ТЕМА

Полицейские каталажки

20 марта 2017 | 12:36 , Владимир Батчаев

распечатать        комментарии [0]       добавить в

Мельчает ведомство жандармское – не только задержать, а и посадить с чувством, с толком, с расстановкой в полиции уже не могут. Почему? А просто некуда сажать.


Ещё в 2009 году МВД издало непривычно человечный для этого ведомства приказ №181, в котором озаботилось созданием цивилизованных условий содержания правонарушителей в специальных служебных помещениях  – комнатах для задержанных и доставленных (КЗД).

Для большей наглядности смоделируем уютную обстановку этой комнаты в строгом соответствии с требованиями вышеназванного приказа.

kzd

Итак, не менее 4 кв. метров площади на одного человека, топчан с матрасом и свежим постельным бельем, закрытая туалетная кабинка, подключенный к водопроводу умывальник, принудительная вентиляция, окно с возможностью проветривания, искусственное освещение,  столик для приема пищи. А как бонус к комфортному времяпровождению, каждому постояльцу МВД гарантирует отсутствие наручников, памятку с его правами, бумагу с ручкой и конвертом для написания жалобы прокурору, а при длительном задержании (от 3 часов до 3 суток) – регулярное трехразовое питание и часовую прогулку на свежем воздухе.

И при каждой дежурной части органа полиции должно быть не менее 3 таких комнат, поскольку совместное содержание мужчин и женщин, взрослых и несовершеннолетних, граждан Украины и иностранцев, судимых и не судимых, здоровых и приболевших категорически запрещено. Согласитесь – всё разумно и не без альтруизма.

Но, это гладко на бумаге, а в жизни кочки да овраги. Понятия «требование закона» и «объективная реальность» в полиции зачастую существуют независимо друг от друга, особенно, если это касается прав граждан. Так что давайте вернемся из мира гуманных нормативно-правовых грез МВД в нашу повседневность и ознакомимся с теми апартаментами, которые предлагает гражданам наша полиция в настоящее время.

00010223456

Не спешите возмущаться столь вопиющему несоответствию картинки суровой правде жизни. Это ещё не самое печальное. Гораздо хуже то, что даже в такие неприхотливые камеры улучшенной планировки, привычно именуемые в народе «обезьянниками», в полиции попадают лишь немногочисленные счастливчики. Все остальные доставленные и задержанные смиренно коротают время где придется: если повезет, просто в служебном кабинете со скованными за спиной руками, если нет – где-то в котельной, будучи пристегнутыми наручниками к батарее отопления.

Судите сами. Согласно данным, предоставленным Национальной полицией Украины, по состоянию  на 01.01.2017 из 676 территориальных органов полиции в 197 (29% от общего числа) комнат для задержанных и доставленных нет вообще. Еще в 215 подразделениях полиции  (32% от общего числа) в наличии лишь 1 такая комната с возможность помещения в ней одного человека.

В целом по Украине только 49 органов полиции (мизерные 7% от общего числа) оборудованы, как это и положено, тремя комнатами для доставленных лиц. Понятно, что при таком состоянии дел о предусмотренном приказом раздельном содержании разных категорий граждан и мечтать не приходится.

Таким образом, в настоящее время Национальная полиция Украины масштабно и систематически нарушает права задержанных или просто доставленных в полицию граждан. И делает это не таясь, что называется с особым цинизмом.

Мы задумались: а знает ли о проблеме руководство полиции, так рьяно отстаивающее необходимость увеличения срока административного задержания для отдельных категорий нарушителей с 3 до 24 часов. А потому решили перепроверить статистику, полученную от Департамента кадрового обеспечения НПУ, и направили в областные управления полиции информационные запросы о наличии комнат для задержанных и доставленных в их регионах. Получив ответы, мы поразились неосведомленности «центра» о критическом положении дел «на местах».

Так, по данным Национальной полиции Украины, в Закарпатской области комнаты для задержанных и доставленных успешно функционируют при 15 местных органах полиции. В тоже время полиция Закарпатья сообщила, что такие комнаты есть только при 8 отделах и отделениях.

Национальная полиция Украины считает, что в Кировоградской области изоляцию доставленных в подразделения граждан обеспечивает 21 комната для задержанных, а вот сама кировоградская полиция с грустью проинформировала, что таких комнат существует лишь 14.

Но вершиной святого неведения МВД стала ситуация в Полтавской области, где по твердому убеждению всеукраинского полицейского начальства 29 органов полиции оборудованы комнатами для задержанных и доставленных. Вот только Управление НПУ в Полтавской области сообщило (и ему конечно виднее), что на самом деле КЗД имеются только в 6 территориальных подразделениях полиции и поместить в них можно лишь 10 человек.  И это на всю Полтавскую область с 32 полицейскими отделами и отделениями и почти с 20 тысячами выявленными в 2016 году административными правонарушителями.

Понятно, что вне зависимости от революций, реформ, концепций развития и даже министров, полиция должна выполнять функции наказания и принуждения – такова уж природа правоохранительных органов. А, значит, полицейские и дальше будут задерживать граждан за правонарушения – как говорится, «пройдемте в участок для выяснения». И это нормально. А вот анормально то, что из-за отсутствия в подразделениях полиции помещений для изоляции и содержания таких граждан, полицейские поставлены перед выбором – гуманность к доставленному или собственная безопасность, поскольку среди задержанных встречаются и буйные. И предусмотренной законом альтернативы в виде «гуманной безопасности», которую обеспечивают КЗД, у стражей порядка просто нет.

В чем же причина? В особенностях национальной евроинтеграции. В 2009 году, шагая со всей страной курсом на Евросоюз, Министерство внутренних дел скрепя зубами утвердило высокие европейские стандарты пребывания задержанных в полиции. Ведь в Европе права человека, пусть и задержанного, сакральны и нерушимы. Только вот денег на централизованное переоборудование старорежимных камер в приличные комнаты власть выделять не собиралась – не до того было, то страну разворовывали, то водометы покупали. И руководство МВД привычно перевалило все трудности финансирования на плечи начальников райотделов, которые должны были решить проблему естественным для милиции способом – подоить бизнесменов «изыскать средства» и «ставить вопросы об оказании спонсорской помощи». Но капитальное строительство, как известно, дело затратное. Это не принтер или плазму в кабинет из мелкого предпринимателя вытрусить. В общем, начальники райотделов такие расходы не потянули и комнаты для задержанных и доставленных так и остались все теми же камерами.

А через время прокуратура, вспомнив о своем надзирательном долге, с разной степенью энтузиазма стала массово закрывать КЗД за несоответствие установленным МВД стандартам. Количество комнат для задержанных и доставленных таяло буквально на глазах и сейчас по их остатку можно судить о преданности областного прокурора идеалам прав человека.

В результате все остались при своих: прокуратура с показателями «закрытия» КЗД, начальники райотделов – с выговорами за это закрытие, руководители МВД с логичным объяснением: «Приказ по комнатам имеется, а то, что он не выполняется – так это халатность на местах и низкая исполнительская дисциплина». Ну, а отловленные стражами закона граждане уже 7 лет бряцают наручниками на онемевших руках в укромных закутках райотделов, ловя на себе пытливые взгляды полицейских. Последние ведь тоже понимают, что, как говорится, «ходят под статьей» и даже не одной.

Отсутствие в органах полиции комнат для задержанных и доставленных просто вынуждает сотрудников совершать должностные проступки. Тут и не составление протокола о задержании, и фиктивное повторное задержание, и  фальсификация служебной документации с целью сокрытия периода пребывания гражданина в полиции, и нарушение процедуры личного осмотра, и незаконное изъятие вещей, и лишение права на помощь адвоката, и превышение установленного времени содержания в наручниках. Да что там мелочиться – превышением служебных полномочий с применением насилия явственно попахивает, а статья эта неприятная – с трех лет лишения свободы стартует.  Поневоле на наручники, пока они еще на чужих руках, коситься станешь.

Что же теперь делать МВД? Вариантов много. Можно отменить приказ №181, как невыполнимый. Можно по-прежнему отрицать само существование проблемы, тратить деньги на рюкзаки и травить байки о правах человека на пресс-конференциях. Можно законодательно уменьшить административное давление на граждан, изменив диспозицию отдельных статей административного кодекса. Можно убрать из Закона Украины «О Национальной полиции» норму, позволяющую задерживать по «подозрению в намерениях» совершить правонарушение (чем не Оруэлл с его «мыслепреступлением»).   А еще можно рискнуть и сделать философией реформы МВД не презумпцию правоты полицейского, а такую простую вещь, как права человека. Тут и о пути в Европу к месту вспомнить будет, тем более что у Арсена Авакова и провожатый соответствующий подобран, молодой и креативный. Вот отвлеклась бы Анастасия Евгеньевна от горячих фантазий насчет добровольцев-пожарных (затея-то сомнительная, пожар тушить – не клумбу поливать, тут профессиональные знания нужны), а загорелась идеей евроремонта камер и прав задержанных. В самом деле, ну не Киве же доверить это направление опекать.

Антидот



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Музейний геноцид заплановано

26. 12. 2020 | 09:08 , Віктор Тригуб, редактор журналу “Музеї України”

Как децентрализация и укрупнение районов хоронят малые музеи.

фототема (архивное фото)

© фото: УНИАН

Секретар РНБО Раїса Богатирьова, під час проведення бригадних тактичних навчань 30-ої механізованої бригади 8 армійського корпусу на 233-му загальновійськовому полігоні Сухопутних військ Збройних Сил (Рівненська обл.), у четвер, 18 вересня 2008 р. Президент України розглядає кандидатуру Секретаря РНБО Раїси Богатирьової на посаду міністра оборони. 5 червня 2009 р. парламент відправив до відставки з посади міністра оборони Юрія Єханурова, якого премєр Юлія Тимошенко звинуватила в корупції. Тепер президент згідно Конституції повинен подати Раді пропозицію по новому міністру оборони. На своїй прес-конференції у вівторок президент повідомив, що розглядає дві кандидатури на цю посаду, проте не назвав їх, і пообіцяв вже в середу подати до парламенту кандидатуру. При цьому сам Ющенко не упевнений, що його кандидатуру підтримає парламент. Керувати оборонним відомством до призначення нового міністра буде в.о. міністра оборони Владимир Іващенко. Фото Миколи Лазаренка / POOL / УНІАН

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки:

  Rambler's Top100