ТЕМА

Картье-Брессон: "Цветная фотография? Это отвратительно. Ненавижу!"

14 ноября 2014 | 12:37

В 1971 году Шейла Терненр-Сид для серии диафильмов о великих фотографах взяла интервью у Анри Картье-Брессона в его Парижской студии, над проектом она работала совместно с Корнеллом Каппелой и компанией Scholastic. После её смерти в 1979 году это интервью, равно как и другие неопубликованные материалы, попало в архивы Международного Центра Фотографии в Нью-Йорке. Так и пылились в архивах собранные интервью, пока в 2011 году дочь Шейлы не узнала об их существовании и не начала заниматься их изучением. Мисс Сид не помнит свою мать, её не стало, когда девочке был всего год, но их объединяет любовь к фотографии. Изучая фотографии и материалы, оставленные матерью, она пытается понять, каким человеком была её мама. А теперь перейдем и к самому интервью, которое было записано Шейлой Тернер-Сид.


 

Получалось ли у вас когда-нибудь точно определить тот самый единственный момент, в который нужно нажать на кнопку спуска затвора?

Это вопрос концентрации. Концентрируйтесь, думайте, наблюдайте и вглядывайтесь и, конечно, любите это. Но дело в том, что вы никогда не знаете, когда наступит кульминация какого-либо момента. Поэтому вы снимаете и говорите себе: “Да. Да. Возможной сейчас.  Да”. Но не делайте слишком много кадров, это равносильно тому, когда вы переедаете или перепиваете. Вам жизненно необходимо есть и пить, но когда вы съедаете и выпиваете чересчур много, то это уже слишком. Делая слишком много кадров, вы рискуете упустить тот самый, единственный, потому что он может оказаться где-то между теми моментами, когда вы в очередной раз нажмете на кнопку спуска затвора.

Зачастую вовсе не обязательно смотреть на работы фотографа, достаточно просто понаблюдать за ним на улице в то время, когда он снимает. Вы поймете рассудительный ли он, сдержанный, осторожный, поспешный или просто пулеметчик. Но поймите, вы же не стреляете по куропаткам пулеметом. Вы выбираете одну куропатку, затем другую. Но я иногда встречаю фотографов, которые работают, как мотор. Это невероятно, но они всегда нажимают на кнопку спуска затвора не в тот момент.

Можно попросить вас немного поговорить об оборудовании, которым вы пользуетесь?

Мне всегда была безразлична эта сторона процесса. Мне нравятся миниатюрные камеры, а не эти огромные зеркальные фотоаппараты. Я фотографирую на свой M3, поскольку он быстрее многих других фотокамер.

Почему вы отдаете предпочтение объективу 50mm?

Он передает мое видение кадра и в то же время имеет достаточную глубину резкости, которой не хватает при использовании длиннофокусных объективов. Мне приходилось работать с объективом 90 mm. Он обрезает передний план, когда ты фотографируешь пейзаж, и если в кадр попадают идущие навстречу люди, то они остаются вне фокуса. 35mm прекрасен, когда необходим, но его слишком тяжело использовать, если вам нужна идеальная композиция. В кадр попадает слишком много элементов и что-то всегда находится в неправильном месте. Объектив хорош, но очень часто он используется людьми, которые хотят кричать, а не рассказывать. Поскольку снимки, сделанные на этот объектив, сопровождаются дисторсией, этот эффект распространяется на людей на переднем плане. А я не люблю эффектов, я нахожу в этом нечто агрессивное. Когда человек начинает кричать, это зачастую означает, что у него просто недостает аргументов.

С маленьким оборудованием вы не так заметны для людей. Вы не выходите на улицу, словно на показ. Мне кажется, что люди с громоздкими фотоаппаратами испытывают множество затруднений.

В каком-то смысле вы навязываете свои правила, которые для вас самого являются чем-то вроде дисциплин.

Только для меня, я не говорю за остальных. Я получаю удовольствие, фотографируя именно таким образом. Для меня свобода – это строгие рамки кадра, внутри которых возможны самые разные вариации. Возможно, я мыслю классически.  Ничего не могу с этим поделать!

Портрет Анри Картье-Брессона, снятый его женой, Мартин Франк

В моем представлении фотография – это искусство рисования. Интуитивно мы создаем моментальный набросок в голове, но не можем никак его изменить. А если вы хотите его изменить, то речь идет уже о другом кадре. Но жизнь не стоит на месте, все вокруг беспрерывно меняется.  Иногда картина исчезает, и вы уже ничего не можете с этим поделать. Вы не можете сказать человеку: “А улыбнитесь, пожалуйста, еще разок”. Жизнь живет в мгновении.

Как вы относитесь к цветной фотографии?

Это отвратительно. Ненавижу! Я делал цветную фотографию только в тех странах, где у меня не оставалось выбора, когда мне говорили: “Если фотографии не будут цветными, то мы не сможем их использовать”. Это был компромисс, но я справился с задачей плохо, потому что не верю в цветную фотографию.

Причина в том, что вы снимаете то, что видите. Но после этого в игру вступают силы, над которыми вы уже не властны, во время печати фотографий с цветом работают уже другие люди, не вы. И что они сделают с истинным цветом?

Если бы технические проблемы были устранены, и вы бы получали на фотографии ровно те же цвета, что видят ваши глаза, вы бы все равно  были против цветной фотографии?

Да, потому что природа дает нам слишком много. Ты не можешь принять все, что она предоставляет. Ты должен выбирать.  Цвет не имеет никакого значения, особенно, когда дело касается репортажа. Но люди готовы на это ради денег, это, и правда, зачастую денежная проблема.

Есть много талантливых молодых фотографов, которые хотят заниматься фотографическим эссе, но для них просто нет места на рынке.

В 1946 году, когда мы основали Магнум, мир был разделен войной, и всем было любопытно, а что творится там, в других странах. Люди не могли путешествовать, и для нас это было настоящим вызовом – ехать и становиться свидетелем чего-то нового. Тогда такая фотография была востребована на рынке.

Магнум был гениальным изобретением Боба Капы. Он ставил на скачках, а выигранными деньгами выплачивал зарплату секретарям. Однажды я вернулся с Востока и попросил Капу отдать мне мои деньги, на что он ответил : “Лучше возьми-ка свою камеру и иди работать. Я забрал твои деньги, потому что мы на грани банкротства”.

Я продолжал работать. А сейчас с этим большая проблема, сегодня каких только журналов нет. Ни одно крупное издательство не отправит фотографа в другую страну за репортажем, потому что там и так все были. Это другой мир. Но существует масса специализированных журналов, которые могут использовать ваш готовый материал. Для молодых фотографов положить начало карьеры – большая проблема сегодня.

Анри Картье-Брессон с фотографией своей матери

Есть предметы первой необходимости, и в потребительском обществе постепенно все становится дороже и дороже. Существует опасность, что фотография со временем станет чем-то очень ценным: “О, это такая редкая печать!”. Но что это значит? Любая ценность - это болезнь.

Мне кажется, что фотографы должны подписывать свои напечатанные работы. Таким образом, они будут осознавать, что фотография была сделана именно ими самими или же была напечатана по их стандартам. Но надо понимать, что печать – это не офорт, где пластины перестают быть годными, негатив не изнашивается.

Возможно, единственная вещь, которой фотографы руководствуются – это подражание живописцам, и все фотографы аналогично должны открыть свою индивидуальность.

Да. Но мы не “неудавшиеся художники”, как некоторые полагают. Фотография это такой же способ самовыражения, только на помощь приходят другие инструменты. Вот и всё.

Предлагаю вернуться к вещам, которые мы обсуждали прежде. Каково это возвращаться в страну, в которой вам уже приходилось бывать?  Ощущаете ли вы разницу между тем, что было и тем, что стало?

Я люблю возвращаться в страну через какой-то промежуток времени и наблюдать произошедшие перемены. Посредством этого формируются ваши впечатления, правильные они или нет – не важно, главное, что они яркие и ваши собственные. Вы живете какое-то время в стране, работаете, накапливаете знания и впечатления, но оставляете небольшой  пробел, который заполняется, когда вы снова возвращаетесь в это место и видите изменения. Камера – прекрасный инструмент для измерения развития страны.

В то же время  я не причисляю себя к людям, сведущим в политике или экономике. Я совсем не об этом. Я одержим визуальным удовольствием.

Несказанное удовольствие мне дает геометрия, т.е. структура. Вы не можете целенаправленно отправиться снимать эту самую структуру, правильные формы и тому подобное. Это чувственное удовольствие, интеллектуальное удовольствие, когда в один прекрасный момент все оказывается в нужном месте. Это своего рода признание порядка, который вы видите перед собой.

Разница между хорошей фотографией и посредственной кроется в миллиметрах, в маленьких-маленьких различиях. Но поверьте, это важно. Мне никогда не казалось, что между фотографами существуют большие различия, есть различия, но небольшие, даже маленькие, но что, если эта маленькая разница имеет большое значение? 

Что действительно важно для фотографа, так это вовлеченность, заинтересованность. Это не пропаганда посредством фотографии, это способ кричать о своих чувствах. Аналогию можно провести с текстом для рекламы и романом. Роман вы пропускаете по своим нервным каналам, он заставляет работать воображение, одним словом, его воздействие намного мощнее, чем воздействие рекламы, на которую вы бегло посмотрите и выбросите.

Поэзия – это квинтэссенция всего вокруг, и она вплетена в реальность. Я часто замечаю, как фотографы культивируют странные, изощренные сцены на своих фотографиях, полагая, что это и есть поэзия. Нет. Поэзия состоит из двух элементов, которые внезапно сталкиваются друг с другом, создавая вспышку. Но это происходит редко, искать это бессмысленно. Это все равно, что искать вдохновения. Но такая поэзия просто приходит, делая жизнь богаче. 

Вы должны забыть себя. Вы должны быть собой, но в то же время и забыть о себе, тогда изображение получается гораздо сильнее – это как раз тот результат, который вы получаете, будучи абсолютно вовлеченным в то, что вы делаете, при этом не думая. Идеи и мысли опасны. Вы должны думать все время, но когда вы фотографируете, вы не должны пытаться показать свою точку зрения или доказать что-либо. Вы ничего не доказываете. Все приходит само собой.

Когда я отправляюсь куда-то, я не стремлюсь только лишь запечатлеть происходящее там. Я пытаюсь и нахожу картину, которая смогла бы в один взгляд конкретизировать ситуацию и которая имела бы выраженное взаимодействие форм. Отправляясь в какую-либо страну, я всегда надеюсь получить картину, глядя на которую, люди скажут: “Ах, как правдиво! Ты правильно прочувствовал”.

Вот почему фотография так важна, в том смысле, что она не только лишь дает удовольствие от построенной геометрии, но являет собой способ засвидетельствовать наш мир.

Что касается меня, я получаю искренне удовольствие от создания фотографии. Это мой способ сказать: “Да, да, да!”. Это как три последних слова романа Джеймса Джойса “Улисс”, одного из самых грандиозных произведения, когда-либо написанных. Это “Да, да, да!”. И в фотографии все точно так и есть. Здесь нет никаких “может быть”. Выкинем все эти “может быть” в помойное ведро, потому что все происходит прямо сейчас в этот самый момент. И это дань уважения и огромное удовольствие сказать этому моменту “Да!”. Даже если перед вами что-то, что вы ненавидите. Да! Это утверждение.

 


Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Сергей Гутиев

Эверест

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: