Пещерные города Крыма: машина, рюкзаки, хорошая кампания

05 июня 2008 | 16:10 , Олег Ельцов, ТЕМА, фото автора и Виктора Миняйло

Этой весной изменили традиции и решили ехать в Крым на машине. И не к побережью, а в горы. Там еще не все застроено дачами хозяев жизни. Первый опыт оказался позитивным. Делюсь и показываю картинки.

Дорога

Ехали вчетвером: трое взрослых и один отпрыск 12 лет отроду с немалым опытом лазания, прыгания, погружения и ночевания где попало. Выдвинулись из Киева 25 апреля в 5 вечера – в последний рабочий день в канун затяжных майско-религиозных праздников. Почти проскочили пробку в день освобождения Киева от киевлян. Думали ехать сколько хватит сил и желания, но вечерне-ночной трип понравился, благо было взято изрядное количество музыки и некий объем алкоголя. Вначале все было чинно-благородно. Одно обидно: ввиду присутствия в салоне несовершеннолетнего путешественника, мы не смогли насладиться шедеврами группы «Ленинград». Гайцы не свирепствовали. Трафик вскоре спал и мы без препон мчали на крейсерских 100 км в час. Дорога вцелом радовала.

Где-то за Херсоном мне надоело крутить баранку, ибо человек, рожденный для велоседла, чувствует себя за рулем авто как в инвалидной коляске. Наталья необдуманно согласилась порулить. Мы с Витей под предлогом преодоления половины пути, решили утолить жажду бутылочкой пива. Потом еще бутылочкой. Пиво как-то вдруг кончилось. Мы случайно нашли бутылку «Закарпатского». Дальнейшее прохождение маршрута слабо отпечаталось в памяти. Наталья позже рассказывала нам массу любопытных подробностей нашего поведения во второй половине поездки, но очевидно, она что-то напутала. По крайней мере, мы такого творить не могли и не помнили. Простым голосованием было принято демократичное решение, что все это неправда. Поскольку начиная с Цюрюпинска мы ничего не помним, эту – не самую увлекательную часть маршрута – описывать не стану.

Бакла

В пять утра мы въехали в Чистенькое – это микроскопический поселок по трассе Симферополь-Севастополь – не доезжая 25 км до Бахчисарая сворот с трассы – через Партизанское и приятное свидание. Где-то здесь должен был находиться пещерный городишко Бакла. Именно отсюда следует начинать маршрут по пещерным городам Крыма.

Сразу за Симферополем открывается панорама пологих склонов Внутренней гряды. Высота обрывов на ней – от 5 до 70 метров. Именно в этих известковых отложениях и рыли пращуры свои норы для жилья и скота. По обе стороны дороги – курганы эпохи бронзы – 3-2 тысячелетия до нашей эры. Здесь перманентно роют черные археологи, которых нещадно гоняют и выслеживают с вертолетов. В случае появления такого вертолета немедленно бегите в кусты, особенно, если вы разожгли костер. Известны случаи, когда с вертолета обрушивается лавина воды, которая не только тушит потенциально опасный очаг возгорания, но и накрывает самих поджигателей.

В пять утра нам нелегко было отыскать аборигена, который указал бы автомобильный путь к пещерам. На счастье мы встретили мужичонку, тянущего на горбе сено. Он был рад этой встрече несказанно. С его помощью мы проехали по дороге метров 300, преодолели речушку Альму и проехав лужайку, уперлись в заросли. Дальше вела пешая тропа к пещерам – порядка 6 км.

Мы были утомлены несказанно. Тут же разбили для наших дам палатку, за пять минут сварили им нечто горячее, заставили это съесть не просыпаясь. После этого наш гид Валера попросил 2 рубля на стакан паленки. Валере, очевидно, было тяжко после вчерашнего. И мы как никто другой его понимали. Мы отыскали таки в рюкзаках затерявшиеся последних три бутылки пива, в тишине и покое выпили их. Затем Валера взял 2 гривны и распрощался с нами. Впрочем, очевидно, использовав их по назначению, он очень быстро вернулся – под предлогом того, что ему надо идти в гору – нарубить черенков для лопат и собрать цветов жене. Ни того ни другого он не сделал. Валера просто составил нам компанию в Баклу.

Очень психоделическое безлюдное местечко. Но масштабами архитектурного творчества не подавляет. Весь осмотр занял меньше часа. Мы вернулись к 12 часам вниз, разбудили девченок, которые отправились по нашему маршруту. А мы заняли их места в палатке.

Под вечер отправились в обратный путь.

Чуфут-Кале

Вскоре мы были в Бахчисарае. Поселились в пансионате "Прибой".40 гривен с носа с завтраком и местом на двухярусных кроватях в четырехместном летнем домике с туалетом за стеной. Поели чебуреков в кафешке нетронутого совдеповского стиля, в котором лет 12 назад также пили пиво. Аккурат против нас красовался ханский дворец, но мы там были ранее. Тем, кто не был, рекомендую посетить. Не забудьте расспросить у гида про нравы, царившие в ханском гареме. Ох, и не легка же ханская доля...

Утешившись чебуреками и пивом (настоятельно рекомендую употреблять «Жигулевское» крымского производства), мы сели на заборчик под начинающим краснеть солнышком и медитативно понаблюдали за нескончаемыми толпами туристов, которые шли в неведомую даль. Мы продолжали попивать пивко.

Да, путешествия явно входят в моду. Подобного туристического ажиотажа на майские праздники доселе видеть не приходилось. Что радует: масса народа путешествует на велосипедах. Правда, многие явно не подготовлены к подобным путешествиям, но это – дело наживное. Было бы желание. Мы же отправились в Успенский монастырь и Чуфут-Кале.

В отличие от Баклы, мы были тут не одни. Это оказалось наиболее оживленным местом на нашем маршруте. В Чуфут-Кале поднялись уже перед закрытием. Хищный охранник спросил билеты, а когда услышал, что приобретать их от нас никто не требовал, скромно потупил глазки и согласился пропустить, но за полную стоимость – естественно, без всяких билетов. Причем эта стоимость показалась нам, посетившим некоторое количество подобных достопримечательностей по всему миру, неоправданно завышенной. Мы дружно развернулись, тем более, что полазили по Чуфут-Кале во времена, когда там еще не появились все эти разводители туристических лохов.

Следует заметить, что посещение украинских исторических и заповедных мест в последние годы засвидетельствовало нездоровую тенденцию. Вокруг них начинает плодиться несметное количество разного рода мошеников. Впрочем, главным мошенником выступает государство, которое, ни вложив ни копейки в туристическую инфраструктуру кроме возведения кордона и будки охранника, устанавливает злодейские цены на билеты. А кроме того охранники, лесники, менты начинают мутить собственные «схемы». Причем, порой небезопасные. Суть провокации – сделать посетителя виновным, чтобы пленить его и заставить дать взятку. Вобщем – это псевдо-государство стремительно превращает людей при власти в моральных уродов и от них следует держаться подальше, если вы не желаете испортить себе отдых.

На подходе к Чуфут-Кале мы напали на удивительную торговку, которая сама шьет и продает неземной красоты тюбитейки. Вобщем, мы возвращались в свой приют, напоминая правительственную делегацию некой тюркской народности.

Мангуп

Переночевав, отправились на Мангуп. Прелесть автопутешествий в том, что успеваешь побывать во много большем числе мест, нежели при использовании общественного транспорта. К тому же, имеешь радость не контактировать с ненавязчивым крымским сервисом. Поставили машину у живописного озерца на обочине дороги. В татарском кафе поели, выпили чрезвычайно вкусного домашнего вина, которое делает древний – под сто лет – татарский дедушка, и двинулись налегке на Мангуп.

Дорога вверх пролегала через заброшенное караимское кладбище. Побродили по живописному месту, залезли в пещеры, пофотографировались, вернулись на место. Решили не ночевать, а проехать пару десятков километров до Эски-Кермена. По дороге проезжали еще одну крымскую достопримечательность – Сфинксов. Вобщем, ничего примечательного, если бы не расположенная у подножия ослиная ферма. Мы устроили гонки на ослах. Это была дикая скачка, накал страстей как на настоящем дерби. Автор этих строк, не взирая на максимальный среди участников вес, пришел третьим. Кстати, не бойтесь за осликов. В отличие от лошадей, они спокойно могут нести седока до 140 кг живого весу. По результатам заезда всем были выданы удостоверения водителя-ословеда: красная типографская корочка с фамилией и водительской «категорией». Теперь она всегда лежит у меня под стеклом. Гайцы стали провожать мою машину уважительным взглядом.

Эски-Кермен

Признаюсь – эти пещеры представляются для меня самыми интересными в Крыму. Из села Танковое следует свернуть на развилке в сторону Севастополя, далее – до села Красный Мак. Именно здесь Каралезскую Долину украшают Сфинксы, которыми лучше любоваться из седла на ослике. Далее – до села Холмовка, от него – к карьеру и частному фермерскому хозяйству Черкес-Кермен. Отсюда – налево в долину и немного проехать по грунтовке, а потом – по бетонке. Бросаем машину на берегу пруда, где построен ресторанчик. Хозяева в нем славяне, поэтому есть там ничего не рекомендуем. Пиво – как всегда вкусное. А еще тут гуляют черные свиньи – на радость детям и их родителям.

Далее – вперед по тропе. Можно пройти низом, затем забраться вгору, облазить массу интересных пещер, разбросанных по плато.

Не забудьте отыскать подземный, почти вертикальный  ход, по которому древние обитатели этих мест эвакуировались при появлении врагов.

Вернувшись к начальной точке маршрута, мы перешли пруд и забрались на противоположный выступ с остатками башни на вершине. Следует заметить, что забираться надо с использованием веревки, которая свисает с высоты метров 10. Не каждой даме это под силу. Некоторые забравшись, жалобно просят их снять.

На этом достопримечательности кончаются. Мы решили все же забраться наверх и заночевать вдали от цивилизованных туристов. Если вернуться по дроге немного назад, то у ворот фермерского хозяйства есть поворот, который приведет на плато. Так мы без проблем забрались на машине туда, где еще недавно бродили пешком. Выбрали почти безлюдное место на берегу озера, образовавшегося в кратере карьера. Все было здорово, в том числе вино древнего татарского дедушки, которое мы предусмотрительно скупили на Мангупе.

Севастополь, Каламитская крепость

Сюда приехали для полноты впечатлений так сказать. Хотя после Эски-Кермена можно было сразу отправляться к морю. Тем не менее, церковка, прилепившаяся  к горе, выглядит весьма симпатично, а от нее – рукой подать на вершину, где и наблюдаем останки Каламитской крепости. Все они облеплены строительными лесами, но никаких работ не наблюдается. Леса уже начинают валиться. Там же обнаруживаем обелиск из черного гранита, возведенный еще до второй мировой на могиле некоего летчика. Весь обелиск иссечен осколками. А рядом – скромная могилка пулеметчика, который отстреливался от фашистов до последнего патрона. Отсюда открывается вид на карьер. При желании по дороге к карьеру можно заехать на гору машиной. Делаем прощальные закатные снимки и едем к морю.

Планируем заночевать в Ласпи, но где-то промахиваемся и все равно ночуем у берега. Правда, все давно захвачено-застроено. Подъезда к побережью нет. Платим охраннику 50 гривен и проезжаем на охраняемую территорию, ночуем на пляже.

С гор – в пучину

Далее нам предстоит встреча с товарищами, которые ведут попсовый образ жизни. Они снимают нумера в Форосе. Наша встреча приурочена к коллективному погружению. Из нашей части комманды опыт погружений имеют я и 12-летняя Аринка. После инструктажа чайники и дети пробуют погрузиться поблизости от базы. Я в кампании морских монстров отправляють по берегу к месту, где можно поймать камбалу – в самостоятельное плавание. Когда мы, наряженные в костюмы, с аквалангами и ружьем шествуем по набережной, на нас оборачиваются.

Наконец погружаемся в пучину. Температура воды – 8 градусов. Но об этом скоро забываешь. Камбалу не подстрелили. Нашли краба и пару дохлых рыбин на дне. Я впервые погружался с консолью – это такая штука, указывающая остаток воздуха в баллоне. Немного ошибся с показаниями и дотянул до «самого не могу». Короче, когда я всплыл на поверхность, воздуха практически не осталось. Последние капли я вдул в жилет и погреб на спине к берегу. Иначе пришлось бы сбрасывать пояс с грузами – это уже экстрим. Вобщем, погружение прошло ярко!

В этот день была годовщина рождения самого мелкого члена компании. Праздновали 5-летие Назара. Поздравляли активно, после чего нам предложили заночевать в нумерах с камином. Наши женщины сдались, увидев санузел, отделанный кафелем. Мы же с Виктором отправились на пляж, захватив пиво и спальники. Полночи пили пиво на волнорезе и поедали рыбу.

Димерджи

Утром состояние здоровья не оставляло нам выбора: пришлось лезть в ледяную воду. Подтянулись на пляж товарищи. Пообедав, двинулись в Долину приведений – еще одно очень запомнившееся место.

Бросаем машину у ресторанчика на окраине трассы. Отсюда к Димерджи либо на лошадях, либо пешком. Идти совсем чуть. Мы покорили этот путь, даже не взирая на похмельное состояние. Поднявшись к плато, наблюдаем некий архитектурный бардак – какой-то указатель на предмет заповедной территории. Ни тебе схемы, ни правил, ни лесника. И стрелочка: «Музей «Фуна» - 100 метров». Наблюдаем странную картину. На развалине крепости, не заслуживающей никакого внимания – какие-то огороженные забором аттракционы, кукольная схема крепости – каковой она была по задумке архитектора. Зевая, обходим все это и вдруг узнаем, что мы куда-то бесплатно влезли и что-то нарушили. Игнорируем хамство охранника и кассу, идем в долину. Вообще, наш принцип – нигде не платить за «госсервис» вокруг всяческих заповедников и памятников. Не по причине скаредности. Когда платишь за билет в далекой Индии или близкой Турции – ты видишь за что платишь и понимаешь, что это деньги государству, а не каким-то дядькам. И еще там за историей следят и оберегают. У нас это – просто пункт скачивания бабла за осмотр того, что возведено умельцами сотни лет назад и сохранилось отнюдь не благодаря нынешней власти.

Прогулка по Долине Приведений занимает чуть больше часа. Здесь снимали «Кавказскую пленницу». Мы, кажется, даже нашли камень, на котором активистка, комсомолка и просто красавица танцевала твист. Аринка повторяет эту сцену и у нее получается не хуже.

Дальше наблюдаем в дымке очень странные горные образования фаллического типа и возвращаемся назад. Можно было, конечно, навьючить рюкзаки и отправиться на пару дней дальше – к водопаду Джур-Джур. Но пора возвращаться домой. Как-нибудь в следующий раз...