ТЕМА

50 лет изобретению-визитке Киева

17 июня 2016 | 15:04

распечатать        комментарии [0]       добавить в

50 лет назад 12 июня 1966 года вышел на маршрут первый троллейбусный поезд киевского изобретателя Владимира Филипповича Веклича. Впервые такое техническое решение было применено в 1887 году американцем Фрэнком Спрейгом на рельсовом транспорте. Однако решить технически более сложную задачу применения управления по по системе многих единиц СМЕ на безрельсовом транспорте удалось киевскому изобретателю только через 79 лет. Со временем, троллейбусные поезда стали визитной карточкой Киева. А опыт киевских транспортников начали перенимать многие города.


Что же такого изобрели в Киеве 50 лет назад? Попытки создать троллейбусный поезд по принципу тягач-прицеп предпринимались и раньше, но были неудачны, так как тяговый двигатель и редуктор троллейбуса тягача перегревались, что приводило к многочисленным поломкам на маршруте и преждевременному списанию головной машины. А применение таких поездов в городе со сложным рельефом, таким как Киев, было вообще невозможным. 
 

Молодой 26 летний директор депо Владимир Веклич предложил создать троллейбусный поезд, управляемый по системе многих единиц СМЕ (когда из одной кабины осуществляется управление тяговыми двигателями обеих машин). 

 

 

 

 

Здесь надо отметить, что одиночные троллейбусы тех времен в час пик не справлялись с обслуживанием маршрутов. Ещё более острой проблемой стоявшей перед молодым директором была острая нехватка водителей. Не смотря на нервную и тяжёлую работу зарплата водителей троллейбусов была низкой, а график работы у многих был прерывистый (т.е водитель работал в утренние и вечерние часы-пик и для того, что бы ему набрать необходимое за неделю количество рабочих часов приходилось работать в выходные).

 

 

Создание троллейбусного поезда сразу решило эти проблемы. На 18 маршруте в час-пик , за счёт применения 60 поездов, удалось реализовать провозную способность более 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении, зарплата водителей была существенно повышена, график их работы стал непрерывным, а потребность в них только по Киеву была сокращена на 800 человек. Применение поездов дало колоссальный экономический эффект.

 
В 1980-х более половины парка киевских троллейбусов работали в составе почти трёхсот поездов. Они стали визитной карточкой Киева. . Изобретение стало темой кандидатской диссертации, которую Владимир Веклич успешно защитил в 1969 году. За внедрённые в депо инновации в 1971 году изобретателя наградили орденом «Знак Почёта».

 

 

Более 20 городов СССР и столица Болгарии София переняли успешный опыт киевлян. Поезда, работающие по системе Владимира Веклича, появились в Риге, Новосибирске, Талине, Ленинграде, Харькове, Днепропетровске, Севастополе, Горьком, Куйбышеве, Донецке, Симферополе, Краснодаре, Алма-Ате, Николаеве, Херсоне и других городах страны.

 

 

В честь 50-летия такого знакового изобретения «Киевпасстранс» решил увековечить и имя изобретателя и само изобретение, и 14 июня открыл мемореальную доску нана административном здании троллейбусного депо № 2 по адресу Довженко 7.

 

Как уже писал AUTO-Consulting, троллейбусные поезда – это далеко не единственное знаковое наследие Владимира Веклича. Он был инициатором строительства первой в СССР киевской линии скоростного трамвая в Киеве. В 1991 году Владимир Филиппович создаёт стратегию развития украинского троллейбуса, которая нашла своё воплощение в утвержденной Кабинетом Министров Украины Программе. Под его научным руководством осуществляются все разработки и испытания первых моделей украинских троллейбусов начала 90-х. 

Автоконсалтинг



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

Загрузка...

по теме

Ричард Пайпс в 1992 году: Россия не сможет построить демократию, власть возьмёт КГБ

20. 06. 2018 | 08:52

Уже в марте 1992 года американский историк и советолог Ричард Пайпс заявил, что демократия в России не удалась и страну ждёт реванш номенклатуры и КГБ, которая дожидается своего "правителя-спасителя". Лишь эти две страты за время СССР приобрели административные навыки, тогда как остальное население атомизировано и не способно к самоорганизации. Интеллигенция же не смогла совершить переход от индивидуального инакомыслия к коллективному лидерству. Пайпс тогда предсказал и "колониальную реконкисту" России в отношении Украины и Казахстана. Новый строй России Пайпс назвал "ДУВАН" - турецкий термин дележа военной добычи. Американский советолог Ричард Пайпс – один из лучших в Америке знатоков истории России/СССР. Он неоднократно бывал в СССР, начиная с 1950-х годов, проводя много времени в государственных архивах и общаясь со своими коллегами, советскими историками. Уже тогда он составил довольно чёткое представление о природе российской власти (не зависящей от строя, т.е. вечной и неизменной) и в дальнейшем принципиально придерживался его. Ричард Пайпс считается одним из самых ярых "ястребов" в американском истеблишменте. Он был одним из тех людей, что убедили президента США Рональда Рейгана (Пайпс возглавлял при нём департамент Восточной Европы в Совете национальной безопасности, а с середины 1970-х он ещё и консультировал ЦРУ) предпринять в отношении СССР самые жёсткие меры. Пайпс, как знаток истории России (он доктор исторических наук, профессор Гарварда), уверял, что Советский Союз на самом деле очень слаб, а вся его сила заключается только в пропаганде и шантаже. Рекомендации Пайпса оказались верными: не прошло и 5-6 лет, как СССР рухнул под тяжестью внутренних и внешних проблем, спровоцированными, в том числе, и напором США (от поддержки моджахедов в Афганистане до обрушения цен на нефть). В марте 1992 года Ричард Пайпс в русском эмигрантском журнале "Страна и мир" (№3, 1992) публикует статью "Шанс России". Статья была написана вообще в феврале 1992-го, спустя пару месяцев после развала СССР и прихода к власти в ельцинской России правительства "реформаторов". Однако уже в это время Пайпс подвергает сомнению возможность перехода России к демократии. Мы в сокращении публикуем эту статью.

фототема (архивное фото)

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки:

  Rambler's Top100