Прежде всего AUTO-Consulting поинтересовался мнением Генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко о влиянии соглашения об Ассоциации с ЕС на авторынок.
AUTO-Consulting: Существует миф, что соглашение с ЕС обвалит цены на автомобили и они хлынут к нам рекой. Так ли это?
Олег Назаренко Нет, конечно. Несмотря на то, что ВААИД считает, что соглашение об Ассоциации с ЕС – это позитивный и исторический шаг Украины, для автомобильного рынка позитива в нем мало. Текст этого соглашения готовило еще правительство Азарова и с тех пор в нем ничего не изменилось.
Давайте посмотрим от чего зависит цена на автомобиль. Это – отпускная цена завода-изготовителя, акцизный сбор, пошлина, отчисления в пенсионный фонд, сбор при первой регистрации и НДС. Так вот, кроме ввозной пошлины, ни одна из составляющих ценообразования на авто этим соглашением не меняется. С пошлиной тоже не все просто. В первый год пошлина вообще остается 10%. Дальше она будет уменьшаться на 1% каждый год в течении 9 лет. То есть, сейчас она 10%, а в следующем году будет тоже 10%, а только через год - 9%, и т.д. до 0%.
Но в этом же соглашении есть оговорка: в случае, если импорт из ЕС превышает за год 45 .тыс. автомобилей, Украина вправе ввести без согласования с ЕС защитную пошлину вплоть до 10% со следующего года. И здесь я хочу отметить, что речь идет об автомобилях происхождением из ЕС. Это и автомобили Hyundai, Kia, произведенный на заводах Словакии, Toyota, Nissan из Англии, Франции, Испании и т.д., а не только европейские марки.
Так вот, я ответственно заявляю, что объем 45 тыс. авто в год из ЕС к нам уже поставлялся ни один год. Даже в нынешнем непростом году этот объем будет достигнут. А это означает, что Украина в любое время, по требованию украинских автопроизводителей, может ввести защитную пошлину 10%. То есть через 10 лет, когда пошлина должна быть 0%, вполне может так случиться, что рынок защитят ставкой 10%. Но и это еще не все. Так называемый защитный период составляет еще 5 лет после окончания 10-летнего периода снижения пошлины. То есть Украина имеет полное право сохранить ставку 10%, если будут угрозы ее внутреннему производителю.
AUTO-Consulting: А что произойдет с пошлинами на подержанные автомобили?
Олег Назаренко Их это соглашение не затрагивает. Снижение на 1% относится к так называемому торговому обороту, попросту говоря, к поставкам компаний. На автомобили, которые импортируют гражданами вообще нет никаких оснований к снижению цен, так как для них ничего не меняется с подписанием Соглашения вообще.
Некоторые горе-эксперты уже прогнозируют чуть ли не обвал цен. На основании чего? Про пошлину я уже сказал. Остальные налоги все остаются. Может цена завода-изготовителя понизится? Давайте будем реалистами. Мировой авторынок – это 80 млн. авто. В Украине в прошлом году было продано 201 тыс. новых авто. Это – 0,25% мирового рынка. В пределах статистической погрешности. Будет ли Toyota, Nissan или BMW понижать вдруг цены ради такого объема? Если бы это был рынок США, Китая или ЕС, то, пожалуй, можно было о чем-то говорить. Но 0,25% - это, увы, слишком мало.
AUTO-Consulting: А если поставки б-у авто наладят компании-импортеры, тогда изменятся цены?
Олег Назаренко: Увы, в этом случае объем в 45 тыс. поставок из ЕС будет достигнут быстрее и украинский автопром быстрее начнет просить защитить его пошлиной 10%.
AUTO-Consulting: То есть Вы прогнозируете дальнейшее противостояние импортеров и автопроизводителей после подписания соглашения с ЕС?
Олег Назаренко: Да. Я скажу больше. Соглашение с ЕС позволяет проводить и защищать рынок при помощи так называемых субсидированных и антидемпинговых пошлин. И по нашей информации автопром уже инициировал такое расследование с целью ввести 23,1% антисубсидированной пошлины.
AUTO-Consulting: То есть европейские автомобили реально подешевеют только через 15 лет?
Олег Назаренко: Скорее всего, да. Но тут необходима одна оговорка. Автомобили каждый год становятся все сложнее, в них установлены все новые и новые системы, применяются более передовые технологии и материалы. Поэтому сами по себе автомобили постоянно дорожают. И вполне может так случиться, что через 15 лет даже самый доступный автомобиль с нулевой пошлиной будет дороже, чем нынешний, ввезенный по ставке 10%. Но я надеюсь, что уже после подписания Соглашения об Ассоциации нам удастся добиться либерализации автоимпорта.
Корреспондент AUTO-Consulting поинтересовался и отношением к подписанному Соглашению и со стороны автопроизводителей. В Корпорации «Богдан» подписание исторического Соглашения об ассоциации с ЕС приветствовали. Оно открывает путь на европейский рынок. Однако в «Богдан» признают, что без мирового инвестора им не удастся выпустить автомобили для поставок в ЕС. И такой партнер у корпорации уже есть – это китайская компания JAC.
Именно ее автомобили «Богдан» готов выпускать для рынка ЕС. Но здесь отдают себе отчет, что произойдет это не сразу, а с теченим какого-то времени. В любом случае «Богдан» продолжает сотрудничество с JAC.
Менее оптимистичны были в корпорации «УкрАвто» (управляет заводом «ЗАЗ»). По словам пресс-секретаря Дмитрия Скляренко, автомобили отечественного производства окажутся в более сложных конкурентных условиях. К сожалению, снятие таможенных ограничений на перемещение товара, еще не означает, что наш товар, в том числе автомобили, получат преимущество на европейском рынке, кроме жесткого технического регламента, украинский производитель, во-первых, находится в неравных условиях на финансовом рынке. Для украинских производителей стоимость кредитных ресурсов в Украине в разы выше, чем в Европе. Во-вторых, в Украине и Европе совершенно неравные инвестиционные и производственные условия деятельности предприятий.
Поэтому мы ожидаем от правительства принятия незамедлительных мер по изменению государственной экономической политики, в результате которой не только будут ликвидированы барьеры на пути перемещения товара, из Европы в Украину, но и созданы равные финансовые и экономические условия для производства этого товара.
При призыве соблюдать «равные и честные конкурентные условия», все страны Европы, особенно восточноевропейские государства в своем законодательстве имеют целый арсенал инструментов государственной поддержки промышленности, привлечения и защите инвестиций, который позволяет существенно снизить затраты на создание новых мощностей и, главное, удешевить производимую продукцию до 10-12% по сравнению с украинской продукцией. А учетом стоимости кредитных ресурсов это все 20%.
В существующих условиях экономической политики Украины, сама по себе автомобильная промышленность Украины, как и все машиностроение, осуществлять свою деятельность, а тем более, развиваться и инвестировать не сможет и надеяться, что инвестиции и иностранные партнеры придут в Украину сами по себе, только потому, что мы создадим очередную зону свободной торговли и снова обвалим пошлины, это утопия. Без создания благоприятных условий для деятельности производственных предприятий, интереса осуществления инвестиций и гарантии их защиты, либеральной финансовой системы, стабильности национального законодательства - это невозможно.
Резюме: Наши эксперты довольно четко высказали свое виденье. Можно констатировать, что в ближайшее время цены на автомобили не изменятся, притом как на новые, так и на б\у. И украинские автопроизводители не завалят своими автомобилями рынок ЕС. Для этого еще много нужно сделать.
Автоконсалтинг
|