ТЕМА

"Орлы" Луценко

08 ноября 2005 | 14:32

Проверки МВД показали, что каждый год милиция пытает до полумиллиона граждан. С приходом новой власти ничего не изменилось. Сенсационные данные по «незаконному насилию» в украинских правоохранительных органах привели недавно сами милиционеры. Отнюдь не тонкое издание социологических исследований с предисловием главы МВД Юрия Луценко на днях презентовали в Харьковском национальном университете внутренних дел.


На мучителей охотились ночью

Несколько лет изучавшие вопрос правоохранители и правозащитники, ученые и оперативные работники за деньги Евросоюза подсчитали масштабы милицейского насилия над украинцами. Результаты социологических исследований обнаруживают тенденцию, о которой заявил на презентации представитель министра внутренних дел Александр Сирота.

За семь месяцев работы в этой должности с жалобами на действия местной милиции ко мне обратилось более тысячи человек, - подсчитал Сирота. - Людей приходится принимать до четырех-пяти часов утра столько желающих попасть к представителю Луценко. Но если в первые пару месяцев приходили за справедливостью люди, обиженные прежней властью, то сейчас жалуются уже на работу новой. Много нареканий на задержания несовершеннолетних, удерживание их в ночное время или свыше трех часов. Жалуются обращающиеся и на пытки работниками милиции, самые распространенные из которых прижигание сигаретами.

Чтобы застать мучителей врасплох, созданные при участии департамента внутренней безопасности мобильные группы без предупреждения приезжали в райотделы милиции и проверяли, что там делают с задержанными гражданами. Картина оказалась шокирующей.

Насилию со стороны милиции подвергаются 65% задержанных, попадающих в следственный изолятор. 36% составляет вероятность применения незаконных методов в отношении граждан при доставке в отделение милиции. Задержание и обыск на улице работниками патрульно-постовой службы дает украинцам 31% вероятности избиения или другого проявления насилия, то есть милицейская расправа угрожает каждому третьему! И даже вызов в отделение в качестве свидетеля заканчивается пытками в восьми случаях из ста.

В ходе социологических опросов выяснилось, что только за последний год при задержании и доставке в милицию жертвами жестокого обращения и истязаний стали 486 тысяч человек. Увечья и тяжкие телесные повреждения вплоть до инвалидности получили «стараниями» родной милиции, которая «нас бережет», 56 тысяч человек, и это только во время задержания и доставки! Около 94 тысяч человек испытали на себе пытки, 56 тысяч избиения и унижения сокамерниками по указанию работников милиции. Еще 262 тысячи украинцев подверглись незаконному психическому насилию и шантажу, около полумиллиона респондентов признались в запугивании и угрозах со стороны милиции, в том числе и в отношении своих близких.

«Слоник» для чемпиона мира

Теперь от сухих цифр к реальным сюжетам. На прошлой неделе,  Николаевский областной суд приговорил к 3,5 годам лишения свободы бывшего чемпиона мира по академической гребле. В редакцию «Проекта» попали документы, которые заставили не только нас, но и народных депутатов усомниться в справедливости Фемиды.

Уголовное дело по факту завладения мошенническим путем имущества ООО «Сандора» (статья 190 УК Украины) было открыто следственным управлением в Николаевской области еще 9 июля 2003 года. Обвинение предъявили А. Продану и двум его «подельникам»,  мерой пресечения выбрали содержание под стражей.

В принципе, ничего особенного, обычное уголовное дело, если бы не обвиняемый, оказавшийся не просто известным спортсменом, а чемпионом мира! Анатолий Продан более десяти лет занимался академической греблей. Начинал свою спортивную карьеру еще в юношеской сборной команды СССР и в 1990 году стал бронзовым призером чемпионата мира среди юниоров. В составе сборной Украины Анатолий тоже принес победу, став чемпионом всемирной универсиады среди студентов. А в 1995 году получил травму на чемпионате мира, после чего стал осваивать профессию тренера.

По случайному стечению обстоятельств в тот злополучный день ареста Анатолий оказался рядом с одним из подозреваемых. И, попав в СИЗО за компанию, без внятного предъявления обвинения, на протяжении 2,5 лет оставался за решеткой...

На днях бесконечные жалобы спортсмена были услышаны, его судьбой заинтересовался народный депутат и бывший прокурор Юрий Кармазин. В своем депутатском обращении он отметил, что николаевскими правоохранителями нарушена 120-я статья КПК Украины (досудебное следствие должно быть закончено на протяжении двух месяцев, в отдельных случаях этот срок может быть продлен до 6 месяцев). А Продан просидел  в СИЗО № 20 пять допустимых сроков, что грубо нарушает основное требования Конституции - никто не может содержаться под стражей без соответствующего решения суда.

Фемида в отношении Продана вела себя, по меньшей мере, странно. Например, суд постоянно отклонял ходатайства адвоката о проведении  повторной комплексной судебно-медицинской экспертизы, в то время как согласно справке из  следственного изолятора,  здоровье обвиняемого резко ухудшилось. Вот заключение тюремного врача: «остеохондроз поясничного отдела позвоночника, грыжа межпозвоночных дисков, сросшиеся переломы ребер. За период пребывания в СИЗО отмечались неоднократные ухудшения здоровья, связанные с заболеванием позвоночника. Нуждается в длительной восстановительно-реабилитационной терапии в условиях специализированного неврологического диспансера».

По мнению Кармазина, изучившего показания свидетелей и протоколы очных ставок, во время совершения преступления Продана не было в Николаеве, и он не мог совершить вменяемые ему противозаконные действия. «Предъявленное обвинение не отвечает требованиям действующего криминально-процессуального законодательства, что нарушает статью 62 Конституции Украины. Обвинение не может базироваться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на домыслах и предположениях. Таким образом, в действиях работников УМВД Украины Николаевской области присутствуют явные признаки совершения преступления, предусмотренного ст..372 ч.1 КК Украины», - считает Кармазин.

Отец Анатолия Продана утверждает, что его сын подвергался насилию и пыткам: «Ему одевали противогаз и заставляли задыхаться, пока сын не терял сознание, подключали электрическое напряжение к ушам, сломали ребра, приковывали наручниками к батарее. Этим фактам есть доказательства и свидетели. Кроме того, при задержании милиционеры забрали часы, которые Анатолий выиграл на соревнованиях в США, золотую цепочку с крестиком, другие вещи», пишет в жалобе Продан-старший.

За два с половиной года состоялось более 80 судебных заседаний, половина из которых продолжалось менее 15 минут, и которые так и не смогли доказать вину Продана. Между тем, дело не закрыли, а отцу арестованного предложили выкупить сына за 100 тысяч гривен!

Финалгон на причинное место

Один из авторов исследования о милицейском насилии, кандидат социологических наук, подполковник милиции Юлия Свеженцева, отметила, что свидетелей произвола в органах обычно не бывает. Как показали исследования, самые угнетаемые у наших правоохранителей люди низкого социального статуса. А самые неуязвимые криминальные авторитеты, представители власти и просто богатые люди.

Бизнесмены интересуют милицию чаще всего в плане личного обогащения. Предпринимателей принуждали к даче взятки или доводили до инфаркта тем, что подолгу содержали в изоляторах, не вызывая на допросы. Люди ломались, попадая в «яму неизвестности». Широко применяются, по данным исследования, даже методы психического воздействия, практикующиеся в криминальных религиозных сектах.

Один из опрошенных, которого подозревали в убийстве, рассказал, что после задержания его пытали, подвешивая на трубу, зажимая между стульями и надевая на голову полиэтиленовый пакет. Не добившись признаний, оперы-мучители пригласили в кабинет его беременную жену и стали обсуждать между собой, выдержит ли она те же пытки, что и муж. Мужчина тут же дал признательные показания, хотя потом было установлено, что он себя оговорил и на самом деле невиновен.

У многих оперативных работников, утверждают авторы исследования, в столах лежит финалгон. Секрета из его назначения оперы не делают: если этой согревающей мазью намазать не поясницу, а кое-что пониже, на допрашиваемого безобидное противоревматическое средство подействует как безотказный «эликсир правды». От невыносимого жжения в паху люди сознавались даже в том, чего не делали. И это не единственный пример того, как фармакология помогает «выбивать» показания «без шума и пыли», не оставляя следов на теле человека, с которым «поработали».

Среди зафиксированных способов милицейского истязания пытки голодом и лишением сна, «слоник» (надевание противогаза с последующим пережиманием шланга), «валенки» (украинский вариант «запатентованного» инквизицией «испанского сапога») и т. д. Раз существует общая для всех регионов терминология мучений, значит, говорят исследователи, есть и некая «культура пыток», принятая повсеместно. Встречаются, правда, в милиции и «творческие» люди, придумывающие собственные «ноу-хау». Хотя садистов, по опросам населения, среди правоохранителей меньшинство, такие редко дорабатывают до пенсии.

Главная аргументация насилия, считают опрошенные, материальная заинтересованность милиции (около половины всех случаев) и только на втором месте стремление расследовать преступление. Со времен средневековья пытка остается самым дешевым способом раскрыть дело. Вызывающие отторжение у нормального человека словечки из милицейского сленга «прессовать», «поработать» говорят о том, что в милиции к насилию относятся как к «рабочему процессу».

Нужно лечить общество?

Насилию во многом способствует так и не искорененная «плановость» в раскрытии преступлений. А еще предпосылки насилия в милиции, по мнению доктора социологии Василия Соболева, заложены в самом обществе. В нем тоже хватает агрессии. Каждый год в Украине совершается свыше полутора тысяч умышленных убийств, за годы независимости в стране погибло более 850 милиционеров и только за нынешние полгода убиты 17 сотрудников милиции. Так что «лечить милицию» надо одновременно со всем обществом. В цивилизованной Европе, например, имеющей более чем столетний опыт отстаивания прав человека, блюстители порядка тоже не ангелы, но их профессиональная культура не позволяет перегибать палку.

Один из соавторов книги ректор университета внутренних дел генерал-майор милиции Александр Ярмыш считает, что совсем без насилия в правоохранительных органах не обойтись, но оно не должно переходить грань оправданного. А для этого, считает ректор одного из крупнейших «милицейских» вузов страны, надо совершенствовать отбор кадров и контроль общества за работой правоохранителей.

А общество в этом плане удивило исследователей. 52% украинцев считают, что насилия быть не должно, и в то же время почти половина опрошенных допускает такую практику «в отношении определенных людей» и «в экстремальных ситуациях», а 3% населения вообще полагает, что без пыток и битья работа милиции невозможна. Большинство из тех, кто против милицейского насилия, на вопрос о способах борьбы с преступностью без обиняков высказались вроде того, что «руки надо рубить, чтоб не воровали!». А из 11 недостатков милиции жители разных областей Украины насилие поставили лишь на восьмое-девятое место, отдав пальму первенства волоките, бюрократизму и коррупции. Специалисты сделали вывод, что украинцы готовы простить палачам в погонах надругательства, лишь бы те защитили их от криминала. Похоже на то - за текущий год в отношении ментов-насильников по Украине заведено лишь 17 уголовных дел.

Кстати, о птичках. Милицейский вуз, раскрывший глаза на насилие в органах, в этом году и сам оказался в этом плане в эпицентре всеобщего внимания. В феврале, как мы сообщали, две несовершеннолетние курсантки обвинили своего преподавателя-полковника в изнасиловании. После возбуждения прокуратурой уголовного дела полковник скрылся, а с работы вместе с ним «полетели» еще десять причастных к инциденту офицеров-преподавателей. Но сегодня, по имеющимся данным, обвиняемый уже не в бегах, а дело об изнасиловании, оказывается, закрыто.

Мне неофициально сообщили, что дело прекращено, - огорошил ректор УВД, - как мне доложили, за отсутствием состава преступления.

На вопрос о том, по-прежнему ли учатся фигурировавшие в скандале курсантки, генерал Ярмыш ответил: «пока учатся». Не исключено, сказал ректор, что им предстоит серьезный разговор с руководством вуза «о том, почему они оклеветали преподавателя». А прокурор города Владимир Суходубов даже пригрозил дать юридическую оценку их показаний. Будем, заявил, «принимать решение по девушкам», «есть у нас уголовная ответственность за заведомо ложный донос и дачу ложных показаний»

Инна ТИХОНОВА, Ярослав КОРЕЦ, «Проект Украина»



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Сергей Долженко

Вот так и живем...

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: