ТЕМА

Снова выборы, снова НБР

16 февраля 2006 | 12:58

Разговоры о создании Национального бюро расследований с завидной настойчивостью активизируются в канун очередных выборов. На днях глава парламентского комитета по борьбе с коррупцией и оргпреступностью Владимир Стретович заявил, что в ближайшее время появится Указ Президента о создании грозной НБР. У нас, напротив, есть сомнения, что в ближайшее время случится что-то принципиально новое.


Про НБР в Украине говорят с 1993 года. В одном из своих интервью нардеп Григорий Омельченко заявлял, что еще 13 лет назад обсуждал идею создания такой службы с премьером Леонидом Кучмой. Очевидно, Кучма мечтал иметь грозное формирование в своем подчинении. Да не успел. Став Президентом, Леонид Данилович попытался создать НБР уже под прямым управлением Президента, то есть себя же. Осенью 1995 года влиятельные «Киевские ведомости» опубликовали пространное интервью с генерал-майором Юрием Гавриловым, который некоторое время был советником Президента по вопросам безопасности, а в советские времена руководил «политическим» 5 управлением КГБ. Собственно, Гаврилов возглавил рабочую группу по созданию НБР. В интервью он не утверждал, но давал понять, что создание новой правоохранительной структуры дело ближайшего будущего. А пресса разнесла слух, что именно Гаврилов возглавит НБР. Все прекрасно понимали, на что будут направлены силы грозной карманной силы. Так или иначе, дело отложили в долгий ящик, дабы реанимировать через два года. 24 апреля 1997 года НБР было создано Указом Президента Кучмы. Но парламент не поддержал эту рискованную затею. Между тем, служба начала худо-бедно функционировать, питаясь по началу из некого полуофициального фонда. В НБР были командированы сотрудники МВД и СБУ. Но парламент как тогда, так и позже не утвердил финансирование НБР из бюджета, не внес необходимых изменений в законодательство, и вскоре на этой полулегальной структуре поставили крест.

Позже эта тема неоднократно и безуспешно реанимировалась. Например, Владимир Радченко, сменивший в кресле председателя СБУ Леонида Деркача, озвучил идею создания НБР за счет кадров спецподразделений СБ и МВД, которые таким образом лишатся несвойственных функций. Оппозиция отреагировала критически, идею в очередной раз провалили, прежде всего, не утвердив финансирования НБР в бюджете следующего года.

Всякий раз целесообразность создания еще одного правоохранительного ведомства аргументировали необходимостью решительной борьбы с донельзя разросшейся коррупцией. Одним словом хотелось собственного ФБР. Но еще тогда руководитель отдела уголовного законодательства Института государства и права НАНУ профессор Александр Светлов парировал: статус ФБР фактически совпадает со статусом СБУ, отличие в одном результаты работы Всем было очевидно, что в государстве, составляющей частью которого была коррупция, о бескомпромиссной борьбе с ней речь идти не могла по определению. И, тем не менее, политики то и дело вспоминали про НБР, демонстрируя, что им близки идеи борьбы с коррупцией.

Дать стране НБР обещал и кандидат в Президенты Виктор Янукович. А его конкурент Виктор Ющенко реанимировал идею уже в статусе Президента страны. Он заявил о необходимости такого органа в день, когда объявил о раскрытии дела Гонгадзе. И уже 15 марта 2005 года выдал Указ о создании рабочей группы по вопросам НБР, которая должна была подать предложения до 1 апреля. Потом все замерло на уровне слухов. Якобы служба должна быть создана в структуре СНБО. Но на каких началах все должно было происходить, какие задачи делегировались все в тумане. А после скандала с отставкой Тимошенко, Порошенко и пр. про НБР и вовсе забыли.

В очередной раз масла в огонь подлил Владимир Стретович, заявивший, что буквально на выходе Указ Президента о создании НБР.

Увы, нам не удалось найти подтверждения инсайдерской информации парламентария. Зато нам известно, что в последние месяц-два РНБО проявляет завидную активность с продвижением и доработкой своего «Проекта Концептуальных основ реформирования правоохранительной системы Украины». Проект завершает очередной круг по профильным ведомствам.

Что мы узнаем из него? Концептуально: в Украине планируется создать стройную систему досудебного следствия как то предусматривает Конституция Украины и ее переходные положения и как того все настойчивее требует Совет Европы. В этой связи планируется создать Государственный комитет Украины по расследованиям. Возможно это и есть очередная инкарнация НБР? Вместе с тем, на базе Главного следственного управления МВД предполагается создать Государственный следственный комитет. Что согласуется с заявлениями министра Луценко, который ратовал, дабы часть следственных функций МВД и прокуратуры отдать эфемерному НБР, при этом оставив некоторые преступления в подследственности милиции и порой даже расширив их. Так, коррупционные преступления, совершенные чиновниками рангом ниже замминистра милицейская парафия, все остальное в компетенции НБР. Кроме того, проектом СНБО подтверждаются чаянья министра внутренних дел о передаче налоговой милиции в подчинение МВД.

Вспомним, что существовало две принципиально разные концепции НБР. По одной из них это должно быть мощное ведомство, замыкающее на себе все досудебное следствие. По второй, которую пропагандировал г-н Стретович, являющийся в соответствии с Указом Президента от 15.03.2005 сопредседателем рабочей группы по разработке концепции НБР (вместе с зампредом бюджетного комитета Виктором Королем), НБР должно представлять компактное грозное формирование, занимающееся исключительно расследованием системных коррупционных преступлений, в которых участвуют чиновники высокого ранга и убытки казны исчисляются миллионами. Судя по содержанию Проекта, подготовленного СНБО, скорее можно ожидать реализацию схемы номер один. Впрочем, не станем забывать, что упомянутый проект не более чем протокол намерений. Можно прогнозировать, что даже если обещанный Стретовичем Указ Президента и появится, то вряд ли он внесет конкретику, лишь усилив сумятицу и неопределенность в работу ныне действующих структур: МВД, СБУ, органов прокуратуры. И вот почему.

В силах Президента лишь обозначить новую структуру правоохранительных ведомств, включив в нее нечто типа НБР и вцелом указав диапазон их деятельности. Но без парламентского чистилища изменения не смогут вступить в силу. Во-первых, потому что действующее законодательство четко регламентирует уровень полномочий того или иного ведомства. А значит, необходимы изменения, прежде всего в Уголовно-процесуальный Кодекс, его ст.112, определяющую подследственность преступлений тому или иному ведомству; возможно в Закон об оперативно-розыскной деятельности. И еще: коль скоро речь идет о создании нового мощного органа, делегировании ему части традиционных полномочий существующих структур, переподчинении кадров, значит необходимо предусмотреть источники их финансирования. А это значит включение\не включение нового ведомства в бюджет, утверждаемый опять же парламентом.

Источники в Верховной Раде уверенно заявляют: говорить об этом в ближайшей времени более чем легкомысленно. Все ждут окончания избирательной гонки, затем долгие парламентские разборки-перестановки. Может к концу года и дойдут руки до НБР

 

Олег Ельцов, «ТЕМА», специально для «Власти денег»



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: АР

Дети играют на закате в пригороде Лахора, Пакистан.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: