ТЕМА

Золотое дно

04 сентября 2013 | 07:56 , Галина Акимова, для ТЕМЫ

Нелегальная добыча песка как апофеоз коррупции


Какой нелегальный бизнес по рентабельности может сравниться с небольшим наркотрафиком? Вы не поверите — намыв песка. Даже в кризис не остановил строительство, поэтому бетон востребован всегда. А бетон — это песок. И «намывные участки» под дачи — тоже песок. Не говоря уже о банальных квартирных ремонтах: там тоже постоянно нужен песок по 10 грн. за мешок. Не удивительно, что ради добычи песка бизнес готов рушить мосты и давать огромные взятки. А иногда и устранять физически нарушителей спокойствия. Коррупционная машина власти прочно увязла в зыбучих песках больших денег...

Математика сверхрентабельности

Ключевое слово всей песочной терминологии — это земснаряд. Этакая баржеподобная машина для расчистки заиленных участков рек и озер. Именно расчистка дна является ее прямым назначением. Но с такой альтруисткой целью ее изредка использует только госпредприятие «Укрводшлях», одним из направлений деятельности которого официально является расчистка дна и углубление фарватера. 

Коммерческие структуры и «бизнес-невидимки», как правило, используют земснаряд с совершенно иной целью: для незаконного намыва песка. И он сразу превращается в машину по изготовлению денег в изрядных количествах.

Судите сами. Один хороший земснаряд за час работы намывает от 150 до 280 тонн чистого песка. Цена этого товара колеблется в разное время года и в разных регионах Украины от 35 до 50 грн. за тонну. Если «включить» пескочерпалку, добывающую минимум 150 тонн  на 12 часов непрерывной работы, можно заработать от 63 тыс. грн. до 90 тыс. грн. Более мощный агрегат принесет от 117,6 тыс. грн. до 168 тыс. грн.

Подчеркиваю: от 63 тыс. грн. до 168 тыс. грн. всего за 12 часов работы (!). При начальной себестоимости песка — ноль. Его ведь не надо добывать в шахте, выплавлять в мартене или импортировать через таможню. Поэтому названные суммы за вычетом производственных расходов плюс взяток и откатов надзирающим органам являются чистой прибылью песочного бизнеса.

Что касается самого земснаряда (от 150 тыс. грн. за машину, в среднем - 400 тыс. грн. б/у), то при хороших темпах добычи и сбыта, его стоимость отбивается за неделю. Для сравнения, окупить строительство аквапарка можно через десять лет, отеля в бойком районе — через пять лет, ремонт и оборудование ресторана —  около трех лет.  Не удивительно, что при такой рентабельности «чужие» в песочный бизнес не заходят. Но и «своих» уже пробралось чересчур много.

По подсчетам экологов только в столице и окрестностях в теплое время года незаконно работает от 50 до 70 земснарядов. Некоторые продолжают трудиться даже зимой, пристраиваясь к незамерзающим участкам речной поверхности. К несчастью, эти участки, как правило, расположены возле мостовых опор.

«Мостовая болезнь» пескочерпателей

Именно с популярного у киевлян Южного моста зародилось активное внимание общественности к земснарядам. Точнее, не с моста, а с информации о его возможном разрушении вследствие подкопов. Нынешней весной на проезжей части образовалась дыра шириной в 40 см, которую спешно залатали. Потом эксперты заговорили о том, что глубина ям от незаконной добычи песка достигает уровня свай Южного моста.

Директор Ассоциации лодочников Киевщины Андрей Пакшин компетентно заявил, что  если яма сдвинется вниз по течению, она будет ниже, чем фундамент моста, и весь мост может рухнуть. Его слова ретранслировали несколько телеканалов и СМИ, после чего зашевелилась прокуратура, и от моста были уведены два зимовавших там земснаряда. Общественности было сообщено, что проводится проверка и возбуждаются уголовные дела.

Но уже через два месяца - в начале лета — по инициативе Ассоциации рыболов Украины был проведен рейд с участием прессы, который показал:  земснаряды снова обосновались на прежнем месте возле Южного моста: два высотой с трехэтажный дом и один поменьше.

 

Над мостом и теми, кто регулярно им пользуется, чтобы переехать с левого берега Киева на правый, нависла реальная угроза. По словам главы Ассоциации рыболов Украины Александра Чистякова подобная ситуация уже была с так называемым мостом Кирпы (Железнодорожный мост). Несколько лет назад в ходе проверки техсостояния моста было установлено, что его сваи смещены, и в их образовались полутораметровые трещины. Трещины в срочном порядке заделали. Земснаряды, «кормившиеся» подле моста, прогнали, но бороться с незаконным намывом песка прокуратура и природоохранительные органы не стали. Косвенно подтверждая слухи о своей заинтересованности в этом бизнесе.

 

Дон Кихоты против земснарядов

До сих пор преследование незаконных намывальщиков песка является уделом отдельных экологов и активистов. Единственная общественная организация, занимающаяся этим системно и последовательно, и та непрофильная - Ассоциация  рыболовов Украины.

 

Почему именно рыболовы оказались в авангарде борьбы с земснарядами, которая сильно напоминает борьбу Дон Кихота с мельницами? Если коротко, то в результате  нелегальных гидронамывов уничтожаются природные нерестилища рыбы, возникают искусственные водовороты, где переворачиваются лодки и гибнут люди.

 

Экологи констатируют, что уже полностью утрачен как природное нерестилище рыбы Днепровско-Бугский лиман. Погибает Молочный лиман возле Азовского моря. Знаменитая коса между лиманом и Черным морем, где расположены популярные одесские областные курорты (включая, Затоку и Каролино Бугаз) имеют шанс через 7-10 лет исчезнуть вовсе: вырытые на дне гигантские ямы «съедают» береговую линию, и ежегодно пляжи уменьшаются на несколько метров.

 

Но, повторюсь, похоже, что никого, кроме отдельных активистов экологических движений это не волнует. Правоохранительные органы, включая прокуратуру, экологическую прокуратуру и даже речную милицию, всякий раз, когда к ним обращаются журналисты после рейдов, подобных тому, что был в июне, проявляют удивительную слепо-глухоту.

 

В лучшем случае, они имитируют интерес и говорят журналистам, что впервые слышат о подобном безобразии, но «спасибо за сигнал, мы немедленно примем меры». В худшем — в упор не видят земснаряда. И никаких телодвижений в его сторону не делают. Все зависит от того, насколько солидные люди добывают песок со дна речного. Другими словами, можно ли их побеспокоить даже формальной проверкой, не говоря уже об аресте незаконного средства наживы.

Генералы песочных карьеров

Как мы уже говорили, ввиду космической рентабельности намывного бизнеса, чужие в него «заползти» не могут по определению. О том, как выглядят счастливые обладатели «членского билета» на право копаться в «песочнице национального масштаба», можно судить по одному из ярких представителей этого племени.

 

Знакомьтесь, фирма «Соби». Как установили рыболовы-охотники за земснарядами, именно она пристроила свою пескочерпалку возле Южного моста столицы.  Более того, после шума, вызванного ямами на мосту,  у ООО «Соби» даже забрали два  земснаряда. До недавнего времени они украшали собой водную штрафплощадку. Но вместо «арестованных» машин на место работы прибыли три новых, суммарной мощностью вдвое больше предыдущих. И принялись работать «как дизель в Заполярье». По некоторым данным, песок свозится на незаконный склад в районе Жукового острова. Сами же земснаряды оформлены как арендные уже на другую фирму.

 

Учитывая все изложенное выше, нам очень захотелось узнать, чья же это структура столь плотно села на днепровский песочек. Удовлетворить любопытство помог прошлогодний "Вестник государственных закупок". В нем мы нашли сообщение, датированное июлем прошлого года, что Днепровское бассейновое управление водных ресурсов заключило соглашения с ООО "Соби" на берегоукрепление Киевского водохранилища на сумму 8,06 млн. грн. В том числе берегоукрепление Киевского водохранилища в административных границах села Новые Петровцы Вышгородского района - 2,5 млн. грн. Как известно, недалеко от тех мест находится резиденция Виктора Януковича "Межигорье". Но это так, к слову.

 

Так вот, благодаря этому тендеру, стало известно, что  учредителями ООО "Соби" является Сергей Степанович Надеев и Анатолий Петрович Шалоплут. Обе фамилии — широко известны тем, кто изучает новейшую политическую историю страны. Именно этих добрых людей можно считать «подрывниками» первого и последнего сугубо оранжевого правительства в Украине в 2005 году.

 

Учрежденная ими же фирма «Инвес» выступала заказчиком скандальном строительстве высотки на улице Грушевского, 9-а, из-за которой начался грандиозный коррупционный скандал, завершившийся параллельной отставкой и правительства Тимошенко (плюс Турчинов и Зинченко), и секретаря СНБО Порошенко.

Сейчас уже мало кто помнит хронологию сентября-октября 2005 года. И тот факт, что в последние дни сентября Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело против только что уволенного с должности секретаря Совета национальной безопасности и обороны Петра Порошенко. Уголовное дело было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 206 УК (противодействие законной хозяйственной деятельности предприятий).

А незадолго до этого, также уволенный вместе со всей командой Юлии Тимошенко глава СБУ Александр Турчинов заявил, что "высшие должностные лица государства причастны к банальному вымогательству и банальному взяточничеству". По словам Турчинова, Порошенко вымогал у представителей некой фирмы-застройщика контрольный пакет акций дома на Грушевского, 9-а. Эту же тему поднимал также лишившийся должности в ходе скандала госсекретарь Александр Зинченко, поразивший всех публичными обвинениями Порошенко в частности и  коррупционеров в окружении президента вообще.

Так вот — мотором всего этого раздрая в оранжевой команде стала... фирма «Инвес». А потерпевшим в уголовном деле о якобы вымогательстве со стороны экс-секретаря СНБО Петра Порошенко (позднее закрытом) являлся руководитель этой фирмы Владимир Панчук — топ-менеджер  генералов песчаных карьеров -  Надеева и Шалоплута.

 

Еще тогда журналисты попытались разобраться, откуда взялись в крупном бизнесе эти «добры молодцы». И, если верить достаточно обстоятельным публикациям семилетней давности, выяснили, что вышли Надеев и Шалоплут из окружения покойного министра транспорта Георгия Кирпы.

 

Якобы названные предприниматели  работали на подрядах Минтранса. В частности, одну из их фирм обнаружили в списках подрядчиков строительства Дарницкого железнодорожного моста, а еще одна структура — «Мостобуддеталькомплект» — поставляла бетонные конструкции для так называемого «моста Кирпы».

Не удивительно, что теперь наших героев тянет к мостам, на строительстве которых они, допускаем, неплохо заработали. С появлением возле Южного моста очередного земснаряда, так и хочется воскликнуть: «Шалоплут, снова тут?». Но забавного в сложившейся ситуации мало. Господа, успешно обрушившие «оранжевую коалицию», похоже, делают нечто аналогичное с мостами, к строительству которых они приложили руку. Парадокс? Нет, ситуация типичная для коррумпированного украинского государства.

Песок или жизнь?

Не удивительно, что борьба с земснарядами —  не только, как правило, бесперспективный процесс, но и достаточно опасный. Эту истину подтвердил  активист Киевского эколого-культурного центра Александр Гончаров. 26 мая 2009 года его жестоко убили во дворе собственного дома на обожаемом им Жуковом острове, который он рьяно и немного наивно защищал от нелегального намыва.

По словам директора Киевского эколого-культурного центра Владимира Борейко, в тот день неугомонный Гончаров собирался показать журналистам места, где происходят самые вопиющие нарушения и стоят нелегальные земснаряды. В 12:15 он созвонился с коллегами и договорился о встрече с журналистом ICTV Алексеем Кутеповым, а уже через 15 минут раздался истошный крик маленькой дочки Гончарова: «Не бейте папу!».

Схема, по которой действовали преступники, была выстроена таким образом, чтобы повернуть расследование на любимую нашими правоохранительными органами стезю бытового конфликта.

По словам жены убитого, чешки Моники Матейовой, которая с детьми вернулась на родину, к их «самопальному» домику подошли два неизвестных парня спортивного вида и стали просить у ее мужа лодку. «В руках держали удочки, - рассказывает Моника. –  Но никаких снастей на удочках не было, не было даже лески».

Зато у одного из «рыбаков» имелась милицейская резиновая дубинка, которой он потом бил, а у другого - пистолет и кастет. Когда Гончаров, как и прогнозировалось, отказался дать лодку, пояснив, что в нерест рыбу нельзя ловить, его начали бить дубинкой по голове и кастетом в лицо. Били и жену. Моника попала в больницу с многочисленными травмами. А Гончаров умер в машине «Скорой помощи».

Следствие, как и прогнозировали друзья покойного, свернуло на версию бытового конфликта. При этом, Монике не поверили, когда она утверждала, что, избивая ее, «рыбаки» приговаривали: «Будешь еще жаловаться, писать в прокуратуру или еще куда, будет то же, что и с ним».

Дело в том, что незадолго до убийства Гончаров таки достал своими жалобами прокуратуру, и экологическая инспекция с ее подачи опломбировала земснаряд, который намывал песок на Жуковом острове. Однако, узнать, кому он принадлежал, так и не удалось: сразу после смерти защитника природы, машина исчезла. Вместе с прокурорской пломбой.

Юридическое послесловия

Каждое журналистское расследование, если оно не дает надежды на позитив, должно иметь хотя бы подсказку: где искать выход и в какой стороны может находиться справедливость? Но выхода из «песочника национального масштаба» пока нет и быть не может. Во всяком случае, до тех пор, пока этот бизнес будет приносить такие огромное доходы при столь скромных затратах.

В этих условиях вся борьба с нелегальным намывом будет сводиться к образцово-показательной буксировке земснарядов, которые уже на следующее утро появятся в другом месте. А должностные лица, закончив пересчитывать материальные дивиденды от очередного рейда, доложат общественности, что меры приняты. А для более серьезной борьбы с недобросовестными предпринимателями нужно пересмотреть закон, добавить в него несколько норм. В общем, улучшить, упрочить, усилить.

На самом деле, это неправда. Специально для ответственных лиц цитируем ст. 239-2 Уголовного кодекса Украины, которая, мягко говоря, крайне редко фигурирует в судебных решениях.

1.     Незаконное завладение поверхностным (грунтовым) слоем земель водного фонда в особо крупных размерах -

наказывается штрафом от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией орудий и средств завладения.

2. То же действие, совершенное повторно или по предварительному сговору группой лиц, -

наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией орудий и средств завладения.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией орудий и средств завладения.

Примечание. Особо крупным размером в настоящей статье следует понимать объем поверхностного (почвенного) слоя земель, который составляет более чем десять кубических метров.

(Закон дополнен статьей 239-2 по закону N 1708-VI от 05.11.2009).


Ця публікація здійснена за фінансової підтримки Європейського Союзу. За зміст публікації відповідає лише Харківська правозахисна група, і його ні за яких обставин не можна вважати таким, що відбиває позицію Європейського Союзу
This document has been produced with the financial assistance of the European Union. The contents of this document are the sole responsibility of Kharkiv Human Rights Protection Group and can under no circumstances be regarded as reflecting the position of the European Union

комментарии [1]

06.09.2013 21:26     777 Приглашаю в Хотяновку Вышгородского района. Больше года земснаряд намывает песок на берегу канала. Песочный бизнес крышует сельський голова Грищенко. На въезде в село стоят груженые песком машины с ценами на бортах.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Павел ПАЩЕНКО

18 октября Стивен Спилберг приехал в Киев на презентацию фильма Сергея Буковского(на заднем плане)и вместе с Виктором Пинчуком(слева)встретился со свидетелями событий холокоста и их потомками.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: