ТЕМА

Красный профессор Литвинов: Несчастным евреям придется платить за своих комиссаров

02 июля 2018 | 09:36

распечатать        комментарии [0]       добавить в

Бывший меньшевик Иосиф Литвинов с начала 1920-х - преподаватель в коммунистических партшколах. В своём дневнике с 1922 года он откровенно описывает изнанку жизни большевистской и интеллигентской прослойки в Москве. НЭП вызвал "эпидемию" самоубийств среди пламенных большевиков. О Ленине старые социалисты хорошего мнения ("лучшего европейца среди европейцев"), и во всём винят "примитивный русский народ". Среди простых людей - разгул антисемитизма, и Литвинов признаётся, что евреям рано или поздно придётся ответить перед русскими. В 1933-м Литвинов стал невозвращенцем в Лондоне.


Иосиф Литвинов родился в 1896 году в Курляндской губернии. Окончил реальное училище. В 1915 году в Риге вступил в подпольный кружок социал-демократов, меньшевик. С 1916 года - на фронте Первой мировой. Попал в немецкий плен, из которого был освобожден как уроженец Прибалтийского края. С 1921 года - научный сотрудник Коммунистического университета им.Свердлова. С 1924года преподавал в МГУ, руководя кафедрами политэкономии и экономической политики, заведовал экономическим отделом "Комсомольской правды". Входил в "группу Бухарина". С марта 1931 года заведующий экономическим сектором советского торгпредства в Лондоне. В 1933 году вместе с женой и двумя детьми отказался вернуться в СССР. Умер в 1972 году в Англии.

 
С 1921 года Литвинов вёл дневник. После того, как он стал невозвращенцем, при обыске его московской квартиры дневники были изъяты и помещены в партийных архив. В 1993 году часть записей Литвинова были опубликованы в книге "Птицегонство надоело до смерти". Из дневника И.И.Литвинова. Серия "Неизвестная Россия", Т.4.". Мы приводим часть его дневника.
 
1922 год. 15 января.
Разговор пошёл о самоубийствах. В последнее время это самая популярная тема среди коммунистов. Стреляются, отравляются коммунисты на каждом шагу. И на каждом шагу об этом говорят. И твердокаменный Розит очень правильно заметил, что стреляются не по общественным причинам, а по личным мотивам - материальное положение и семейные дела. Да, общественная деятельность, как и научная, человеку настоящего счастья дать не может. Исключения гораздо реже, чем многие думают. Общественная деятельность - только средство забыться, заглушить свой внутренний голос. И вот теперь, когда революция кончилась, когда буря ушла, когда волны улеглись, многие, четыре года жившие, как в дурмане, считать начинают раны, товарищей считать. И приходят к самым печальным заключениям. Личная жизнь разбита. Одиночество. Семьи нет. Поддержки почти никакой. Нервы расшатаны. Здоровье подорвано. Силы на исходе. Материальное положение не обеспечено.
 
А товарищи многие благоденствуют. У одного тёплый уголок: семья, жена и дети. Другой скоро кончает высшее учебное заведение. Третий сумел, бог весть каким способом, себя обеспечить. Четвёртый торгует вовсю и богатеет. Пятый сановничает, ему - почёт и уважение. И тогда многие и многие из коммунистов, увидя, как они остались в дураках, разочарованные и огорчённые, лишают себя жизни по всякому поводу и без всякого повода. А счастливцы, устроившиеся, их за это осуждают.



9 февраля.
Стадное чувство развито, однако, главным образом среди людей малообразованных и детей. Развитые люди меньше подвержены влиянию этого чувства. Ясно это видно было во время гибели "Титаника". Англичане и американцы не поддались обычной в минуты опасности массовой панике. Они не потеряли самообладания и сознательно жертвовали собой и дали в первую очередь спасать женщин и детей. Совсем не то было с остальной неразвитой публикой, бывшей на том пароходе. Она, как это всегда бывает в таких случаях, озверела. Топтала детей, бросала в воду женщин и с боем захватывала места в спасательных шлюпках. Недаром один американский мыслитель писал после катастрофы с "Титаником": она делает англосаксонской расе больше чести, чем выигранная война.
 
Образованные народы, привыкшие критически мыслить и сознавать ответственность за каждый свой поступок, стадному чувству не так подвержены. Скопом они почти никогда не действуют. И революция для них поэтому, как и ещё по многим причинам, теперь почти немыслима. То, что было возможно в России, в Западной Европе, особенно в Англии, и Америке невозможно. И этим объясняется отсутствие революции на Западе, несмотря на страшную войну и на значительные страдания масс. Вообще всякое действие скопом, всякое стихийное, никем не организованное движение свойственно исключительно народам, очень низко стоящим на ступени развития. Культурный человек - в корне индивидуалист, стадное чувство у него притуплено, заглушено самодисциплиной и самокритикой.
 
Был вчера у Миньковских. Сидел у них больше часа. Он - дядя покойного величайшего мирового математика - предшественника Эйнштейна. Она - старая народоволка: Её первый муж был повешен царским правительством в Сибири. Она - хорошая подруга "бабушки" Брешко-Брешковской, Чернова, Минора, Гоца. Она хорошо знакома и с сестрой Ленина. Вместе ходили в предварилку, когда в ней сидел Ленин.
 
Беседа была очень интересная. Она рассказывала о своём революционном прошлом. Большевиков они ненавидят. И она сознательно отказывается от всяких привилегий, которыми она могла бы пользоваться как бывшая народоволка, не желая воспользоваться милостью коммунистов. О Ленине они хорошего мнения. Во всём она и он винят русский народ. Мы его не знали, говорит она, а то разве были бы народниками. Книжки рисуют народ не таким, каким он является в действительной жизни. Она заверяет, что на тысячу власть имущих коммунистов максимум один процент честных. Среди русских, сказала она мне, вообще нет нравственно стойких людей, у других народов не то.



Живут Миньковские крайне бедно. Прямо жаль. Это возможно только в одной России. Кстати, интересно отметить: старый Миньковский, убежденнейший атеист, пятьдесят лет не бывший в синагоге, теперь считает религию необходимой для народа.
 
18 февраля.
Новых идей в последние дни у меня не было. Если не считать наблюдения над антисемитизмом. Он распространён во всех слоях общества. Иду однажды по Пречистенскому бульвару. Стоит высокий, нарядно одетый господин и, живо жестикулируя, страстно о чем-то рассказывает какой-то женщине. Подхожу. Оказывается, он имитирует еврея - говорит: "тавахищи" и "не абизайтесь". Прохожие останавливаются и сочувственно прислушиваются. А он ругает и ругает. Я сначала хотел его арестовать, но потом раздумал. С антисемитизмом арестами не бороться. Тем паче что я сам еврей.
 
Прохожу по другой улице: бегут два оборванных мальчика. Видно - ученики металлического завода. Заметно по одежде и рукам. Один начинает кривляться и кричать: "atiug, auug". Другой посмотрел мне в лицо и сказал ему: "Брось, это - наш". И он перестал. Да, разливается антисемитизм по России широким потоком. Растёт ненависть к евреям во всех слоях и классах. Забудется коммунизм. Многие ярые коммунисты станут спекулянтами. Но долго будет жить в сердцах русских вражда к евреям, которых русские считают виновными в разрухе коммунистической и спекуляции нэповской. Кутежи спекулянтов и расстрелы чекистов долго будет поминать русский люд и винить он будет во многом, если не во всём, евреев. Ибо многое изменяется на свете, многое сглаживается из памяти. Но редко народ забывает чужих, слишком бесцеремонно вмешивавшихся в его внутренние семейные дела. Такие преступления не скоро прощаются народами. И несчастным евреям придется платить и за своих комиссаров, и за своих спекулянтов. Дальше писать невозможно. Глаза замыкаются. Иду спать.
 
19 марта.
Вчера был в Камерном театре. Играли "Ромео и Джульетту", и хорошо, отлично играли. Вместе со мной в театре была чета Волковысских. Я чуть не поссорился с Павловой. Дело произошло так. На вопрос Волковысского, почему нет рабочих в театре, я ответил, что им "Ромео и Джульетта" непостижимы, что физический труд без умственного делает человека грубым, тупым, что наследственность кое-что значит. Павлова взбесилась, ведь она - дочь простых рабочих. Она заявила, что я не только не коммунист, но что я отчаянный белогвардеец.



1 апреля.
Самое законное человеческое чувство - эгоизм. Лишь то прочно, что построено на этом чувстве. Всё остальное, построенное на альтруизме, гуманизме и противоречащее эгоизму - фантазия, утопия. Большевики были постольку сильны, победоносны, поскольку они опирались на эгоистические стремления трудящихся. Они завоевали массы лозунгом прекращения войны с немцами; за ними пошло подавляющее большинство крестьян, так как они освободили деревню от помещика и урядника. Рабочие пошли за ними, так как они им дали возможность выйти в люди.
 
Когда же большевики забыли эту истину и стали требовать от масс самопожертвования, они провалились. От крестьян они требовали отдачи всех продуктов земли, и крестьяне устраивали восстания и сокращали площади посева. От рабочих они требовали труда, всех, однако, одинаково вознаграждая за труд - и ленивых, и прилежных. И рабочие совсем перестали работать и занимались расхищением добра на заводах, фабриках и складах. Борьба с законными человеческими чувствами во имя высших идеалов всегда приводит только к ханжеству, разврату, лжи.
 
26 февраля 1924 года.
Итак, я — в Вене. Ох, наша дикость и варварство! Сравнивая русского человека с западным, видишь эту разницу. Обезьяна и человек. Я на Западе среди немцев чувствовал бы себя, как в раю. А что французы, а англичане... Ведь по сравнению с ними немцы даже, говорят, грубы.
 
Но на русского человека Запад не влияет. Наблюдая наших русских студентов здесь, видишь, как они тащат с собой трёхпудовую грубость и дикость. В присутствии немца они стесняются, но стоит им попасть среди своих, как сразу раздается вонь. Гадкая противная вонь русского хама.
 
О, если бы я мог остаться на всю жизнь в Германской советской республике! Но в жизни всегда так устроено: у кого есть зубы - у того нет орехов, у кого есть орехи - у того нет зубов. В России - хамство, зато Советская власть. В Германии - культура, зато господство Стиннеса.



Только теперь начинаю понимать крик Ленина - этого лучшего европейца среди европейцев - о некультурности России, крик его внутренней боли, который в России до сих пор не постигнут и который дал повод кастратам Гоникманам обвинять его в просвещённом абсолютизме! Ведь и для комсомола он тоже не нашел ничего лучше ликвидации безграмотности.
 
И вот, боясь нашего русского хамства, я боюсь, что кто-нибудь откроет этот дневник и прочтёт его, а я этого не хочу, страшно не хочу".
Толкователь


Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Итоги шведского эксперимента по борьбе с КОВИД

22. 10. 2020 | 09:16 , Дарья Спасская

На прошлой неделе журнал Science опубликовал публицистическую статью, в которой журналисты совместно с членами шведского независимого научного комитета Vetenskapsforum COVID-19 рассказали, как весной в Швеции развивалась эпидемия коронавируса, и проанализировали текущую ситуацию с ковидом в стране. В отличие от большинства европейских стран и скандинавских соседей, Швеция с самого начала пандемии отказалась от жестких мер сдерживания вируса. Это решение на протяжении 2020 года бурно обсуждалось во всем мире. «Медуза» рассказывает, как «шведский путь» оказался радикальным социальным экспериментом, чем он на самом деле закончился — и поменял ли в итоге свою точку зрения его идеолог, главный местный эпидемиолог Андерс Тегнелл.Шведские власти в разгар эпидемии запрещали носить маски. Даже людям в больницах.

ГЕТМАН СКОРОПАДСКИЙ МЕЖДУ СВОИМИ И ЧУЖИМИ

17. 09. 2020 | 08:35 , КИРИЛЛ ГАЛУШКО

Пока в России в начале XX века продолжалась Гражданская война, в Украине происходили собственные политические сюжеты: она разрывалась между стремлением к автономии или независимости, требованиями немецких союзников и внутренней анархией. В таких условиях на короткий срок к власти в качестве своеобразного монарха пришёл Павел Скоропадский — человеколюбивый офицер с английским воспитанием, любовью к стране и милосердием к врагам. Для кого-то его фигура культовая, для кого-то — презираемая. Для Троцкого это был «украинский Бонапарт». Для Деникина — «новый Мазепа». В эмиграции споры противников и сторонников гетмана длились до Второй мировой войны. Менее чем за год своего правления Скоропадский успел заложить многие основы украинской государственности, но в итоге из-за своей терпимости по отношению к разным политическим силам оказался никому не мил. Рассказываем, кем был человек, мечтавший о независимой Украине при конституционной монархии.

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

Крымские пещеры

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки:

  Rambler's Top100