ПОЧЕМУ РАСПАЛСЯ СССР? Часть 610 марта 2011 | 13:48 , Михаил Мухин, доктор ист. наук 1990-й год. Рассыпающийся Союз и просыпающаяся Россия. Провозглашение российского суверенитета хронологически совпало со вступлением СССР в фазу открытого кризиса. Поэтому весь 1990 г. имеет смысл рассматривать именно под этим углом зрения – как и почему в недрах одного государства начало рождаться другое. Итак, с 1990 г. отдельные негатичные тенденции стали сливаться в общий обвал государства как такового. Углубляющийся кризис в экономической сфере вызвал уже не снижение темпов роста ВВП, а спад самого ВВП в абсолютных цифрах. Вслед за ним вниз поползли значения капвложений в промышленность и уровня жизни, зато резво устремились вверх отметки инфляции. Межэтнические конфликты из разряда редкостных диковинок как-то незаметно перекочевали в категорию обыденных событий. Только за первую половину 1990 г. было зафиксировано 4648 погромов на национальной почве, а 600 тыс. чел. официально являлись беженцами.
Начало реформы политической системы привело к общему снижению уровня управляемости социальными процессами. Согласно и духу, и букве реформ властные полномочия должны были перейти от органов партийных к органам советским, однако местные советы не имели ни подготовленных кадров, ни соответствующих административных структур. В результате влияние Центра на политические и экономические процессы «на местах» стремительно редуцировалось, страну захлестнула своеобразная «эскалация безнаказанности». Практически любой взбрык или закидон местной власти в лице облсовета или Верховного Совета автономной ССР моментально становился легитимным, именно потому, что генерировался официальным источником советской власти. Следует иметь в виду, что советская система управления, как она сложилась в 1930-е годы, носила своеобразный театральный характер. Была властная система реальная, состоящая из органов партийной иерархии; и была бутафорская – из органов власти советской. Разумеется, все эти исполкомы и облсоветы определённый функции выполняли, но реальная ВЛАСТЬ, выработка стратегии действий и воплощение таковой стратегии в жизнь, – находилась в других руках. Теперь партийные органы от властных полномочий отделили, но бутафорское солнышко почему-то не хотело восходить само (без рабочих сцены), а поезд из папье-маше почему-то никуда не ехал. Как уже говорилось выше, конец 1989 – начало 1990 г. ознаменовалось резким нарастанием этнических конфликтов и экономических проблем, с одной стороны, и спадом управляемости страной – с другой. В этой ситуации постоянным рефреном СМИ стал тезис «Горбачёву не хватает власти!». На практике этот газетный штамп вылился в требование создать некий новый политический институт, который наконец даст руководству страны необходимые полномочия для эффективного, а главное – оперативного – вмешательства в разнообразные кризисные ситуации, плодящиеся на просторах Союза. В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР было принято 2 важнейших для дальнейшей судьбы СССР решения – учреждался пост президента СССР и отменялась приснопамятная 6 статья конституции, юридически обосновывавшая «руководящую роль КПСС» в СССР. Т.о., Горбачёв, с одной стороны, отделял партию (и все антигорбачёвские группировки, которые рассчитывали использовать против него партийные структуры) от государственной власти; а с другой стороны – легитимизировал свою персональную верховную власть, которая теперь проистекала не из факта его «генсекства», а от «свободного волеизъявления народа». Легитимность, правда, получилась так себе – избрание президента не всенародным голосованием, а Съездом ставила первого и последнего президента СССР в зависимое от высшего законодательного органа положение. Но на тот момент это, видимо, Горбачёва не слишком заботило. Однако радость от успешно осуществлённой операции по смене источника власти и получения новых регалий была практически тогда же омрачена двумя обстоятельствами. Во-первых, уже на III съезде Назарбаев заявил, что на республиканском уровне тоже хорошо бы ввести пост президента. Разумеется, Горбачёв резко воспротивился. Суть новации была в том, что бы встать на новую ступень НАД региональными лидерами. Если президентов будет много – президент СССР потеряет свою исключительность, и тогда ради чего, спрашивается, городился весь этот огород? Однако 30 марта 1990 г. пост президента был явочным порядком введён в Узбекистане. Горбачёв был вынужден проглотить пилюлю. Почему? Да потому что в полный рост встало «во-вторых». А во-вторых очень быстро выяснилось, что быть президентом – это означает не смену таблички на двери, а создание своей собственной, подчинённой непосредственно президенту, администрации. Той самой «вертикали власти», которую нынче ругают и «справа» и «слева», но без которой – никуда. Между тем такую «президентскую администрацию» Горбачёв не сумел отладить до августа 1991 г., что уж говорить про весну 1990. В стране был Верховный Совет, был Съезд нардепов, даже система «ЦК – обкомы», хоть и отлучённая официально от власти, сохранялась. А президентской администрации – не было, поэтому всё что оставалось Президенту СССР – делать известную мину при игре определённого качества.
Зима-весна 1990 г. стало временем нарастания движения за самостоятельность России. В последнее время стало модным иронично спрашивать «день независимости от чего/кого мы тут празднуем»? Однако события 1990 г. показывают, что бороться за суверенитет причины таки были. В марте 1990 г. Совмин РСФСР обсуждал проект экономической самостоятельности России. Что бы такой вопрос был поднят на уровне республиканского правительства требовалось ОЧЕНЬ явное пренебрежение проблемами республики со стороны союзного руководства и ОЧЕНЬ хорошее понимание ущемлённости своего положения со стороны большинства республиканской элиты. В частности, на упомянутом совещании отмечалось, что РСФСР производит 2/3 совокупного ВВП СССР, но потенциал российской промышленности используется в общесоюзных интересах в значительно большей, по сравнению с другими республиками, мере. По сути, речь шла о неэквивалентном обмене между РСФСР и Союзом. В результате сложившихся диспропорций, Россия занимала последнее место между союзными республиками по уровню социальных расходов на жителя и восьмое – по обеспеченности жильём. В политическом плане именно этот период (первая половина 1990 г.) стал временем формирования «большой коалиции»: российская республиканская элита, выступавшая за независимость от Центра + радикальное крыло союзной элиты, ратовавшее за углубление реформ, и рассчитывавшее на республиканском уровне обойти оппонентов более консервативных взглядов. Объединившись, эти 2 группировки сумели добиться принятия на I Съезде нардепов РСФСР Декларации о государственном суверенитете России.
Между тем ситуация в партии была если не катастрофичной, то кризисной – безусловно. Под вывеской формально единой организации сосуществовали (причём порой уже совсем не «мирно») 3 группировки: консервативная, умеренно-реформаторская и радикально-реформаторская, и разногласия между этими группировками носили уже явно непримиримый характер. В руководстве партии боролись представители 2 точек зрения. «Ликвидаторы» считали, что КПСС в том виде, котором она сложилась – это хребет тоталитарной системы, и лучшее, что с ней можно сделать – попросту снести до основания. «Прагматики» апеллировали к тому, что КПСС де-факто – инструмент управления, и попросту ломать работающую машину – бессмысленно, а ломать, не выстроив предварительно систему-заменитель – ещё и опасно. Судя по всем, Горбачёв склонялся к т.з. «ликвидаторов». Хотя он старался дистанцироваться от партийных проблем, создание РКП ставило его в положение «генерала без армии», поэтому против «раскольников» была начата широкомасштабная компания в СМИ. Общий посыл был направлен на дискредитацию банды партийных функционеров и номенклатурщиков, создающих сепаратистскую партию для борьбы с Перестройкой и Ускорением. Впрочем, вскоре вектор действий изменился, и Горбачёв взял курс на дезинтеграцию КПСС как таковой.
На XXVIII съезде партии Программа была заменена неким документом, имеющим аморфное название «К гуманному демократическому социализму», представлявшему собой некий набор деклараций из разряда «за всё хорошее и против всего плохого». Решения съезда официально разрешали создание внутри партии неких «платформ», а республиканские компартии получали (фактически, неограниченную) «самостоятельность». При этом республиканские компартии получили право самим разрабатывать собственные программы, которые должны были лишь иметь общие принципы с программными документами КПСС. С учётом того, что у самой КПСС теперь вместо Программы было воззвание в духе «К такому и сякому социализму», было решительно непонятно, с чем, собственно, и насколько «общие» должны были иметь принципы программы республиканские компартии. В целом, XXVIII съезд санкционировал трансформацию КПСС из теневой властной структуры не в политическую партию в нормальном, принятом сейчас, смысле слова, а в некий дискуссионный клуб. Но вернёмся от дел партийных – к делам российским. Принятие Декларации о российском суверенитете было важной политической акцией. Власть российская впервые вышла из тени власти союзной и заявила об особых интересах именно России. Однако заявить о своём суверенитете было много легче, чем его воплотить в жизнь. Для проведения любой (правильной или неправильной – вопрос второй) политики требуются материальные и административные ресурсы, а вот с этим у российской власти было туго. Если в других республиках СССР республиканскому руководству было подведомственно от 25 до 60% предприятий на территории соответствующей республики, то для РСФСР этот показатель составлял лишь 17%, а подавляющая часть промышленных объектов подчинялись союзным ведомствам. В отличие от прочих республик, РСФСР не имела своих силовых ведомств. В этом смысле российские власти находились в значительно худших стартовых условиях, нежели руководители прочих союзных республик – в России требовалось не выводить административные единицы из союзного подчинения, а создавать такие единицы с нуля. Борьба за властные, административные и финансовые ресурсы была жёсткой, яростной и бескомпромиссной.
Разумеется, можно сейчас обвинять российское руководство тех лет в том, что своей политикой оно объективно работало на развал СССР. Однако нельзя при этом упускать из виду, что союзное руководство на тот момент взяло курс на задабривание республиканских элит за счёт спонсирования их из федерального бюджета. А т. к. наполнялся он в основном за счёт России, по сути речь шла о перераспределении ресурсов в ущерб России в пользу прочих республик ради сохранения (на некоторое время) властных полномочий союзного руководства (хотя бы и в ограниченной форме). Думается, что в тех условиях позиция российского руководства была осмысленной и обоснованной. В условиях, когда союзное руководство не могло/не хотело защищать интересы одной из республик, эта республика была обязана защищать свои интересы сама. Между тем наступление «российских державников» развивалось в стиле «эрсте колонне марширт». 4 июля 1990 г. Верховный совет РСФСР принял закон «О собственности на территории РСФСР», согласно которому имущественные права на природные богатства и основные производственные фонды на территории России должны были регулироваться законами России, а Центру оные ресурсы могли лишь «предоставляться» на основании всё тех же российских законов и союзного договора (об этом – ниже). 9 августа 1990 г. Верховный совет России признал утратившими силу все внешнеэкономические договора о продаже стратегических товаров и ресурсов (в первую очередь это касалось драгметаллов). 28 августа того же года правительство РСФСР запретило (!!!- М.М.) Центру «реэкспортировать» без ведома российских властей добытую или произведённую на территории России сырьё или продукцию. И уж подавно вся внешнеторговая деятельность таким сырьём или продукцией была возможна только через российские инстанции. Для реализации этого «похода за властью» незамедлительно был создан соответствующий административный аппарат: Торгово-Промышленная палата России, Главное таможенное управление России, Главное управление по туризму, Академия внешней торговли, Товарная биржа России. Все оптовые базы Госторга СССР на территории РСФСР были переподчинены Государственному комитету РСФСР по материально-техническому обеспечению. И наконец, как последний гроб в крышку союзной власти на территории России – 24 октября 1990 г. был принят закон, согласно которому все распоряжения правительства СССР вступали в силу на территории РСФСР только после подтверждения со стороны российских властей.
Ещё одним фронтом противостоянии властей российских и союзных стал комплекс вопросов, связанных с дальнейшей судьбой СССР. Как уже говорилось в прошлой статье, нарастание сепаратизма в союзных республиках союзное руководство попросту проморгало. Столкнувшись с уже, по сути, начавшимся процессом явочного демонтажа Союза, Горбачёв попытался (раз уж не удалось остановить) этот процесс возглавить, упорядочить, и, в перспективе – свести к некоему «реформированию» под безусловным главенством общесоюзных органов вообще, и лично М.С. Горбачёва – в частности. Ельцин, действуя в рамках логики борьбы за власть, встал на позиции слома существующего Союза до основания с тем, что бы уже с чистого листа построить некую новую федерацию. В октябре 1990 г. была впервые озвучена идея переговоров союзного руководства с республиканскими лидерами о разграничении полномочий и прерогатив. Т.к. эти вопросы уже были описаны в конституции СССР и принятом весной 1990 законе «О разграничении полномочий Союза и субъектов федерации», признание необходимости их повторного обсуждения открывало дорогу к рассмотрению судьбы федерации в целом. Ещё в сентябре 1989 г. в резолюции I Съезда народных депутатов о национальной политике был отдельный раздел о повышении правового статуса национальных автономий. В апреле 1990 г. был принят закон СССР «О разграничении полномочий Союза и субъектов федерации» который, по сути, приравнивал статус автономных и союзных республик. Так как наибольшее число автономий было в составе РСФСР, это был очевидный удар по позициям российского руководства. Это, кстати, заставляет по-новому взглянуть на мотивы и логику действий российской элиты. По сути, Горбачёв продемонстрировал готовность развалить Российскую федерацию едва ли не раньше, чем «белодомовцы» только задумались о приятии Декларации о суверенитете.
К началу 1991 г. в СССР было окончательно утеряно управление экономическими, социальными, политическими и межнациональными процессами. Горбачёв во всём винил амбиции союзных республик, а Ельцин – «реакционные силы», сплотившиеся в руководящих союзных структурах. Впрочем, всем было очевидно, что, по сути, спор сводился к дилемме – кто будет спасать положение, а кто признает свой отход на второй план политического олимпа. В январе 1991 г. Горбачёв завершил операцию по дистанцированию от Рыжкова, и представил стране нового премьера – Павлова. К этому времени стал очевиден уже не некий «спад», а полноформатный экономический кризис, который в первую очередь ударил по социальной сфере. Снижение производства продуктов питания на фоне постоянного роста денежной массы привёл к росту цен (что для тогдашних жителей СССР, избалованных стабильностью позднего социализма, было неприятной неожиданностью), но дефицит продуктов всё равно остался. В марте 1990 г. на нормирование продукции было переведено порядка 70% ресурсов. В ряде регионов карточную систему уже отменили, так как для отоваривания карточек попросту не было соответствующего количества товаров. В этой ситуации вопрос о скорейшем разрешении политического кризиса становился решающим – от него зависел уже не политический расклад, а выживание значительной части населения. также читайте[10.11.2024] [08.11.2024] [06.11.2024] [04.11.2024] [01.11.2024] |
по темеЯдерный опрос22. 11. 2024 | 15:32 , Олег Ельцов. ТЕМА Про 5-6 менеджеров21. 11. 2024 | 12:01 , Олег Ельцов, Тема Нарко19. 11. 2024 | 12:06 , Олег Єльцов, ТЕМА Кущ в кустах14. 11. 2024 | 11:11 , Олег Ельцов. ТЕМА Все дружно выпили и закурили12. 11. 2024 | 09:58 , Олег Ельцов. ТЕМА
22 ноября 2024
19 ноября 2024 17 ноября 2024 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |