ТЕМА

Вперед, в Европу!

24 января 2008 | 12:32 , Олег Ельцов, ТЕМА, фото автора

Единственный путь развития Украины строго на запад. Чтобы убедиться в этом, не обязательно изучать аргументы о пользе НАТО и проникаться европейскими ценностями. Достаточно просто отправиться на отдых к братьям славянам (потому что ехать в Карпаты хоть в Буковель, хоть в Славское, давно не хочется). После этого, у вас, равно как и у автора этих строк, не останется выбора.


 

В прошлом году наша лыжная кампания премного натерпелась в поисках снега. Проехав в январе пол Европы и едва не все Карпаты, ничего кроме грязи так и не обнаружили. На этот раз решили не рисковать и отправились в край вечно снежной зимы – на Кавказ. Поскольку команда подобралась многочисленно-разношерстная, выбрали универсальный Домбай: есть где и «чайникам» поучиться и отпетым лыжникам погонять. Подготовку начали задолго до отправления. Порыскали по интернету, нашли частный отельчик с щадящими по местным понятиям ценами, договорились с хозяйкой, отправили предоплату, купили билеты, заказали автобус от железнодорожной станции до отеля. Поехали.

Когда по прошествии нового года кампания старых друзей садится в поезд, чтобы просидеть в нем сутки, а потом – еще четыре часа в автобусе, несложно догадаться, что почти все это время будет посвящено ... нет, не игре в шахматы. По этой причине весь путь до Домбая был сплошным праздником.


Конечно, когда в пять утра автобус остановился в конечной точке маршрута, не все чувствовали себя празднично. Настроение не улучшилось от известия, что до гостиницы доведется 400 метров тащить имущество на себе: дорога к ней была обледенелой до предела, автобус просто не доехал бы. Как-то добрели. Внешне отельчик выглядел как и на фотографии с сайта. Правда все, что находится вокруг, на сайте не было запечатлено: едва расчищенный снег, какие-то гаражи-сараи...

Внутри все настраивало на бытовой экстрим. Никакого помещения для хранения лыж, сами номера мало отличались от того, где ютились воины УПА в своих лесных скитаниях. Можно было не обращать внимания на то, что все стены и потолок включительно оббиты пластиковой вагонкой, что все это неведомо как слеплено. Можно было даже смириться с тем, что в душе все работало плохо или не работало вовсе, что в трехместном номере нет ни то что стула-тумбочки, но даже крючки на вешалке обломаны, а разойтись в таких апартаментах их обитателям очень непросто. Собственно, ко всему этому автор давно привык и, например, при скитаниях по индийским-непальским отелям ничего иного ни разу не ждал и не получил. Однако, была одна разница: там, в Азии, подобный сервис обходится долларов в пять на человека. На Кавказе – от 30 долларов, да а и то не в праздник (на новый год цены зашкаливают в три и более раза).

И еще один существенный нюанс: все время нашего пребывания на Домбае стабильно стоял мороз в 15-20 градусов. Впрочем, владельцы отеля обещали электрообогрев и горячую воду 24 часа в сутки. Сразу по приезду нам было не до сопоставления обещанного с реальностью. Пару часов поспав, выдвинулись на гору.


200 метров до подъемника, обещанные хозяевами, оказались добрым километром по зимнему кавказскому бездорожью.  Дорога и пешеходные дорожки не чистились никогда. Сплошной лед, кое-где покрытый снегом. Топать в лыжных ботинках с лыжами в руках – не лучшее воспоминание о кавказском отдыхе. Наконец, вагончик на гору, затем еще одна креселка, после чего – собственно склон для катания. Реально на подъемниках при активном катании придется оставить от 40 долларов в день. Со скипасом – 20.


Это был мой пятый визит на Кавказ: Домбай, Чегет, Эльбрус. На эти горы можно любоваться вечно. Когда катаешься, понимаешь, что приехал не даром и отдых при любом раскладе – удался. Но едва спускаешься в поселок,  начинаешь задумываться: а на кой ляд ты сюда приехал! Кажется, никакие перестройки и никакой капитализм не страшны кондовому советскому бизнесу. Те же, что и десять лет назад кафе, тот же «ненавязчивый» сервис. Нет, есть изменения. Появились снегоходы – в самых неожиданных местах, а еще надувные снежные «бананы», на которых можно с ветерком снестись с горы. Ну и конечно, санки. Сани, как и банан на склонах Кавказа превращаются в неуправляемый аппарат. Все это на такой горе – смерти подобно. И все об этом знают. Пару лет назад трое молодых людей просто врезались в опору канатки. Все – покойники. Но еще страшнее снегоходы. За деньги малые их владельцы доставят вас на гору-с горы. Вот только своими гусеницами они выбрасывают камни, что отнюдь не способствует комфорту лыжного катания. А еще при встрече на узкой снежной дороге спускающегося лыжника или сноубордиста со снегоходом разминуться почти нереально. Столкновения случаются почти ежедневно. На моих глазах весьма опытная сноубордистка влетела под снегоход. Девчонка лежала на снегу и дико выла от боли. Прибывший спасатель успокаивал: «Сейчас уколем, потерпи». Только при таких травмах единственным облегчением могут быть наркосодержащие препараты, а их-то спасателям и не выдают. Да что там: на весь поселок Домбай, в котором круглогодично находятся тысячи туристов, а ежедневно с горы спускают с десяток искалеченных лыжников, есть лишь травмпункт с единственным врачом. Больница есть лишь в поселке Теберда, что примерно в 20 км. Больницу на Домбае строили, но когда строительство завершилось, готовое здание продали под гостиницу.


Все, задействованные в турбизнесе Домбая – родственники, кумовья, друзья прокурора, начальника милиции, председателя поселкового совета. Поэтому что-то здесь требовать, например, выполнения закона или взятых перед клиентами обязательств – дело безнадежное.

Возвращаясь с горы в номер, я был мучим смутными сомнениями, которые поспешили оправдаться.

Впрочем, в начале все  выглядело очень мирно, по-домашнему. Нашего возвращения ожидала хозяйка скромного жилища под названием отель «Викинг». До этого доводилось общаться исключительно с персоналом, состоящим из одного горячего кавказского парня. Хозяйкой оказалась дородная дама в роскошной шубе, которая прибыла пообщаться с нами на черном Мерседесе. Собственно, предмет общения был весьма конкретен и предельно ограничен: хозяйка хотела заполучить всю сумму за наше пребывание в ее туристической обители. Мое замечание, что за услуги платят по факту их предоставления, не возымело действия. Товарищи по путешествию оплатили услугу сполна. Хозяйка тут же исчезла в заснеженной дали. Больше она здесь не появлялась.

Мы же,  как говорится, уставшие, но счастливые, все как один ринулись в номера с мечтой о душе. Но едва первые счастливчики успели намылиться, как вдруг... во всем трехэтажном коттеджике пропал свет. Замечу – мы так  не увидели его до следующего утра. Если учесть, что на дворе было -20, а номера отапливались исключительно электронагревателями, можно догадаться, что эта ночь была не самой безмятежной в нашей жизни и жизни юных членов нашей команды. Утром выяснилось, что в коттедже перегорела проводка. Когда я внимательнее присмотрелся к вводному проводу в коттедж, то пришел к выводу, что он просто не мог не сгореть. Удивительно другое: как вместе с ним не загорелся весь этот оббитый пластиковой вагонкой шалаш, по чистому недоразумению названный отелем «Викинг». Наперед замечу, что наше негодование и требование восстановить подачу жизненно важной электроэнергии, возымели действие. Неполадка была временно устранена.

Дабы не утомлять читателя замечу: все последующие дни мы сталкивались с отключениями электроэнергии сроком от получаса до нескольких часов. Причем, отключение случалось как локального характера, так и общепоселкового. И случалось это именно в то время, когда утомленные лыжники спускались с горы в мыслях о теплом душе и включали водяные нагреватели, к чему никак не подготовлена система электропитания Домбая. После чего уставшие, грязные лыжники отправлялись по темным обледенелым улицам в рестораны, дабы чего-то съесть. Но в ресторанах было холодно,  недешево и темно. Некоторым девушкам нравится ужин при свечах, но мы никому не пожелаем этой домбайской романтики. Однако, как только наступало утро и утомленный лыжник добирался до горы, все пережитое забывалось и начиналось торжество лыжного катания.

В качестве резюме к состоявшемуся отдыху могу заметить: природа на Кавказе хороша, склон просто создан природой для лыжного катания. Но все, что делают руками эти милые дети гор, оставляет самые нелестные воспоминания.


Я совершенно лояльно воспринимал сервис подобного рода в свои предыдущие визиты на горнолыжные курорты Кавказа. Но, одно дело, когда мы с товарищем жили в малообустроенном вагончике под самым подъемником, платя за подобную услугу 5 долларов за ночь и совсем другое, когда примерно за те же условия приходится платить в десятеро больше. Для сравнения: при предыдущем визите на Кавказ, случившемся  три года назад, стоимость неизменного по качеству сервиса и транспорта возросли вчетверо.

И вот тут начинают одолевать сомнения: а стоит ли тратить столько времени и денег, чтобы поиметь весь этот бытовой экстрим? Прорасти зерну душевных терзаний  помогли двое членов нашей команды, годом раньше катавшиеся на лыжах в Альпах. Итак, слушаем и сопоставляем.    

       Австрийский курорт Зельден. Высота горы над уровнем моря – 3500 (Домбай – 3012). Число подъемников – около 30 (на Домбае – около 10).

Расстояние от Киева – 2020 км. На собственной машине при большом желании можно доехать за сутки. Стоимость аренды комфортабельного двухэтажного автобуса с водителем, баром и креслами-трансформерами – 4000 долларов. До Домбая – около 1200 км, сутки езды на поезде и четыре часа езды на автобусе. Купейный билет на поезд – около 80 долларов в один конец. Аренда автобуса (около 4 часов в пути) – 400-700 долларов. 

Скипас (пропуск, дающий возможность подниматься на всех подъемниках без ограничений) – 35 евро в день (на Домбае – 34 доллара – только на одной линии (подъемники принадлежат четырем разным компаниям).

Номер на двоих – 78 евро, включая завтрак и ужин (на Домбае – около 100 долларов без еды, чистота и сервис - условные).

Обед на горе с пивом - около 10 евро (на Домбае – от 10 долларов).

Дороги и тротуары – чистые, лыжнику ничего не угрожает ни на горе, ни в поселке. При схождении лавины в течении получаса снег убирается. Естественно, проблем с тепло-энергоснабжением нет. Максимальные меры по обеспечению безопасности отдыхающих. На горе постоянно дежурят спасательные вертолеты. На Домбае есть лишь около десятка спасателей, которые доставляют травмированных вниз на волокушах, самый примитивный набор медикаментов и отсутствие больницы.

В целом стоимость 10-дневного отдыха семьи из 4-х человек (с посещением аквапарка и прочих радостей цивилизации) – 1800-2500 евро без стоимости проезда. На Домбае – четыре дня катания с дорогой обошлись в 1700 долларов на четверых.

В качестве альтернативы можно рассмотреть отдых в австрийском Багдоштайне, что примерно на 200 км ближе к Киеву чем Зельден. Высота горы там около 3000. По отзывам посетивших Багдоштайн, двухкомнатные апартаменты с дубовой мебелью и напичканой техникой кухней стоят 50 евро в день. Рядом – супермаркет «Билла», цены к котором ниже украинских. Такой вид отдыха обойдется вам значительно дешевле, чем на Домбае и даже в Зельдене.




комментарии [2]

05.02.2008 13:20     ТЕМА известный факт. вот только Добираться туда немного напряжно, а горка неважная. Но, подозреваю, с учетом всепанетарного потепления, Драгобрат имеет все шансы стать меккой горнолыжного спорта, пока и там не выростут пальмы и не станут бегать носороги.
24.01.2008 23:28     SOVA І минулорічний і цьогорічний сніг треба шукати на Драгобраті!!! Там він є завжди! А ціни...130-150грн з душі за проживання з 2-х разовим харчуванням.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

Мегаорало

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: