ТЕМА

Корея: войны не будет

22 апреля 2013 | 08:32

Обе Кореи в отношениях друг с другом являются специфическими странами-ньюсмейкерами, причем сообщения, приходящие оттуда, с интервалом в несколько лет меняются диаметрально: то обе страны вдруг заявляют об очередном «историческом» прорыве в деле объединения, то, наоборот, с радикальной риторикой начинают готовиться к войне. И хотя такая смена настроений продолжается уже лет тридцать, все равно каждый раз находятся люди, воспринимающие эту риторику за чистую монету.


 

Попался на нее даже Нобелевский комитет, присвоив премию мира южнокорейскому президенту Ким Дэ Чжуну за встречу с лидером севера Ким Чен Иром

Отступая от темы, зададимся вопросом, почему не вручили такой же премии и Ким Чен Иру за встречу с Ким Дэ Чжуном, как ее дали в свое время Рабину с Арафатом - тоже ведь в принципе не ангелам. Надо полагать, нобелевская лекция товарища Ким Чен Ира не имела бы аналогов за все время существования этой международной премии. Как бы там ни было, все подписанные в то время декларации сейчас потеряли весь свой смысл - обе части Кореи демонстративно готовятся к войне.

Север демонстрирует засекреченное ранее оружие (в частности, самоходные орудия «Капсан»), проводит мобилизацию и уже предложил свои услуги для эвакуации иностранных посольств из Пхеньяна.

Ожидается, что к 15 апреля - годовщине со дня рождения основателя страны Ким Ир Сена - здесь будет произведен очередной ядерный взрыв, или же какая-нибудь другая акция, призванная продемонстрировать серьезность намерений.

Юг проводит совместные с Америкой маневры, и на его территорию прибыли американские бомбардировщики, способные нести атомные бомбы

То есть, казалось бы, война неизбежна, в чем нас пытаются убедить падкие до сенсаций журналисты и информационные агентства.

Но мы ведь помним, что такое же противостояние было и три, и десять, и двадцать лет назад, и окончилось ничем. Но если война не начинается, значит, кто-то заинтересован в том, чтобы превратить военные приготовления в некую игру на публику, в серьезность которой посвященные люди не очень-то и верят. А если посмотреть внимательно, то окажется, что все стороны конфликта получают определенные бонусы от эскалации противостояния, и при этом заинтересованы в том, чтобы военные действия не перешли в горячую фазу.

Итак, посмотрим, кто выигрывает от такой бесконечной нестабильности.

В первую очередь это, конечно, Северная Корея, которая вообще превратила атомное оружие в хороший источник доходов. Каждый атомный взрыв или запуск спутника - это отличный способ напомнить о себе.

Такое напоминание имеет в свою очередь двоякую цель. Политические плюсы заключаются в том, что КНДР позиционирует себя, как страну, с которой нужно считаться. В мире достаточно много бедных стран, до которых никому нет дела, но вот бедная страна с атомной бомбой - это удивительное исключение, и даже самым продвинутым странам приходится как-то реагировать на шаги Пхеньяна. Причем, реагировать приходится специфическим образом. Ведь никакие санкции Северной Корее особо не страшны: она привыкла существовать в постоянной блокаде, ограничиваясь лишь экономическими связями со своим главным союзником - Китаем.

Но Корею можно попросить прекратить бряцание оружием, предоставив ей некие материальные блага

Эта практика была начата еще Биллом Клинтоном, поставлявшим в КНДР мазут в обмен на отказ Пхеньяна от строительства атомной электростанции, а сейчас она отточена до тонкостей. Не говоря о том, что сейчас на юге ушел в отставку крайне консервативный президент Ли Мен Бак, занимавший жесткую позицию относительно Севера, а новые власти в Сеуле не против возобновить финансирование своего соседа, лишь бы он только не очень сильно бушевал.

Можно даже предполагать, что мы увидим некоторое возвращение Сеула к бывшей «политике солнечного тепла», подразумевавшей экономическую поддержку Севера, связанную с уменьшением изоляции этой страны. Параллельно еще один бонус от военного психоза получает молодой руководитель КНДР Ким Чен Ын.

Стоит сказать, что десятилетиями граждан страны приучали к мысли, что настоящий вождь должен быть обязательно пожилым. Тридцатилетний Ким Чен Ын, конечно, не сможет добавить себе возраста, но может компенсировать этот недостаток, продемонстрировав решительность.

На последнем пленуме ЦК Трудовой партии ее лидер, кстати, уже объявил неначатую войну победно завершенной. «Наши сверхжесткие меры ввергли врагов в страх и трепет, и они, не осмеливаясь первыми открыть огонь, просто теряют голову» - сказал в частности он. Конечно, идея превратить юг полуострова в «море огня», как это поэтически обещают северокорейские генералы, утопична по своей сути: слишком несравнимы силы двух Корей, за одной из которых стоит могущественный военный потенциал США.

Но с другой стороны, ведь это и не нужно - крупнокалиберные орудия севера вполне достанут до предместий Сеула, сразу же отбив у руководства этой страны любое желание продолжать наступательные действия.

При этом в Сеуле тоже есть кому порадоваться ухудшению отношений между государствами. В первую очередь, речь идет о большом клане военных, ранее безраздельно правивших этой страной, а ныне значительно утративших свои бывшие привилегии. Для них подготовка к войне - отличный способ доказать свою нужность.

Для этого необходимо только демонстративно воспринимать северокорейские угрозы всерьез. И также показательно готовиться к войне, в душе надеясь ее избежать. Ведь военные лишь исполняют политические решения, а политики крайне не заинтересованы в войне.

Теоретически, хоть и с большими потерями, но Юг может оккупировать Север, но что с ним делать тогда? Как адаптировать двадцать миллионов соотечественников к совершенно иному обществу? Ведь воссоединение Кореи, за которое на словах в обоих корейских государствах ратуют все, станет катастрофой для южнокорейской власти и экономики. Это достаточно хорошо понимают руководители Южной Кореи, но вряд ли кто-то из них сознается в этом публично, - избиратели не поддержат.

Поэтому тактика южнокорейских властей в отношениях с Севером сводится к тому, чтобы демонстрировать своим согражданам какой-то бесконечный «прогресс» и очередные «прорывы» в деле объединения, но делая все, чтобы как можно дольше оттягивать реальную интеграцию.

И этого снова-таки можно добиться только возвращением «политики солнечного тепла»: материальная помощь Северу - это гарантия того, что пока что никакого объединения не будет. В принципе, исключительно теоретически можно предположить, что когда-то Корея объединится (и скорее всего, это будет напоминать не объединение Германии, а интеграцию Гонконга и Китая), но до этого времени мы будем свидетелями бесконечного процесса обострений и нормализаций отношений между двумя частями полуострова, которые, впрочем, никогда не перейдут в фазу крупномасштабной войны.

Николай Полищук
Эксперт по вопросам Южной и Северной Кореи

 



комментарии [1]

23.04.2013 06:21     Матама Для тих, хто сумнівається - північ виграли рускі, а південь програли американці. Ще хтось вагається куди нам рухатись.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: