ТЕМА

Всепожирающее тягло

23 декабря 2018 | 11:34 , Юрий Посух, для ТЕМЫ

распечатать        комментарии [0]       добавить в

Участники крестного хода Украинской православной церкви Московского патриархата должны продолжить свое движение в сторону Киева и привести с собой в лоно исконной Церкви все священство Москвы, включая Патриарха.


В тексте использована каноническая литература об историческом пути православия, преподаваемая в духовных учебных заведениях Московского Патриархата.

В 988 году первым Митрополитом Киевским на Руси был Михаил, приехавший с Владимиром и крестивший киевлян. Первые Митрополиты не только избирались, но и посвящались в Греции, хотя это не мешало им быть вполне независимыми в области внутреннего управления русской митрополией: решение Митрополита не требовало утверждения патриарха, а считалось окончательным.

26-го января 1589 года патриарх Константинопольский Иеремия торжественно возвел в патриархи митрополита Иова, а через два года в Москву пришла грамота об учреждении в России патриаршества, Русская Церковь была уже даже не в плену у государства - она составляла с ним один, закованный в сакральный быт, мир.

Читаем в книге «Исторический путь Православия», преподаваемой в богословских учебных заведениях (Глава 7. Русское православие): «С Московским Царством приходит и завершение «русского Православия», его царственное самоутверждение. Оно, прежде всего, выражается в «централизации» не только церковной жизни, но и самого предания Русской Церкви. Покорению Москвой уделов соответствовало и своеобразное покорение московским церковным центром всех местных духовных традиций. Средоточием русской святости должна стать Москва: и вот туда - часто насильно - свозятся святыни из славных древних городов. В Успенский Собор из Новгорода привозят икону Спаса, из Устюга - икону Благовещения, из Пскова - Псковопечерскую, из Владимира - Одигитрия, из Чернигова - мощи князя Михаила и боярина его Феодора. При этом проявляется часто поразительная мелочность местного национализма: первый владыка москвич в Новгороде Сергий не хотел почтить мощей своего Новгородского предшественника св. Моисея, Иоанн III, посетив Хутынский монастырь, унизил мощи преподобного Варлаама пред московскими мощами и был вразумлен грозным появлением подземного огня. Главным вдохновителем и исполнителем этой «централизации» был митрополит Макарий»...

Система эта слишком хорошо подходила к “тягловому” характеру Московского государства, слишком очевидно соответствовала его утилитарной психологии и торжество ее было торжеством уже не правды, а именно внутренней опасности, в ней заключенной, психологического подчинения христианства миру сему и его нуждам. С этой точки зрения разгром заволжского движения в средние века второго тысячелетия, несмотря на осложненность этих споров политическими мотивами, - был подавлением и духовной свободы Церкви, несводимости ее к одному государственному или социальному служению. Заволжцы жили исконной духовной традицией Православия - “процессом духовного и нравственного сложения христианской личности”. И снова в этом опыте подлинной духовной свободы пробуждалась социальная совесть, протест против религиозного насилия, против московского всепожирающего “тягла”, против безостаточного подчинения человеческой личности “строительству”.

В истории русского Православия московский период знаменует не “органическую” эпоху, а глубокий перелом, кризис и разделение.

В свете этого кризиса нужно толковать и семнадцатый век, последний век допетровской Руси. В семнадцатом веке вскрывается и обнажается кризис Московского Православия, путь Москвы оказывается тупиковым. Тупик же делает неизбежной Петровскую ломку.

Две главные темы определяют собой жизнь русской Церкви в семнадцатом веке. Это - встреча с Западом через “Киевское” православие с одной стороны и раскол старообрядцев - с другой. Обе имеют огромное историческое значение.

Первая возвращает нас к той Киевской Митрополии, которая осталась, как мы видели, за чертой Московского Православия в 14-ом веке, в момент начинавшегося собирания земли русской вокруг Москвы. Это разделение Русской Церкви на две митрополии объясняется в первую очередь политической причиной: соперничеством между Москвой и Литвой за центральное место в государственном “собирании”.

              В свете событий по объединению Православной Церкви исконной Руси (Украины) и киевского объединительного  Собора по меньшей мере странным является демарш клириков Московского Патриархата. Они, как никто другой знают всю богословскую и историческую литературу в этом контексте, чтобы не воспринимать эти события как раскол.

              Напротив, присоединившись к признанной Вселенской Церковью Православной Украинской Церкви, священнослужители дадут возможность своим прихожанам не ощутить дискомфорта от такого противостояния и избежать любых изменений в службах церковных поместных общин.

              Участники крестного хода Украинской православной церкви Московского патриархата должны продолжить свое движение в сторону Киева и привести с собой в лоно исконной Церкви все священство Москвы, включая Патриарха.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Зоя Мельник. Опальна патрульна поліцейська

21. 08. 2019 | 09:20

Це інтерв’ю з відомою в Одесі патрульною поліцейською Зоєю Мельник було записано по телефону за кілька годин до того, як вона виклала у фейсбуці свій резонансний пост. Планували поговорити із Зоєю про захист прав дітей, але вийшла, передусім, розповідь про провал реформи поліції, що триває вже майже п’ять років. Показники – протоколи та плани по штрафам – і «візитівки» (хабарі), схоже, переважили цінність життя та здоров’я громадян, і поліція вже не поспішає на виклики. Іноді патруль доводиться чекати по три-чотири години. Тому ж, хто за показниками не женеться та публічно виявляє незгоду, створюють нестерпні умови роботи. До особливо норовливих, таких як Зоя Мельник, яка здаватися ніяк не бажає, підсилають провокаторів, погрожують «звернути увагу» на їхню сім’ю.

фототема (архивное фото)

© фото: Ефрем Лукацкий

1990-й год. одно из первых задержаний вымогателей сотрудниками ОБОП ГУВД г.Киева

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки:

  Rambler's Top100