ТЕМА

Путеводитель домой

22 мая 2005 | 17:42 , Полина Павлова, «Киевские Ведомости»

Евровидение, на улицах Киева толпы заморских гостей с фотоаппаратами. А потому наш разговор с руководителем Киевского историко-краеведческого объединения «КЛИО», известнейшим, можно сказать, легендарным экскурсоводом, киевоведом, краеведом Леонорой РАХЛИНОЙ мы начали с темы вполне актуальной: куда можно повести и чем удивить дошлого иностранца?


- Гости столицы обычно начинают с основ, - рассказывает Леонора Натановна. - Обзорная экскурсия по городу, посещение Киево-Печерской лавры, Софийского собора, Михайловского Златоверхого - это визитные карточки Киева.

- Типичный джентльменский набор...

- Без него не обойтись никак. Лавра для Киева - как Эйфелева башня для Парижа. Плохо, когда этим и ограничиваются. Хотя в нашем городе не одна тысяча таких памятников истории, культуры, архитектуры. Но откуда иностранцу узнать что-то необычное, если сами киевляне порой не ведают о духовных и культурных сокровищах города. Кроме, конечно, нескольких разрекламированных достопримечательностей.

- А есть такое, что может сравниться по духовной значимости с Лаврой?

- Не скажите! Что, к примеру, знает киевлянин о Введенской общине? Ведь еще в 30-е годы XX века о ней говорили так: “Если Киево-Печерская лавра - это солнце Киева, то Введенский монастырь - это луна”.

- По современным меркам неплохой рекламный слоган. В чем же интрига Введенской общины?

- В храме монастыря хранится чудотворная икона “Призри на смирение”, которая совершенно чудесным образом воссоздала себя сама. В 1993 году монахи обнаружили на стекле, под которым она находилась, ее изображение в негативе - Божья Матерь с младенцем. Пригласили ученых. Те вынесли свой вердикт: “Происхождение изображения на стекле органическое”. Но когда встал вопрос о механизме, ученые только пожимали плечами. Что удивительно, сейчас вторично с иконой происходит то же самое чудо - образ проявляется уже на новом стекле. Разве это не интересно для киевлян и гостей столицы? Причем монастырь находится не где-то далеко, а на Печерске. Для того чтобы приобщиться к чуду, нужно просто подняться с дивана и прогуляться по Московской улице до угла Рыбальской.

- Я сама много раз там бывала и проходила мимо. Поведайте что-нибудь еще, о чем мало знают...

- Пожалуйста. Чудо не чудо, но на улице Саксаганского, 22 стоит интересный желтый трехэтажный дом, в котором удивительным образом переплелись судьбы знаменитых людей. На здании нет мемориальной доски, вот и не знает никто, что там сто лет назад родился Григорий Козинцев - гениальный кинорежиссер, трилогия которого о Максиме вошла в золотой фонд советского кино. В доме этом гостили и другие легендарные личности: актер, кинорежиссер, художник, теоретик кино Сергей Юткевич, сценарист фильмов “Полосатый рейс” и “Человек-амфибия” Алексей Каплер, писатель, публицист Илья Эренбург. И (я надеюсь, вам не надо говорить, кто это такой) Осип Мандельштам. Они собирались и обсуждали свои творческие идеи, строили планы. Для людей искусства и кино этот дом - просто открытие.

- Места, освященные пребыванием гениальных людей, всегда будоражат, но только тех, кому близки их имена. Многим же хочется просто на что-то посмотреть - яркое и впечатляющее.

- Вы ходили в этом году в ботанический сад смотреть на сирень?

- Ходила.

- Ну и как вам?

- Как и в прошлом году. Сирень цветет, людей море, на нее ведь любоваться весь город приходит.

- Да, и все восторгаются. Но только сирень отцветает - посетителей в ботаническом саду как ветром сдувает. И в почти полном безлюдье распускаются розы - около семисот видов. Это одна из самых крупных коллекций в Европе. А в другом ботаническом саду, что возле станции метро “Университет”, растет киевская чудо - пальма Левистона, из Австралии. Ей уже больше 250 лет. С ней связано множество историй. Пальма уже два раза ломала крышу оранжереи. Сейчас для нее специально построена самая высокая в Украине оранжерея - 35 метров, но, видно, еще несколько метров - и пальма эту крышу тоже проломит.

- Почему же так мало людей ведают обо всем этом?

- Откуда мне знать. Все, что от нас, краеведов, зависит, мы делаем - маршруты разрабатываем, собираем интересный материал. А информировать население - это больше по вашей части. Кроме того, срабатывает и стадный рефлекс. Наши соотечественники почему-то привыкли ездить за впечатлениями за тридевять земель. А на экскурсиях по родным местам вижу одни и те же лица. Человек триста-четыреста. Правда, в последнее время - и это радует - число таких энтузиастов растет, стали появляться и новые люди.

- В вашей экскурсионной программке видела поездку на страусиную ферму под Киевом. Это тоже дань моде?

- В данном случае мода ни при чем. Вы же ходите в зоопарк? Это же прелесть, когда живое существо бежит к тебе со всех ног и хлопает ресницами, когда можно приблизиться к природе, проследить жизнь страуса от яйца до взрослой птицы. Разве это не интересно?

- Леонора Натановна, в одном интервью вы сказали, что под Киевом у нас вообще жемчуга рассыпаны - можно два месяца ходить, и все интересно будет. Расскажите, что это за жемчуга такие?

- Ну, например, две мозаики Рериха, сохранившиеся в Покровской церкви села Пархомовка. "Покров Богородицы" - вообще одна из крупнейших мозаик в нашей стране, а за пределами Украины подобных работ Рериха практически не осталось. Туда буквально паломничество устраивают иностранцы. В Василькове заслуживает внимания церковь, построенная крепостным мастером Киево-Печерской лавры Степаном Ковнером. Дожил человек до девяноста лет и даже расписываться не умел, а строил замечательно. Любителям истории будет интересно посмотреть там же на сохранившееся здание штаба восставших декабристов. А рядом с Васильковом есть село Марьяновка. Это родина Ивана Семеновича Козловского - тенора с мировой славой. В музыкальной школе, которую Козловский в свое время основал, учится вся округа. В каждой хате здесь держат какой-нибудь музыкальный инструмент, по всему селу звучит классическая музыка. В церкви поет классический хор на три голоса по нотам.

- И туда многие ездят?

- Дело в том, что там все замечательно, но есть проблема - негде поесть, негде, пардон, совершить "техническую остановку". Вы только представьте: традиция жива, живы ученики Козловского, они могут даже концерт устроить для туристов. И такая проза - нет туалетов. Желающие - в кустики. О том, чтобы повести туда иностранца, не может быть и речи. И это не единственный случай. Например, в Белой Церкви разбит изумительный дендропарк Александрия. Но условий для туризма нет. Ни в парке, ни вокруг него. Хоть бы одно кафе! Нет даже места, где можно было бы передохнуть или перекусить нормально, расположившись со своими термосами и бутербродами. Или удивляет - почему там нет фотографов? Если турист приехал один, он не сможет себя запечатлеть на фоне местной красоты. А вот возле Эйфелевой башни вас будут фотографировать с пяти сторон.

- Что говорить о селе, если в том же Центральном ботаническом саду приходится "технически останавливаться" под реликтовой сосной. Турист ведь - человек, приобщенный к благам цивилизации, а их у нас зачастую и не хватает. Кстати, о цивилизации. Известно, что Киев был в лидерах технического развития. Здесь появился первый в Российской империи электрический трамвай. Первая конка была тоже у нас, как и паровые локомотивы. Недавно прочитала, что в Киеве появился музей электротранспорта, в котором есть даже действующие модели трамваев и настоящий пульт управления вагона "Татра". Пишут, что иностранцы в восторге от наших трамваев.

- Зарубежные гости любят технику. Особенно ретро. У нас на железнодорожной станции Щорс есть депо, где доживают век старые паровозы и вагоны. Так за ними одно время иностранцы охотились - они такие раритеты реставрируют и пускают в ход в качестве экзотического развлечения. А для себя мы мало что сберегли. Единственный экземпляр, претендующий называться памятником истории киевского трамвая, - это вагон на пьедестале возле депо имени Красина. Из истории транспорта более-менее представлена только авиация - в Государственном музее авиации близ аэропорта в Жулянах. Там, под открытым небом, можно увидеть первый пассажирский Ан-2, маленькие истребители МиГи, вертолеты. Интересно то, что разрешают посидеть в салонах самолетов, подергать за ручку управления. Вообще же обидно, что у нас люди рвутся на Кипр, в Турцию, Болгарию, куда угодно, лишь бы подальше от родных пенатов. Мы все боимся излишней патетики, тем не менее задамся вопросом из известной песни: "С чего начинается Родина?". И отвечу словами из нее же: "С картинки в твоем букваре". Нужно, чтобы букварь начинался с картинки того дома, где живешь. С камней, по которым ходишь. С тех людей, которые тебя окружают и помнят, о том, что здесь было вчера и позавчера. Это очень хорошо, что мы интегрируем в Европу. Но ведь это интеграция, а не ассимиляция. Увы, мы совершенно потеряли ощущение своего дома, своего мира. Давайте все-таки попытаемся сохранить его.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

...плюс электрификация всей Индии.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: