ТЕМА

Непопсовая Хорватия. Часть 5

07 сентября 2010 | 11:09

Райский уголок на краю Истрии; «обколотые» собаки и дети; голод и безлюдье в Загребе и старушки в черном; прощальный гастрономический экстаз в Хорватии.


С утра по палатке забарабанил дождь. Но нам было все равно: попсовики дождя не боятся, потому что им всегда есть где спрятаться. Но мы же еще не до конца развращенные сервисом туристы. Поэтому пока все население кемпинга ежилось от холода и дождя  в своих передвижных вагончиках, втыкая в телики, мы натянули купальные принадлежности и перешли дорогу, отделяющую кемпинг от моря. Там на безлюдном пляже окунулись в  пучину. После душа приготовили кофе, упаковали багажник и отправились прочь.

Весь предыдущий вечер я лихорадочно изучал «Лонели Плэнэт» - уж больно надоело это перемещение по Хорватии на четырех колесах из туристического пункта А в туристический пункт В. Мне приглянулось описание окраины Истрии, по которой пролегал наш обратный маршрут в Загреб. На карте все это выглядело как настоящий край света в заасфальтированной Европе. К тому же там находился микроскопический заповедничек, а рядом – кэмпинг. Чем черт не шутит: а вдруг будет не так как на Крке, - подумали мы и решили туда заехать.

Вскоре мы прибыли в симпатичный небольшой поселок Премантура, на окраине которого уперлись в шлагбаум. Служитель в будке содрал с нас 25 кун (около пяти долларов) и мы, въехав на территорию заповедника, затряслись по грунтовке. Вскоре добрались до берега моря, где и бросили авто. Вдали виднелся мыс – морская граница заповедника. Налегке обошли его за полчаса.

Место красивое, медитативное можно сказать. Людей – минимум. Каждый второй – с собакой или с ребенком. И те и другие – словно обколотые: не лают, не гадят где попало, не прыгают и не бегают, не кричат и не сеют разрушение вокруг. Сидят молча, как старички – любуются целыми днями на море или тихонечко играются. Как можно внушить детям и животным такое нездоровое послушание – великая загадка есть.

Но есть в таких тихих заводях и свои прелести. Можно набрать книжек и завалить сюда на целую неделю. Почитал книжку – повтыкай на море, поваляйся на камнях под шум волн. Какие исторические памятники, какие музеи-достопримечательности? Зачем все это, кто придумал? Как надо охмурить наивного обывателя, чтобы вместо такой красоты он давился и страдал на пляжах и в гостиницах?

Нас тянуло разбить лагерь под любым деревом. Но делать это можно только в дневное время. На ночь становиться не моги – будешь иметь проблемы со злыми лесниками. Не будь у нас машины, мы бы конечно попытались схорониться в зарослях на ночь. Но пришлось табориться в кемпинге. Он расположен по близости – хоть и велик, да благостен. Здесь оказался и вай-фай около ресепшена, и беговые дорожки, и площадки для футбола-тенниса и пр. Мы остановились на оконечности мыска, в тени деревьев, с прекрасным видом на море. Это было лучшее место в Хорватии, которое удалось отыскать. Решили ни куда больше не спешить и провести тут пару оставшихся дней.

Едва поставили палатки я тут же ломанул к бунгало, в котором обосновались серферы. Спору нет – снаряжение у них достойное. Но цены мне очень не понравились. Платить за катание на доске даже в таком распрекрасном месте 50 евро за два часа… Однако! Я вернулся к палатке, достал недопитую сливовицу и стал бесплатно наблюдать за экзерсисами начинающих серферов.

 

 

Вечером мы с Наташей зашли на огонек итальянского ресторанчика, работающего на территории кемпинга. Cкладывалось впечатление, что мы в Италии.  Отсюда до нее рукой подать и итальянцы представляют в Истрии подавляющее большинство. Приходят шумными кампаниями, с детьми, кричат, громко смеются и ругаются – приятно посмотреть! Один минус: в ресторанчике играл живой джаз, из-за которого мы и пришли в заведение. Джаз услышать не удалось, но кофе был отменен, а «Хайнекен» другим быть и не может.

Следующим утром смотались в поселок, купили свежей рыбы, поджарили на оливковом масле – ляпота! После этого можно было отправляться обследовать близлежащие окрестности. Первым пунктом был крупный город Пула.

Единственный объект, достойный туристического внимания – весьма значительный, хорошо сохранившийся римский амфитеатр. Впечатления отравила жара, усиленная толпой, асфальтом, машинами. Сделав пару дежурных снимков римских развалин, мы ретировались дальше.

Мы должны были пройти непростой путь странствующего автотуриста. И мы сделали это! Последним пунктом, где следовало поставить галку – не только в этот день, но и в этом путешествии – был городок Поречь. Как две капли воды похожий на своих приморских собратьев, он восхвалялся справочниками как место непревзойденной красоты Евфразиевой базилики. Прибыли, посмотрели…

Да, неплохо: старая, большая, действующая церковь. Но, кажется, я видел что-то не менее впечатляющее и уже не раз. Например, во время посещения острова Сицилия. Нет, я не собираюсь коллекционировать фотографии бесконечных архитектурных памятников средневековья.  Пусть этим займутся историки. А с нас довольно: мы едем в роскошный кемпинг на окраине поселка Премантура.

По дороге зависли в торговом мегацентре. Без сувениров нам велено было на родину не возвращаться, а все единодушно утверждают, что Загреб – не лучшее место для шопинга. В итоге было куплено некоторое количество красивых бутылок оливкового масла, каких-то мясных деликатесов, и главное – сыр! Все вышеперечисленное – это лучшие хорватские сувениры. Сыр же заслуживает  особого внимания. Все справочники рекомендуют пагский сыр, который производят по особому рецепту на полуострове Паг. Спору нет: хорош сыр Паг. Чем-то напоминает пармезан, только в разы дешевле и необычней. На него мы и нацелились, подойдя к сырному прилавку. Но тут мне попался на глаза сыр «Рембрант». О, если бы вы только его увидели! В него нельзя не влюбиться. Продавщица энергично закивала головой в ответ на наш вопросительный взгляд. Дома мы ели этот ломтик сыра почти месяц. Его не нужно есть, им нужно наслаждаться – достаточно крупицы этого рассыпчатого, словно пересушеного  кисло-молочного шедевра, больше напоминающего янтарную глыбу, чем еду.

Возвращались в темноте. Прибыв на место, заметил капли на парусе соседа-серфера. Тот с восторгом рассказал о сегодняшнем ветре, о своей доске… Да, это был его день! В это время я заметил в море едва различимый парус. Какой-то безумный серфер гонял под весьма неслабым ветром практически в полной темноте. Да, такого еще видеть не доводилось. Я по-доброму позавидовал этим парням: их совершенно не тянет фотографироваться на фоне римских развалин и средневековых базилик.

Загрустив, мы побродили по асфальтированным дорожкам кемпинга, больше похожего на благоустроенный городской парк. Повтыкали в ночь на скамеечке у самого моря… Где я: в доме для состарившихся ударников капиталистического труда, где моя пенсионная тросточка? Скорее – домой, где всегда найдется место для борьбы и подвига, где нет времени на эти пошлые мысли.

Глядя утром на обитателей кемпинга, трусящей вдоль берега по дорожке, подумал: вот если бы у меня под домом была такая дорожка – я б тоже бегал каждый день. Но, поскольку такой дорожки столичные власти, я уверен, никогда не сделают, я на глазах ошалевшей жены натянул кроссовки и побежал: упражнение называется «почувствуй себя европейцем». После прощального купания в море и утреннего кофе мы отправились в последний путь нашего турне.

До Загреба добрались за несколько часов. Первым делом следовало определиться с ночлегом. Загреб – место не туристическое, посему сделать это не легко. Машину нам следовало отдавать следующим утром перед отлетом – в аэропорту. Решили поискать удачу вокруг аэропорта. Рядом – полусельский пригород. Отыскали новехонькую гостиницу, как нам сказали – самую дешевую в округе. Цена не понравилась: 50 долларов с носа. По соседству приметили роскошный пустырь с заброшенным полуразвалившимся то ли цехом, то ли складом. Строитель из дома поблизости сказал, что эта территория уже 20 лет никому не принадлежит. Сказал, наверное там можно поставить палатки и машину на ночь. Мы обследовали объект. В Украине я не задумываясь сделал бы выбор на этом «отеле». Но мне не понравились внимательные взгляды обитателей близлежащих особнячков. Палатки мы бы легко спрятали внутри здания. Но машиной туда заехать не получилось. А это – отличный объект нездорового внимания аборигенов и полиции. Может стуканут, может – нет. Решили не рисковать.

Мы еще покружили по окрестностям. Пару раз видели отличные дворики с зелеными лужайками. Спросили у одной бабули: можно переночевать на вашей травке в палатках? Мы заплатим. Бабуля, с виду совершенно нормальная, отрицательно покачала головой и направила к какому-то скверу. Рядом расположился барчик. Я спросил у хозяина: что он думает о ночлеге иностранных туристов в этом сквере? Тот как-то уверенно сказал, что это невозможно и послал в еще одну гостиницу неподалеку. В ней ночлег обошелся бы нам в 120 долларов на честную кампанию. Мы приехали к самому аэропорту и нашли там хостел – один из самых чистых, в которых мне приходилось бывать. Он обошелся чуть дороже. Но это – включая кондиционеры, ТВ, в пяти минутах ходьбы от аэропорта. МЫ сделали свой выбор. Побросав рюкзаки, рванули в центр хорватской столицы. Наши девочки так много читали восторженных отзывов о Загребе, о его вечернем очаровании, уютных кафе и все такое прочее… Они предвкушали прощальные посиделки в ресторанчике, посещение очередных базилик и церквей…

Но уже на подъезде к центру города начало вкрадываться подозрение в том, что мечты неосуществимы. Загреб скорее напоминает сплошной спальный район в индустриальном городке средней руки. Даже в центре все как-то обыденно, по-деловому.

Старые здания в не самом лучшем состоянии, никаких архитектурных изысков. И еще: город словно вымер: было воскресенье, все куда-то то ли съехали, то ли попрятались. Не работало НИЧЕГО. В самом центре оттыкали бару барчиков сомнительного вида. Но и там кроме пива не удалось отыскать даже рыбьего хвоста.

Мы быстренько отметились в какой-то самой центральной церкви и решили срочно попрощаться с Загребом.

Единственное яркое впечатление от города – совершенно уникальные местные старушки. Таких уже нет, наверное, нигде. Не взирая на 30-градусную жару, они были одеты как на подбор: все в черных строгих платьях и чулках. Они были восхитительны!

В целом же, мой вам совет: будете в Загребе – ограничьтесь заселением в хостел, что через дорогу от аэропорта, и арендой машины.

Вернувшись к нашей ночлежке, мы навестили в аэропорту стойку компании,  арендовавшей нам авто. Наш улыбчивый флегмат Звонимир – тут как тут.  Говорим: вот, на сутки раньше решили сдать вашу морковную «Шкоду». Звонимир, кажется, не очень обрадовался этой новости. Но честно позвонил шефу и через пять минут вернул нам кровные 45 евро.

У нас осталась не решенной одна непростая задача: все, не потраченное в Загребе, следовало спустить в каком-то питейном заведении. Мы оббежали весь городок, обошли с десяток баров-ресторанчиков, но все они были закрыты по случаю выходного дня.  И когда уже мы отчаялись поесть и выпить, вдруг отыскался оазис: ресторанчик «Кактус». О, какая там пицца, а какие тарелки с морепродуктами, а пиво какое!! Мы сделали план ресторану, нас там надолго запомнили.

Еле доползли до хостела, рухнули на постель, забылись глубоким сном сполна отдохнувших туристов. Пройдет всего 12 часов, как мы вернемся домой, чтобы отбирать фотографии, писать эти заметки и собираться еще куда-нибудь – туда, где «погорячее»...

 

 



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Павел ПАЩЕНКО

Февраль 1997 года. Мэр Одессы Эдуард Гурвиц и лидер РУХа Вячеслав Черновол во время поездки в Грозный на инаогурацию тогдашнего президента Ичкерии Аслана Мосхадова.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: