Мармаросы с дождем

20 июля 2015 | 10:59 , Олег Ельцов, ТЕМА. Фото автора

В Карпаты как всегда шли на неделю. Но сложилось так, что в трекинге мы были всего четыре дня. Прошли 70 км и промокли до нитки. Но можем традиционно заявить: Карпаты великолепны! Все, что делает там человек – никуда не годится. Ниже – немного впечатлений и много картинок.

Сколько раз был в Карпатах – сразу не вспомню: проще сосчитать отчеты на ТЕМЕ. Казалось бы: облазил уже все горы, а некоторые места – неоднократно. Например, на Черногорском хребте и Говерле был три или четыре раза, однажды – зимой. Последний раз мы протопали Черногорский хребет в прошлом году. Стартовали в Квасах, дошли по Черногорскому хребту до Попа Ивана и спустились мимо горы Стиг в село Луги. В этом году решились подобраться к Стигу с другой стороны – через хребет Мармаросы.

Испив до дна в прошлом году пытку закарпатскими автодорогами, на этот раз решили не  испытывать судьбу и отдаться в руки «Укрзалізниці» - благо, из Киева запустили поезд до Рахова. На поверку оказалось, что дорога поездом не намного лучше автомобильной.

Из Рахова совсем недальний путь автобусом до села Диловэ, из которого мы и стартуем. Но перед этим следует непременно посетить погранотряд и зарегистрироваться, ведь большая часть маршрута будет проходить вдоль границы с Румынией. Еще из дома отправили по электронке заявку погранцам. В Диловом нас записали, выдали пропуск в приграничную зону и дали телефон, на который следует ежедневно отправлять СМС с информацией о нахождении группы (как позже выяснилось – это никому не нужно, пограничники такую информацию не отслеживают. Да и мобильная связь на маршруте - редкость).

Сразу от погранотряда идет тропа вверх – мимо церкви. Народ собрался на молебен – все нарядные, с детьми. А после службы паства оправилась в ближайший магазинчик. Стоим в одной очереди: мы – за пивом, они – за хлебом.

Идем по живописным местам. Дорога большей частью напоминает тенистые аллеи английского парка. Нас преследуют бабочки. Одна угнездилась на очках Семена и пропутешествовала с ним часть пути до первой стоянки.

В первый день, как правило, стараемся далеко не ходить. Прошли 8,5 км, остановились в урочище Обниж. Кроме нашей, там стояли еще три палатки. В одной ночевали двое киевлян – потом мы каждую ночь встречались на очередной стоянке. На Обниже красиво, рядом вода, погода прекрасная: вечер удался!

На следующий день посреди маршрута заморосило. Постепенно начался дождь и все усиливался. Мокрые дошли до полоныны Лысыча. Красиво! Пока искали место и ставили палатку, два насквозь мокрых человеческих детеныша начали замерзать без рюкзаков за спиной. Обмотал их карематом: получилось смешно.

Всю ночь лил дождь, но нам было плевать: все сытые, некоторые выпившие, спальники сухие.

Вместо колыбельной нас убаюкивал перезвон колокольчиков овечьего стада: невдалеке виднелась сыроварня. Псы-пастухи изрядно подкормились с нашого стола.

На следующий день вышли поздно: дождались, когда дождь закончится, подсушили палатку и выступили.

Дорога шла по хребту с пограничными столбами: нашими и румынскими. «Сгонять в Румынию» - не проблема – вот она, как на ладони. Проблемы будут с возвращением: румынские погранцы платят местным жителям по 10 евро за каждого пойманного перебежчика. Наши несовершеннолетние туристки не удержались и ступили ногой на чужую территорию. Публикую тому фотоподтверждение, могущее вызвать международный скандал.

В этот день забрались на первую нашу гору Пип Иван Мармароский – 1938 метров, между прочим! К покорению значительных вершин у нас приурочен традиционный ритуал: пьем на горе по рюмке коньяка – за погоду. Что характерно: это работет! В нынешнем походе то ли коньяк был плох, то ли пили мало, но погода нас подвела. Практически ежедневно мы попадали под дождь, а под конец он зарядил без остановки.

Особенность Мармаросов: здесь очень мало мест для стоянки. И если маркировка тропы не вызывает нареканий, а столбики с указнанием расстояний до того или иного пункта крайне информативны, то отсутствие оборудованных стоянок по всему маршруту – с учетом разной степени подготовленности туристов и разных погодных катаклизмов – одна сплошная претензия к сотрудникам заповедника, по территории которого проходил наш маршрут. Я уж не говорю про тотальное отсутствие мусорных баков. В общем,  местные патриоты предпочитают гордиться, что они – украинцы, но что-то сделать для этой Украины у них не хватает патриотизма.

За второй день мы протопали около 20 км и уже под вечер нашли указатель на полоныну Довга: там по соседству с погранзаставой – отличное место для палаточного городка. Дождь наконец закончился, вечер был прекрасным!

Ночью дождь зарядил снова. У нас была в запасе пара дней и мы не спешили. С тоской проводили взглядом группу туристов, которые психанули и вышли под проливным дождем. К обеду бог дождя ушел подкрепиться, небесные хляби иссохли, резко выскочило сонце, мы подсушили палатку и около двух часов дня двинулись в путь.

Начали с резкого набора высоты, но погода была чудесной, мы не чувствовали дороги и рюкзаков, любуясь замечательными видами. Счастье длилось не долго: нас накрыл полноценный ливень, перемежающийся с градом. Мы едва не бежали, чтобы согреться. О том, чтобы остановиться на отдых, перекусить не могло идти речи. Таким образом, минули пару незначительных горок. Температура падала, лужи на узкой тропе становились все глубже. Все имели жалкий вид, и только я чувствовал себя относительно комфортно: спасал гортекс, купленный в прошлом году в милитари магазине и полученные накануне отъезда волшебные носки на резиновой основе, заказанные в британском интернет-магазине.  Я был неуязвим!

Через несколько часов дождь прекратился. К этому моменту мы подошли к истокам Тисы Белой. Дальше – спуск по крутому травянистому склону, еще не просохшему от дождя. Дальше нас ждал только спуск – на 1000 метров, до самого села Луги. Мы прошагали больше запланированного и у нас оставалось время в запасе. Я предложил удлинить маршрут, свернув на Черногорский хребет, чтобы спуститься в Козьмещике, а лучше в Заросляке.  Но женская часть коллектива идею не поддержала. Очевидно, свою роль сыграла колыба в Лугах, где в прошлом году детям давали любимую картошку-фри и кока-колу.

Мы зашагали круто под гору, ожидая в скором времени появления стоянки. Но ничего подходящего для установки палатки не попадалось, про указатель администрация заповедника как-то не подумала. Мы уже изрядно спустились, попав в дремучий лес, где с трудом находили маркеры маршрута. После долгого перехода спускаться по затяжному очень крутому спуску – удовольствие сомнительное. Мышцы болели, колени клинило, но у нас не было альтернативы: мы из последних сил катились вниз.

Сначала услышали внизу шум реки, потом показалась вода. Появилась надежда, что скоро нам откроется прекрасная полонына, на которой мы и заночуем. Вместо этого мы спустились к руслу полупересохшей реки, зажатой почти отвесными горами. Зашагали по руслу, то и дело перепрыгивая между двумя потоками.

Наконец, спуск стал пологим, и мы вышли на грунтовую дорогу, разбитую лесовозами.

То и дело встречались абсолютно лысые склоны – результат варварской вырубки. Порой колея от лесовозов была по колено. Сил оставалось все меньше, а места для палатки по прежнему не было. Смеркалось.

Нам удалось обнаружить пару клочков земли, на которых можно было с трудом втолкнуть палатку, но о комфортном сне не было бы и речи, а мы все изрядно устали. Решили месить грязь дальше. Дошли до базы лесорубов, где было место для палатки, но картина была настолько угнетающей, что рискнули пройти дальше. Наконец, сойдя на развилке на боковую дорогу, обнаружили указатель и долго смеялись: до Лугов оставалось всего 11 км. Мы пробежали за день двойную дистанцию с перепадом высот около километра. Расстояние – 29 километров за день, под дождем, с резким подъемом в начале и еще более резким спуском в конце – неплохой результат! Поблизости обнаружили небольшую лужайку с кострищем. Палатка была поставлена за три минуты, все без исключения вещи вывешены на ветках на просушку, остатки алкоголя выпиты, ужин мгновенно приготовлен и безжалостно съеден.

Небо в эту ночь было щедро украшено звездами. Мы безмятежно проспали, пока не стало припекать солнце: спешить было некуда. Мы загорали и поедали землянику, которой была усыпана каждая кочка.

Устроили пир горой из продовольственных излишков и пошатываясь от обжорства, лениво выдвинулись на дорогу. Последние 11 километров прошагали под ласковым солнцем, которого нам так не хватало все прошедшие дни.

В Лугах поселились у Николая – владельца самой крутой и почти единственной гостиницы в селе. 120 гривен с человека гарантировали нам горячий душ и чистую постель. А за символические деньги его жена Неля кормила нас вкуснейшими местными блюдами.

На следующий день от безделья забрались на местную горку с прекрасным видом на Черногорский хребет.

Интересно было понаблюдать за жизнью крестьян. Все в селе вращается вокруг леспромхоза – единственного местного предприятия. Селяне надеются, что Порошенко подпишет принятый Радой закон о запрете экспорта необработанного леса-кругляка. Есть шанс, что тогда в Лугах появится лесопилка – а это означает хоть какую-то работу. Пока что аборигены кормятся с огородов и заработков в России и в Европе. Россияне в последнее время здорово прижали украинских заробитчан и те с удвоенной силой потянулись в Европу.

В целом, за время правления новой власти в жизни Лугов ничего не поменялось: коррупции не убавилось, варварская вырубка леса продолжается и усиливается, одним словом: мафия рулит. Народ разуверился в новых политиках и ожидает худшего: полного безвластия, грабежей и бандитских разборок по примеру мукачевских. История с боевыми разборками в соседнем Мукачево их не удивляет: контрабандисты делят сферы влияния – так здесь всегда было. Но сегодня все это может привести к печальному итогу, не только в масштабах Лугов, Раховского района или Мукачево, но и всей страны. Как заявил один из деловых людей в беседе: "Скоро тут будут венгры". И сказал он это как-то без сожаления, как свершившийся факт. Местные ждут изменений к лучшему любой ценой. На вопрос: где же здоровые силы, которых должна была породить революция, узнаю, что одни активисты слились в экстазе с коррумпированной властью, а наиболее приниципиальных "слили" в АТО. Очень жаль, что наши небожители не посещают такие медвежьи углы: здесь яснее перспективы разваливающейся страны и будущая участь тех, кто эту страну хоронит своим популизмом и неуемной жаждой власти и денег.

Дорога из Лугов в Рахов – 24 км, заняла около часа. Собственно, дороги вобщем-то нет: сплошное упоминание о былом асфальте.

В Рахове повсюду сквозит все та же унизительная бедность. Даже в выходной день рестораны почти пусты, невзирая на смешные по киевским меркам цены. Центрального базара практически нет: пара лотков зеленщиков, да несколько бабок с ягодой. Люди просто выживают в эпоху безденежья.

Мы наконец сели в поезд, и тут начался наш экстрим-трип. Еще при посадке я с удивлением насчитал под нашим вагоном пять шпал с трещинами. Как дипломированный железнодорожник могу заподозрить, что рано или поздно это плохо закончится. Возможно, по этой причине девять часов поезд едва плелся – около 30 км\час. На такой скорости кондиционеры не запускаются. В вагоне стояла жуткая духота, на весь вагон было всего несколько окон-форточек. Да, это было то еще путешествие!

Когда рассматриваю фотографии из этой поездки, прихожу к выводу: природа в Карпатах прекрасная, неповторимая! Но все, что сделано людьми...