НА РАНДЕВУ К ЛЮДОЕДАМ. ЧАСТЬ 4

28 марта 2005 | 09:00 , Сергей Твердохлеб

О плавучих рынках, орангутангах, попсовом Бали, счастливом спасении от цунами и встрече Нового года на берегу вулканического озера. Читайте очередную часть дневников бродяги Сергея Твердохлеба

Как ни странно, города острова Калимантан оказались самыми цивилизованными во всей Индонезии, что сильно контрастировало с окружающим пейзажем. Сам остров являет собой дремучие джунгли с орангутангами, гиббонами, питонами, слонами, носорогами, леопардами и прочими крупными хищниками. Что уж говорить о птицах и насекомых, которых тут огромное разнообразие. Когда часами едешь по узкой дороге и видишь вокруг сплошные джунгли с возвышающимися гигантскими деревьями разных цветов, это скажу я вам, впечатляет. Джунгли нависают даже над дорогой, но говорят, в индонезийской части острова Борнео (первое название Калимантана) ведется активная вырубка леса, власти это скрывают, и поэтому иностранцев здесь не везде жалуют, иногда даже сложно поселиться в гостинице.

Понравилось в городе на южной оконечности острова – Банджармасин. Его называют самым красивым городом Индонезии. Он тоже большой и шумный, изрезан каналами, по которым плавают разные посудины, а еще тут есть дома на сваях.

В Банджармасине очень колоритные плавучие рынки - цветочный, фруктовый и рыбный. Они чем-то схожи с бангкокским плавучим рынком, но значительно больше по размерам. Если до рассвета договориться с владельцем лодки, он отвезет вас в самую гущу рынка, где местные граждане в широкополых шляпах продают и меняют свои красочные товары. Цены очень низкие, можно пересесть со своей лодки на плавучую лодку-кафеи неплохо перекусить за $0,5. Обычно часам к 9 утра продавцы словно растворяются в воде, и рынка- как ни бывало.

Мы решили отправиться вглубь острова, дабы посмотреть, как обитают местные племена даяки. Природа здесь очень красивая, но никакой первобытностью и не пахнет. Живут даяки вдали от цивилизации, но в довольно комфортабельных домах с немалыми удобствами. мы гостили здесь недолго, так как здесь существует одно неприятное остоятельство – малярийные комары, впрочем, в меньших количествах, чем на Новой Гвинее.

С Калимантана мы вернулись на знакомый уже остров Ява, проведя на корабле сутки под проливным дождем. Сезон дождей еще продолжался, постепенно смещаясь на восток, в сторону Новой Гвинеи. Город Сурабая – второй по величине в Индонезии после Джакарты, здесь живет около 8 млн человек. Масса высотных зданий, банков и прочей индустриальной чепухи, в значительных количествах присутствуют туристы. Есть неплохой зоопарк, но как по мне – ничего интересного. Здесь наша команда раскололась: я и Дима решили ехать на Суматру, а наши знакомые Алекс со Славиком решили вернуться на Бали, чтобы отдохнув двинуться дальше по Малым Зондским островам, доехать до острова Комодо и воочию лицезреть гигантских варанов, которые иногда могут завалить человека, а то и быка. Никто из нас не пожалел о выбранном маршруте, хотя тогда мы еще не знали, что на Суматру надвигается невиданная катастрофа.

Следующий город в нашем маршруте – Джоджьякарта, пожалуй, самый симпатичный из городов, по крайнем мере на острове Ява. Здесь, пожалуй, больше всего западных туристов. Многие что-то покупают, поскольку тут расположены фабрики по производству одежды, обуви, картин из батика и прочей чепухи. Все стоит копейки. Рядом - крупнейший в мире буддистский храм Борободур, а также огромные и очень древние индийские храмы. Вход не дешев - $10. В этом городе большой птичий рынок, на котором мой товарищ пил кровь кобры и пробовал достаточно неприятные для меня вещи, но … пусть это остается его персональной тайной. Здесь и далее мы находили очень дешевые и довольно чистые гостиницы по $2-3 за двухместный номер. Это был первый город, в котором хотелось остаться подольше.

Из Джоджьи мы отправились в Джакарту на поезде в сидячем вагоне, где нам мешали спать многочисленные продавцы. Приехав в Джакарту, мы узнали о катастрофе в Индийском океане и заметили, что если бы мы поплыли из Сурабаи на Суматру на корабле (что мы и планировали сделать вначале), а не отправились в Джакарту, то могли быть свидетелями 15-метровых волн, которые, возможно и накрыли бы наш кораблик…

Было не похоже, что люди в Джакарте были шокированы произошедшим. Они, конечно, говорили, что это ужасно, но давали понять: хорошо, что это произошло не на Яве. Люди тут привыкли к землетрясениям и извержениям вулканов, в Индонезии этим никого не удивишь, но то, что произошло – это уже перебор. Вся страна собирала пожертвования для района Аче на Суматрено при этом ни кто не прерывал подготовки к новому году, до которого оставалось пару дней. Мой товарищ категорически заявил, что отказывается встречать новый год на Суматре. Собственно, выбора-то и не было: билетов на самоели пароход не было - родственники погибших устремились на Суматру. Прогнозировались новые толчки, а по телевидению постоянно показывали горы трупов, которые почему-то сгребали экскаваторами. Но за пару дней ситуация успопкоилась, и мы решили рискнуть. Очень хотелось увидеть орангутанов в естественных условиях. А ведь они обитают только на Калимантане и Суматре. Чтобы добраться до этих рыжих симпатяг на Калимантане, нужно потратить не одну неделю – так глубоко они забрались в джунгли. Поэтому мы отправились на Суматру. По разнообразию животного мира и количеству эндемиков это уникальный остров.

Помните – «Я ловил бабочек на Суматре» - это из какого-то фильма. По красоте джунглей Суматру наряду с Калимантаном можно сравнить разве что с Амазонкой. Непроходимые леса пересекает масса речушек. Из Джакарты мы добрались в город Паданг по воздуху, так как по океану - весьма опасно. К тому жеа билет на самолет оказался даже дешевле – меньше $30. Из Паданга сразу же двинулись в город Букиттинги, где до сих пор сохраняется матриархат. Городок маленький, выглядит по-европейски. Строился он не без помощи колонизаторов-голландцев. Новый год мы решили встретить в двух часах езды от Букиттинги на берегу красивого вулканического озера. Здесь было тихо и спокойно, новый год практически не праздновался из-за траура, но я встретил его очень хорошо, слушая группу Can и попивая ананасовый коктейль в приятной забегаловке.

На следующий день мой товарищ отправился охотиться на кабана с собаками, а я, не являясь сторонником убийства животных, целый день бродил по окрестностям, фотографируя обезьян, а местное население тем временем подкармливало меня чаем с пирожками. Вечером Дима принес несколько килограммов кабаньего мяса, замариновал его и ел несколько дней в одиночестве. Так как обитатели этих мест преимущественно мусульмане, они даже не пускают на порог своего дома гостя с мясом кабана.

От озеро Маниньчжоу мы поехали к озеру Тоба, пересекая при этом Суматру с запада на восток. На Тоба мы провели несколько дней на маленьком острове внутри этого вулканического озера. Увидев, что я проявляю интерес к деревянным статуэткам, местные наперебой продавали мне искусно вырезанные фигурки по одному доллару, так как туристов не было совсем – все разбежались после землетрясения. Вообще-то стартовая цена такой статуэтки - $10-15. Если бы в эти районы почаще заезжали бывшие советские туристы, у местных все было бы нормально, так как именно после терактов в Египте и на Бали единственным подспорьем турагентств стали бесстрашные «совиные» туристы, а западных и след простыл.

Следующий островок, на котором мы остановились, называлтся Тук-Тук. Говорят, что здесь традиционно «зависают» западные хиппаны, прячущиеся от цивилизации. Во всяком случае, местная молодежь достаточно раскована, ярка, длинноволоса и босонога. Везде предлагают купить, а иногда и просто угощают травой, психоделическими грибами и прочими вещами растительного происхождения. Здесь очень приятно гулять, на дорожке вдоль берега растут диковинные благоухающие цветы и деревья. Наверное такие растут в раю.

Последним нашим индонезийским пристанищем была деревушка Букитлаванг вблизи столицы Суматры города Медана.

Здесь я сделаю небольшое отступление и расскажу о районе, в который направились наши товарищи – Малых Зондских островах (Бали, Ломбок, Сумба, Флорес и пр..). Думаю, если кому-то нравится отдыхать в Ялте, то понравится и на Бали. Но если из летней Ялты мне хочется уехать в первый же день (к весенней, осенней и зимней Ялте это не относится), то с Бали не все так плохо. А если серьезно, то на этом небольшом, 100 км в длину, острове есть красивые места, но они засижены туристами, как центральная площадь Амстердама голубями. В основном всех приезжих турагентства распихивают по пятизвездочным гостиницам в городе Кути на южном побережье острова. Здесь находится один большой пляж белого песка. Лет 50 назад, до начала туристического паломничества, он наверное был очень красив. Здесь есть еще несколько улиц, запруженных машинами и мотоциклами, с высотными гостиницами, шоппинг-центрами, ресторанами и прочей мурой, которой предостаточно в любой европейской столице. С таким же успехом можно отдохнуть поближе к дому. Возможно, я ошибаюсь, ведь едут же сюда зачем-то миллионы туристов со всего мира.

Тем же, кто предпочитает тишину и покой, предлагают отправиться в северную часть острова, куда мы и перебрались. Цены здесь в несколько раз ниже – вполне подходящее место для восстановления сил после утомительного путешествия. Наш очень приличный номер с душем, туалетом, завтраком и прочими удобствами стоил $2 с человека. Тем, кто желает понежиться на роскошных пляжах, рекомендую ехать на Ломбок, на Сулавеси в Биру, на Молукки и т.д. Впрочем, все зависит от пристрастий и настроения в конце-концов. Двум нашим товарищам очень понравилось встречать новый год на Бали с многолюдной тусовкой новых (или уже старых) русских.

Но вернемся в Букитлаванг. Еще год назад это был процветающий поселок, в который приезжали любители дикой природы, желающие отдохнуть от городской суеты. Знаменит он еще и тем, что здесь расположен реабилитационный центр орангутанов. Местные очень любят этих обезьян и часто держат их дома, приговаривая: «Орангутаны – это люди, которые ушли в лес и притворились, что не умеют говорить, чтобы их не заставляли работать». Действительно, в переводе «орангутан» означает «лесной человек». Чтобы этих обезьян постепенно приучать к джунглям, и был создан реабилитационный центр. В прошлом году здесь было сильное наводнение, 200 человек погибло, почти все дома снесла стихия, поэтому приезжих в этом году было очень мало. Найдя веселого гида, мы отправились в джунгли и увидели там много интересного, но самое главное – повстречали настоящих орангутанов, и что особенно нас порадовало – они были с бэбиками. Я, не заметив того, отщелкал в лесу шесть пленок. Мне почему-то показалось, что мы с орангутангами прониклись взаимным доверием. Возможно они теперь между собой делятся впечатлении об увиденном белом хайрастом украинце. Согласитесь – не каждому орангутану так повезет!