ТЕМА

Детская эротика в кинематографе. Часть первая, советская

23 марта 2015 | 08:38 , Андрей Сидоренко, для ТЕМЫ

Начало 90-х годов прошлого века ознаменовалось окончанием холодной войны. Человечество перестали пугать Третьей мировой, ядерной зимой, тотальной погибелью... Нужно было придумать что-то взамен. На смену им пришли педофилия и детская порнография...


В июле 2008 года в Австралии разгорелся скандал. Его причиной стали изображения обнаженных детей. В Сиднее, в мае того же года, практически сразу после открытия, закрылась выставка фотографий Билла Хенсона. Фотографа, на чьих работах были изображены обнаженные дети.

Полиция изъяла фотоработы и начала расследование. Дело было прекращено после оценки экспертов, отнесших работы к искусству, а не порнографии.

Реакция общества на действия властей была резко отрицательной. Июльский номер журнала Art Monthly Australia, в знак протеста против закрытия выставки, вышел со снимком обнаженной шестилетней девочки на обложке. На фото изображена нагая девочка, сидящая перед картиной, на которой написан пейзаж.

Премьер-министр Австралии Кевин Радд резко высказался против этого изображения. По его словам: "... дети не в состоянии сделать осознанный выбор о том, хотят ли они сниматься голыми".
 

Фото было сделано в 2003 году, когда девочке было шесть лет. На пороге своего совершеннолетия девочка говорила, что эта фотография - ее любимая. Главный редактор Art Monthly Australia Морис О'Риордан написал в последнем номере, что выбрал сюжет для обложки, зная, что он вызовет споры. По его словам, он надеялся "узаконить наготу и детство в качестве тем для искусства".

Большинство моих сверстников только улыбались этой высосанной из пальца истории. Дело в том, что шестьюдесятью годами ранее, в 1930 году, классик украинского кинематографа Александр Довженко в фильме "Земля" впервые снял обнаженную натуру.

Героиня была не самой первой молодости, и зритель это осознал. С тех самых пор эротика в советском кино начала молодеть.
Впрочем, до окончания Второй мировой, актеры в кадре были сотрудниками или сослуживцами. Потому никакой эротики при жизни Сталина снято не было.
...А затем пришла оттепель.
Начиная с 60-х годов ХХ века творческие личности старались рисовать правдивую картинку мира. Мира, в котором большинство детей купались голышом, а их родители не верили в существование гомо сапиенсов, способных возбуждаться видом несовершеннолетних. Впрочем, так оно и было.
В 1964 году на Литовской киностудии режссером Арунасом Жебрюнасом был снят фильм "Последний день каникул" (в русскоязычном прокате - "Девочка и эхо"). Главную роль в фильме исполнила Лина Бракните, более знакомая советскому зрителю по главной роли в фильме "Дубравка" и роли Суок в фильме "Три толстяка".

Это фильм о честности в детской дружбе по мотивам рассказа Юрия Нагибина «Эхо». В нем впервые Лина блеснула своим обаянием. Девочка так и не ставшая актрисой, но сумевшая всего тремя детскими ролями покорить целое поколение советских мальчишек.

Диалоги героев этого фильма по сей день могут разорвать шаблон постсоветского зрителя:

- Чего на моем платье расселся?!
- Оделась бы, что ли!
- А зачем?! Так загорать лучше!
- А тебе не стыдно?
- Дедушка не велит мне в трусиках купаться. Так простудишься.

Разумеется, столь нетривиальный взгляд на детские взаимоотношения не смог ускользнуть от всевидящего ока органов. По неподтвержденным данным, не один сотрудник КГБ примерял следующую звезду на погоны. Но спасло фильм признание международной общественности.

А именно - специальная премия жюри XVIII Международного кинофестиваля в Локарно «Серебряный парус» (1965). За ней последовала Большая премия жюри VI Международной встречи фильмов для молодежи в Канне (1965).

Признание дало возможность познакомиться с фильмом 5,8 миллионам зрителей. Потом была премия V кинофестиваля республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии (1965). А. Жебрюнасу — за режиссуру; И. Грицюсу — за операторское мастерство. Потом была Премия Ленинского комсомола Литовской ССР за 1970 год присужденная режиссеру А. Жебрюнасу за постановку фильмов для детей и юношества.

Но лучшей премией стали отзывы благодарных зрителей, по сей день встречающиеся в сети: "Посмотрев в детстве по телевизору фильм "Девочка и эхо", я мечтал лишь об одном: о повторе показа. История, рассказанная в фильме, глубоко запала в душу мне, тогда еще 12-летнему мальчишке. Многое поразило в этом фильме: красота горных пейзажей, моря, пронзительное эхо, и, конечно, то, с какой естественностью (а отнюдь не бесстыдством!) девочка моего возраста купается в море голышом. Пожалуй, самое сильное впечатление оставила последняя сцена, когда героиня, собрав волю в кулак, выходит перед мальчишками, чтобы забрать у них свою одежду. Поступок, который заставил меня с куда большим интересом и уважением смотреть на окружающих девченок"

В том же 1964 году состоялся режиссерский дебют Элема Климова. Обнаженных девочек в фильме не было, но мальчики, символизирующие детскую открытость и непосредственность, присутствовали в изрядном количестве.

По прошествии срока давности, обезьянничать тему детской сексуальности стали иные режиссеры. В 1979 году Вениамин Дорман снял фильм "Похищение савойи", экранизацию повести Анджея Щепёрского «Рейс 627» (польск. Lot 627). Тогда, в 1979 году,  с развивающимися молочными железами Дарьи Михайловой смогли познакомиться 32 миллиона советских и зарубежных зрителей.

Сергей Соловьев не торопился. Мудро оценив все достоинства и недостатки съемок обнаженных детей, он внес конструктивные изменеия в фильм "Нежный возраст".

Тема детской сексуальности красной нитью проходит через весь фильм. Главный герой наблюдает тело своей избранницы с самого юного возраста. По прошествии нескольких лет, он опять стремится узреть выросшие, хотя и недозрелые формы девочки. Скорее всего, режиссер пытался таким образом показать целеустремленность будущего мачо.

К сожалению, рамки публикации не дают возможности познакомить читателя с полной историей детской сексуальности в советском кино.

Я просто напомню, что обнажённое детское тело никогда не было табу в советском, а затем и в российском кинематографе. Достаточно вспомнить "Республику Шкид", "Подранок" Николая Губенко, "Два Федора" Марлена Хуциева, "Иваново детство" Тарковского, "Пацаны" Приёмыхова... Во всех этих фильмах режиссёр показывает, как обобщающий образ, детскую незащищённость, слабость, наготу, непосредственность.
При цензуре, царившей в советские времена в кино, странно было бы подозревать режиссеров в детской эротике или порнографии. Видимо, нравы тогда были незатейливее. Голые дети у воды не вызывали нехороших ассоциаций.

Может, прав был Зигмунд Фрейд, рассматривавший детскую сексуальность как частный случай развития ребёнка в качестве индивидуума в обществе и его коммуникации с окружающими.

А может, за это время люди просто изменились не в лучшую сторону?..

Фото: довоенный Артек.

часть 2



комментарии [4]

22.12.2019 22:02     Игорь Вот по этому и и появляются маньяки, то запрет ,то на тебе. Чёрти что.
13.10.2019 22:53     не ПОП и не УЧИТЕЛЬ Да ну надо бороться с истерией и наказывать настоящих педофилов.Настоящие всегда яко бы ведут борьбу за мораль и против всякой ерунды в виде детского кино времен СССР.Кто больше всего борется за мораль,тот вероятнее всего и есть озабоченный.
14.10.2018 16:30     Александр Ну и в чём же тут заключается эротика? Эротику в этих фильмах могут увидеть только больные люди - педофилы - из роскомнадзора. Вообще-то одежду придумали люди, а природой она не предусмотрена. Если кого-то возбуждают кадры этих фильмов, не имеющие никакого отношения к эротике, то пусть сходят к доктору.
23.03.2015 22:47     Васыль Не совсем понял, какое отношение потерявшей мужа бабы у Довженко к детской эротике?
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

фото Хэльмута Ньютона

Найкращі товари для дому на сайті https://domacc.com.ua/ з вигодою до 50% !
   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: