ТЕМА

Сахалин и Курилы: записки бродяги. Часть 4

02 октября 2007 | 08:40 , Олег Ельцов, ТЕМА, фото автора

Рабылка под дождем, крыша над головой, чаепитие с хорошими людьми и с видом на ночной Хоккайдо. Недвижимость на Курилах? Нет проблем! Психоделическое место с каменным органом. Топка дьявола, вулканические бомбы. Что хуже бамбука и почему курильские медведи не роют берлог. Я Тятю видел!


Как мы шли, да не дошли до мыса Столбчатый

Через час мы свернули на грунтовую дорогу, которая вела вниз – к Охотскому морю. На берегу обнаружили убогие дачки островитян. Стиль 70-х годов: покосившиеся хибарки, склепанные из чего бог подал, и что прилив вынес.


Первый же встреченный дачник вместо «Здрасьте» без разговоров позвал пить чай. Грех было отказываться, тем более, что дождик усиливался. Наших новых знакомых звали Виктор и Татьяна. Двадцать лет назад приехали из Краснодарского края. Жизнью не очень довольны: браконьерствовать совесть не позволяет, а иначе на Курилах денег не заработаешь – едва сводя концы с концами, решили заняться огородничеством, зарабатывать, поставляя собственные овощи-фрукты в магазины.

Попив чайку, мы с Виктором отправились на берег. Он – со спиннингом в руках, я – с фотоаппаратом. Долго стоять без дела не пришлось. В течение двадцати минут Виктор – принципиальный противник сетей, поймал на блесну три горбуши (и столько же сорвалось). Одна была презентована нам. Хозяева отговорили нас идти дальше – настал вечер, дождь продолжал моросить. Так мы поселились на даче Виктора и Татьяны. Нам было сказано: в любой момент смело заходите на дачу и ночуйте. На замок дачи закрывать не принято – дабы беглые солдатики не ломились в окно, круша все на своем пути.

Мы затопили печку, сварили ушицу, заночевали в комфорте и тепле. Запомнилось наше дачное чаепитие. Виктор построил простенькую, но очень симпатичную верандочку. С наступлением темноты я уселся на ее широком поручне и, потягивая чаек, любовался открывающимся видом. А напротив, рукой подать – берег японский, Хоккайдо. К вечеру дождь прекратился, тучи разошлись и я, попыхивая сигаретой, мог наблюдать,  как ездят машины по японскому острову Курильской гряды.

Желаете любоваться подобными видами и не любите жить в палатке? Не беда: за одну-две тысячи долларов вы сможете купить такую дачу на Кунашире с видом на Хоккайдо. Но нам это ни к чему: рюкзак, палатка, коврик, спальник и примус – все, что надо для того, чтобы чувствовать себя как дома в любой точке планеты.

Следующим утром мы налегке отправились к одному из самых экзотических мест острова – мысу Столбчатый, без фотографий которого не обходится ни одно фотовоспоминание о Курилах.

 

«Инопланетное» путешествие

У походов по Кунаширу есть своя особенность. Поскольку дорога всего одна и проходит вдали от моря, к самым живописным местам как правило, приходится добираться по берегу, вернее, как говорят сами островитяне – по отливу. Дело в том, что во многих местах крутые скалы и утесы подступают к самой воде, и во время прилива преодолеть их порой просто невозможно  - приходится ломиться по девственному бамбуку, а это, как уже говорилось, занятие не из приятных, к тому же, отнимающее много времени. Поэтому туристу следует иметь карту отливов, которую публикуют в местных газетах. Мы же просто сфотографировали ее в здании администрации Курильского заповедника. По пути к Столбчатому несколько раз нам все же пришлось разуваться, но в результате мы попали в место, даже представить которое сложно.


К морю подступали скалы, напоминающие грандиозный орган. Только вместо труб в нем – ровные вертикальные каменные полосы, напоминающие тротуарные бордюры. Некоторые из них сорвались вниз и лежат штабелями, словно уложенные чьей-то заботливой рукой. В некоторых местах в море выступают плоские поля «останцев».

 

Останец - изолированная возвышенность, уцелевшая от разрушения более высокой поверхности процессами денудации.

 

Мы сидели на краю останца, всматривались в очертания Хоккайдо и не могли поверить, что находимся на той же планете, по которой топчемся не первый год. Наверное, для психологической адаптации покорителей иных планет следует отправлять именно на Курилы.


Вволю нащелкав затвором, мы отправились дальше по берегу. Мы шли по пляжу сказочной красоты. В одном месте прибрежное дно представляло каменную породу изумрудного цвета. Будь это в каком другом месте – туристы давно бы растащили по домам. Здесь, мы впервые встретили группу путешественников. Они спустились к морю с грязевых источников «Стобчатые».

Мы искупались в теплом море, подошли к источникам, обнаружили в них нескольких местных жителей, что редкость для здешних мест, и двинулись в сторону трассы по натоптанной экологической тропе. Пройдя по лесу три километра, вышли на 15-й километр дороги и вернулись на «нашу» дачу. В темноте чаевничали на веранде с видом на Хоккайдо, макая свежайший хлеб во вкуснейшее смородиновое варенье, презентованное хозяевами.

 

Заглянуть в топку дьявола

Следующее утро выдалось туманным. Мы загрустили, потому что собирались подняться на вулкан Менделеева. Но тут приехали Виктор и Татьяна с детьми, принесли добрую весть: вулкан, расположенный по другую сторону дороги от нас, отлично виден, подниматься можно. Вообще, климат на Кунашире для материковых обитателей – перманентный сюрприз. С одной стороны острова может лить дождь и стоять туман, с другой – безоблачное небо. У одного берега – вода теплая, как в Крыму, у другого – ледяная, как в горной речке. При передвижении с севера на юг ландшафт меняется как на ускоренной перемотке: растительность радикально иная, на смену сопкам приходит низинная болотистая местность.



Виктор утверждал, что потерять тропу на вершину очень просто и вызвался составить нам кампанию со своей взрослой дочерью. Он предложил идти по малохоженому маршруту. Мы выехали на трассу, бросили машину и налегке двинулись в путь. Нам предстояло подняться всего-то примерно на тысячу метров. Вспоминая свои карпатские путешествия, мы ожидали, что обернемся часа за четыре. Но совершенно не приняли во внимание Курильский бамбук…

Тропа была едва видна, порой мы с головой утопали в бамбуке, мы то и дело цеплялись за корни и стволы упавших деревьев, скрытых листвой. Восхождение начали в 11 утра. На бамбуке еще оставалась роса, очень скоро мы прилично вымокли.

Через полтора часа вышли к фумаролам.

 

Фумаролы - выходы горячего вулканического газа и пара на поверхность в виде струй или спокойно парящих масс.

 

Сначала мы увидели горячий серный ручей, вытекающий из фумарол. Поднявшись по нему, оказались на площадке пепельно-белого цвета. На ней там и тут лежали «вулканические бомбы» - каменные глыбы, некоторые метров трех в диаметре – они вылетали из жерла вулкана при извержении вместе с пеплом и лавой. Я представил это жуткое зрелище и порадовался, что не был свидетелем извержения вулкана Менделеева, случившегося в 19 веке. Но самым жутким показались места выходов серных газов. Это жерла желтого цвета, созданные отложениями серы, из которых с гулом вырывался газ. Но мне лично больше понравилось название фумарол среди местных жителей: топка дьявола.

Близко подходить к ним было откровенно жутковато. Нас предупреждали, что ходить на фумаролах следует осторожно, прыгать запрещено – можно провалиться в раскаленную бездну. Я поднял с земли маленький камешек и тут же отдернул руку – на пальцах был четко виден ожог –кислотный ожог. Дальше мы поднимались под углом градусов в шестьдесят, тропу потеряли и карабкались, а порой просто ползли под ветвями деревьев, густо покрывающих склон. Наши дамы быстро выбились из сил. К тому же их начала заедать мошка. Но вершина была совсем близко. Вернее – казалась. Когда мы наконец подобрались к ней, начался кедровый стланик – вещь еще менее приятная, чем бамбук. Ветви стланика растут горизонтально и настолько густые, что по ним можно идти лишь подпрыгивая как на батуте. Под ногами – пару метров пустоты. Один раз у меня соскользнула нога с ветки и я завис над землей, едва выбравшись из западни. Говорят, курильские медведи не делают себе берлог – они просто валятся под стланик, который быстро засыпают обильные островные снега: вот медведю и жилье на зиму готово.

Путь от фумарол до вершины занял три часа. На вершине мы обнаружили ягоду шикшу – не очень вкусную, но пригодную для утоления жажды. Вершина оказалась свободной от облаков и мы смогли наблюдать оба берега острова – тихоокеанский и охотский. Фактически с Менделеева можно рассмотреть весь Кунашир. К тому же мы прекрасно видели красивейший вулкан Тятя, что на севере острова: нам здорово повезло - его вершина очень редко бывает открыта.

  

Спускаться было бы сущим удовольствием – можно просто сесть на пятую точку и котиться или бежать, притормаживая за стебли бамбука. Но у Насти оказались скользкие подошвы, она то и дело падала и окончательно выбилась из сил. Потом мы потеряли тропу и метров триста буквально продирались через бамбук. Начались опускаться сумерки. На дорогу мы вышли в темноте. Сил не осталось совсем. В общей сложности восхождение заняло девять часов! Мои видавшие виды штаны от «плавания» в мокром бамбуке и ползания по лесной чаще превратились в шорты, придав их владельцу довольно легкомысленный вид.

Вновь заночевали на даче.

часть 1

часть 2

часть 3

часть 5

часть 6

часть 7

часть 8

часть 9

Продолжение следует

Автор благодарит за не только моральную поддержку компанию "Страховые традиции" и лично Дмитрия Гончарова.

комментарии [1]

14.03.2009 13:44     Ризнич С погодой Вам явно повезло - фотографии отличные
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: