ТЕМА

По охотничьим следам

01 декабря 2010 | 09:21 , Елена Мельник, Николай Ореховский для «Темы»

«Трудно поверить, но мы сами до сих пор не знаем рыночной стоимости десятков тысяч гектаров земли и нескольких сотен имущественных объектов, которыми распоряжается Общество военных охотников и рыболовов. Министерство обороны только начало оценку этой собственности. И лишь после обращения военной прокуратуры», - заявил «Теме» на условиях анонимности высокопоставленный источник в оборонном ведомстве. Каким способом общественная организация незаконно заполучила армейскую землю и недвижимость? Почему с 2002 года мистическим образом игнорируют решения судов, в том числе Верховного Суда, обязующие вернуть все это добро государству? Попытаемся разобраться.


Корни этой детективной истории уходят во времена СССР. Когда-то в Советском Союзе существовала удивительнейшая организация - Всеармейское военно-охотничье общество (ВВОО). Это была добровольная общественно-спортивная организация в советских Вооружённых Силах. Ее членами могли стать военнослужащие, сдавшие техминимум и уплатившие членские взносы. В 1970 Всеармейское военно-охотничье общество объединяло свыше 200 тысяч военных охотников-спортсменов. На балансе имелись и охотничьи хозяйства, а также госплан по заготовке пушнины, уничтожению волков и прочих хищников, «наносящих вред сельскому хозяйству». Соревнования по стендовой стрельбе проводились до занудства регулярно.

Затем «великий и могучий» распался, похоронив под обломками и ВВОО. Но у людей военных тяга к охоте и стрельбе не исчезла. И в 1993 году в Украине родилось Общество военных охотников и рыболовов Вооруженных сил Украины. Всеукраинская общественная организация, ни коим образом не входившая в состав Министерства обороны Украины и Вооруженных Сил страны. То ли у новорожденной разыгрались амбиции, то ли покровители подсобили, но в том же 1993 году оно объявило они себя правопреемником бывшей всесоюзной организации. В первую очередь, касательно прав на владение недвижимостью и землей. При этом все забыли, что еще в 1992 году украинский парламент постановил: до определения правопреемников общесоюзных общественных организаций временно передать имущество и финансовые ресурсы этих учреждений ФГИ.

В 1994 году Верховная Рада признала это богатство общегосударственной собственностью. А в следующем году украинское правительство приняло Постановление N18. Согласно документу, подписанному премьером Виталием Масолом и первым замминистра КМ Валерием Пустовойтенко, управление украинской частью предприятий, организаций и объектов бывшего Военно-охотничьего общества Вооруженных Сил СССР было возложено… правильно, на отечественное Министерство обороны.

Но не тут-то было! Совершенно немыслимым образом гражданскому обществу до сих пор (!) удается уклониться от возврата госсобственности. Не говоря уже о полном игнорировании приказов оборонного ведомства об инвентаризации этого имущества. Более того, в 90-х охотники и рыболовы ВСУ расширяют свои владения за счет бывших баз и угодий, стрелково-стендовых комплексов и целых военных городков.

«По данным квартирно-эксплуатационных органов, ныне за региональными и гарнизонными организациями Общества военных охотников и рыболовов числиться 26,4 тысячи га земли и 234 сооружения, находящихся на учете в Министерстве обороны. Однако эта цифра может быть не полной», - сообщил «Теме» источник в военном ведомстве.

В 2002 году эта история попала в поле зрения Генеральной прокуратуры Украины. И не просто попала. Ровно 9 лет назад, 5 декабря Хозяйственный суд столицы удовлетворил иск ГПУ и обязал прекратить этот аукцион невиданной щедрости, вернув все МОУ. В 2004 году 23 февраля, в качестве своеобразного подарка к празднику Красной Армии, государственная исполнительная служба Соломенского райуправления юстиции Киева даже открыла производство по делу. Но, несмотря на то, что закон дает этой службе только шесть месяцев на исполнение решения суда касательно имущества, решение, поддержанное и Верховным Судом Украины, до сих пор не вступило в силу. Мистика? Далеко не последняя.

Тем временем ситуация все больше раздражает улицу Резницкую – именно там расположен главный офис Генпрокуратуры. Следователь возбуждает уголовное дело об умышленном  неисполнении судебных вердиктов. Собранные материалы по ч. 2 ст. 382 Уголовного кодекса Украины передают в Соломенскую райпрокуратуру Киева. В мае 2007 года в деле появляется и первый фигурант - председатель Общества военных охотников и рыболовов ВСУ, полковник запаса Николай Гурин. Ему было предъявлено обвинение и дело ушло в суд. Почему его волокитят до сих пор? Где приговор? Очередная загадка на сей раз от Соломенского суда столицы, который трижды отказывался от рассмотрения, возвращая дело на дополнительное расследование. Последний удар в этом пинг-понге сделала прокуратура. И опять ждем очередного решения суда.

И еще о странностях. На этот раз они связаны с Министерством юстиции. Вернее с регистраций устава общественной организации, которая провозгласила себя правопреемницей Всеармейского военно-охотничьего общества СССР.

«Пункт 1.4 устава Общества военных охотников и рыболов противоречит действующему законодательству, а значит подлежит отмене, но Минюст все это фактически легализовал, оставляя эту норму трижды, утверждая изменения в уставе, а также при его перерегистрации в новой редакции в 2008 году, - рассказали «Теме» в Генпрокуратуре. – Мы считаем, регистрацию упомянутого положения приказом министра юстиции № 1587/5 от 18.09. 2008 года незаконной. По этой причине в феврале нынешнего года Генеральная прокуратура внесла предписание на имя главы Минюста – устранить нарушения. Но нам отказали, и мы обратились в суд. В сентябре Хозяйственный суд Киева удовлетворит наш иск, признав правомерность претензий».

Впрочем, до хеппи-энда еще далеко. Недавно с просьбой о помощи к военному прокурору Центрального региона Украины Николаю Голомше обратились ветераны. «Пользуясь бесконтрольностью и безнаказанностью, председатель Общества военных охотников и рыболовов Вооруженных Сил Украины Гурин Н.Н. продолжает активно разбазаривать принадлежащее Обществу имущество. За последние годы только Киевская гарнизонная организация охотников и рыболовов лишилась ряда баз и их имущества, в частности: «Окуниново», «Сорокашичьи», «Карпиловка», «Косачевка», спортивно-рыболовной базы «Десна». Переданы в руки сотоварищей и родственников Гурина Н.Н. половина охотничьих угодий и баз Ржищевского охотхозяйства», - сообщают три уважаемых председателя коллективов военных охотников и рыболовов.

Подобные сигналы поступают не только по Киевской области. Двух народных избранников, в том числе из Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, озаботила схожая ситуация в Черниговской области. В депутатских запросах и обращениях речь прямо идет о «нецелевом использовании государственного имущества, коим является дом охотника, база военного охотничьего хозяйства и служебные помещения производственно-коммерческого предприятия «Военный охотник» в селе Синожацкое Черниговского района». Более того, парламентарии убеждены, цитируем: «с нарушениями норм действующего законодательства данный имущественный комплекс на протяжении последних лет фактически эксплуатируется частными структурами и их руководителями, в частности ООО «Лисья нора» (Киев)».

«После того, как мы подключились к этому делу, в августе 2010 года был заявлен административный иск в суд об отмене, по нашему убеждению, неправомерного решения Черниговского облсовета о выделении земельного участка в 1,1 га военного городка № 1по ходатайством главы президиума центрального совета общества военных охотников и рыбаков ВСУ», - сообщил «Теме» военный прокурор Черниговского гарнизона Сергей Грицина. Кроме того, военная прокуратура установила, что в мае 1998 года свое согласие на размещение коммерческого предприятия на базе Краснянского охотничьего хозяйства предоставили должностные лица Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны.

Здесь будет уместно вспомнить об еще одном мистическом совпадении. Одним из основателей и первым председателем центрального совета Общества военных охотников ВСУ был далеко не свадебный генерал Дмитрий Рудковский. Народный депутат Украины IV созыва, с 1992 по 2002 год он руководил Главным управлением расквартирования войск и капитального строительства Министерства обороны Украины, а с 2004 по 2005 год – первый заместитель министра обороны Украины.

«Начата широкомасштабная проверка указанной вами ситуации. Ее ход я держу на личном контроле и обещаю, что в ближайшее время мы не только окончательно разберемся, но и дадим делу надлежащую правовую оценку», - заявил «Теме» военный прокурор Центрального региона Украины Николай Голомша. Вполне очевидно, что в скором времени появится очень громкое уголовное дело. Вот только каковы его судебные перспективы? Кажется в нашей истории это зависит не только от рвения военных прокуроров, но и от иных - субъективных, а порою и мистических факторов.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: