ТЕМА

Советы вслух. Отец словацких реформ Иван Миклош про победу над кризисом

22 октября 2015 | 08:02 , Олег Сорочан

Словацкий реформатор Иван Миклош рассказал о том, почему реформы в Украине идут медленно, какой лидер нужен нашей стране и как вернуть Крым и Донбасс.


Советы вслух. Словацкий реформатор Иван Миклош о том, как Украине победить кризис

Словацкий реформатор Иван Миклош в 2004 году был признан лондонским журналом Euromoney лучшим министром финансов в мире. Сам он утверждает, что в Словакии никогда не был в числе самых популярных политиков: "Влиятельным — да, популярным — нет". Лучше слов за него говорят цифры. По данным Всемирного банка, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) в Словакии в 2014 году составил $27,6 тыс., в Украине — $8,6 тыс. А ведь ещё в начале 90-х по этому показателю страны были практически равны. В кулуарах Ялтинского форума YES в Киеве Иван Миклош, ныне консультирующий Минфин и Минэкономики Украины, рассказываетФокусу о том, как нашей стране наверстать упущенное.

Военные действия в Донбассе перешли в вялотекущую фазу. В чём же сегодня заключается главный вызов для Украины?

— В ускорении и углублении реформ. Вместе с Минэкономразвития мы подготовили стратегию под названием "Путь к процветанию". В этом документе мы определили самые важные принципы, на которых будет построена украинская экономика, и отрасли, более всего нуждающиеся в реформировании. К приоритетным задачам мы отнесли судебную реформу, реформу государственного управления, налоговую реформу, приватизацию, дерегуляцию и дальнейшую либерализацию экономики. Если по всем этим пунктам будет устойчивый прогресс, то украинская экономика быстро пре­одолеет рецессию.

Но сами украинцы крайне разочарованы темпами реформирования страны. Откуда черпать оптимизм?

— Украинцам нужно понять, что нынешний экономический коллапс был неизбежен. Его причиной стала не только война, но и 70 лет тяжёлого коммунистического прошлого и последующие 20 лет нефункционального госуправления и тотальной коррупции. Реформы — ключ к решению проблем. Да, сейчас, на полпути, украинцы разочарованы, но это естественно — люди боятся любых изменений и не любят жёстких мер. Польша и Словакия тоже через это проходили. Я не могу сказать, что реформы в Украине идут гладко. Но нужно набраться терпения — за год не исправишь 90 лет деформации. Девальвация гривны, рост инфляции и безработицы — это не цена, заплаченная вами за реформы, это цена, которую вы платите за их отсутствие в прошлом. Ваш премьер сказал, что за полтора года после Майдана прогресс в реформах был большим, чем за 20 лет до этого. Я согласен с этим. 

"Увольнение министров Натальи Яресько или Айвараса Абромавичуса было бы неуместным. По крайней мере, для международного сообщества это был бы очень плохой сигнал"

Кто здесь главный

 У Польши и Словакии были лидеры, которые повели страну за собой. Есть ли такие в Украине?

— Главная проблема в том, что не всегда понятно, кто в Украине отвечает за ту или иную реформу. Отсутствует чёткое распределение обязанностей. Сегодняшняя ситуация лучше, чем та, которая была после Оранжевой революции. Тогда президент и премьер открыто враждовали, сегодня же пытаются находить компромисс. Но в моём понимании необходимо, чтобы лидер был один. И этот человек должен быть твёрдо убеждён в том, что он делает. Только так он сможет убедить в своей правоте других.

У лидера должно быть видение, решимость и страсть. Обязательно страсть. Политика — это не только факты, это в большей мере эмоции. А реформы — это гораздо более политическая вещь, чем техническая. С технической стороны всё понятно: что работает, что не работает. Гораздо важнее коммуницировать с людьми, объяснять им, что происходит.

Может для реформ нам нужен авторитарный правитель по типу Ли Куана Ю из Сингапура?

— Действительно, зачем связывать себя правилами демократии? Есть же удачные примеры реформ в Сингапуре и Чили под авторитарным управлением. Но это только на первый взгляд. Я считаю эти примеры исключением из правил. Если вы проанализируете опыт большинства стран, в том числе государств Центральной Европы, то придёте к обратному выводу. Наиболее успешными проектами среди стран посткоммунистического лагеря могут похвастаться лишь те, которые строили свою политику на принципах политического плюрализма и экономического либерализма. Тем более есть ещё вопрос ментальности. Майдан показал, насколько для украинцев важна свобода.

Иван Миклош считает, что Украине не хватает таких ярких политиков, как Михаил Саакашвили / Фото: noveslovo.sk

В Беларуси авторитарный президент. Тем не менее по экономическим показателям она обходит Украину. Почему так?

— Давайте сравним три страны — Польшу, Беларусь и Украину. 25 лет назад мы отправились из исходной точки с приблизительно равным показателем ВВП на душу населения. В 2013 году, ещё до российской агрессии, по этому показателю Украина в два раза уступала Беларуси и в три раза — Польше. Откуда столь разительный контраст? В Польше после крушения коммунистического строя на месте старой системы была возведена новая либеральная экономика с функционирующими институтами. В Беларуси система пала лишь частично, но административный контроль над экономикой сохранился. В Украине старая система рухнула, но на её месте ничего не было построено. Государство перестало выполнять свои функции, расцвела коррупция. Вы пошли по самому худшему пути из всех возможных.

А почему вы считаете, что дальше Украина пойдёт по польскому пути,  скажем, а не по болгарскому или румынскому? В этих странах, несмотря на членство в ЕС, всё ещё высокий уровень коррупции, да и богатыми их не назвать.

— Болгария и Румыния проводили реформы медленнее, но даже в сравнении с Украиной они добились многого. Иначе бы не вступили в ЕС. Разницы в подходах к реформированию у Болгарии и Польши я не вижу. Отличие только в скорости. Хотя Украине с учётом обстоятельств, конечно же, предпочтительнее двигаться, как Польша или Словакия.

Вы говорите, что реформы в Украине проводятся медленно. Не повод ли это поменять правительство?

"Сейчас, на полпути, украинцы разочаро­ваны, но это естествен­но — люди боятся любых изменений и не любят жёстких мер. Польша и Словакия тоже через это проходили"

— Если кто-то из министров работает неэффективно, то почему бы и нет? Это нормальная рабочая ситуация. Мне сложно оценить работу всех министерств, я могу с уверенностью говорить только о двух — Министерстве финансов и Минэкономразвития. Все утверждают, что эти министерства реформировались лучше остальных. На их повестке дня — самые важные для страны проблемы. И мне кажется, что увольнение министров Натальи Яресько или Айвараса Абромавичуса точно было бы неуместным. По крайней мере, для международного сообщества это был бы очень плохой сигнал.

Но есть ещё один нюанс, на который нужно обратить внимание. В украинском правительстве подсчитали, что в этом году парламент принял лишь 36% поданных Кабинетом министров инициатив. И это те инициативы, которые были записаны в коалиционном соглашении. Я говорил с некоторыми депутатами, они объясняют, что иногда проекты плохо подготовлены, иногда им просто не дают времени на изучение документов. Но всё равно 36% — ужасный показатель. Это похоже на выражение недоверия правительству.

Президент Пётр Порошенко заявил, что Михаил Саакашвили мог бы стать премьером, но только грузинским. А вы бы поддержали назначение Саакашвили украинским премьером?

— Саакашвили — яркий пример того, чего не достаёт вашим лидерам. Он гениальный коммуникатор. Его имя всегда на первых полосах в СМИ, он предлагает решения проблем и всегда говорит страстно. Но я не уверен, что его стоит назначать премьером Украины. Всё-таки он иностранец, а Украина — не Грузия.

Всё по двадцать

Минфин представил свои наработки по налоговой реформе. Вы считаете их хорошими?

— Это наилучшее предложение из всех возможных — честное и справедливое. Может быть, не самое лучшее политическое решение, но лучшее экономическое. Ставка для всех основных налогов — НДС, на прибыль, на доходы физлиц — будет одинаковой и составит 20%. До этого же уровня будет снижена ставка единого соцвзноса, средний размер которой сегодня составляет около 41%. Кроме того, решается проблема налоговой оптимизации в рамках упрощённой системы налогообложения. Сегодня единый налог используется предпринимателями не по назначению. Давно известно, что разница в ставках, льготные режимы налого­обложения создают почву для налоговой оптимизации. К примеру, в Украине вместо того чтобы официально трудоустраивать сотрудников, компании зачастую "заказывают" у них услуги как у частных предпринимателей. Так получается выгоднее. Но добросовестные компании это ставит в неравные условия. Теперь же Минфин унифицирует ставки и создаёт условия, при которых единым налогом будет реально пользоваться только малый бизнес. Ещё один важный момент реформы — установление нулевой ставки налога на доходы физлиц на весь размер минимальной заработной платы. Это особенно важно для малообеспеченных слоёв населения.

И мне непонятно, почему предложение Минфина считают недостаточно радикальным. Я с полной уверенностью могу назвать концепцию Минфина очень решительным реформаторским шагом, который снижает налоговое бремя для бизнеса. Ведь с фискальной точки зрения, концепция Минфина не позитивна, и даже нейтральной её не назовёшь. Расчёты показывают, что бюджет в результате реформы потеряет 30 млрд грн налоговых поступлений. И в то же время это управляемые потери, их можно компенсировать. Расчёт делается на то, что бизнесу станет проще работать и он постепенно выйдет из тени.

Иван Миклош: "Когда жители Крыма и Донбасса увидят, что в Украине высокие социальные стандарты, то у них появится стимул развернуться в её сторону. Это лучшее, что вы можете сделать для решения конфликта" / Фото: Владимир Симичек

У большинства предпринимателей и экономистов восторга по поводу предложений Минфина не было. Вас это не настораживает?

— Я знаю, что концепцию Минфина раскритиковали на том основании, что она якобы не решает проблему высоких налоговых ставок. Бизнес-ассоциации и парламентарии предложили альтернативные варианты, но как раз их предложения я считаю очень опасным и безответственным популизмом. Их концепции неизбежно дестабилизируют и без того шаткое макроэкономическое положение Украины.

Возможно, в будущем налоговые ставки можно будет понизить более радикально. Но сейчас это невозможно. Если предложение Минфина потенциально снизит поступления в бюджет на 30 млрд грн, то эти альтернативные инициативы создадут дефицит в размере 130–150 млрд грн. А это уже популизм в чистом виде. Пока у Украины через госбюджет распределяется 52–53% ВВП, это чревато катастрофой.

Каким, по вашему мнению, должен быть госбюджет Украины на следующий год?

— Хорошим будет тот бюджет, который продолжит фискальную консолидацию. У Украины всё ещё очень велики субсидии в энергетическом секторе и пенсионной системе. Дефицит бюджета нужно уменьшить, но называть конкретные цифры я бы не хотел, здесь более важно само направление движения. За счёт реформы госуправления, оздоровления бизнес-климата, дерегуляции и приватизации Украина должна стимулировать рост ВВП и при этом постепенно сократить его относительную долю, распределяемую через госбюджет, хотя бы до 35%.

Вернуть своё

Чего ждут сейчас от Украины иностранные инвесторы?

— Стабилизации экономики, борьбы с коррупцией и судебной реформы. Лакмусовой бумажкой станет приватизация. Если её будут проводить прозрачно, с привлечением иностранных советников, то инвесторы потянутся к Украине. Сейчас приватизация затягивается, и это очень нехорошо. У вас 3000 государственных предприятий, являющихся источником коррупции. Конечно, есть крупные компании, которые сначала необходимо реструктурировать. Например, в нефтегазовом секторе, где нужно разделить производство, транзит и распределение газа и только потом продавать. Но есть ещё масса небольших и нефункциональных предприятий, которые можно достаточно быстро почистить и распродать на аукционах. 

Европа под давлением России и своих внутренних проблем не охладеет к Украине?

— Россия проводит очень грязную политику в Европе, это правда. Она поддерживает радикальные левые и правые партии в ЕС, манипулирует общественным мнением через СМИ и соцсети. И при этом продолжает дестабилизировать ситуацию в Украине. Но я думаю, что Россия — это не угроза для Европы. Это большая экономика, которую, как мы видим, могут подорвать санкции и низкие цены на нефть. Поэтому для Европы очень важно быть единодушной в вопросах санкций. Отменять их нельзя до тех пор, пока Украина полностью не восстановит контроль над своей государственной границей.

Получится ли у Украины реинтегрировать Донбасс и Крым?

— Я не эксперт в геополитических вопросах, могу дать лишь один совет: вам нужно стать экономически успешной страной. Сильная экономика позволит вам создать мощную армию и улучшить жизнь простых людей. Когда жители Крыма и Донбасса увидят, что в Украине высокие социальные стандарты, то у них появится стимул развернуться в её сторону. Это лучшее, что вы можете сделать для решения конфликта.

ФОКУС



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Reuters

В Перу ну очень популярен женский футбол

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: