Непопсовая Хорватия. Часть 2

30 августа 2010 | 11:41 , Олег Ельцов, фото автора

Леденящие лапы голода; агрокриминальные склонности наших подруг; спасение в «Бахусе».

Приняв утренние ванны в водах Адриатики, мы варим кофе кипятильником, предусмотрительно прихваченным из дома, и строим планы на день. Нет, мы не попсовики, которые приехали невесть куда, чтобы десять дней проваляться на пляже. Мы – охотники за впечатлениями. Но! Опыт показывает, что почти у всех женщин, оказывающихся в не домашних условиях, активизируется инстинкт самосохранения (чуть не написал "самкосохранения"). Скрытой опасности, которую сулит  чужбина, они противопоставляют гипертрофированный аппетит. Или попросту: им постоянно хочется есть и говорить о еде. При чем, желают они чего-то особенного, экзотических блюд, кулинарной роскоши. А коль мы на море, соответственно, от нас требуют даров моря в готовом виде. Но не можем же мы весь бюджет просадить в ресторанах! Значит надо все купить в свежем виде и приготовить.

Итак, с утра пораньше отправляемся в центр Трогира в поисках рыбного рынка. Заметьте: туда следует попасть утром, ибо часам к 12 рыбные рынки во всем мире, а также специализированные магазины, где можно купить свежую рыбу (в Хорватии они называются «Рыбница») закрываются. Причина проста: через несколько часов после отлова рыба из свежей превращается в тухлую.

В поисках рынка обозреваем городские красоты. Классическая для приморских городков набережная, небольшенькая крепость, роскошные яхты самых разных портов и стран приписки. Сразу видно: городок «заточен» под туристов, поэтому никакой экзотики тут не ожидаем.

А вот и рынок: не очень богат,   но кажется, мечты наших дам способен удовлетворить. Решено набрать устрашающего вида гигантских креветок, дабы в кемпинге придаться кулинарной оргии. Тут же приобретаются овощи, дыня, пиво.

Осталось купить сущую безделицу: газовый баллон для примуса. Дело в том, что мы привезли примус, но поскольку газовые баллоны запрещены к перевозке, решили купить его в Хорватии.  Рассуждали так: коль страна туристическая, то уж с газовым баллоном проблем не будет.

Проблемы возникли. Баллонов в супермаркете не было, туристических магазинов также обнаружить не удалось.

Таким образом, мы в очередной раз убедились: Хорватия – страна совершенно попсового туризма, и здешнему турконтингенту совершенно ни к чему газовая горелка. А ведь в благословенных непальских краях, да в том же Чили, отыскать баллон не составит труда, поскольку на любой туристической улице расположена сеть магазинов туристического снаряжения. Впрочем, в каждой стране – свои подвохи.

Но я знаю, что самые непредвиденные проблемы часто можно решить, посетив… автозавправку. Да-да, ибо вопреки традиционному мнению, заправки в первую очередь служат отнюдь не для удовлетворения насущных проблем автомобилистов, а – для спасения терпящих бедствие туристов. Так, когда мы с друзьями бороздили на велосипедах просторы Турции, то никогда не имели проблем с ночлегом: с наступлением темноты мы останавливались на первой встречной заправке, где нас всегда угощали чашечкой чая, отводили место для установки палаток, мы получали свободный доступ в туалет. В Люксембурге, остановившись на ночлег в потаенном уголке городского сквера в самом центре города, мы благодаря минимаркету на заправке, отпраздновали окончание нашего европейского велотрипа. Дело в том, что мы въехали в город вечером, все лавки закрылись, а в бар мы даже не рисковали показаться – нас могли сдать в полицию за один лишь внешний вид.  А когда я  путешествовал по бескрайним просторам России автостопом, то заправки были одним из моих излюбленных мест поиска попуток.

Итак, мы свернули к ближайшей хорватской заправке, и я, как единственный англоговорящий член команды, отправился  в заправочный мини-маркет. На прилавке газовых баллонов не было, но на мой недоумевающий вопрос продавцы вынесли из закромов чудесный газовый баллон в упаковке. Я не раздумывая его купил. Каково же было наше разочарование, когда мы, распечатав в кемпинге упаковку, обнаружили, что соединение на нем совершенно не подходит к нашей горелке! Наши спутницы с немым укором взглянули на сырых и очень симпатичных креветок, а потом на нас. Воцарилось гробовое молчание. Наверное, так же происходило много тысяч лет назад, когда мужчины в шкурах с копьями и дубинами возвращались в стойбище без туши мамонта. Это гарантировало смерть целого племени, прерывание рода. Крепки инстинкты!

Нет, наше племя не вымерло в голодных судорогах. Мы сварили креветки с помощью старого друга-кипятильника. Не знаю, что думали при этом о нас остальные обитатели кемпинга, но креветки оказались очень вкусными.

Отобедав и запив все пивом, сели в свою морковную «Шкоду» и отправились в сторону Дубровника – крайней точки нашего хорватского маршрута. По дороге думали остановиться в хорошем месте, покупаться, поглазеть на красоты, но нашим планам не суждено было сбыться. Более того, увиденное повергло в шок.  Дорога шла вдоль побережья – аналога нашего ЮБК. Это мы поняли по устрашающей концентрации пляжного люда. При этом пляжей в нашем понимании практически не было. Прибрежная полоса, пригодная для загарания-купания, чрезвычайно узкая, сплошь забитая народом. Люди лежат на пляже как в братской могиле – навалом, плечом к плечу. Порой граждане отдыхающие умещались на узенькой полосочке суши лишь по пояс, нижняя часть тела уже омывалась морем. И что любопытно: народ смиренно терпит! На что только не пойдешь, чтобы вернувшись домой, отчитаться перед друзьями: вот, мол, нынче отдыхали-купались на Адриатике! Пляжи в Хорватии преимущественно галечные, а если есть песчаный пляж – это особо отмечено в путеводителях, а на глаз определятся по устрашающей концентрации автомобилей на подъездах и пляжников.

Кстати, о парковке машин. В городах и поселках парковка стоит от полудоллара до двух в час. В интернете пишут,  что вне парковки машину оставить не удастся. Ложь! В любом туристическом городке при должном рвении вы отыщите бесплатное парковочное место. На трассе это сделать сложнее. Еще одна особенность Хорватии: чрезвычайная узость обочины либо полное ее отсутствие. Порой наблюдаются небольшие съезды, а также обзорные площадки. Но если поблизости есть сход к морю, все это пространство забито машинами. Одним словом, у нас не возникло никакого желания остановиться хоть на минуту для отдыха в этой туристической мекке. С таким же успехом мы могли бы отправиться в Ялту или Алушту.

По дороге к Дубровнику нас ожидало еще одно испытание: пересечение границы с Боснией. Дело в том, что Босния имеет один узкий доступ к морю, который буквально врезается в хорватское побережье. Все желающие попасть в Дубровник по суше обречены на преодоление этого короткого отрезка боснийской территории. Теоретически для украинцев Босния – визовая страна. Но практически по слухам из интернета, сюда можно попасть и без наличия визы. Сложно судить, как боснийские власти относятся к украинцам. Дело в том, что наша машина была с хорватскими номерами, а мы при пересечении границы усиленно делали хорватское выражение лица. Наверное, нам это удавалось, поскольку оба раза нам не задавали вопросов и не проверяли документы, чего не скажешь о машинах с немецкими, французскими, итальянскими номерами.

Вскоре мы перебрались через территорию Боснии на почти родную хорватскую землю и оказались вблизи Дубровника. Знакомство с этим крупнейшим туристическим и историческим центром Хорватии решили отложить на следующий день. Местом для ночевки выбрали город Стон, расположившемся на полуострове Peljesak. Маленький тихий городок нам сразу понравился. На выезде из него натолкнулись на объявление «Дегустация вина». Испив вин из супермаркета, которые пошатнули наши веру в мастерство хорватских виноделов, решили снять дневную усталость стаканом-другим домашнего вина. Разговорившись с хозяйкой-виноделкой попутно выяснили, что у нее есть свободные апартаменты по очень демократичной цене 300 кун (меньше 60 долларов на четверых). Апартаменты оказались весьма достойными – две комнаты, кухня, туалет-душ, да еще премилая площадка со столиком на улице под сенью виноградной лозы. Вино тоже оказалось достойным, поэтому вслед за одной полуторалитровкой мы употребили вторую. После чего отправились отужинать.Путь был недолог, но живописен. Наше жилье располагалось буквально под стенами уникальной крепости - протяженность укреплений которой самая большая в Европе - около 5 км. Некогда она играла исключительную роль - защищала от набегов соляные разработки, которые и поныне существуют в долине.

Обычно, оказавшись в дальних краях, при выборе точки общепита я руководствуюсь рекомендациями «Лонели плэнэт». Как правило, справочник рекомендует действительно достойные заведения. Но, тут есть одно «но»: после упоминания в «ЛП» ресторан становится гиперпопулярен, в нем подскакивает цена и толпой ломится народ, что согласитесь, не может радовать. Самая лучшая рекомендация для ресторана – это выбор местных жителей. Если за столиками много аборигенов, значит здесь вкусно и, как правило, не дорого. Оправляясь в городок поесть, я спросил у хозяйки – где это лучше сделать? Она назвала ресторан «Бахус». Отыскали мы его без труда. Внешне он ничем не отличался от десятка других, находящихся поблизости. Но в отличие от соседей, он был полон посетителей. Мы заняли последний свободный столик. Все дальнейшее не поддается описанию! Это был сон гурмана. Мы ели удивительные рыбные супчики, нам принесли огромное блюдо мидий в чесночном соусе, салаты из морепродуктов также были отменными. За все, включая напитки и чаевые, было уплачено привычные 300 кун. После этого мы стали традиционно называть Хорватию «Страна – все по 300».

В заключение, находясь в премилом и не очень трезвом состоянии, мы собрались в номер. Но тут наши девушки заметили в одной из узких улочек дерево со свисающими плодами, которые они в полумраке приняли за лайм. Нашим хранительницам очага показалось, что без лайма наш отдых не будет полноценен и решили во что бы то ни стало нахально сорвать с дерева, принадлежащего мирно спящей хорватской семье, несколько плодов. В действительности, позже выяснилось, что в ходе налета были похищены отнюдь не лаймы, а неспелые плоды апельсинов. Тем не менее, дамы, кажется остались довольны результатами грабежа. Но и это не все. На подходе к нашему жилищу ненасытные подруги увидели на краю темной обочины кусты ежевики. Они хищно набросились на плоды, бесстрашно выискивая их в сплетении колючих веток. По окончании трапезы они дружно признались, что день удался.