ТЕМА

Крым, который мы теряем

10 октября 2005 | 09:11 , Олег Ельцов, фото автора

под Коктебелем

Автор неоднократно бродяжил по Крымскому побережью с рюкзаком за плечами. Последняя из таких поездок завершилась пару недель назад. С каждым годом подобные путешествия даются все труднее. Хозяева жизни от старой и новой власти оставляют все меньше места для отдыха простым смертным. Впрочем, кое-что еще сохранилось. Мы назовем вам имена таких оазисов.


В прошлом году мы с друзьями отправились в Крым в середине сентября. Меньше людей, ласковое солнце и теплое море. Что еще нужно, дабы отдохнуть от суеты и толкотни города? Год назад мы обошли с рюкзаками южную часть полуострова: от Севастополя до Гурзуфа. В этом году в то же время, тем же составом отдыхали на противоположном участке: от Керчи до Судака. Впечатления разительно отличаются. Что вам больше по душе – решайте сами.

 

Маршрут №1: Севастополь-Гурзуф

Выйдя на Севастопольском вокзале, сели на автобус и через полчаса добрались до Херсонеса. Наверное, это следовало сделать хоть раз в жизни. Не скажу, что увиденное потрясло. Если бы мне не приходилось видеть древний Эфес и прочие древнегреческие города-музеи, в изобилии разбросанные по территории Турции, я видимо, настоятельно рекомендовал бы каждому непременно побывать в Херсонесе.

В тот же день добрались до Балаклавы – безумной красоты городок, расположенный в уникальной бухте. Первое, что бросается в глаза – монументальные развалины Генуэзской крепости, доминирующей над всей бухтой. Туда мы поднялись уже в сумерках. Ни одного человека вокруг, пронизывающий ветер. Не заметив даже намека на присутствие охраны, мы не долго думая разбили палатки прямо на обзорной площадке, разожгли примус и вскоре праздновали начало нашего «дикого» крымского отдыха. Проснулись от голосов первых туристов, взобравшихся не свет ни заря для обозрения окрестностей в лучах рассветного солнца. Мы спустились в город, где перекусив в одном из многочисленных весьма чистых кафе, отправились на экскурсию по некогда суперсекретному объекту – базе подводных лодок, оборудованной внутри скалы. Зрелище незабываемое. Однако сегодня от былого военно-морского величия остались лишь следы варварского разграбления величайшего инженерного сооружения в эпоху разоружения и перестройки. Представьте только: в скале размещался целый завод-верфь. Сюда заходили подводные лодки, здесь хранились ракеты с ядерными боеголовками. Благодаря именно этому объекту Балаклава долгие годы была закрытым городом. Выйдя в буквальном смысле из скалы и привыкнув к солнечному свету, мы смогли заметить еще одну достопримечательность города: в ста метрах от нас к пирсу был пришвартован роскошный двухпалубный лайнер. Как пояснили местные жители, это один из двух катеров Леонида Кучмы.

После всего увиденного нам оставалось нанять моторку, которыми утыкан весь причал и через полчаса мы были на малолюдном пляже, где и решили заночевать.

Все следующие дни мы продвигались вдоль побережья пешим ходом, либо на общественном транспорте. Дело в том, что в последние годы на ЮБК далеко не везде можно пройти по берегу. Тут и там путь преграждали монументальные ограды, из-за которых попеременно выбегали огромные звероподобные псы и охранники. Не раз бывав в Ласпи, на этот раз мы с трудом туда попали – всюду кордоны. Простояв один день, отправились дальше, предчувствуя, что это наш последний визит в эти безумно красивые места. Действительно, мой товарищ, колесивший в этом году по Крыму на машине, признался, что он так и не смог «пробиться» в Ласпи к морю: весь берег обезображен стройками и свежевозведенными замками. Причем, кажется, что «помаранчевые» события только ускорили этот процесс.

дача И.М.Бакая. Мыс СарычЕще больше удручил визит на мыс Сарыч. Это самая южная точка Крыма, куда десятилетиями ездили любители моря и палаточной жизни. В середине сентября кроме нас там не оказалось ни одного туриста. Что насторожило. Нам удалось найти место для трех палаток. Все остальное было уже застроено. Вскоре из-за кустов вынырнул человек в «защитке». Представился лесником и потребовал мзду за ночевку – в пользу Управделами Администрации Президента. Оказывается, эта территория уже узурпирована «обслугой власти». Мы узнали от лесника, что на мысу, который уже «украшали» кованная оградка и каменная беседка, обосновался тогдашний руководитель ДУСи Игорь Бакай. Интересно узнать: кому сегодня принадлежит его дачка?

В этом месте море оказалось самым чистым и ласковым на всем побережье. Но отдых отравила невиданная активность строителей. Всю ночь мы провели под гром отбойных молотков: к самой Бакаевой даче спешно вели асфальтовую дорогу. Следующим утром мы ушли с мыса невыспанные, чтобы больше никогда туда не возвращаться. Впрочем, лесник предупредил нас, что уже через год это будет и невозможно.

С Сарыча мы двигались пешком по трассе. Наконец, мы увидели высоко в горах величественные Байдарские ворота. Впрочем, с трассы они выглядели мельчайшей песчинкой, золотом горящей на солнце. Собственно, золото было настоящим – с куполов свежеотреставрированной церкви. Подъем в гору дался нелегко. Зато насколько приятно было скинуть рюкзак и придаться необременительной процедуре ознакомления с достопримечательностями. Но, как не стыдно признаться, самым запоминающимся моментом было посещение кафе, расположенного здесь же. Кружка холодного пива была достойной наградой за наше героическое восхождение. При этом общительная официантка не преминула отметить: мы трапезничаем за столом, за которым еще недавно сидела Алла Борисовна Пугачева с ее Зайкой. Наша компания едва не прослезилась от столь счастливого совпадения.

Финишировать решили в Гурзуфе. Туда мы добрались, арендовав частника с микроавтобусом. По дороге он обстоятельно пояснял кому что в Крыму принадлежит. Выяснилось, что большая часть гостиниц и особняков, разбросанных по ЮБК - собственность семьи Кучмы либо его окружения. Впрочем, крымские приватизаторы особенно не скрывают своего присутствия на полуострове. Прибыв в Гурзуф, мы были поражены многочисленными рекламными щитами у ресторанов вдоль набережной: «Управление делами Администрации Президента приглашает посетить наше заведение…» Думаю, многие украинские граждане сделали свой выбор в пользу Ющенко именно под впечатлением увиденного во время отдыха в Крыму. Но, говорят, что после революции ситуация с «освоением» нуворишами крымского побережья принципиально не поменялась.

Подводя черту, мы не станем рекомендовать отдых на ЮБК тем, кто предпочитает палатку и пустынный берег переполненным пляжам и аттракционам. Но, не все потеряно! Это доказало наше путешествие по Крыму, случившееся в сентябре этого года.

 

Маршрут №2: Керчь-Судак

Этой осенью мы решили испытать судьбу и пройти оставшуюся часть Крымского побережья. Поездом добрались до Керчи, в центре «отметились» на горе Митридат и с автовокзала отправились на пригородном автобусе к скифским курганам и керченским катакомбам. Вход в катакомбы украшен грандиозным архитектурным строением, при одном взгляде на которое становится ясно: в самих катакомбах экскурсанты узнают очень страшные вещи. Так оно и случилось. Спустившись под землю, мы услышали о том, как при спешном отступлении советских войск из Керчи несколько воинских подразделений должны были сдерживать натиск фашистов, дабы закончить эвакуацию местных жителей и войск. Приказ был выполнен: пока одни героически держали оборону, другие успешно эвакуировались. Но вот что удивительно: когда эвакуация завершилась, и можно было спасти тех, кто прикрывал отступавших, товарищи генералы почему-то «забыли» дать команду отходить. Людей фактически предали, обрекли на окружение. Сколько всего человек было окружено не ясно: экскурсовод называет данные, отличающиеся десятикратно. Известно лишь, что счет шел на тысячи. Фашисты предложили всем сдаться. Но красные командиры решили иначе: будем сопротивляться, уйдем в катакомбы. Еще теплилась надежда, что свои предпримут контратаку и отобьют попавших в окружение товарищей. Но этого не произошло. Тысячи людей оказались под землей. Среди них не только военные, но и мирные жители и, якобы, даже дети.

Подобный вариант не предусматривался командованием. Поэтому в катакомбах почти не было запасов еды, оружия, не было автономного источника воды (глубокий колодец люди выкопали самостоятельно, умирая от жажды). Они были обречены на жестокие страдания. Вскоре немцы завалили взрывами почти все выходы из катакомб. Тысячи людей оказались буквально погребенными под камнем. Вскоре скудные запасы иссякли, люди оказались не только без еды и воды, но и без света. Каждая вылазка на поверхность к единственному колодцу стоила человеческих жизней. А потом и этот колодец немцы завалили. Люди собирали росу с камней. Раненым делали операции – без наркоза, в полной антисанитарии. Но никто не хотел сдаваться. По крайней мере, так утверждают экскурсоводы.

А затем немцы применили против тысяч людей, ушедших в катакомбы, отравляющие газы. Это было первое применение газов во второй мировой войне. После первой атаки в страшных муках погибли тысячи людей. Затем такие атаки стали регулярными. Обороняющиеся научились защищаться: они соорудили довольно примитивные, но эффективные укрытия. Я поинтересовался: почему этого не было сделано сразу – перед первой атакой? Ведь немцы предупреждали, что собираются применить отравляющий газ. Экскурсовод заявила, что советские командиры не верили, что враг выполнит обещание. Странная логика…

Еще более странной кажется сама логика сопротивления врагу, без видимого эффекта. Я так и не получил ответа от экскурсовода: зачем, собственно, следовало обрекать тысячи людей на страдания и заведомую смерть? Чтобы дать возможность советским идеологам всенародной войны сочинить еще один кровавый миф несгибаемой стойкости советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами?

Нет, я не стану призывать туристов, посетивших Керчь, непременно спускаться в катакомбы. Зрелище, которое вам откроется – не для слабонервных, а услышанное – для наивных.

За несколько сот метров от катакомб находится еще одна керченская достопримечательность – 18-метровый скифский курган. Посетив его, мы сели на автобус и вскоре оказались на окраине города, где и заночевали на пустынном берегу в окружении чаек и редких рыбаков. Вечером мы любовались огнями на российском берегу. У кого-то даже возник соблазн «съездить за границу». Но потом эту мысль мы отмели, вспомнив рассказы тех, кому приходилось общаться со злыми украинскими таможенниками-пограничниками.

На следующее утро оттравились в Феодосию. Если окажетесь в этом городе – непременно посетите музей Айвазовского.

Все следующие дни мы двигались по равнинному побережью, каждый вечер останавливаясь на новом пустынном пляже. Нигде мы не встретили роскошных вилл и кордонов. Людей – на порядок меньше, чем год назад в то же время мы встречали на ЮБК. Цены в керченской части Крыма заметно ниже. Сервис – одинаково плох.

Одно из самых ярких впечатлений оставил Коктебель и дорога к нему. Последние километры мы шли по сказочно красивым бухтам. Порой, огибая очередной мыс, нам приходилось идти по пояс в воде. Вскоре мы прошли через первый нудистский пляж на самом краю Коктебеля. Дальше мы встречали нудистов на каждом шагу во все возрастающей концентрации. Закупив провизии, отаборились на хипповском стойбище. Его отличительная особенность: немноголюден, в то же время в непосредственной близости к набережной, которая активно застраивается. И, едва ли не самое главное: отсюда – 10 минут ходьбы до легендарного коктебельского винзавода. Туда стоит ходить по двум причинам. Во-первых, дабы сходить на экскурсию, увидеть как ВСЕ ЭТО производится. Автору, например, было приятно до слез находиться среди огромного скопления бочек, в которых набирает вкус и крепость божественный напиток мадера. Во-вторых, этот завод полезен еще и тем, что в магазинчике на проходной всегда можно купить портвейн по доступной цене – 6 грн.\литр (пластиковые бутылки следует непременно принести с собой). Для состоятельных товарищей – еще одно торговое заведение от завода, где можно купить вина 30-летней давности и коньяки с тремя нулями на ценниках.

Для очень многих граждан Коктебель становится финишной точкой в их путешествиях. Мы считаем, что это решение хорошее, но не единственно верное. Ибо отрезок побережья Коктебель-Судак сказочно красив. Доехав до поселка Курортное, освежаемся пивом и отправляемся вдоль моря. Примерно через час-полтора пути начинаются малолюдные бухты. Главная и самая оживленная – Лисья бухта. В отличие от большинства других здесь песчаный, а не каменистый берег. Бухта весьма протяженная и без тесноты вмещает несколько десятков волосатых юношей и девиц, совмещающих хипповство с нудизмом. Что приято: здесь можно безвылазно стоять неограниченное количество времени: прямо на берегу предприимчивые коммерсанты разбили торговые палатки, в которых есть самое необходимое: вино, пиво, хлеб-соль, горячий плов. Питьевую воду отыскать нелегко, но она есть. Правда, чтобы набрать несколько литров воды, придется собирать ее около получаса.

Мы собрались было остановиться в Лисьей, но потом все же решили отправить вперед разведчиков, дабы те узнали: а что скрывается за ближайшим мысом? Те вернулись с радостной вестью: дальше – еще краше и еще малолюдней. Всего через три бухты от Лисьей мы обнаружили очень живописную бухту без единого человека. По дороге к ней мы проходили мимо сказочного восточного городка - он когда-то служил декорациями для съемок фильма. Городок в идеальном состоянии, но зайти туда не решились, нас остановила лаконичная надпись: «Осторожно, очень злая собака».

В бухте, где мы остановились, было несколько оборудованных стоянок. Сбор дров также не представляет труда. Любителей дармовщинки может порадовать наличие неподалеку виноградников. Но главное, конечное – море: очень чистое, теплое. Мы всюду обнаруживали массу раковин рапанов. Очевидно, они водятся там в великом множестве. Увы, никто из нас не догадался захватить маску и ласты. Поэтому довелось питаться дарами гастронома. За провизией мы ходили в поселок Солнечная Долина, что километрах в четырех от нашей бухты. Оттуда мы и уехали на автобусе в Судак.

После той дикости, в которой мы пребывали несколько последних дней, Судак произвел гнетущее впечатление: галдящая толпа, всевозможные фотографы-пони-атракционы… Мы с трудом протиснулись через колонны отдыхающих граждан и, обнаружив в самом конце набережной безлюдный пляж, заночевали на нем, не забыв отметить окончание путешествия распитием крымских вин.

 

Хорошо там, где ИХ нет

Сопоставляя два описанных путешествия, для себя делаю однозначный вывод: «керченский маршрут» мне много больше по душе. Наверняка, пройду его еще не раз. Тем более, что из-за нехватки времени мы не успели пройтись по мысу Меганом, да и в центральной части материка есть достойные места, пещеры например. Выдвину предположение, что этому раю дикой природы существовать осталось не долго. Ушедшая власть успешно загадила своими особняками более «модный» южный берег Крыма. Представителям власти нынешней все труднее будет отыскивать там свободные участки побережья для возведения собственных фазенд. Наверняка, пройдет немного лет, и новые вожди нации освоят бухты под Коктебелем и Судаком. Так что спешите получить удовольствие от их отсутствия.

Play by FoxSaver


Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Павел ПАЩЕНКО

22 августа 1991 года. На Крещатике торжество: объявлено о провале ГКЧП. Завершился митинг, на котором выступали В.Яворивский, В.Филенко, И.Драч, И.Юхновский...

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: