а­ли­зо­вы­вать любые пер­со­наль­ные твор­че­ские за­да­чи.

Циф­ро­вые копии ин­тел­лек­та

По­яв­ля­ют­ся и более слож­ные про­грамм­ные си­сте­мы, зна­ю­щие и вос­про­из­во­дя­щие не толь­ко ин­те­ре­сы и взгля­ды людей, но и ин­ди­ви­ду­аль­ную спе­ци­фи­ку мыш­ле­ния, ана­ли­за ин­фор­ма­ции, твор­че­ские ме­то­ды, ма­не­ру из­ла­гать мысли. Такие по­мощ­ни­ки, по сути, ста­но­вят­ся циф­ро­вы­ми ко­пи­я­ми ин­тел­лек­та (ЦКИ).

Си­сте­ма не толь­ко под­би­ра­ет необ­хо­ди­мую ин­фор­ма­цию и де­ла­ет её пер­вич­ный ана­лиз, но спо­соб­на на ос­но­ве ин­тел­лек­ту­аль­но­го ба­га­жа че­ло­ве­ка со­зда­вать за него новый кон­тент.

ЦКИ может за «сво­е­го хо­зя­и­на» да­вать ин­тер­вью, пи­сать ра­бо­ты на за­дан­ные темы, вести блог, дис­ку­ти­ро­вать с оп­по­нен­та­ми, со­труд­ни­чать с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми и т.д. Ведь в её па­мя­ти ваши по­зи­ции по важ­ным во­про­сам, оно «обу­чен» вашим ме­то­дам, ло­ги­ке и т.д.

Элек­трон­ный сле­пок ин­тел­лек­та про­дол­жа­ет ра­бо­тать на благо об­ще­ства и после смер­ти его «хо­зя­и­на». Со­зда­ны ЦКИ ве­ли­ких людей, умер­ших ещё в до­ин­фор­ма­ци­он­ную эпоху. Спе­ци­аль­ная про­грам­ма, про­ана­ли­зи­ро­вав со­здан­ные ими тек­сты, вос­со­зда­ет их ин­тел­лек­ту­аль­ные ме­то­ды и воз­мож­но­сти. Таким об­ра­зом, элек­трон­ные клоны ин­тел­лек­та Эйн­штей­на или Бора участ­ву­ют в на­уч­ных про­ек­тах XXI века. «По­об­щать­ся» с циф­ро­вы­ми ко­пи­я­ми ин­тел­лек­та Ле­ни­на или Пуш­ки­на, по­лу­чить их ком­пе­тент­ное мне­ние по лю­бо­му по­во­ду — проще про­сто­го. Ко­неч­но, копии не могут сто­про­цент­но за­ме­нить лич­но­сти ве­ли­ких людей про­шло­го, но дают ре­аль­ное при­бли­же­ние к ним.

По­ми­мо копий ин­тел­лек­тов кон­крет­ных людей со­зда­ны син­те­ти­че­ские ва­ри­ан­ты циф­ро­во­го ин­тел­лек­та. В них ин­те­гри­ро­ва­ны ин­тел­лек­ту­аль­ные воз­мож­но­сти раз­ных ин­ди­ви­дов. Более того, такие про­грам­мы могут са­мо­со­вер­шен­ство­вать­ся. Воз­ни­ка­ет угро­за кон­ку­рен­ции ре­аль­ных людей и син­те­ти­че­ских элек­трон­ных ин­тел­лек­тов.

Од­на­ко от уто­пии мы по­сте­пен­но пе­ре­хо­дим к ан­ти­уто­пии. Ведь любая уто­пия несёт в себе ан­ти­уто­пию. Это диа­лек­ти­че­ское про­ти­во­ре­чие — неиз­беж­ный спут­ник про­грес­са. Но ан­ти­уто­пию я пред­став­лю чи­та­те­лям в сле­ду­ю­щий раз.

Новый смысл



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Noname

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: