Великая ночь Шивы - один из самых больших индуистских праздников. Существует масса легенд о Маха Шиваратри. По одной из них Шиваратри знаменует день свадьбы Шивы и Парвати. Другие считают, что в благостную ночь Шиваратри Бог Шива исполнил Тандаву - танец созидания, сохранения и разрушения. Другая популярная легенда, описанная в Линга Пуране, говорит о том, что в ночь Шиваратри Шива предстал в образе Лингама. Я пятнадцать лет езжу в Непал, но никак не удавалось попасть на этот праздник. Но – мечты сбываются.
Маха Шиваратри
Непал - это земля Шивы, или Махадэвы иными словами. Здесь вы можете ощутить его присутствие повсюду. В священных текстах утверждается, что Гималаи - обитель Шивы.
Шива – бог-разрушитель. Он же владеет способностью к созиданию. Традиционно Разрушителя изображают в виде аскета в тигровой шкуре, держащего в руках трезубец, символ тримурти - основной троицы индийского пантеона – Брахмы, Вишну и Шивы. Хотя они разделены в таком порядке но, поклонники Шивы считают именно его главным в «тройке».
Символ Шивы-создателя – лингам, фаллос, стоящий в чаше йони, олицетворяющей женское начало. Подобные символы единения женского и мужского встречаются и в других культурах: монада, звезда Давида, колокольчик и ваджра в тибетском буддизме.
Шиваратри - ночь Шивы, когда Он явился. (Шива-Ратри - буквально означает "ночь, посвященная Шиве"). Это благоприятное празднество приходится на четырнадцатый лунный день убывающей Луны в месяце Пхалгун (февраль - март). В храм Пашупатинатх в Катманду, который считается один из самых священных мест, где прославляют Шиву, во время праздника Шиваратри приезжает свыше 100 000 человек. Эти преданные прибывают издалека чтобы выразить свое уважение и почитание Махадэве в его священный день.
Храм Пашупатинатх ("повелитель животных" - одно из многих воплощений Шивы), расположен в восточной части долины Катманду на берегу святой реки Багмати.
Шиваратри - это великий праздник, которого ждут все. Паломники, йоги и святые люди со всей юго-восточной Азии прибывают в Катманду за неделю до празднества. В этот святой день они соблюдают пост в течении всего солнечного дня. На рассвете паломники совершают омовение или купание в реке и отправляются к храму. Священные тексты (Пураны) говорят, что если вы почитаете Шиву в этот день, то все ваши грехи будут прощены.
На Шиваратри храм Пашупатинатх заполнен поклонниками. Преданные не делятся на бедных и богатых, отношение к паломникам не меняется в зависимости от материального благосостояния - Шива относится ко всем одинаково. Даже король Непала, когда был у власти, вместе с другими паломниками прибывал в Пашупаитнатх, чтобы праздновать Маха - Шиваратри.
Давно хотел побывать на Шиваратри, но все не складывалось. Обычно вся моя работа заканчивалась максимум в середине января и дела звали обратно домой. Наконец – то, спасибо всевышнему, удалось. В 14-й день темной луны месяца пхалгун по непальскому календарю, в год огненной собаки, благодаря наработанной Карме и положению небесных светил, Пространство позволило посетить это действо.
В этом месяце проходила и Шиваратри, и восточный Новый год, который буддисты называют Лосар. Не остаться было нельзя.
Накануне дух Шиваратри витал повсюду. Все только о нем и говорили. Какая - то сила толкала меня в спину и направляла в сторону Пашупатинатха, где происходит главное действие праздника. После обеда, захватив фотоаппарат, на такси отправился на берег Багмати. Таксист предупредил, что до места мы не доедем, полиция перекрыла дорогу и пару километров придется пройти пешком. Я согласен.
Народа собралось немеряно. Все улицы на подъездах к Пашупатинатху заставлены автобусами паломников. Много машин из Индии. Таксист не обманул: километра за полтора до места мы уперлись в полицейского, который объявил: «Дольше - только пешком». Не помогло даже журналистское удостоверение международного образца. Он дико извинялся и сказал, что еще метров через двести мы просто мертво встанем. Как потом выяснилось, он оказался прав. Все было перегорожено автобусами.
Специальный гость - Хануман-баба
Это напоминало вавилонское столпотворение. Чтобы пройти вперед, приходилось петлять между автобусами, легковыми машинами и грузовиками. Постепенно количество машин уменьшилось, но увеличилось число паломников. Это людскую реку регулировали полицейские и проволочные заграждения. Пропускали группами, чтобы исключить давку. Мне показалось, что в этот день весь Непал собрался в Пашупатинатхе, чтобы воздать хвалу Шиве.
Его присутствие ощущается везде, особенно в торчащих отовсюду каменных гингамах. Порой они мешают движению, иногда расположены ниже уровня дороги или тротуара, но не дай Бог их передвинуть или, что еще хуже, снести. С таким богом как Шива шутки плохи! Его можно только почитать и ему можно только поклоняться. Так и торчат гингамы почти среди дороги, а верующие поливают их молоком, посыпают лепестками цветов, боросают монеты. Чаще просто дотрагиваются до него, а потом до своего лба.
Журналистское удостоверение сослужило мне добрую службу. На подходе к самому Пашупатинатху я с его помощью преодолел все полицейские кордоны. У ворот повстречался мальчик – садху. На вид ему едва перевалило за 6 лет. Он благославлял всех проходящих поднятой правой рукой и пел мантры. На вопрос: «Где твои родители?», он ответил коротко: «Ай эм садху».
Бросив несколько десятков рупий, я поспешил в эпицентр празднества.
Мне не раз доводилось бывать в Непале на праздниках, но сегодняшнее празднество превосходило все, виденное ранее. Берега Багмати превратились в огромный муравейник. Около палаток паломников горели костры, на них готовили еду.
В нос шибанул запах гашиша. Правительство выделяет 3 центнера этой травы на праздник.
Когда мне сказали об этом, я не поверил. Думал - очередная разводиловка доверчивых туристов. Ведь это же правительство борется с курением косяков и бульбуляторов.
Гашиш курили не только садху и аскеты. Почти около всех «божих людей» стояло по два пакета с коричневой и зеленой травой, и за 10 рупий любой желающий мог получить косяк.
Простые непальцы ловко сворачивали заряженные сигареты. Ничего страшного: курение гашиша во время Шиваратри - давняя традиция. Говорят, сам Шива курил гашиш для достижения более глубокого транса.
С наступлением темноты начали зажигать масляные лампы.
Зрелище крышеуносящее. Вся атмосфера с дымом погребальных костров, с запахом пищи, благовоний, гашиша создавало неповторимую атмосферу. Ритмичные мантры принуждали войти в транс и долго из него не выходить.
Мне непреодолимо захотелось присоединиться к одной из групп, сидящих возле костра и, приняв чилим с гашишем из рук садху, войти в Нирвану, но желание снимать пересилило.
На другой стороне Багмати, куда обычно не пускают туристов, выстроилась огромная очередь желающих войти в храм и воздать хвалу Шиве.
Ответственность момента чувствовалась во всем. Все одеты празднично: мужчины - в традиционных одеждах, женщины - в безумно красивых сари, даже очень бедные оделись очень красиво.
У многих в руках тарелки с красной краской, рисом, цветочными лепестками. Это – подношения, которые следует оставить в храме.
Естественно, вовнутрь бы меня бы не пустили, но попытаться подойти поближе стоило. Мне это удалось.
Индуисты восприняли мое присутствие нормально: никакой крамолы, желания осквернить светлый образ великого Шивы. Некоторые, не взирая на серьезность ситуации, позировали перед камерой.
Путь обратно в гостиницу не занял много времени. Шива был благосклонен, такси ждало у полицейского кордона.
В номере гостиницы праздник какое–то время еще напоминал о себе запахами благовоний, исходящими от куртки. Не вкурив ни одной «тяги», я лежал на кровати в состоянии полной нирваны.
Праздник удался! Нирвана Маха Шиваратри