ТЕМА

Варан на связь не выйдет? Часть 2

23 декабря 2009 | 12:21 , Иван Котовенко, для "ТЕМЫ"

По материалам разработки «чернобыльского шпиона».


 2.

Учитывая выше изложенное, разработчиком объекта, исходя из анализа вновь полученных сведений, а также материалов ДОП, были выдвинуты следующие версии:
- под видом содействия «Варану» в поддержании связи с родственниками за рубежом, противник легализовал свои контакты с объектом и использует его для сбора разведывательной информации, а также проведения враждебной деятельности среди «отказников» и эмиграционно настроенных лиц еврейской национальности;
- используя контакты с «Вараном» в качестве прикрытия, иностранные спецслужбы ведут изучение или используют во враждебных целях связи объекта из числа советских граждан, располагающих доступом к информации, интересующей противника;
- с помощью иностранцев «Варан» пытается решить вопрос эмиграции из СССР, его контакты с ними носят бытовой характер или обоюдно используются в корыстных целях.
Для проверки выдвинутых версий, а также выявления форм и методов деятельности спецслужб США с использованием сотрудников диппредставительств западноевропейских стран в Москве, возможных каналов связи противника с негативно настроенными лицами еврейской национальности в СССР через их родственников, эмигрировавших за границу, и т.п., было принято решение взять «Варана» в разработку по ДОР с окраской «Измена Родине в форме шпионажа». При этом принималось во внимание информация агента «Краснова» от 8 мая 1986 года, а также то обстоятельство, что с 29 апреля по 18 мая 1986 года, то есть в первые дни ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, объект дважды выезжал для встречи со «Скандинавом» в Москву и мог передать ему сведения, интересующие противника по данному событию.
В основу оперативного замысла по делу была поставлена цель «вскрыть и пресечь возможную преступную связь «Варана» со спецслужбами противника».
С целью выявления признаков сбора и передачи «Вараном» интересующей спецслужбы противника по событиям на ЧАЭС информации, осуществлялась постоянная проработка его связей из числа советских граждан, выяснялась степень их осведомленности в таких сведениях, характер отношений с ними объекта.
Были определены и взяты в изучение следующие лица:
Колчинская А. З., 1919 года рождения, профессор физиологии, секретоноситель (ее племянник Лев Копелев – известный на Западе антисоветчик);
Розенфельд Б. С., 1950 года рождения, старший инженер ИЛИ АН УССР, бывший соученик жены «Варана» (сообщал «Варану» сведения закрытого характера о процессах, происходящих в 30-километровой зоне вокруг ЧАЭС, а также о представленном докладе института для МАГАТЭ);
Писарев С. В., 1949 года рождения, научный сотрудник СКТБ Института кибернетики АН УССР (сообщил «Варану» информацию о назначении оборонного заказа № 420);
Повжитков Л.В., 1954 года рождения, врач-хирург Октябрьской больницы, на базе которой разворачивался Центр по приему и оказанию помощи, пострадавшим из Припяти;
Каплан С.М., 1958 года рождения, врач-уролог, постоянный участник совещаний Минздрава УССР и др., с которыми объект поддерживал близкие деловые, доверительные отношения, путем опроса выяснял сведения по событиям на ЧАЭС;
Маслов А.М., Хабарова О.Г., Ковальчук С.А. (не секретоносители, сообщали «Варану» сведения в отношении аварии на ЧАЭС и ее последствиях, которые в совокупности являлись закрытыми).
Для выявления (оперативного документирования) признаков сбора и обработки объектом материалов с целью возможной передачи противнику и другой враждебной деятельности осуществлялись оперативно-технические мероприятия «Т», «С» (слуховой контроль квартиры и телефонов), в оперативно выгодных условиях (приезд иностранцев, выезд объекта в Москву и т.п.) использовалась агентура в сочетании с ОТС «Знак», «Заказ», «Витрина», проводился негласный досмотр по месту жительства (ОТМ «Д»).
В процессе разработки «Варана» были получены следующие материалы, заслуживающие оперативный интерес и подтверждающие выдвинутые версии.
В частности, слуховым контролем был зафиксирован факт проявления «Вараном» интереса к материалам закрытого совещания, проводимого в рамках Минздрава СССР о последствиях аварии на ЧАЭС, их влияния на здоровье населения Украины и Белоруссии. Указанные сведения объект накануне выезда в Москву собрал и записал с помощью своей связи Каплана. Полученная благодаря осуществленному негласному досмотру (ОТМ «Д»), по мнению разработчиков, «подтвердилась версия о проведении объектом враждебной деятельности среди эмиграционно настроенных лиц еврейской национальности путем распространения идейно ущербной литературы и других материалов, полученных для этих целей от шведских дипломатов».
В интересах перехвата возможного почтового канала связи объекта со спецслужбами противника был организован контроль внутрисоюзной и международной корреспонденцией семьи «Варана» и его близких связей, а с целью выявления фактов использования объектом и его связями телефонного канала для передачи шпионских сигналов «Скандинаву» или другим иностранцам, проводились мероприятия, предусмотренные планом «Трал». Принимались другие меры, исключающие возможность утечки к противнику информации, в первую очередь о событиях, связанных с аварией на ЧАЭС.
Через агентуру ВГУ было установлено, что «Скандинав» поддерживал связь с «Вараном» через московского диссидента Кричевского по внутрисоюзному телефонному каналу, используя условности и обстоятельства, затрудняющие применение ОТС (номер телефона, по которому Кричевский как посредник связывался с объектом и иностранцами, принадлежал дежурной части одной из московских городских клиник).
С помощью ОТМ «Т-40» (проводимого на протяжении всей проверки) были получены данные о том, что «Скандинав» во время пребывания в Киеве пытался в целенаправленной беседе от близких связей «Варана», в частности, Повжиткова, врача Октябрьской больницы (на базе которой функционировал Центр по приему и обслуживанию пострадавших от аварии на ЧАЭС) получить информацию, интересующую противника. Анализ материалов свидетельствовал, что «Варан» преднамеренно организовал встречу шведского дипломата с Повжитковым как с человеком, осведомленным в мерах, принимаемых Минздравом УССР по ликвидации последствий аварии.
Кроме того, были получены данные о контактах «Варана» с гражданином Швеции Стаффонсоном, заместителем генерального директора представительства фирмы «Дата-СААБ» в Москве, подозреваемом в причастности к спецслужбам противника. Перед выездом в Москву на встречу со Стаффонсоном «Варан» проявил повышенный интерес к радиационной обстановке в Киеве, а также к «Памятке» Минздрава УССР о поведении граждан на подвергшейся радиоактивному заражению территории. Указанную памятку он взял у сотрудника Гидрометцентра УССР Ферсмана для ксерокопирования. Стаффонсон до прихода на фирму «Дата-СААБ» работал в «Восточном бюро» при экспортном совете Швеции, активно используемом спецслужбами противника, в том числе американскими (особенно по компрометации деловых контактов шведских фирм с советскими представительствами, о чем свидетельствует крах фирмы «Дата-СААБ»). На работу в «Дата-СААБ» Стаффонсона рекомендовал Луберг Ларс, сотрудник организации «Международная амнистия», являвшаяся, по данным 2-го управления КГБ УССР, - «филиалом ЦРУ США». По полученным из Центра сведениям, в Москве Стаффонсон контактировал с объектом ДОР 6 отдела ВГУ КГБ СССР «Шалуном», подозреваемым в причастности к агентуре спецслужб США.
 
3.
После возвращения из Москвы «Варана» контроль за объектом был усилен. Его поведение изменилось, он стал более скрытен, что позволило разработчикам выдвинуть версию о том, что «в Москве объект прошел соответствующий инструктаж в целях соблюдения тщательной конспирации при проведении им шпионской деятельности». Тем не менее, как показала его дальнейшая разработка, «Варан» продолжал собирать сведения об аварии на ЧАЭС, используя, по мнению разработчиков, более скрытые методы.
Так, узнав, что Хабарова выезжала в район эвакуации населения, пострадавшего от аварии, на следующий день встретил и опросил ее. У сотрудника УВД «С», близкой дружеской связи объекта, он выяснял положение на ЧАЭС. Узнав, что Повжитков располагает информацией о пребывании американского врача, специалиста по заболеваниям, полученным вследствие радиоактивного облучения,  Гейла в Киеве, пригласил его на встречу со Стаффонсоном и Крофтсом, пребывавшими в Киеве. В Киеве Стаффонсону «Варан» передал полученную от Маслова информацию об использовании дорожных машин и механизмов при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также о характере проводимых в Институте физиологии растений АН УССР закрытых исследованиях.
Посла выезда Стаффонсона из Киева «Варан» усилил свою деятельность по сбору шпионской информации. В частности, от Каплана он получил сведения, зафиксировав их на бумажном носителе, о перспективах роста числа онкозаболеваний среди населения, попавших под облучение (по заключению 6-го Управления - секретные). Указанные сведения «Варан» в оборудованном тайником чемодане вывез в Москву, намереваясь передать их Стаффонсону. Однако в Москве он разминулся с иностранцем и вынужден был передать добытые сведения находившейся в то время Москве по индивидуальному туру эмигрантке из СССР Наталье Сегал (она же Кузнецова, Рооземонд, Воробьева), являвшаяся объектом разработки Одинцовского ГО УКГБ СССР по гор. Москве и Московской области и связью эмигрировавших в США родственников «Варана» Расиных (данные были легализованы в результате проведения таможенного досмотра Сегал).
По сообщению агента «Стрелка», «Варан» каким-то образом получил информацию о том, что академик Амосов якобы был подвергнут домашнему аресту за то, что высказывал несогласие с официальной точкой зрения о последствиях аварии на ЧАЭС. Повжитков по настойчивой просьбе «Варана» познакомил объекта с бывшим заместителем главврача амосовской клиники Храпуновым В.Н.; во время беседы, контролировавшейся ОТС «Т», «Варан» всячески пытался получить информацию о позиции академика Амосова по поводу аварии на ЧАЭС и его положении. 
По данным ОТС «С», «Варан» просил Ковальчука выяснить подробности направления в Чернобыльскую зону автотранспорта для эвакуации населения Полесского и Иванковского районов, места их нынешнего пребывания. Ковальчук в целом выполнил просьбу объекта.
Слуховым контролем в числе связей «Варана» был выявлен старший научный сотрудник одного из НИИ Резников, который будучи секретоносителем, информировал объекта о физических последствиях аварии на ЧАЭС.
В процессе наружного наблюдения за «Вараном» было зафиксировано посещение им перед выездом в Москву на конспиративную встречу со «Скандинавом Бессарабского рынка и покупки зелени, чего раньше за ним не замечалось. В последующем выяснилось, что пробы растительности и грунта были переданы им «Скандинаву» для радиологического анализа.
Осуществляя сбор интересующей его информации, «Варан» достаточно квалифицированно использовал различные формы выведывания. Например, разговаривая с интересующим его собеседником, «Варан» от обсуждения смежной темы незаметно переходил к вопросам, которые представляли для него интерес. В частности, по данным ОТС «Т», сослуживец «Варана» Банный С.В.в присутствии объекта завел разговор об охране правительственных зданий. Объект поддержал разговор, сообщив, что располагает сведениями об использовании фотоэлементов в системе сигнализации. На что собеседник, развивая тему, сообщил, что знает место дислокации пульта управления и контроля охраны 9-й службой КГБ УССР здания ЦК Компартии Украины по ул. Орджоникидзе, который якобы он случайно обнаружил в т.н. «Доме с химерами». Объект, не проявляя якобы усиленного внимания к этой теме, выяснил другие подробности функционирования указанной системы, а также возможность несанкционированного доступа к ней.
В это же время «Варан» ознакомился с записями своей связи - Каплана, которые тот сделал во время совещания с участием членов Правительственной комиссии по мерам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и попросил дать ему конспект на некоторое время под тем предлогом, что он якобы хотел определить меры радиационной безопасности для своей семьи.
Наряду с этим, «Варан» по агентурным данным занимался сбором слухов и домыслов, например, о том, что якобы целая партия тушенки на Киевском мясокомбинате была изготовлена из мяса забитого скота, попавшего под радиационное облучение после аварии на ЧАЭС.
В числе связей «Варана» был выявлен «Переводчик» (объект ДОП 6-го Управления КГБ УССР), в прошлом сотрудник Института кибернетики АН УССР. Установлено, что «Переводчик» с помощью множительной техники изготовлял и распространял среди окружения идейно ущербную литературу, изданную за рубежом и доставлявшуюся в СССР «Скандинавом». Посредниками между «Скандинавом» и «Переводчиком» являлись Каплан и «Варан». Во взаимодействии с 6-м Управлением указанные обстоятельства были задокументированы в ходе реализации дела на «Варана».
Находясь на работе у Хабаровой («Союзпечать»), «Варан» получил доступ к закрытому письму об ограничении подписных изданий некоторых соцстран (Румыния, Китай, Югославия), которое скопировал, переписав в блокноте (ОТС «Витрина»). Через Повжиткова «Варан» собрал информацию о новейших способах лечения лучевых поражений (материалы международного симпозиума по гемосорбции), а в ходе общения с гражданином ЧССР Варелом, представителем чешской автомобильной фирмы в СССР (познакомился на отдыхе в Ростове) – о некоторых проблемах сотрудничества соцстран в рамках СЭВ, а также о том, что в СССР в некоторых военных лабораториях проводятся исследования по изучению и использованию парапсихологии в военных целях. По мнению разработчиков, анализ поведения «Варана» показал, что «объект активизировал свою шпионскую деятельность и пытается добывать интересующую противника информацию по более широкому спектру».

 Окончание следует



комментарии [3]

07.01.2010 00:30     ASTEROID - Батяня Всё нормально, возьми скопируй в вордовский документ и сделай себе хоть какой шрифт.... А Тягнибок будет президентом Украины!
23.12.2009 23:01     TEMA ритику восприняли. случайно так случилось. ща поправим
23.12.2009 15:33     Батяня Ребята, статья может быть и по делу, но , цуко, читать таким шрифтом... пробовал читать 1 часть. постоянно напрягаешь зрение. лично у мну осталось негативное ощущение. это же ппц. незачот за оформление.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Денис Тарасов. Инструментальные ящики на заводе "Уралмаш"

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: