ТЕМА

Терминал с криминалом

01 февраля 2007 | 13:59 , ОЛЕГ ЕЛЬЦОВ

«Украинская правда» сообщает, что Верховный суд удовлетворил кассацию генпрокурора Медведько, оставив VIP-терминал «С» аэропорта «Борисполь» в собственности государства. Но вряд ли это станет окончанием боев вокруг «жирного» аэропортного сооружения. В этой связи напомним читателям всю поднаготную прав собственности на спорное сооружение. Мы публикуем статью, вышедшую 7 лет назад в одном малоизвестном журнале и ныне не утратившую актуальность для следствия.


  Казалось бы: все что связано с авиацией, явялет некое таинство, круто замешаное на романтике высшей пробы.  Грациозно взмывающие белокрылые громадины, суровые пилоты в окружении длинноногих стюардес, бесплатно наливаемый в полете коньяк, наконец. А еще разноязычная толпа прибывающих-прилетающих, встречающие с шуршащими целофаном букетами в ожидании долгожданных и любимых, которые томятся по ту сторону терминала.

Это на первый взглд человека непосвященного. Но ведь авиация это еще и сложнейший технологический комплекс, это до мелочей отлаженный    механизм, в котором задействованы тысячи людей, ни один из которых не имеет права на ошибку.

Авиация - весьма дорогая отрасль. Здесь вращаются миллионы и миллиарды долларов, гривен, рублей. Здесь замешаны интересы гигантских концернов. Авиация, в конце-концов всегда являлась показателем уровня технической культуры и цивилизованности нации.

Аэропорт Борисполь в этом плане показательный. Воздушные ворота державы - украинский международный аэропорт №1. В Минтрансе и авиадепартаменте вынашивают наполеоновские планы превращения Борисполя в хаб - не просто воздушный порт, а центр стыковок авиарейсов с разных концов света. С 1994 года здесь реализуют многомилионный проект строительства современнейшей взлетно-посадочной полосы, которая сегодня ведется с участием Daimler-Benz Aerospace AG.

За годы независимости лицо аэропорта заметно изменилось в лучшую сторону, облагообразилось. Чего стоит только терминал С, обслуживающий высокопоставленных и небедных персон. Злые языки поговаривают, что одна только дверь в терминале стоит 31 тысячу долларов. Можем! Чтоб не сложилось у всяких там заезжих президентов-нефтяных магнатов впечатления об Украине как стране второго сорта. Любопытно, как же в столь непростые для Родины времена руководству аэропорта удается добиваться столь значительных успехов. Или, говоря точнее: за чей счет? Мы поможем читателю разобраться в этом вопросе.

Евсей Леонидович Салман ступил на землю независимой Украины в июле 1992 года. Зачаточное состояние местного капиталистического рынка открывало широкие перспективы для предприимчивых людей. Евсей Леонидович решил перво-наперво удовлетворить тягу независимых украинцев к сладкой капиталистической жизни путем поставок оптовых партий шоколада. Закупать продукт предполагалось в США, а продавать - в Киеве. Без партнеров работать сложно. Евсей Салман учреждает фирму Басов трейдинг, одним из соучредителей которой становится Игорь Васильевич Вербицкий, который с той поры успешно совмещает свою частно-предпринимательскую деятельность с работой в должности замгендиректора Государственного международного аэропорта Борисполь по особо важным перевозкам.

В дружественных и деловых беседах с Вербицким Евсей Леонидович ос всей основательностью изучал возможности транспортировки шоколада из США в Украину, знакомился со структурой аэропорта. И как-то вдруг пришел к выводу, что на территории Борисполя можно весьма успешно и прибыльно заниматься бизнесом по приему и обслуживания прибывающе-убывающих VIP (особо важных персон).

Тот кто помнит состояние аэропорта Борисполь на период 1992 года должен признать, что идея израильского коммерсанта была совсем не оригинальна. Ведь Борисполь образца 1992 года по общепринятым меркам не тянул даже на заштатный аэропортишко, не то что на международные ворота европейской державы. Предвкушая капиталистическую добычу Евсей Леонидович поделился своими подозрениями с г-ном Вербицким. На что тот ответил: надо обкашлить вопрос с гендиректором ГМА Борисполь Николаем Шматко.

Вскоре руководящие лица аэропорта пришли к консенсусу, но прежде чем открыть г-ну Салману свелый путь к обогащению предложили организовать бортовое питание на рейсах компании Международные авиалинии Украины. Через своих партнеров в Германии и США израильтянин выполнил поставленную задачу. Впрочем, в результате понес одни убытки. Что не удержало его от дальнейших попыток открыть в Борисполе пристойный VIP-зал. Да тут еще один пристойный заказ удалось подцепить. Салману следовало провести реконструкцию первого этажа зала официальных делегаций. Выступая в роли генподрядчика ГМА Борисполь, Евсей Салман с честью выполнил поставленную задачу. Лишь после этого ему было выделено 72 квадратных метра площадей здания аэропорта под создание VIP-системы. Куратором создаваемой службы со стороны ГМА Борисполь был назначен Игорь Вербицкий.

Для реализации проекта было учреждено АОЗТ Атташе, соучредителями которого стали Басов Трейдинг, в состав учредителей которой входили Салман и Вербицкий (98%) а также компания Содействие (2%), которая была предложена в соучредители Вербицким. Я бесприкословно подчинился. - вспоминает Салман - Потому что понимал, что вся моя дальнейшая коммерческая деятельность в аэропорту будет зависеть от него и от Шматко, интересы которого представлял Вербицкий. Все указания, которые в дальнейшем мне давал Вербицкий по строительству, проведению финансово-хозяйственной деятельности АОЗТ Атташе, а также необходимости передачи наличных валютных средств, оплаты других услуг, он делал от имени Шматко. Я и созданное мною АОЗТ Атташе были использованы для личного обогащения гендиректора ГМА Борисполь Шматко и его заместителя Вербицкого. - делает весьма резкий вывод Салман.

Не правда ли - рискованное заявление. А факты?! - весьма резонно потребовали мы у собеседника. А в ответ услышали следующее.

Расчет Салмана оказался верен - обслуживание VIP-зала весьма скоро начало приносить пристойные прибыли. Едва это случилось, как от руководства ГМА Борисполь поступила просьба провести ремонт личной квартиры Шматко - силами и средствами предпринимателя Евсея Салмана. Вы догадались: г-н Шматко не услышал принципиального нет! В 1993 году в одной из квартир на улице Киото, где проживает Николай Шматко, развернулся грандиозный ремонт. Рабочие АОЗТ Атташе весело с огоньком за три с половиной месяца выполнили 100-процентный евроремонт жилища. Полностью заменили сантехнику, постелили паркет, установили новые двери, заново проложили электропроводку, настелили мягкое покрытие, заменили кафель и прочее - вобщем полный евронабор для новых украинцев.

Перечень и стоимость затраченых материалов при проведении ремонта

семьи шматко

наименование

цена, $

(по курсу НБУ)

стоимость работ,$

(по курсу НБУ)

Ванная (импортная)

600

300

Унитаз (импортный)

250

100

Умывальник для ванной (имп)

200

50

Умывальник для кухни (имп)

150

50

Сантехнические трубы

50

600

стиральная машина

 

100

двери внутренние - 5шт

600

200

двери входные бронированные

450

150

плитка

1200

400

соединения сантехнические

600

1000

паркет

1200

400

краска, обои, лаки, пр

1800

1000

электроарматура, люстры

700

500

гидроизоляция кваритры

300

300

дополнительные столярные работы

500

400

уборка и вывоз мусора

 

600

плинтусы

500

200

кухонный уголок

600

 

инструменты

1927DM

 

транспортные расходы

800

 

карнизы - 3 шт.

200

 

Жалюзи

150

 

ИТОГО

$10850

$6350

 В Израиле так не принято делать бизнес - все чаще говорил себе Салман и даже начинал высказывать эти мысли вслух. В ответ под угрозами лишить добропорядочного сына еврейского народа вида на жительство в благодатной Украине, Вербицкий предложил Салману раскошелиться на мебель, дабы квартира гендиректора Шматко выглядела не хуже VIP-зала возглавляемого им аэропорта. Я воспринял это как реальные угрозы, так как Вербицкий неоднократно заявлял в присутствии сотрудников Атташе и моей жены, что он является генералом СБ Украины - вспоминает Салман.

Да будет Вам, - попытался автор успокоить телефонного визави. - На дворе поди не 37-й год. Да и какое, собственно право имеет то ли настоящий то ли фальшивый эсбэушный начальник требовать от иностранца обустраивать семейное гнездышко начальника авиационного? По крайней мере автор не мог припомнить статьи чтимого им уголовного кодекса, который обязывает простых смертных исполнять любой каприз представителя карающего органа. Быть может у генерала (?) Вербицкого или его руководства иное видение проблемы? Хотелось бы, чтобы они изложили свои взгляды на страницах нашего журнала. Ну а в случае, если Вербицкий все же фальшивый генерал интересно было бы узнать какие виды имеют на него представители славной спецслужбы, а также органы прокуратуры и прочих правоохранительных ведомств.

Но очевидно, слишком глубоко в генах таится страх перед карательными органами у сына многострадального еврейского народа  Евсея Салмана. 12 октября 1993 года он совместно с водителем АОЗТ Атташе Гончаренко заехал на квартиру Шматко, откуда они отправились уже в компании с супругой гендиректора Борисполя по киевским магазинам. Как выяснилось вскоре, Светлана Григорьевна Шматко обладает неплохим вкусом и ... непомерными аппетитами. Хранительница очага супругов Шматко остановила свой выбор на мебели, представленной фирмой Серго, чей магазин располагался в вестибюле кинотеатра Киев (извините за ненавязчивую рекламу фирмы Серго). Евсей Салман повел себя не совсем по-джентельменски. Хотя он и не отказал в покупке приглянувшихся Светлане Григорьевне товаров, тем не менее этот скупой рыцарь составил полный список покупок, оплаченых из его кармана.

перечень и стоимость товаровприобретенных

в магазине серго для семьи шматко

Наименование

стоимость, $ (по курсу НБУ)

ковровое покрытие, 24 м2

160

гардероб черный

112

мягкий уголок Белла

1940

шкаф раздвижной Бомбей

1120

стенка-горка Орион

1500

Приплюсовав сюда же стоимость доставки и сборки мебели Евсей Леонидович вывел общую неутешительную для него сумму: 5000 долларов США.

Вобщем, славянский мир не меняется: здесь по-прежнему берут борзыми щенками, а также мебелью, стройматериалами и бесплатной рабочей силой.

Дальше-больше. Евсей Салман рассказывает: 18 декабря 1994 года я находился в служебной коммандировке в Германии в городе Карлсруэ. Я позвонил из гостиницы в Киев Вербицкому и поинтересовался как движется строительство VIP-терминала в аэропорту. Веорбицкий мне ответил, что прогресс в строительстве зависит только от меня и ... качественного отдыха гендиректора Шматко и его семьи в Израиле. Вербицкий поручил мне организовать и оплатить их отдых.

Из последних финансовых сил Салман позвонил в Хайфу к представителю турфирмы Кармен туринг кампани Якову Семятичу и попросил сделать хорошо главе семьи Шматко, его супруге, а также внучке. В ночь на 23 декабря 1994 года трое Шматко прибыли в Хайфу, а 4 января 1995 загоревшие и окрепшие убыли на родину. В аэропорту их торжественно встречали-провожали Яков Смятич с переводчицей. По ходу встречи Николай Шматко имел возможность в качестве клиента ознакомиться с уровнем сервиса, предлагаемым VIP-службой аэропорта Хайфа, за что турфирма заплатила 537 шекелей (178 долларов), включая 17% НДС. Пребывание в различных израильских гостинницах также обошлось г-ну Салману в копеечку, а вернее в весомый израильский шекель. Чтобы читателю был понятнее масштаб сумм, переведем гостиничные расходы Шматко-Салмана в эквивалент наиболее распространенных в Украине денежных знаков. Итак, гостиничный отдых семейства Шматко стоил 4853 доллара. К этому приплюсуем 154 доллара за медицинскую страховку, 1250 долларов за гида, 851 доллар 82 цента - за сувениры. Хотя, признаться, скаредность господина Салмана, который и через пять лет помнит сумму понесеных убытков до цента несколько удивляет. Учитесь жить шире, красивее, Евсей Леонидович - как это делает г-н Шматко! А Евсей Салман через спазмы продолжал приводить все новые суммы: за туристический маршрут, переводчика, питание, билеты на атракционы и в исторические места было уплачено 3676 шекелей и 52 агорота (или 1213 долларов 73 цента), включая НДС 17%. На круг вышло 8500 долларов.

Впрочем, у гендиректора такого большого и бурноразвивающегося предприятия как ГМА Борисполь слишком напряженные трудовые будни. Он должен как следует восстанавливать силы, отданные укреплению воздушных ворот страны. Поэтому помимо отдыха в Израиле в том же году он с семьей успел побывать в морском круизе по Средиземноморью, как вы догадались за счет Салмана. То есть на средства АОЗТ Атташе.

Вы, заметили, читатель, что те многочисленные блага, которыми одаривал г-на Шматко и его близких израильский коммерсант, становились возможными благодаря непосредственному содействию то ли генерала, то ли не очень Вербицкого. Просто какой-то добрый демон с генеральскими лампасами, который бескорыстно служит на пользу своего шефа. Впрочем, ничто человеческое не чуждо ни заместителям генеральных директоров ни генералам СБУ.

Евсей Салман рассказывает: 24 ноября я вместе с Вербицким находился в служебной командировке в Лондоне. В гостинице Сентджилис я оплатил по его требованию телефонные переговоры на сумму 138 фунтов 13 пенсов, а его проживание оплатила по безналичному расчету фирма Содействие Ко ЛТД из Донецка.

Пребывание Вербицкого в гостинице РИО города Карлсруэ в Германии 29, 30 сентября 1994 года я оплатил наличной суммой 595 немецких марок и 40 пфенингов. В феврале 1995 года я по требованию Вербицкого купил в магазине Ролекс (Карлсруэ, Германия) наручные часы с перламутровым циферблатом, номерные, которые передал Вербицкому в его служебном кабинете аэропорта Борисполь.

18 ноября 1995 года я оплачивал счета за проживание Вербицкого и его сожительницы Елены Малецкой в гостинице Амбассадор (Карлсруэ, Германия).

А в 1995 году, отдавая себе отчет в том, что успех моего бизнеса полностью зависит от Игоря Вербицкого, я организовал и оплатил из личных средств и средств АОЗТ Атташе строительство для него двухэтажного гаража. На строительстве были заняты три сотрудника Аташе. Стройка стоила Салману 2500 долларов.

Читатель, очевидно, с замиранием сердца следит за развитием отношений между израильским коммерсантом и руководителями крупного госпредприятия авиаотрасли Украины и ждет: когда же наконец прозвучит упоминание о совершенно конкретных долларах, а не абстрактных круизах, ремонтах, мебели, часах и гостиничных номерах? Верно, читатель, случались такие эпизоды в жизни Евсея Салмана.

22 марта 1993 года в соответствие с договором-контрактом между Борисполем и Атташе завершилась первая стадия реконструкции зала официальных делегаций на сумму 78 тысяч немецких марок. Вот тут-то по свидетельству Салмана и прозвучала ключевая фраза, произнесенная набившим читателю оскомину г-ном Вербицким. Он заявил, что если Евсей Салман хочет заниматься коммерческой деятельностью на территории бориспольского авиапредприятия (которое проплатило стоимость выполненных работ на счет фирмы Зенгер+Кюмблер в Карлсруэ) и дальше, он должен передать Вербицкому 40 тысяч дойчмарок. На что Салман со всей решительностью, на какую способен израильский коммерсант заявил, что это явное вымагательство со стороны Вербицкого. На это резонное замечание собеседник лишь заявил, что если он собирается и дальше работать в аэропорту Борисполь,  в частности по обслуживанию VIP-клиентуры, то деньги должны быть выплачены.

Вы уже догадываетесь финал этой истории: в номере гостиницы Амбассадор Салман вручил при дух партнерах-свидетелях 13 тысяч долларов и 20 тысяч дойчмарок Игорю Вербицкому.

Уже через несколько месяцев после этого Вербицкий предложил Салману заняться второй очередью реконструкции зала официальных делегаций. На что истощенный процессом предоставления взяток Салман ответил отказом. В свою очередь г-н Вербицкий со знанием дела пообещал финансово уничтожить израильского коммерсанта, которому так недешево обходились близкие отношения с украинским партнером.

Евсей Леонидович вынужден был согласиться и подписать новый контракт на сумму 126 долларов и 120 тысяч марок. За этим последовала уже привычная передача суммы в личное пользование Вербицкому. Это случилось в гостинице Арабелла 26 сентября 1994 года в Германии. На этот раз Салман оказался в компании с Вербицким и Малецкой, неофициальной спутницей жизни последнего, с важной миссией просмотра матча Динамо-Бавария. Вербицкий ни чуть не смутившись вновь принимает взятку в 60 тысяч дойчмарок в присутствии германских партнеров Салмана.

Впринципе, по наблюдениям Евсея Леонидовича, Вербицкий брал и стяжал как-то легко и неприкрыто, это у него всякий раз происходило весьма естественно. Что, очевидно, указывало на то, что эта его деятельность не составляла секрета для окружения. Только в одном случае донор израильского коммерсанта явно переволновался.  Это случилось в 1994 году, когда Атташе после начала строительства терминала VIP получило кредит Проминвестбанка на сумму 936 тысяч долларов. Очевидно, Вербицкий посчитал, что кредитовалось не строительство зала, а его личное благосостояние и потребовал выдачи 150 тысяч дойчмарок. Салман заявил, что больше 78 тысяч выдать не сможет - все деньги пущены в строительство. И замдиректора согласился. Снова Германия, Амбасадор, наличная валюта. Но на это раз без свидетелей, к тому же Вербицкий настоятельно просил Салмана, чтобы тот не сообщал о предоставлении вспомоществования ни Шматко ни работникам Проминвестбанка. В уголовном мире такое деяние то ли генерала СБУ, то ли замгендиректора называется крысятничеством.

Вобщем, как вы отметили, зарабатывание украинским чиновничеством корочки хлеба насущного выглядит довольно рутинно, уныло - всякий раз то же самое: гостиницы, валюта... Не будем затягивать эту бесконечную повесть. Заметим лишь, что по словам Евсея Салмана всякий раз подписание Николаем Шматко подрядов на проведение работ по реконструкции зала официальных делегаций сопровождалось вручением неких денежных сумм Вербицкому по схеме, описаной выше.

В 1995 году дела Салмана пошли в гору. Зал по обслуживанию особо важных персон заработал в полную силу. Появились реальные прибыли. И тут последовало предложение от Вербицкого ввести в число фирм, получающих прибыли от эксплуатации VIP-зала дополнительную коммерческую структуру, автоматически уменьшив участие собственно Салмана. К этому добавлсялся еще ряд требований, среди которых были и такое: предоставление права бесплатно обслуживаться в баре VIP-зала Шматко и Вербицкому. Когда Салман ответил отказом, началась настоящая война с отключением воды, электричества и прочее. Отбирать у Вербицкого BMW, пренадлежащее Атташе, которое в свое время предоставил ему покататься Салман, пришлось с помощью сотрудника линейного отделения милиции.

После этого случая Шматко и Вербицкий вконец осердчали. Вы очевидно, угадали на чьей стороне была сила: Атташе сошло со сцены, а его место заняло загадачное ООО Гриф, в соучредителях которого значился, между прочим, Александр Николаевич Писанко, расстреляный киллером в Днепропетровске 20 июля 1997 года. Но это уже другая история.


От себя добавим: ни один из служащих ГМА Борисполь, упомянутых в статье,  не был привлечен к уголовной или иной ответственности. Евсей Салман вынужден был съехать в Израиль, Роман Леонов фигурировал в деле о мошеничестве.

 

Читать также: Медведько поки залишив термінал для VIPів

  

Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Reuters

Гватемала | Пассажиры автобуса, едущего по одной из столичных улиц, подверглись нападению банды грабителей. В ограблении вместе с тремя мужчинами принимала участие женщина. После того, как попытка ограбления не удалась, пассажиры догнали женщину и устроили над ней самосуд. Алехандра Мария Торрес была раздета, избита, её облили бензином и попытались сжечь, чему помешала подоспевшая к этому месту полиция и пожарные. Торрес была арестована, трое её подельников убежали еще до приезда полиции. Всего в этом году на улицах гвательмальских городов линчеванию подверглись 219 человек, 45 из которых скончались.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: