ТЕМА

ИНДИЙСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙЦА

04 марта 2005 | 15:25 , Олег ЕЛЬЦОВ

распечатать        комментарии [1]       добавить в

Индия - страна, в которую непременно следует поехать. А съездив, туда хочется вернуться. Это желание преследует не только меня, но и многие тысячи иноземных туристов. В любой точке необъятной Индии вы всегда встретите пришлых людей с рюкзаками, для многих из которых Индия стала вторым домом. Ниже - рекомендации, которые, надеюсь, помогут вам чувствовать себя в этот доме уютно.


Сегодня в Украине активно спорят какой вектор притяжения избрать Украине: европейский или российский. И, кажется, ответ уже известен. Не претендуя на решающую роль во внешнеэкономической политике страны, выскажу крамольную мысль: нам бы ориентироваться не на европейские или российские ценности, а на тот стиль жизни, который исповедуют жители далекой Индии.

Недолгие сборы

В Индию собирались давно, но решились на "путешествие за три моря" как это часто бывает, внезапно. Первым делом отправились в посольство Индии, что около стадиона "Спартак". Никаких приглашений и справок: заполняешь анкету, платишь 40 долларов и через день забираешь паспорт с визой на срок от месяца до полугода. Чтобы остаться на более длительный срок, придется продлевать визу в Индии, что порой сложно, или выехать в близлежащую страну, например Непал, и там оформить новую визу.

Ехали на месяц, поэтому рюкзаки получились объемными, хотя не все в них пригодилось. Не следует везти палатку. Во-первых, потому, что в любом городе и поселке без труда отыщите ночлег за весьма умеренные деньги. Во-вторых, решив разбить палатку, вы автоматически становитесь объектом пристального внимания аборигенов. Словно дети они обсядут ваше жилище и возможно даже заглянут "в гости". Никакой агрессии, но если вы не привыкли выступать на многолюдных аренах, чувство дискомфорта не покинет вас всю ночь. Спальник в рюкзаке - по желанию, впрочем, ночью может быть прохладно, особенно если вы собираетесь в Северную Индию или в Непал. То же касается теплых вещей.

В свое очередное путешествие по Индии я возьму рюкзачок литров на 40 и кошелек. Те, у кого кошелек плотно набит, может вообще ограничиться косметичкой. Индия - чрезвычайно дешевая страна. Тут нет ни одного супермаркета, зато на каждом углу - масса лавочек, где без труда отыщется все необходимое туристу: не высокого качества, зато дешево и экзотично. Вам непременно следует купить там простыню-покрывало. Особенно актуально это для тех, кто не планирует селиться в пятизвездочных отелях (таковые отыщите не вдруг), а предпочтет демократичные хостелы за 2-3 доллара. Дело в том, что постели в хостелах чистые относительно, а порой ваше ложе может быть оборудовано лишь голым матрасом.

Если не планируете путешествовать южнее Дели, прививаться необязательно. Особых лекарств также не требуется: индийская фармацевтика весьма развита и не дорога. Главное - суметь объясниться с аптекарем и купить именно то, что нужно. А потребуется скорее всего лекарство от желудочных отравлений и расстройств. Чтобы необходимости в нем не было, будьте осторожны с питьевой водой. Лучше покупать бутылированную воду (3-4 литровых бутылки на доллар). В кафе бесплатно подается вода в кувшинах. Пить ее можно, но не с первого дня, постепенно увеличивая дозу. Микрофлора европейского желудка отлична от индийской, туристу следует адаптироваться.

Не помешает некое количество сувениров, которые всегда оказываются кстати. Рекомендую взять несколько блоков дешевых сигарет - индусы всегда им рады. Хотя в Индии продаются весьма дешевые местные сигареты, скрученные из табачного листа - биди. Их любит курить западная богема и ваш покорный слуга. Мои киевские друзья, которым я презентовал биди, были уверены, что они "травяные". Ответственно заявляю: нет!

Транспорт

Добираться дешевле всего на Боинге Туркменских национальных авиалиний имени великого Туркмен Баши. Билет в оба конца - 497 долларов. Также дешевы Узбекские авиалинии - 499 долларов. Но у них неудобная стыковка. Если желаете поддержать отечественного авиаперевозчика, "Аэросвит" доставит вас туда и обратно за 530 долларов. Впрочем, цены авиакомпаний имеют свойство часто меняться, увы - не в сторону уменьшения. Существуют и вариации. Например, отыскать чартер или познакомиться с торговцами, продающими на рынках индийские товары, договорившись улететь на арендованном ими самолете. Счастливчикам удавалось сократить авиатранспортные расходы до 100-200 долларов. Можно поискать в интернете чартеры из России, которых особенно много зимой.

Дольше, сложнее, но интереснее добираться сухопутным путем. Самый беспроблемный маршрут - через Азербайджан, Иран, Пакистан. Также можно ехать через Грузию-Армению. Суммарно за транзитне визы прийдется выложить до 100 долларов. Очень интересный маршрут через Среднюю Азию, Тибет и Непал. Главная проблема помимо холода и горной болезни - китайская виза, получить которую без приглашения затруднительно - доведется переплачивать турфирме.

В самой Индии представлено все многообразие наземного транспорта: от гужевого до железнодорожного, последний весьма развит, хоть и уступает по комфорту отечественному. Оказавшись в аеропорту Дели, мы встали к окошку продажи билетов на такси и заплатив эквивалент 15 долларов получили в свое распоряжение очень милый кэб, который довез нас через весь город до нужного места. Мы презентовали водителю пачку "Прилук". В каждом отеле и на каждом углу в туристических районах работают маленькие турфирмы, которые предложат на выбор любой маршрут, но не ждите полного выполнения обязательств: в действительности все будет хуже или намного хуже. Торгуйтесь! Впрочем, даже титульные цены не могут не радовать. Так легковое авто с кондиционером на весь день обошлось нам в 17 долларов.

Допустимо пермещаться на моторикше. Реально он расчитан на трех пассажиров, но индусы ухитряються ездить и в шестером. Ощутимая, а порой и основная статья прироботка моторикш - продажа гашиша и доставка пассажиров в магазины сувениров. За каждого посетителя торговец платит водителю мзду. А вы в результате теряете время и деньги, зачастую выходя из магазина с какой-нибудь ненужной безделицей. Потому следует перед посадкой жестко настоять на том, что никаких шопингов-презентаций в дороге не будет. Если денег нет, а куда-то доехать надо, можете предложить рикше провезти вас по магазинам, но доставить к месту назначения бесплатно.

Расстояния до нескольких километров можно преодолеть на велорикше. Сухенькие маленькие индусы везут на своих стальных конях до трех человек с багажом. Если едите на двух велорикшах, поробуйте устроить гонки. Победителю установите символический денежный приз. Нет, никакой эксплуатации человека человеком: это просто такой спорт.

Железные дороги в Индии очень разветвленные. Вокзалы кишмя кишат индусами, достаточно грязны и к каждой из многочисленных касс очередь из десятков, если не сотен людей. Не желаете тратить драгоценное время в очереди - заказывайте билет либо в турфирме, переплачивая примерно вдвое. На вокзалах случаются кассы для иностранцев, но не всюду. На делийском вокзале она спрятана на втором этаже и там почти без очереди под кондиционером можно купить билеты за рупии и за валюту. Если кассир говорит, что билетов на нужный поезд нет, значит хочет взятку. Непременно предложите 1-2 доллара и все наладится.

Стоимость билетов на поезд несколько выше, чем у нас. Рекомендую ехать в спальном вагоне. Они не так набиты, как общие, и не намного дороже. По нашим меркам это общий вагон, в котором люди спят на трех полках, зарешеченные окна открыты полностью, а под потолком жужжат грандиозные вентиляторы. Постелей нет, туалеты грязные, в тамбурах вповалку спят шудры. Порой по вагону носят еду и напитки, что-то можно прикупить во время остановок на перроне. На вокзалах продают цепочки и замочки - дабы багаж не смогли утянуть воры. Но, как мне показалось, их там не больше чем у нас. Если вы купили билет, это не значит, что вам гарантирована отдельная полка. Порой рядом с вами будет сидеть еще 2-4 индуса. А если вы лежали, но отлучились, вернувшись можете обнаружить, что место уже занято.

Впрочем, есть возможность прокатиться на самом древнем из действующих паровозных составов, занесенном в Книгу рекордов Гиннеса. Он называется "Королева Виктория" и трехдневная поездка на нем обойдется в зависимости от комплекса услуг и комфортности порядка 500 долларов. Отправляется со старого делийского вокзала.

Вообще, ничего ужасного в индийских поездах "для народа" нет, мне приходилось ехать в них свыше суток, к тому же без билета. А было так: возвращаясь из Непала я около 10 вечера оказался в неприметном индийском городке, не представляющем никакого интереса для туриста. Сразу отправился на вокзал, дабы уехать на первом попавшемся поезде. Но в кассовом зале увидел жуткие очереди. Тогда я просто вышел на перрон и зашел в вагон. Поезд тронулся. Я занял свободную полку и уснул. Среди ночи разбудил контролер. Я начал спросонья оправдываться по-английски. Железнодорожник кажется что-то понял… и молча ушел. На протяжении последующих суток я больше не видел ни его ни его коллег.

Альтернативой ж\д транспорту может быть автобус. Индия очень многолюдна, поэтому автобусных маршрутов тут масса и зачастую они курсируют с завидной регулярностью. Впрочем, путешествие это еще более утомительное, чем на поезде, к тому же примерно в два раза более тихоходное. За сутки вряд ли одолеете свыше 700 километров. А все потому, что автобус часто останавливается, едет не быстро, ибо дорога кишмя кишит рикшами, машинами, повозками, мотоциклами, не редкость - священная корова (а других тут не бывает), жующая банановую очистку посреди оживленной трасы. Поэтому на автобус рекомендую садиться, если собираетесь проехать сотню-другую километров. Бывает, турфирмы предлагают именно автобусные маршруты. Обязательно поинтересуйтесь типом автобуса: туристический или традиционный? Дело вот в чем. Индийцы - явно не богатыри по нашим меркам. Поэтому в междугородных индийских автобусах на общее сиденье, где с трудом уместится два среднегабаритных европейца, продают три билета. Если ехать вам сутки, а туристические автобусы не курсируют, тогда раскошельтесь на два билета, но знайте, что в переполненном автобусе вам придется побороться за законное второе место.

Я выходил из положения следующим образом: занимал очередь на посадку в числе первых, врывался в салон и занимал место у окна в самом конце салона. С собой у меня была бутылка виски и плейер. Открыв окно, включал музыку, посасывал виски, запивая колой, покуривал в окошко биди и вскоре напрочь забывал о пассажирском быте.

Весьма приемлемой альтернативой всем видам передвижения по Индии могла бы стать аренда автомобиля. Увы, с водителем это не столь дешево, а системы фирм по аренде авто нет, да и водить машину по индийским дорогам под силу лишь самим индусам и министру украинского транспорта, в прошлом - гонщику Червоненко. Прирожденным бродягам может подойти автостоп. Он работает в Индии неплохо, однако приходится платить.

Жилье

Половина населения Индии - бездомные. Зачастую все имущество малообеспеченного индуса заключается в том, что на нем одето и порой содержится в небольшой котомке. Велорикши и рабочие спят на улицах - там же, где днем несут трудовую вахту. Вам нет нужды подыскивать себе место для ночлега на тротуаре. На каждом шагу вы обнаружите отели и хостелы - от вполне приличных до самых дешевых. Так, мы жили в центре Дели в хостеле, арендуя комнату на трех человек за 8 долларов. Постель сомнительной свежести застилали спальниками, спали не укрываясь, ибо вентиляторы, гонявшие по комнате воздух, нагретый до 40 градусов, не создавали даже видимости прохлады. Впрочем, ко всему привыкаешь. Зато нет большего наслаждения, чем постоять под душем, почувствовав истинную ценность прохлады.

За десяток-другой долларов вы без труда найдете номер с кондиционером, телевизором, коврами на полу и мраморной ванной. Проблемы выбора не существует как таковой: повсюду туриста атакуют зазывалы, которые готовы бесплатно отвезти в свой отель.

Достопримечательности

Индия настолько живописная страна, что по ней можно просто гулять без всякой цели, как гуляешь по Парижу- обязательно поблизости окажется какой-то храм, живописный базар, сувенирный магазин. В отеле вам обязательно предложат услуги гида и разнообразные программы - от однодневной до многонедельной - только плати. Поездка из Дели в Тадж Махал займет целый день (можно ехать с ночевкой). Но в Индии древности и интересности повсюду, поэтому не обязательно трястись по жаре целый день, чтобы сфотографироваться на фоне Тадж Махала, вход в который к тому стоит 10 долларов для иностранцев. Если вы не разработали маршрута перед поездкой, зайдите в пару-тройку индийских турфирм, соберите там информацию, после чего составляйте свой маршрут и двигайтесь самостоятельно. Но я бы настоятельно рекомендовал приобрести один из справочников-путеводителей по Индии, с которым вы повсюду будете "в своей тарелке". Большинство опытных туристов пользуются справочниками издательства "Lonely Planet". Я лично из рук не выпускал толстый талмуд, где на 1150 страницах тончайшей бумаги блошиным шрифтом собрана информация для путешественника, который сориентируется в любом уголке Индии. Там есть все: как добраться до нужного места, где лучше питаться, описание цен и сервиса в гостиницах и их расположение, достопримечательности, вопросы безопасности, как лучше одеваться, где поменять деньги и как торговаться… Некоторые рестораны с гордостью вешают объявление по-английски: "Этот ресторан рекомендован во всех переизданиях "Lonely Planet". Такие справочники можно купить в Москве, да и в Индии их отыщете без труда, причем подержанные будут стоить раза в три дешевле.

Справочник по каждой стране готовит целая группа опытных путешественников-журналистов и я со своим опытом вряд ли смогу что-то добавить. Разве что кратко рассказать о тех местах, где удалось побывать и набраться впечатлений на долгие годы.

В Дели это конечное же "Мэйн базар" - несколько оживленных улочек с массой разнообразных торговых лавок, харчевен, гостиниц, турфирм и Интернет-кафе. Настоятельно рекомендую селиться здесь. Местная толпа едва не наполовину состоит из туристов. Здесь на узкой улочке вы можете встретить слона, на котором за малую мзду предложат прокатиться, тут же купите любые фрукты, дешево поедите. Рекомендую хостел "Хари Кришна" - щадящая цена, относительно чисто, улыбчивый хозяин и очень симпатичный ресторанчик на крыше.

Путешествие в Тадж-Махал займет 1-2 дня. Но я бы рекомендовал Джайпур - столицу сигхов. Несколько ближе и очень экзотично.

Примерно сутки займет дорога в Варанаси - священный город индусов на берегах Ганга. Прогулка по берегу реки запомнится вам на всю жизнь. Здесь купаются и пьют священную воду тысячи индийцев, рядом с канализационной трубой каста стиральщиков моет несметное количество белья, тут же торчат из воды уши буйволов, а рядом полным ходом проводятся погребальные обряды: труп сжигают на глазах прохожих, а пепел отдают реке. Вечером запомнится прогулка на лодке: со стороны реки многолюдные красочные пуджи - священные обряды выглядят неописуемо красиво.

Заедьте в Ришекеш - еще один священный город в предгорьях Гималаев - центр йоги. Сюда в многочисленные ашрамы со всего света съезжаются сотни тысяч приверженцев религиозного учения. Здесь со своим гуру были битлы. Увы, ни в одном турагенстве мне ничего не смогли рассказать об этом. Возможно, вам повезет больше.

И еще: обязательно сходите в индийский кинотеатр - естественно, на индийский фильм. Выберите синема на окраине, как это сделал я и покупайте билет на место в зале - поближе к народу, а не на балконе, где сидят состоятельные индусы и туристы. Незабываемые впечатления обеспечены.

Пища

Есть можно все. Настоятельно рекомендую индийскую пищу. Просто в начале следует предупреждать официанта, чтобы подавали "нот спайси" - еда все равно будет острой. Но скоро начинаешь привыкать и требуешь все больше специй. Обязательно попробуйте ласси - индийский йогурт. Некоторые города и целые штаты в Индии сугубо вегетарианские - мяса не отыщите. Но по нем на такой жаре не очень-то скучаешь. Алкоголь продается не везде. Не многие бары и рестораны имеют лицензию, даже бутылку пива купишь только в специализированном магазине, который и в Дели придется поискать. Пиво достаточно дорого, вино мне не понравилось, а вот виски -самый раз. Видимо дают о себе знать столетия британского владычества. Местное виски мешают с шотладскими сортами и продают по щадящей цене - около 7 долларов за литр. Качество вполне удовлетворительное. На улицах много лотков по продаже всяческих фрешей - от 2 до 4 стаканов на доллар. Можно пить без ограничений.

 

Сувениры

Уехать из Индии без сувениров невозможно, даже если этого очень захотеть. Во-первых, они здесь на любой вкус, во-вторых, очень дешевые. Я привез домой целую горсть разноцветных и очень милых "фенечек", купленных за копейки. В гости зашла соседка, увлекающаяся собиранием ювелирных камей. Оценив побрякушки, констатиировала, что они в большинстве своїм изготовлены из полудрагоценных камей, которых в Индии как у гафа Монте Кристо.

Отложите покупки сувениров на последние дни. Ибо на каждом шагу на протяжении всего путешествия вам будут втюхивать всяческие очень ненужные вещи. И делают это так, что отказаться от предложения очень сложно. Торговаться следует прежде всего с бродячими торговцами и вблизи исторических мест. В лавках я сначала торговался, потом бросил это неблагородное занятие. Дело в том, что цены и так смешные. И если ты даже выторговываешь дискаунт, видно, что продавцу уже не доставляет большого удовольствия сам процесс продажи. Такое впечатление, что я его чем-то обидел.

Также со временем я перестал пересчитывать сдачу. Если в азиатской Турции это делать крайне необходимо, то в Индии не имеет смысла. Может индусы заботятся о карме? У них стоит этому поучиться.

Безопасность

Мне приходилось в одиночестве блуждать по ночным улицам с фотоапаратом на боку и кошельком на шее - без последствий. В принципе, индусы очень мирный народ. Только один раз я пострадал от мошеника - купил у него с рук бутыль виски (магазины были закрыты по случаю виборов), который оказался подкрашенной водой. Я вернулся назад и совершил гражданський поступок - скрутил мошеника и сдал полиции. Мне аплодировали прохожие. Воришки конечно присутствуют, но не думаю, что их больше чем у нас. В оживленнях местах тут и там мелькают полицейские. Вместо резинових палок у них бамбуковые - и больше ничего. Пьяного индуса встретить не довелось. Имейте в кармане горсть мелочи для попрашаек, дабы не светить свой кошелек, который лучше носить на шее. Иностранцам в Индии можно почти все, но все же уважайте этот мудрый и гостеприимный народ. Здесь на каждом углу продают гашиш, галюциногенные грибы и прочую дурь. Если иностранца застукают на их покупке, его отпустят, и индусский дилер может поплатиться. Употребление травки где угодно не грозит ничем, впрочем, не следует забивать косяк демонстративно. Но, по моему мнению, Индия настолько феерическая страна, что у вас "сорвет крышу" без всякой дури.



комментарии [1]

16.03.2008 16:01     виталий хочу в Индию!
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: УНИАН

Будівля кафе «Суп Хауз», зруйнована в результаті вибуху в центрі Луганська у суботу, 3 лютого 2007 р. Цього дня в кафе «Суп Хауз» внаслідок порушення правил експлуатації газових балонів стався вибух. В результаті вибуху дві люди загинули і 11 чоловік травмовані. Вибуховою хвилею вибиті шибки в сусідніх готелі «Луганськ» і обласній бібліотеці ім. Гіркого. Фото Юрія Стрельцова

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки:

  Rambler's Top100