ТЕМА

Дальневосточный Тель-Авив: поездка в Биробиджан

19 января 2011 | 10:21

распечатать        комментарии [0]       добавить в

Город Биробиджан, столица Еврейской автономной области, находится более чем в 8300 километрах от Москвы, если ехать по Транссибирской магистрали. Скорый поезд едет сюда около пяти суток, а ближайший аэропорт находится в 200 километрах. Несмотря на труднодоступность для туриста, Биробиджан по-своему интересный город, в котором хоть раз стоит побывать.


Долгая, но интересная дорога

До Биробиджана удобнее всего доехать по железной дороге, но не с запада, а с востока - из Хабаровска, куда несколько раз на дню летают самолеты ведущих российских авиакомпаний. По прибытии в Биробиджан, уже на вокзале, в глаза бросается "местная специфика" - надпись на иврите, смотрящаяся в России, прямо скажем, экзотично.

Вокзал Биробиджана

Прежде чем перейти к описанию самого города, пару слов о наиболее удобной дороге туда, о Транссибирской магистрали. Отрезок Траннсиба, полностью проходящий по России, был закончен уже во время первой мировой войны в 1916 году (до того попасть во Владивосток полтора десятка лет можно было только через Маньчжурию в Китае). Я представлял себе Транссиб совсем иначе, нежели чем оказалось в реальности.


Карта


Во-первых, по нему практически отсутствует пассажирское движение, на один встречный пассажирский поезд или электричку приходится полтора десятка поездов грузовых, так, причем, в обоих направлениях. Судя по виду и назначению грузовых вагонов, специализация России на мировом рынке незавидная - поставщик непереработанного сырья, потребитель дешевого ширпотреба и страна-транзитер (кажется, именно такая система называется у нас "энергетической империей"). На восток гонят нефть (гораздо реже - в виде бензина), уголь, очень много кругляка, зерно, какие-то удобрения. На запад, кроме порожних цистерн везут что-то в контейнерах. Можно пять-десять минут посидеть на завалинке у транссиба, чтоб понять, чем Россия зарабатывает на самом деле. Впрочем, мы отвлеклись. 

Второе, что меня сильно удивило, это... пробки. За 30-50 километров до Хабаровска движение поездов в восточном направлении парализовано, поезда стоят прямо на перегонах, так как на полустанках нет мест. Поездов такое количество, загружены они так сильно, что даже непонятно, как же это вообще в России что-то осталось. Впрочем, это не сказывается на расписании поездов на запад. Лучший вариант перемещения из Хабаровска в Биробиджан - на скоростной электричке "Ерофей Хабаров" (местные ее уважительно называют "Ерофеич"), что отправляется из Хабаровска по выходным в 8-40 утра местного времени.

Поезд Ерофей Хабаров
2,5 часа в дороге можно наблюдать окрестные пейзажи рядом со станциями с забавными и очень короткими названиями (Ин, Аур, Оль и пр.) и любоваться на проходящее рядом с железной дорогой шоссе "Чита - Хабаровск" по которой недавно прокатился Путин на желтой КАлине. Мега-автобан оказался в реальности узенькой двухполосной дорогой без какой-либо придорожной инфраструктуры. Машин на ней немного, а обнаружить там что-нибудь отечественного производства (да хоть ту же "Калину") почти невозможно, все катаются на азиатских иномарках. 

И вот уже поезд прибывает в Биробиджан. Тут, как говорится в известном анекдоте, "чистенько, но бедненько".

Вокзал Биробиджана.

Еврейские штучки

Начиная с привокзальной площади по всему городу (особенно в центральной его части) то тут, то там можно увидеть огромное количество чего-то стилизованного под элементы еврейской культуры, прежде всего, семисвечники. 

Семисвечник на вокзале Биробиджана
Карта Биробиджана



Везде по городу можно увидеть значительное количество вывесок и логотипов, стилизованных под иврит:

Магазин Цимес
Кафе Цимес
Кстати, радужный элемент декора над входом кафе не обозначает гей-клуб, а символизирует флаг 79-ого региона РФ.

У вокзала находится памятник первым переселенцам

Памятник переселенцам
и просто забавная фигурка баяниста:

Баянист в Биробиджане
Весь этот псевдоеврейский антураж сильно удивляет, когда знаешь, что собственно евреев в "Биробиджанской области" - лишь где-то 4-5 процентов населения, остальные давно уже уехали в Израиль.

Набережная реки Бира

Недавно облагороженная набережная - один из основных туристических объектов города. Не потому, конечно, что набережная чересчур хороша, а потому... что мало чего другого в городе есть.

Набережная реки Бира
Набережная украшена очень симпатичными скульптурами:




С центральной площади города на скульптуры и набережную решительно надвигается Владимир Ильич:


С другой стороны площади есть место и для более абстрактных архитектурных форм:


Городская застройка

На центральных улицах Биробиджан застроен преимущественно "хрущевками":


Чем дальше к окраинам - тем этажей меньше:


А во дворах можно найти деревянные многоэтажки, чем-то напоминающие бараки:

Бараки в Биробиджане
Зато повсюду - урны:

Урна в Биробиджане
В центре, на местном Арбате находится памятник Шолому Алейхему:

Памятник Шолому Алейхему
Сам "Арбат" небольшой, но аккуратненький:


Ближе к окраинам - креативная реклама:

Реклама на заборе
Вот, собственно, и весь Биробиджан, эдакий дальневосточный Тель-Авив.

Съездил раз, считай что все увидел. В принципе, городок интересный, для коллекции коротких путешествий - самое то, что надо.

 

Петр Королев для "Хвилі", Москва-Биробиджан



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки:

  Rambler's Top100