До Независимости субботники были почти обязательными и давали возможность увидеть еврея с лопатой. Прошло двадцать лет свободы, но субботник выжил и приспособился, как Леонид Макарович Кравчук. Власть по-прежнему всерьез призывает население поработать бесплатно - там, где и за деньги ничего сделать толком не удалось.
В Киеве, откуда мы ведем свой репортаж, тоже есть субботники. Но здесь – случай особый. В городе живут понаехавшие, которых, при всей их забыченности, не построишь. И еще им на этот город начхать, а вот на заработки – очень даже нет. В известном смысле сам полу-мэр Попов прибыл на заработки в столицу и должен понимать местную психологию.
Но даже если представить, что киевляне – прекрасные, отзывчивые люди, готовые по первому зову высыпать на улицу в спецодежде, то что должны они делать на субботниках? Заделывать ямы в асфальте? Разрывать их, чтобы починить прорвавшую трубу? Убирать собачье дерьмо с газонов? Может им попробовать сдвинуть оттуда свои и соседские машины? Или собрать на детских площадках пивные и водочные бутылки - после себя и тех, кто уже вечером оставит новые?
Недавно – примерно в те дни, когда донецкие заявили, что выборы мэра Киева пройдут летом - Попов проявил признаки здравого смысла. Он где-то в интернете сказал банальную вещь: что нужны не субботники, а эффективная работа городских служб по будням. Но такая риторика, видимо, не на пользу рейтингу. Получив в наследство от Черновецкого полоумный электорат из старушек, гражданин Попов вынужден взывать к их пещерному подсознанию. А там, в подсознании, хранится память о субботниках, как о светлом и организованном прошлом. И Попов субботник опять полюбил. И на него людей погнал как сумел.
А теперь, собственно, про бревно
Символом советских субботников, традицию которых сегодня продолжают в Украине и ее столице, является посадка молодых деревьев. Начальник втыкает саженец в заранее заготовленную лунку, подсыпает немного земли лопатой и еще может полить водой из поднесенной лакеями лейки. Что будет дальше с торчащим из земли прутиком – никого не волнует.
Современность превратила этот ритуал в особый фарс. Пока тот же Попов сажает свое деревцо, на другом конце Киева вырубают скверы, чтобы поставить большую архитектурную форму. Подобная разновекторность провоцирует скандалы, и один из них разразился как раз в день последнего субботника, 31 марта.
Тем не менее, каждый год картинку посадки деревца державной сволочью показывают в вечерних новостях. Саженец трогательно торчит из земли, вызывая у одних умиление, у других - подспудное желание сломать его, как на известном плакате.
Но не такими были отношения власти с деревом на заре субботников! Горячий их популяризатор, человек, который убедил миллионы людей работать на шару по выходным, - да так, что они этим занимаются уже почти сто лет, - Владимир Ильич Ленин запомнился людям вовсе не с саженцем. Он был фигурой мирового масштаба, и не мог войти в эпос, сжимая черствую ветку. Ленин тащил на горбу бревно...
Тем самым он как бы говорил: «Вот вам, товарищи, закономерный результат трудов по посадке и выращиванию деревьев». И еще Ленин собственным примером доказывал, что начальник – не слабак, и ему по плечу задачи разной сложности.
И по-моему, это красиво и мужественно: харизматичный начальник, с легкостью несущий на плече вчерашний саженец. И я бы предложил перенести (здесь даже каламбур получается!) данный образ в наши дни. Если хотите, можно наполнить его новым смыслом.
Ежегодная церемония выноса бревна из Киевской городской государственной администрации, например, собирала бы гораздо больше зевак с камерами, чем посадка саженцев на Пейзажной алее. Бревно символизировало бы надоевшие стереотипы в работе городских властей. Косность и заскорузлость, от которых надо избавляться по весне, когда прилетают птички и радуется родная земля.
Маршрут бревна должен быть таким: выйдя из КГГА, сворачиваем направо и идем к Бессарабке. Там, не доходя нескольких десятков метров до памятника Ленину (что символично), разворачиваемся на 180% и несем бревно на Майдан. На Майдане – небольшой привал и выступление главы КГГА с планами весенних преобразований в горячо любимой столице. После этого вип-группа с бревном следует к памятнику украино-российскому единству, что за Европейской площадью. Здесь бревно на счет «три!» торжественно бросают вниз со смотровой площадки.
Теоретически оно должно катиться с приднепровских склонов в воды седого Славутича. В реальности бревно застрянет среди дикорастущих собратьев. Ну, может быть, придавит какого-нибудь вуйку, справляющего нужду под и без того загаженным холмом.
Уверен, что новая традиция приживется, станет фишкой для туристов и уже через год-другой экологи начнут выступать в защиту бревна. И его придется заменить искусственным. Почти как в анекдоте про ленинское. Ну, так заменим, не проблема.