Людмила Улицкая: "Мы Европе не подходим"20 августа 2014 | 12:59 , Беседовал Дмитрий Бавильский ...В систему европейских ценностей не вписывается наше традиционное авторитарное правление. В Европе учатся договариваться между собой страны с разными формулами правления, но среди них сегодня нет ни одной с полицейским управлением. А у нас принципы секретной полиции взяты как образец. Мы Европе не подходим в том виде, который сегодня собой представляем. И наше расставание с Европой в этот раз - на долгий срок. Как минимум, на время правления сегодняшнего президента. Маятник, я думаю, еще качнется в сторону Европы. При другом правительстве. Именно великая русская культура, солнце которой закатилось, более всего свидетельствует о том огромном потенциале, который был бесславно потрачен на полях революции и двух мировых войн, каждая из которых -следствие безумия, эгоизма и тщеславия политиков. Впрочем, как и во внутренних битвах с собственным народом, уже в СССР. В конце июля из Зальцбурга пришло сообщение о присвоении Людмиле Улицкой Европейской премии первого писателя, сочиняющего по-русски (оттого, быть может, эта премия и не слишком известна в России). Тем не менее, оказалось, что вручение этой награды – хороший повод задуматься не только об извивах и парадоксах «евроинтеграции», но и поговорить о насущных проблемах нашей страны, попавшей в странное межеумочное состояние. Это, впрочем, касается не только нового отношения России к Западу и ко всему остальному миру, но, прежде всего, это касается отношения России к самой себе. Кто мы? Откуда? Куда идём? Эти вопросы, кажется, становятся не менее актуальными, чем извечные «кто виноват?» и «что делать?» Именно об этом мы и разговаривали с Людмилой Улицкой, а если кому-то нашего диалога покажется мало или захочется задать свои собственные вопросы, то можно будет прийти на пресс-конференцию новоиспеченного лауреата, которая состоится 19 августа в 14.00 в здании ИТАР-ТАСС (Тверской бульвар, 2). — Как в названии и участии в этой премии соотносятся Европа и Австрия? — За какую книгу вы получили эту премию? — Как хорошо русскую литературу знают в Европе? Какое она занимает там место? — Айтматов? — Нет ли в этой премии политического подтекста? За последние двадцать лет на немецком языке у меня вышло около двадцати книг, и не малыми тиражами, так что, простите, у меня есть основания считать, что мне все-таки дали премию по литературе. А вы считаете, что мне дали премию за то, что я выходила с толпой народа на Болотную площадь? — Считается, что Нобель Пастернаку не случайно совпал с «первой» Оттепелью, Шолохову – со «второй», а Нобель Бродскому – с Перестройкой. Премия Бунина воспринималась как признание заслуг всей русской эмиграции. Накладываясь на густой информационный фон, новости, так или иначе, олицетворяют политические события, происходящие параллельно. Вот и подумалось: вдруг Европейская премия писателю, несогласному с «политикой партии и правительства» - это ещё одна хитро задуманная санкция Евросоюза? Что же касается Нобелевской, допускаю, там есть политическая подоплека, но мне, человеку от политики далекому, не вполне понятно, какой такой хитрый расчет состоял в том, чтобы давать премию Шолохову? Или Бунину? Нет ли здесь привычки рассматривать любое действие с точки зрения теории заговора? Кто-то хочет что-то против нас предпринять? Насолить? Унизить? Утереть нос? Сегодня Россия уж точно не занимает такого места в культурном мировом пространстве, как во времена Бунина или даже Бродского. Сегодня мы скорее являемся примером страны упущенных возможностей. И именно великая русская культура, солнце которой закатилось, что ни говори, более всего и свидетельствует о том огромном потенциале, который был бесславно потрачен на полях революции и двух мировых войн, каждая из которых была следствием безумия, эгоизма и тщеславия политиков. Впрочем, как и во внутренних битвах с собственным народом, уже в СССР. Нет, нет, я никак не думаю, что присуждение мне Европейской премии связано с тем, что я люблю Европу больше чем Китай. Китайцы мне, между прочим, тоже Государственную премию по литературе давали лет пять-семь тому назад. Вряд ли они хотели меня поощрить за какие-то особые заслуги или насолить моей стране таким странным образом. — Почему вы считаете, что «солнце великой русской культуры закатилось»? Революция этот процесс затормозила. И русская культура имела еще один всплеск, поразивший мир, это русский авангард. А дальше всё что было – это уже есть не цельная культура, но список отдельных имен, прекрасный список, и, скажем, Набоков в нём - отросток культуры девятнадцатого века, привитой на европейскую почву, а Платонов, последний побег от ствола русского авангарда. Этот список имен вполне достойный, не каждая страна может такой предъявить. Тем не менее, все они не создают такой мощной, цельной культуры, которая включала бы в себя и чисто литературные открытия, как содержательные, так и формальные, и новации театральные (Мейерхольд, Евреинов, Станиславский, потом Михаил Чехов, уже в эмиграции), музыкальные (не новая венская школа и ее последователи, а своя оригинальная линия - через Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича), ну, и конечно, чисто художественный авангард - великолепный… Все выкосили под ноль, кроме того, что можно было как-то приспособить под политические нужды. Это я про то, как классику стали «подавать» в советское время. То есть предъявляли только то, что можно было приспособить как «зеркало русской революции». А если как зеркало не годится, то можно и задвинуть подальше, как убрали роман «Бесы» Достоевского. В этом нет какой-то особой трагедии, так происходит с любой культурой, она как растение - рождается, растет, цветет, плодоносит и умирает. Но, к несчастью, в нашей стране власть, которая изначально объявила себя врагом культуры, сильно этот процесс заката ускорила. — Вы не противоречите себе, когда говорите про то, что в умирании культуры нет ничего особенного, хотя такая констатация звучит как приговор. И едва ли не смертельный… Я привыкла на такие вещи смотреть с точки зрения биолога, а биология оперирует совсем иными порядками величин, чем культура. Но и в биологии, и в истории искусств существует свой алфавит, свой текст. Пока живо человечество, культура не кончится - она будет менять формы, переливаться из одного сосуда в другой, будет менять свой язык, писать новые тексты. Это самый увлекательный процесс, который только может быть - читать эти тексты. Вот когда человечество перестанет существовать, это и будет означать конец культуры. Вот мы сейчас как раз и наблюдаем этот яростный процесс внутри человечества: часть его, и притом большая, наивно полагающая, что она владеет ситуацией и знает, где надо остановиться, чтобы не уничтожить всю планету, стремится сегодня культуру подмнять под внекульутрные цели, и другая часть человечества, меньшая, отдает себе отчет в том, как близко разного рода безумцы подошли к краю, за которым не будет ни культурного объекта, ни наблюдателя. А что собой представляет мраморная статуя, на которую некому смотреть, я не знаю. Точно, не объект культуры… Это и есть приговор. — Я не биолог, поэтому моё расстояние – время моей собственной жизни и жизни моих близких. Как вы считаете, какая культура нарождается сейчас в России? Или у нас, как всегда, особенная стать и мы не созидаем, но доедаем то, что было раньше не нами сделано? — Тогда давайте разбираться, что в таком подходе неправильного и начнем по порядку. Что мы называем культурой? Культура - долгоиграющий продукт, и производит она не только вещи, нужные для выживания, но и совершенно избыточные. Горшок глиняный - нужен, вареное мясо лучше усваивается, чем сырное. А вот рисунок на горшке - не нужен. Однако и то, и другое - предмет культуры. В антропологическом смысле - культура единый поток. И в этом же смысле она начинается с человека и человеком заканчивается. У нее есть периоды всплесков, застоев, даже обратного развития. Каждый из народов делал в общечеловеческую культуру свой вклад - одни меньший, другие больший. Во времена постмодерна, во времена новых технологий культура приобрела планетарный характер. Сегодня культура - это кроссовки, которые носят во всем мире, песни Битлз, которые поет весь мир, фастфуд и кока-кола, которые завоевали планету. Но «Дягилевские сезоны», кино Феллини, живопись Пикассо тоже принадлежат культуре, возможно, истории культуры. — Каков же тогда удельный вес каждой из национальных культур? Меня, конечно, тошнит от такой постановки вопроса, но это так. Продукция одиночек - романы, стихи - в мире оказываются все менее востребованы. — И, в этой связи, что происходит в нашей стране? — Вы сказали, что были на Болотной площади. Насколько современный писатель должен быть политически активным? — Как ваши интересы отражаются на творчестве? Другими словами, где заканчивается человек и начинается писатель (и наоборот)? — В каком состоянии находится сейчас на вашем письменном столе книга памяти поэта Натальи Горбаневской и из чего она состоит? — Какое место Горбаневская занимает в вашей жизни? Почему из множества людей и сюжетов, окружающих вас, выбран был именно этот? Я отложила свои дела, которые вообще-то очень плохо двигались, и села за этот сборник. Это было несколько месяцев очень глубокого общения с Наташей, теперь могу сказать, что я с ней действительно простилась, потому что мне пришлось пройти с ней вместе весь её путь, узнать множество подробностей, которые были мне неизвестны, и еще раз перечитать ее стихи, и встретиться и пообщаться с многими людьми, которых не видела полжизни… Это был последний Наташин подарок мне - возможность написать эту книгу. — Некоторые из ваших последних книг и книжных проектов отчетливо тяготеют к жанру нон-фикшн. Это действительно тенденция в вашем творческом развитии или документальная основа у ваших текстов была всегда? Сборник «Детство 45-53. А завтра будет счастье» - предложение издательское, но я на него отозвалась, потому что сочла такой сборник очень нужным для осмысления истории. И тут новое обстоятельство - смерть Наташи Горбаневской. И я свою кровную, давно уже начатую работу, все отодвигаю и отодвигаю. И вот думаю, как всегда, или я вытяну этот огромный, по моим масштабам, роман, или не успею, что тоже не страшно. Зато я обеспечу себе очень интересную старость. А эти книги «нон-фикшн» не шли в разрез ни с моими чувствами, ни с моими мыслями. Но этого требовали от меня жизненные обстоятельства, человеческие связи, дружбы… Я ведь счастливчик - никогда в жизни не делала того, чего не хотела… — Почему это так важно – писать большой, или, как вы сами определили, «огромный» роман? В России так принято? Но поскольку само это приключение на этот раз меня интересует больше, чем конченый результат, я и влезла в этот роман, относительно которого вовсе не уверена, что смогу и успею его закончить. Что же касается того, принято ли это (писать большие романы) в России, - да, принято. И на Западе принято. Вот, какой огромный и содержательный роман написал Джонатан Литтелл - я имею в виду роман «Благоволительницы». Обычно у таких романов читателей не очень много, но Литтеллу повезло, его роман стал известным, модным, принес ему несколько премий и много денег. Но он человек молодой, для него это важно. А меня, честно говоря, успех не особо занимает. Мне важна моя попытка высказаться по теме, которая представляется мне важной, и я буду вам чрезвычайно благодарна, если в следующем вопросе вы не спросите меня, какая же это тема. — У меня была мысль спросить о ваших творческих планах. Но, как лауреата Европейской премии, спрошу об актуальных спорах про место России. Является ли она частью Европы или у нас во всем «особенная стать»? Был исторический шанс выбирать, а это не у всякой страны бывает. Попытки реформирования и до Петра Первого предпринимались, но Петр не хотел идти на компромиссы, развернул круто, и проиграл: его реформы после его смерти сдулись по большей части. Теперь-то, спустя три столетия, мы уже догадались, что реформы начинаются внутри собственного сознания. А в Европе, что ни говори, эта система «европейских ценностей» складывалась начиная от афинской демократии и римского права и кончая современными принципами, среди которых много разных хороших вещей - oт уважения человеческого достоинства и равных прав всех людей до многих хороших материй, до которых мы совсем ещё не доросли... Да и они, европейцы, тоже порой до своих ценностей не дорастают, это трудно. Но пока там, в Европе, эта система ценностей складывалась, у нас в это время, как нам Лев Гумилев рассказал, своя великая цивилизация на диких лошадях по диким полям скакала. Петр Первый, желая Россию привести в Европу, сам еще не был человеком европейским в полном смысле этого слова, но хотел им стать. Династия Романовых, англо-немецкие все были люди, действительно европейского происхождения, в Европу, в сущности, не хотели - рвалось туда наиболее образованное сословие. Эти качели - туда или сюда? - работают и по сегодняшний день. Но последнее десятилетие совершился взлет этого маятника прочь от Европы. И если говорить об «особой стати» - она в том и заключается, что качаемся между «скифами» и «интеллектуалами», и не можем определиться. В русской философии, да и в русской литературе, об этом много чего понаписано. Противоречиво весьма. В юности я большую кучу этих книг перечитала, а теперь стало неинтересно. И уж больно грустно. — Почему этот вопрос во всей своей остроте возник именно сейчас? — То есть, от нас ничего не зависит? Нужно пассивно ждать смены правительства (очередной «революции сверху»)?
также читайте[08.11.2024] [06.11.2024] [04.11.2024] [01.11.2024] [01.11.2024] |
по темеПро 5-6 менеджеров21. 11. 2024 | 12:01 , Олег Ельцов, Тема Нарко19. 11. 2024 | 12:06 , Олег Єльцов, ТЕМА Кущ в кустах14. 11. 2024 | 11:11 , Олег Ельцов. ТЕМА Все дружно выпили и закурили12. 11. 2024 | 09:58 , Олег Ельцов. ТЕМА Убийственные эксперименты10. 11. 2024 | 11:41 , ТЕМА
22 ноября 2024
19 ноября 2024 17 ноября 2024 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |