Карпаты: на Шипот через Велыкый Вэрх (много картинок)

01 июля 2013 | 08:46 , Олег Ельцов, ТЕМА. Фото автора

В Киеве свирепствовали жара и праздники, а мы, навьючившись рюкзаками, отправились в горы подальше от асфальта, автомобильных пробок и дач. Там мы обнаружили прекрасную погоду и любопытную поляну вблизи водопада Шипот, что около поселка Пилипец.

В горах нам удивительно везет с погодой. Этому есть одно объяснение: всякий раз, предаваясь вагонному пьянству, мы провозглашаем тост за погоду. На этот раз пили за что-то другое и поутру с трепетом ожидали возмездия: дождя, холода, грязи… Но судьба была милостива: когда мы сошли в Воловце, по небу ползли тучки, но из них ничего не выливалось. Купили на станции вкусного карпатского хлеба и потопали в сторону Велыкого Вэрха: это через базарчик, далее – левее, под виадук и затем вверх, пока не увидели ЛЭП, тянущуюся в гору. Вдоль нее и следовало держаться. Воловец расположен на 540 метрах над уровнем моря, Вэлыкый Вэрх – наша сегодняшняя цель – на 1640. С вершины рукой подать до поляны у водопада Шипот, куда мы и направлялись.

Этим маршрутом доводилось ходить пару лет назад. Но за прошедшее время в окрестных лесах здорово поработали лесорубы: появилось много новых дорог и развилок. Местные жители посоветовали не испытывать судьбу и не идти более длинным, но и более пологим путем, а следовать вдоль ЛЭП, которая приведет к разваленному зданию сыроварни. Дальше уже не собьёшься.

Все бы ничего, но дорога вдоль ЛЭП снизу выглядела угрожающе крутой, а в нашей кампании было двое 12-летних девчонок, одна из которых впервые надела на себя туристический рюкзак. Да и тучки грозили когда-нибудь прохудиться. Ну и что? Не возвращаться же в Киев! Мы отважно затопали вверх.

Чем дальше шли, тем круче становился подъем. Я внимательно наблюдал за двумя нашими подружками-малолетками. Удивительно, но они настолько увлеченно беседовали, что казалось, даже не обращали внимания на гору. Погода благоприятствовала: ни тебе палящего солнца, ни дождя. До сыроварни дошли на удивление бодренько.

Отыскали неподалеку последний на нашем пути источник, набрали воды, попили чаю и двинулись дальше: вершина уже была в поле видимости и поначалу показалось, что до нее добираться не больше часа. Обманчивое впечатление. На вершину мы забрались порядком измотанные. Как-никак, в первый же день мы поднялись более чем на 1000 метров по вертикали.

Наш труд был не напрасным: с вершины открывается великолепный вид.

Налюбовавшись, двинулись уже вниз по хребту, подыскивая место для ночлега.

Поставили палатку на черничном склоне и предались любованию заката. Это зрелище не может надоесть: небо и горы меняются ежеминутно.

Следующим утром нам понадобилось около двух часов, чтобы спуститься до Шипота, вернее – до поляны, расположенной чуть выше водопада вдали от толп попсовых туристов, стекающихся под водопад «сфоткаться» и приготовить шашлык.

Каждое лето на поляне поселяются неформалы – хиппи, панки, индейцы, байкеры… Некоторые живут с ранней весны до белых мух. Но своего пика население Шипота достигает в начале июля, когда сюда стекаются сонмы людей с рюкзаками в ожидании главного шипотского действа: зажигания грандиозной Ватры в ночь на Ивана Купалы.

К нашему появлению на поляне людей на ней было совсем мало. Мы поставили палатку на своем постоянном месте в самом низу поляны и отправились в поселок за разливным пивом. Все обитатели Шипота пьют этот дивный напиток в «Плае» - близлежащей кафешке минутах в 20 ходьбы. В самом начале там подолгу засиживаются стайки неформалов, пока еще есть деньги. Потом там покупается лишь самое необходимое: хлеб, сигареты. Алкоголь – большей частью местного производства: паршивенькое вино и самогонка. Последнюю настоятельно рекомендуем брать в магазинчике «У Юли» - это дальше по дороге в сторону станции.

Пока мы с товарищем обживались на поляне и знакомились с прибывшими обитателями, наши дамы планировали собирать чернику. Но в итоге купили ее уже по дороге домой в селе: 20 гривен литр.

Мы же с товарищем купили литр «грушевки» «У Юли» (60 гривен) и отправились знакомиться с «Бородой». Этот олдовый хиппарь зимой промышляет ремонтами, а все лето живет на поляне. Обитатели поляны рассказали, что выше по ручью он развернул грандиозное строительство своей летней резиденции, и нам захотелось это увидеть.

Подход к делу у «Бороды» основательный. В его доме мы насчитали десяток спальных мест (есть даже двухъярусные кровати), он сложил монументальный камин, крышу дома накрыл толстым целлофаном. Даже не верилось, что все это он сделал в одиночку, без единого гвоздя, связывая ветки и жерди капроновыми нитками.

Мы притащили с собой картошки и  хозяин «флэта» тут же очень вкусно испек ее в золе.

К этому времени стемнело, и мы дружно отправились в гости к донецким байкерам, которые встали поблизости: они проехали за день около 700 км.

Пошел дождь и без «Бороды» мы бы не отыскали стоянку, которая давно называется «Резервация». Байкеры с гостями сидели за столом под навесом, на каменной «двухкомфорочной» печи готовился харч.

Следующим утром нас разбудил звон колокольчиков: на поляну зашли кони. Пришлось отгонять их от палатки.

Потом подтянулся «Андерсен» - закарпатский менестрель. Он устроил нашим девчонкам акустический концерт под дождем, после чего мы предались совместному распитию утреннего кофе – «Андерсен» его очень любит.

Поскольку полил дождь, идею выбраться в горы решили отложить. Вместо этого пошли в Поддобовец в «Колыбу» к Инне, что у нижней станции лыжного подъемника.

У Инны живет масса кошек, а еда в ее ресторане наверное самая вкусная в Карпатах. По крайней мере, ничего более вкусного, чем тамошний сырный суп есть не приходилось. Впрочем, нет – приходилось: гамбовцы, приготовленные там же – это такой десерт, по виду напоминающий «Рафаэлло», только вкуснее.

На обратном пути нам составил кампанию бездомный позитивный пес. Всю дорогу он искал приключения и, кажется, нашел их. А две наши девчонки начали корчить из себя городских модниц, приехавших в село на показ мод.

А вскоре нам встретилась местная модница, которая возвращалась из города.

А потом мы долго смотрели себе под ноги: повстречавшийся «Андерсен» показал нам участок дороги, где он и другие находили куски горного хрусталя. Но на этот раз ничего найти не удалось. Ничего, поищем в следующий раз. Только не спрашивайте где находится это место…

Утро пятницы выдалось солнечным, мы разложили свой скарб для просушки и начали паковать рюкзаки.

Нам на смену на поляну потянулись нескончаемой чередой шипотчане свежего заезда.

В поезде ехали в смешном вагоне, где только половина – спальные купе, а во второй – буфет. Девицы тут же побежали поглощать чай и печеньки, как настоящие дамы в ресторане. Единственным украшением закусочного заведения был утомленный пассажир, уснувший прямо за столом. Девчонки, естественно, уселись именно за этот столик.

Так и закончилось наше путешествие.