02 марта 2023 | 13:06 , Олег Ельцов. ТЕМА
К годовщине вторжения трэвэл-журналист Дмитрий Комаров выдал двухсерийную киноэпохалку "Год". Посмотрел внимательно: длинное унылое кино.
Во многих отношениях фильм уникальный. Прежде всего – по степени доступа к телам носителей топ-информации. Кто еще кроме Комарова имел возможность общаться с Зеленским, Залужным, Резниковым и пр. и пр.? Мечтают все, но не всем позволяют. Дима получил картбланш. Его катает на суперсекретной технике командующий ПВО, он общается с начгенштаба в самом что ни на есть "логове"... Правда, положа руку на сердце, всем, и врагу в том числе, известно месторасположение бункера ГШ ЗСУ. Ведь строилось убежище в советские времена и способно выдержать ядерный удар. Кстати, совместный бункер Офиса Президента (ЦК КП УССР) и КМУ строился тогда же и по всем нормативам он еще крепче Генштабовского.
Комаров начинает фильм со встречи с Зеленским в его кабинете, а зрителю рассказывают что сразу после начала войны вождь нации отправился сюда, на рабочее место, но не говорят куда. У зрителя естественно возникает представление, что речь идет о всем известном здании против Дома с химерами. Но в действительности Зеленский и все топ-чиновники находились намного метров под землей – вернее под слоями бетона и металла. То есть нас с самого начала вводят в заблуждение. Причем без должных на то оснований. Враг и все, кто хоть чуть в теме, прекрасно знают, что президент не мог сидеть и не сидел в своем кабинете на улице Банковой.
Конечно, бабушка в глухом хуторе, которая вдруг посмотрит этот фильм, услышав про Диму Комарова, наверное поверит. Но бабушек нехорошо обманывать, Дима. И в данном случае – бессмысленно.
Вообще, Комарову может позавидовать Оливер Стоун: такой степени доступа ВЕЗДЕ, да еще в воюющей стране, не было ни у кого. И что на выходе? Унылое кино... Добро на такую обойму эксклюзивов мог дать лишь кто-то из первых лиц державы, возможно, самое первое. Как иначе объяснить две слишком длинных съемки с Зеленским? Сначала – то ли в ОП, то ли в бункере. Вторая – бесконечный разговор ни о чем в вагоне поезда, который по всем признакам никуда не ехал: полное отсутствие интершумов, непоколебимая шторка на окне и штиль в чайных стаканах.
Что на экране? Абсолютный наивняк. Вопрос: что сказал Зеленский супруге, отправляясь на службу из дома в первый день войны; запредельный восторг от президентского героизма (глаза выдают усталость); повторный восторг от демонстрации кроватки, в которой спал вождь нации. Перед журналистом – первое лицо державы, носитель суперсекретной и чертовски интересной информации: я не слышу ярких вопросов, Дима! Где собственно информация, пусть даже щедро разбавленная пиаром? Это точно то место и тот человек, в гардеробе которого следует копаться на камеру? Да, таблоиды это оценят, думающий читатель – нет. Все это слишком, слишком пошло, рассчитано на очень непритязательного зрителя. Ну ладно, если уж так хочется чего-то "личного" в сюжете – распроси про распорядок дня, поинтересуйся секретом прекрасной физической формы лидера воюющей страны, наличием фитнес-зала в бункере, увлечением настольным теннисом, сколько времени в день проводит за теннисным столом с Арахамией? Давай эксклюзивы, Дима! А если не знаешь о чем спросить – просто сокращай хронометраж.
Едем дальше – теперь в поезде. Проводница с чайком и текстом, начитанным словно в бюджетном сериале то ли про "Слугу народа", то ли про железнодорожников. Далее журналист сидит один-на-один с президентом. О чем они говорят? Да ни о чем. Сплошной восторг от журналиста, сплошные тривиальности от президента. Кто вам сценарий писал, ребята?... Не одними братьями Шиферами и Сергеями Лещенко богата земля украинская – есть толковые сценаристы, продюссеры, журналисты... Почему, собственно, выбор пал на Дмитрия Комарова? Потому что он популярен у определенной категории зрителей, которые вряд ли за всю жизнь выезжали дальше райцентра? Этого мало.
Я люблю путешествовать примерно в том же формате, что и Комаров, понимаю что и как происходит в тех местах, где Дима снимает свои бесконечные сюжеты. Я их видел, но ни разу не досмотрел до конца. Это очень наивно, рассчитано на самого нетребовательного зрителя. Много эмоций – мало мыслей и информации. Этот подростково-пенсионный стиль, вероятно, способствует популярности среди широких народных масс. Но "узкие народные массы" этого не оценят.
Впрочем, не имею права и желания указывать как вести медиатурбизнес. Мучит один вопрос: почему автором "фильма N1" избран Дмитрий Комаров? Кто принимал решение? Потрачен грандиозный государственный ресурс (встречи с военными и государственными топ-чиновниками, сопровождение и охрана силами ВСУ, возможно оплата услуг продюссерской структуры Комарова) – каков результат? Унылое кино.
Ничего яркого на годовщину войны в медиапространстве не появилось. Очевидно эту роль отводили фильму Комарова. Но место осталось незанятым. Народ год терпит неимоверные страдания, покоряет все пределы героизма и самопожертвования, а в итоге скорбная дата отмечена одним унылом кино в двух сериях.
Почему нельзя было поручить это дело профессионалам? Вы хотите про войну как она есть? Первый, кто приходит на память – Андрей Цаплиенко. Журналист с безупречной репутацией, огромным телеопытом, проектами из горячих точек по всему миру. Отмечен многими телепризами в области экстремальной журналистики, а не в трэвел-блогерстве, чем фактически является творчество Комарова.
Хотите "задеть за живое", выдавить слезу и вывернуть душу? Обратитесь к Ольге Герасимюк – телепрофи с грандиозным опытом и достижениями. Хотите все вместе – и правду войны, и картину страданий? Думаю, кинодуэт Цаплиенко-Герасимюк выдал бы такой продукт, от которого зашатались бы пьедесталы мировых кино-телефестивалей. А это ведь не просто документалистика, но и пропаганда, и работа с западными налогоплательщиками, которые фактически финансируют наше сопротивление в этой ужасной войне...
Только не подумайте, что этими двумя именами ограничиваются творческие возможности нашей страны по созданию достойной ленты про год войны многострадального народа. Талантов и профессионалов – через край. На фронте бьют врага бойцы "Группы кино" – золотой кадровый состав нашего кинематографа. Чего стоит один лишь Сергей Михальчук – оператор мирового уровня, который даже на боевые задания ходит с комплектом телеаппаратуры. А командует подразделением матерый кинопродюссер. Скажите, почему им не поставили задачу рассказать правду про год войны, а путешественнику Комарову открывают самые секретные двери, с ним общаются самые занятые чиновники?
Что-то пошло не так... Все эти унылые телемарафоны и кинопотуги Комарова – свидетельство неспособности власти принимать эффективные решения. Хочется надеяться, что этот непрофессионализм ограничивается кино-теле сферой.
Такое послевкусие от кинобрака, нет – унылого кино Димы Комарова, популярного в народе телепутешественика. И все.