ТЕМА

НА ДВУХ КОЛЕСАХ - ПО ЧЕТЫРЕМ СТРАНАМ

26 апреля 2005 | 13:56 , Олег Ельцов, фото Алексея Кузнецова

распечатать        комментарии [0]       добавить в

Оказывается, модными могут быть не одни лишь бестолковые и откровенно вредные увлечения типа МР-3 музыки, Мак Дональдсов и всяческих «гаджетов». Наконец до Украины докатилась веломода. Знакомые все чаще задают вопросы на предмет: какого стального скакуна выбрать, как и куда путешествовать на великах. Вот об этом о дальних велопутешествиях и поговорим. В данном конкретном случае о велопокорении Европы. Автор проделал эту процедуру пару лет назад, преодолев за три недели 1500 верст по территории Люксембурга, Франции, Бельгии и Недерландов. Ниже дневниковые записи этого славного путешествия. Читайте и убеждайтесь: бродяжить по Европе на велосипедах можно без помощи турфирм и туго набитого кошелька.


Готовясь к путешествию, наша велопятерка выбрала лакомый кусочек Европы: Люксембург, Францию, Бельгию и Нидерланды. Мы готовились отнюдь не к попсовой турпоезде. Не взирая на обилие супермаркетов и отелей в предстоящем пути, готовились к классической экспедиции, когда путешественников не ожидают гиды, забронированные места в гостиницах и горячий душ. Это было что-то сродни продвижению по вражеской территории, когда надеяться можна только на себя, да на свой тощий кошелек.

 

Ниже - выписки из дорожного дневника с впечатлениями, которые оставила Европа, наблюдение за которой велось из седла велосипеда. Итак, поехали.

 

8 сентября.

К часу дня выгрузили вещи из АН-12 и как-то незаметно миновали паспортный и таможенный контроль. Отношение к нам - самое ласковое. Таможенник только-то и спросил: везем ли водку, кофе, сигареты. Услышав утвердительный ответ, поинтересовался: не превышаем ли допустимых норм ввоза (что-то около литра водки на брата). Мы заверили, что совершенно законопослушны - таможеннику этого оказалось достаточно. Таким образом мы беспрепятственно ввезли в Европу изрядное количество самогонки, которая, кстати, подпадает под категорию суррогатов и ко ввозу категорически запрещена.

 

Еще несколько минут - и мы столпились у выхода из аэропорта славного города Люксембурга - столицы государства с одноименным названием. Государство невелико, но багато - на територии площадью с Киев живет около полумиллона людей, среди которых велика доля миллионеров, многие из которых – «бывший наш народ». Каждый пятый здесь иностранец.

 

Навьючив на багажники свой скарб, двинулись прочь из аэропорта по прекрасной автотрассе - в сторону Французской границы. По пути проехали через сам город Люксембург. Не применули заехать на центральную городскую площадь и при скоплении праздного народа сделали круг почета на своих до предела груженых стальных скакунах.

 

Съели припасенные бутерброды у входа в бюро туристической информации и двинулись дальше. Погода - прекрасная, дорога - того лучше. Мы мчались окрыленные статусом иностранных туристов. Что ни говори, а приятно.

 

Проносящиеся с жуткой скоростью автомобили то и дело сигналили нам, а порой водители даже делали какие-то знаки руками. Ребята спросили меня, как бывалого велосипедиста (хотя это и ошибочное мнение): что сие означает? Я без тени сомнения ответил, что таким образом радушные европейцы приветствуют нашу экзотическую кавалькаду.

 

Это мнение вскоре опроверг дорожный патруль. Когда мы успели прокатить по автобану километров 30, нас догнал микроавтобусик с полицейской мигалкой. Офицер с бляхой на груди, кажется был не совсем гостеприимен. Он что-то невежливо и разгаряченно тарабарил на непонятном наречии, после чего на хорошем английском потребовал паспорта. Мы в замешательстве отдали документы. Офицер залез в машину и стал что-то сверять в компьютере. Подозреваю, что он наводил о нас справки. Умная машина, очевидно, проинформировала стража порядка, что тот повстречал не кочующих цыган, а группу журналистов на велосипедах, которых пригласил в Европу голландский велоклуб. Быть может, именно это произвело на полицая спасительное для нас впечатление. Так или иначе, он возвращал нам паспорта с натянутой улыбкой и общался уже исключительно на английском. Оказалось, что в первый же день путешествия мы совершили непростительный грех - ворвались на велосипедах в зону для них закрытую - на автобан. Полицейский предупредил: мы не можем дальше ехать и должны искать объездную дорогу. Я для приличия соврал, что мы упорно и безрезультатно искали карту велодорог в аэропорту...

 

Паспорта мы получили обратно - без всяких санкций за допущенное нарушение. В дальнейшем европейская полиция будет всякий раз удивлять нас. Чаще всего - своим отсутствием. Когда офицер уже открывал дверь машины, Леша подбежал к нему и всучил маленькую фигурку кобзаря: ”Презент, сэр”. Полицейский поупирался для приличия, но кобзаря взял.

 

Это было наше первое и последнее вторжение на автобан. В дальнейшем мы двигались исключительно по объездным дорогам, которых тут множество, а их качество мало отличается от автобанов. Называются они “национальные дороги”. Приятно и то, что все они бесплатные, тогда как автобаны часто стоят денег.

 

В этой день мы проехали всего километров 60. Ночевали на територии Франции, поскольку весь Люксембур можно пересечь на велосипеде за несколько часов. Продвигаясь к границе, мы с нетерпением ожидали встречи с грозными французскими пограничниками, то и дело высматривая впереди пограничный шлагбаум. Тем не менее, границу мы едва не пролетели. Валера вовремя успел крикнуть: “Смотрите указатель!” Действительно, на обочине стоял указатель: «Франция». Рядом находилось какое-то заброшенное зданьице. Очевидно, это и был пограничный пост. Однако, ни здесь, ни в других точках пересечения границ мы не встретили ни одного чиновника, который бы потребовал наши документы, сверил визы и фотографии. Европа - свободная страна, мы попали в зону действия Шангенского соглашения.

 

Небо клонилось к горизонту и мы стали с опаской косить по обочинам в поисках места для ночлега. При этом воображение рисовало жуткие картины: вот нас арестовывает полиция за бродяжничество или фермер открывает прицельную стрельбу из всех видов оружия за то, что мы посмели расположиться на его частной собственности. Ко всему прочему, свободных от людей мест в Европе весьма немного. Но, деваться некуда - мы свернули на узкую тропинку, ведущую к небольшому лесочку. Неподалеку от него виднелось что-то вроде фермы, что усилило опасения на предмет законности наших действий. Лес оказался на удивление диким и неухоженным. Никаких следов туристов и кострищ. Забрались подальше в чащу. По-воровски оглядевшись, разбили палатки. И тут всех разом посетила мысль о еде. Но, вот беда: в Люксембурге мы не успели обменять деньги, а следовательно не купили бензин для примуса. А разводить костер в Европе, как утверждали “бывалые люди” равносильно самоубийству. Но есть хотелось по-прежнему. С предосторожностями, которых не придерживаются даже разведчики в тылу врага, на скорую руку развели маленький костерчик, приготовили еду и тут же тщательно скрыли следы злодеяния. При этом мы все время посматривали на небо: оттуда доносился шум самолетов и вертолетов. Мы были уверены: все они следят за нами. Но в ту ночь мы заночевали на свободе, а не в тюрьме.

 

9 сентября.

Не имея подробной карты, мы прилично накружились вокруг города Метц, до которого, если верить дорожному указателю, от Люксембурга всего-то 35 километров. Эта дорога заняла весь день. Девченки изрядно устали. Начали скулить и жаловаться на здоровье. Настояли на том, чтобы проехать какую-то часть пути автостопом. Нужно пояснить: мы ехали по направлению на Париж. Дорога оказалась весьма холмистой (как впрочем, все французские дороги, по которым мы ехали). Порой это очень напоминало Крым.

 

Я категорически возражал против автостопа - мы должны были максимально выложиться на начальном этапе - самом сложном, когда у нас были до предела забиты сумки и когда мы еще не втянулись в ритм велоезды с ежедневной нормой 100-120 километров. Тогда после Парижа дорога покажется нам раем. Впрочем, это не армия, а со мной не подчиненные, а друзья. Я не смог настоять на своем. Впрочем, зря. Все (за исключением меня) выстроились вдоль автобана в городской черте и стали дружно ловить проезжающие грузовики. Я представляю, что думали при этом водители: пятеро граждан сомнительного вида в сумерках на месте не предназначенном для остановки, пытаются остановить машину, чтобы взвалить в нее все свое имущество, для которого необходим отдельный трейлер. Вобщем, это была напрасная трата времени. Когда все убедились в этом, мы сели на велосипеды и стали искать место для стоянки. А поскольку Метц оказался большим городом с длиннющими пригородами, ехать пришлось почти два часа в свете уличных фонарей. Потом мы выбрались на трассу, где света не было вообще. Двигались почти наощупь, пока наконец не уткнулись в площадку для стоянок машин. Разбили палатки и завалились спать, прекусив всухомятку.

 

10 сентября.

Как выяснилось утром, мы остановились вблизи военной базы. Ребята в защитной форме то и дело проходили мимо нашего табора, с удивлением наблюдая за тем, как мы готовим на примусе гречку и нарезаем сало.

 

К обеду добрались до Вердена - красивый город, особенно памятный нам тем, что там мы купили столь необходимую нам карту. Там же нас ожидало радостное открытие: мы впервые посетили супермаркет. Это был истинный восторг. Даже не столько от ассортимента, сколько от цен. Мы скупали провизию с видом изголодавшихся полярников. Цены действовали магически: все стоило в два-три раза дешевле, чем дома. После трапезы, совершенной на скамейке, отправились дальше.

 

На выезде из города Валера и Оксана остановились - случилась незначительная поломка. Они просили их не ждать. Если не догонят - встретимся у въезда в следующий город. Мы двинулись, а вскоре увидели, как из окна проносящейся мимо машины нам машет Оксана. Значит, решили подъехать на попутке. Удивительно, но на условленном месте наших друзей не было. Мы рассудили, что их не прельстила перспектива 500-километрового велосипедного пути до Парижа и им подвернулась попутка до французской столицы. Огорчало одно: все паспорта были у Валеры, а обе палатки - у нас. Мобилок не было ни у кого. Не беда - рассудил я, встретимся на бульваре Сен Жермен. Дело в том, что там находится украинская церковь, адрес которой я объявил всем как место встречи в случае потери кого-либо. Мы двинулись на выезд из города, где и заночевали.

 

11 сентября

Я прокукарекал в 7 утра. Однако, ввиду полного отсутствия туристического опыта мы выехали только в 9.50. Долгие сборы чрезвычайно тормозят наше продвижение к Парижу. Всякий раз останавливаемся затемно, но положенных ста километров проехать не удается.

 

12 сентября

Движемся по провинции Шампань - приятно, черт побери. Сегодня Леша гнал как спринтер и после обеда спекся. На стоянке начал всячески выказывать свою недееспособность: прихрамывать, жаловаться на велосипед, который вот-вот сламается... вобщем, после обеденного перекуса Леша заявил, что он будет ловить машину и встретит нас на въезде в следующий город. Мы с Натальей остались вдвоем. В этот день установили первый рекорд: проехали чуть больше ста километров.

 

На въезде в город Леши не было. Пока узнавали у жителей, где выезд на Париж, стемнело. На езду, да тем более в темноте, у Натальи сил не осталось. Я решительно двинулся к ближайшему дому, где во дворе кто-то мелькал. Это оказалась старушка-божий одуванчик. Я объяснил ей ситуацию по-английски: деньги и документы у друзей, которые потерялись и ждут нас в Париже. На счет денег я конечно, соврал, но как объяснить бабуле, почему мы не остановились в гостинице напротив, где номер стоил 40 долларов? Я не требовал теплой спальни. Нам нужен был кусок лужайки во дворе. И нам этот кусок предоставили. Мы разложили спальники и мгновенно уснули.

 

13 сентября

Утром бабуля со своим стариком отважились пригласить нас на кофе (вечером дальше туалета не пускали). Мы угостили их плиткой французского шоколада, привезенного из Киева.

 

Леху мы разыскали на выезде из города. Он не ел ничего со вчерашнего дня кроме пары ложек меда с орехами и черносливом. Это наше фирменное блюдо для поддержания сил. Через час езды Леха сдал и пошел “стопить” машину. Договорились встретиться в Париже. Мы с Натальей двигались дальше, преисполненные решимости победоносоно въехать в Париж на наших стальных конях. Километров за 60 до цели начал накрапывать дождик, который вскоре припустил во всю. Но на нас напал какой-то велоазарт. Мы натянули дождевики и ехали, на каждом метре обливаемые брызгами проезжающих грузовиков.

 

О том, что мы в Париже, поняли, лишь увидев центр Помпиду. До этого мы двигались по бесконечному пригороду - около 4 часов кряду, останавливаясь на каждом перекрестке, охваченные бесконечным потоком машин.

 

Силы нас покидали. А когда мы наконец добрались до условленного места встречи и увидели там Лешу, окончательно приуныли. Он собщил, что братья-украинцы из Украинского центра на бульваре Сен-Жермен послали нас - грязных голодных путешественников - на все четыре стороны. Мы сидели на лавке, под моросящем дождем, в ботинках хлюпало, хотелось есть. Решили двигаться к Нотр-дам Де Пари. Знакомый художник, бывавший в Парижах говорил, что в местные церкви всех бродяг пускают на ночлег. Это оказалось ложной информацией.

 

Мы с Лешей готовы были в течение предстоящей первой ночи в Париже распить припасенную “Украинскую с перцем”. Но Наталья окончательно упала духом. Я начал отчаянно приставать к прохожим и расспрашивать их о возможности бесплатного ночлега в центре Парижа (куда-либо двигаться сил уже не было). Все утверждали, что это дело безнадежное. И только один парень, который даже знал несколько слов по-русски, утвердително кивнул: “пошли!” Через пять минут мы сидели на лавочке в маленьком сквере. Наш новый друг и его друзья сбегали за пивом, мы вытащили нашу водку и банку паштета. Я постелил Наталье туристический коврик под скамейкой, затолкнул ее в спальник. Потом, окончательно обнаглев, раскочегарил примус и поднес ей чашечку вечернего кофе в постель.

 

14 сентября.

Ночь пролетела незаметно. Раненько утром мы собрали пожитки и двинулись в Булонский лес - там по совету нашего парижского друга отыскали дешевый кемпинг, отмылись, постирались, поели, надели чистые футболки. Что еще нужно туристу для полного счастья? Ах, да, мы вдруг вспомнили, что это не тайга, это Париж!

 

Весь вечер мы пробродили по Парижу. В условленное время подошли к условленному месту встречи на бульваре Сен-Жермен, но Валеры с Оксаной опять не было. Тогда позвонили в Киев и попросили передать время и место новой встречи.

 

15 сентября.

Утром свершилось воссоединение двух частей нашей команды. Оказывается, ребята совершили две непростительные ошибки подряд. Первое: когда они прибыли автостопом на место нашей встречи, они не остались ждать, а отлучились “всего на пятнадцать минут”, чтобы договориться о ночлеге в ближайшем кемпинге. В эти пятнадцать минут мы и проехали условленное место. И второе: они не запомнили оговоренное место встречи в Париже на случай, если мы потеряемся. Вобщем, они не нашли ничего лучше, как остановиться в гостинице, заплатив по 100 долларов за человека.

 

Мы дали им адрес кемпинга и пошли в Лувр. Хорош, но Эрмитаж как по мне – лучше будет. А вот музей Д»Орсэ – это что-то особенное. Настоятельно рекомендую посещать в первую очередь его. Вообще, о музеях Парижа можно написать книгу, но этих книг написано и так предостаточно. Тем более, что главное в Париже не музеи, а парижане. Поэтому, если вы ограничены во времени или наличности, посоветую просто побродить по Парижу - ночному дневному, вечернему. Он хорош всегда. И описать это невозможно.

 

16 сентября.

Валера с Оксаной решили ехать на день раньше, чтобы не задерживать нас. Договорились встретиться в Дюнкерке. Побродив по городу, изрядно попив дешевого пива на скамейке у Лувра, мы ночью заявились в кемпинг.

 

17 сентября.

Проспали в свое удовольствие и в два часа выехали из города. Наши попытки выбраться из Парижа отняли массу сил и времени. Проехав 45 километров, заночевали в лесочке. Устроили отменный ужин, приготовив рис с салом.

 

18 сентября.

За этот день проехали 118 километров. Самое яркое впечатление дня - жуткая усталость.

 

19 сентября.

С утра ели овсянку - традицинная еда велосипедистов. Но наталья не может жить без мяса. Поэтому уже через час она сдала. Мы то и дело останавливались у супермаркетов, дабы перекусить. Но это слабо помагало. В итоге проехали всего 100 километров. Дорога была очень холмистой, мы здорово устали. Даже не стали готовить еду - поужинали холодной тушенкой, соком и кексом.

 

20 сентября.

К концу этого дня до Дюнкерка оставалось 45 километров. А ведь следующим утром мы договорились встретиться там с нашими товарищами. Но уже стемнело, ехать дальше было опасно. Я позвонил в ближайший дом, набрал воды на чай и сел на обочине отмывать посуду от копоти и остатков завтрака. В это время Леша и Наташа безнадежно ловили машину. И вдруг остановился “пирожок”. Водитель согласился подвести нас 25 километров. Ура!

Заночевали на окраине поля, навалив на спальники сена.

 

21 сентября

Утром встали рано и рванули на встречу с ребятами. Но их на месте не оказалось. Позвонили в Киев и узнали, что сразу за Парижем у них сломалось все, что могло сломаться. Они погрузили остатки велосипедов в поезд и уехали в Люксембург, на встречу с любимой компанией “Авиасервис”, которая любезно согласилась доставить нас в Европу и обратно, не пожелав ничего взамен.

 

Мы взгрустнули и двинулись дальше. Благо дорога стала удивительно ровной. Мы въехали в Бельгию. Отсюда берет начало велосипедный рай - кругом велодорожки, стаи велосипедистов, сплошная равнина. Наталья упала в центре приморского городка Брэ Дьюн. колесо попало в трамвайную колею. Прохожие бросились нам помочь, но Наталья отделалась ссадиной. Мы не могли обменять денег, т.к. был выходной, поэтому целый день голодали. Едва дождались ночевки, чтобы поесть привезенной с Украины вермишели. В этот вечер допили последнюю самогонку и объявили о трезвом образе жизни. Это означало, что отныне мы будем пить только пиво.

 

22 сенятбря

Проехали 120 километров. Но хотя дорога ровная как скатерть, это была пытка - целый день дул встречый ветер. Уж лучше бы были горы.

 

23 сентября

Проблемы с камерами. Наталья и Леша вчера прокололись, но обнаружили мы это только утром. Потому выехали почти в 11 часов. В этот день въехали в Голландию. Славная страна. Люди не такие напряженные как французы и с большим уважением смотрят на нас, хотя мы уже значительно грязнее, чем были во Франции. Остановились на лужайке, вблизи площадки для выгула собак. Это в 7 километрах от Ротердама. С предосторожностями развели костер (примус окончательно отказал).

 

24 сентября

Утром одна собачница, увидев нас в спальниках, даже пожелала доброго утра. Приятно все-таки.

 

Мы едем на пляжи. У них добрая слава по всей Европе, говорят здесь собирается молодежь, чтобы оттянуться от родительского присмотра, учебы, работы, семьи. И мы туда же. Не тут-то было. Когда мы приехали на пляжи курортного городка Зандворд, то поняли, что это не Гурзуф: все было чинно-благородно, кругом сплошь пенсионеры, даже палатку на пляже не поставишь - рядом есть кэмпинг. А вся молодежь уже разехалась по университетам.

 

С горя остановились в кэмпинге, набрали пива и мартини для Натальи. Потосковали...

 

25 сентября.

Утром прогулялись по пляжу. Здесь каждый второй с собакой. Собаки чрезвычайно добродушные, как и все европейцы. На минуту почувствовали себя цивилизованными людьми: заказали кофе по доллару за чашку и полюбовались отливом из-за столика пляжного кафе. Делать тут было нечего и мы отправились в Амстердам, до которого было всего 40 километров.

 

Амстерддам оказался сумасшедшим городом, где велосипедистов больше, чем пешеходов и автомобилей. Светофоры здесь служат в качестве украшения - все едут, не обращая на них никакого внимания. Нас приютил заядлый велосипедист Кок Оствин, адрес которого мы нашли в посольстве Нидерландов в Украине. Отличный парень Кок, поселил нас на мансарде в центре города, где он снимает квартиру. Вечером сидели у него в комнате и рассказывали про свои приключения. Кок с восторгом вспоминал про свое путешествие на Камчатку.

 

26 сентября.

Амстердам - неповторимый город. Он чем-то напоминает Петербург. Наверное каналами, которых здесь около тысячи. Но вода в них чистая, утки плавают, а в баржах-домах живут люди. Счастливый народ. Мы гуляли с Коком по ночному городу, слушали его рассказы об истории многочисленных каналов и древних улиц и чувствовали себя немножечко европейцами. Хотя сейчас, вспоминая про ту Европу, которую мы увидели, и европейцев, с которыми пршлось общаться, приходишь к выводу, что нам еще рано называть себя европейцами. Да и азиатами тоже. Так, не понятно что: ни Европа, ни Азия - все у нас не по-человечески, не для человека.

 

28 сентября.

В 12 часов мы с Коком выехали из Амстердама. Он провожал нас 75 километров. Кок отлично знает местные дороги, поэтому мы не теряли времени на поиски и проехались по живописнейшим местам. Порой дорога шла через сплошное водное пространство. Пол Голландии - намывные земли, порой - ниже уровня моря. Это сложнейшая иригационная система и сеть дамб, защищающих жителей от натиска моря. В этот день проехали 120 километров и совершенно не устали. Вот что значит хороший попутчик и проводник. Заночевали за Хертогенбоссом. В этот день Наталья была именинница. Но сегодня воскресенье - супермаркеты закрыты. Обещаная бутылка “Мартини” осталась некупленой. Мы проезжали сад с раскошными яблоками и я отважился сорвать одно - такой вот подарок даме. Ничего, на следующий день варенья подарю ей бриллиантовое колье…

 

29 сентября

Вчера мы свернули не туда - местные жители указали «ронг вэй» - ошибочную дорогу. Потратили два часа, чтобы выбраться. По дороге - в Эйндховене - вспомнили о ближних, которые ждали нас дома, и потратили несколько часов на покупку сувениров. Заночевали в раскошном месте - под линией электропередач. С одной стороны - железная дорога, с другой - автотрасса. Но на сон мы не жаловались.

 

30 сентября

До аэропорта и вылета самолета - два дня и 250 километров. Потому выехали в 8 часов и ехали до изнеможения. Чувствуется приближение Люксембурга. Дорогу опять захолмило. Мы проехали 140 километров. Это был спортивный подвиг. Последние 10 километров Наталья уже не ехала в гору, а вела велосипед. Но стоянка попалась удачная - в лесу. Приготовили королевский ужин и повеселели.

 

1 октября.

Почти сразу Леша проколол колесо. Запаски у нас уже нет. Договариваемся встретиться в Люксембурге. Мы уезжаем, а он стоит на трассе с поднятой рукой. Дорога выравнивается - неожиданный приятный сюрприз. Тоска по Родине гонит нас с необычайной силой и к вечеру мы уже в центре Люксембурга. Празднуем успешное завершение экспедиции в компании с Лешей. Ое уже купил пива, разведал подходящее место для ночлега в сквере, что в ста метрах от центральной площади. Это была великолепная ночь. Мы чувствовали себя по меньшей мере покорителями полюса.

 

2 октября

Встали рано, дабо не напугать своим видом дворника и собачек, которых выгуливали поблизости. На последние копейки купили кекс и воду в супермаркете. На скамейке у фонтана легко перекусили. А я даже не удержался от того, чтобы освежиться в фонтане. Все-таки не дикарь какой, чтобы в центре Люксембурга с немытой рожей сидеть. Правда, чистить зубы на виду у прохожих не решился. А еще через несколько часов мы загрузили велосипеды и багаж в чрево родного АН-12. И уже совсем скоро я имел возможность почистить зубы так, как это принято у

Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

Сегодня, 21 мая, Виктор Балога дал пресс-конференцию, на которой присутствовало свыше ста журналистов. Балога заявил, что ушел из Секретариата, когда Ющенко принял решение балотироваться в Президенты. По мнению Балоги - это безнадежное дело.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки:

  Rambler's Top100