ТЕМА

Ямайка растаманский край

07 мая 2005 | 10:38 , Вадим Заслонов

Братьев-славян на Ямайке немного. Обычный туристический салат: немцы, итальянцы, японцы, а вот наших нет. Сами ямайцы об этом говорят с сожалением. Причины такой холодности с нашей стороны не совсем ясны. Лететь до Ямайки не дольше, чем до Бали, прямого рейса, правда, нет, но перелет с Кубы стоит жалкие двести долларов крупица в сравнении со стоимостью трансатлантического перелета). Виза не нужна как и на Кубу, аборигены говорят по-английски, страна не дорогая. И вообще, Ямайка близка славянину своим романтизмом, пофигизмом и пиратским беспределом Да и тема травы нынче в наших краях актуальна, а на Ямайке она актуальна всегда. Вобщем, я туда поехал и вам того же пожелаю.


Ямайка - это остров вулканического происхождения, в центре его совершенно не проходимые места: горы, джунгли, соваться туда категорически не рекомендую, потому что там обитают дикие - нет, хищников там нет, кроме крокодилов - а дикие, неадекватные ямайцы.

 

За редким исключением жизнь сосредоточена в городках на берегу океана. В одном из них, Негриле, я и отаборился в гостинице "Негрил Гарденс". Немного о Негриле. Находится в экологически чистой зоне, на Ямайке - единственной, в округе нет ни одного предприятия промышленности, все городские постройки не выше пальм - специально, чтобы создать видимость природной первозданности. Остров, как я уже сказал, не коралловый, поэтому почва благоприятствует тому, чтобы растения вольготно пускали корни. Флора, соответственно, намного богаче, чем на тех же Багамах. Тут растут всевозможные пальмы, а не только самые неприхотливые кокосовые, кроме того - манго, папайа, хлебные деревья, земляные яблоки - всего не перечесть. Природные зоны разнообразны, зеленые горы, болотистые речные поймы - здесь мангровые заросли и бамбуковые рощи.

 

А вот океан не впечатляет. Белесый он какой-то, наверное, из-за особых микроорганизмов. И это несмотря на то, что двенадцатимильная пляжная зона Негрила - краса и гордость Ямайки, "чистейший белый песок", как хвалятся в туристических буклетах. Прямо скажем: почище видали. "Снорклинг" - ныряние с маской и трубкой - никудышный в сравнении с таким же на коралловых островах, всякие экзотические рыбки любят больше кораллы, а у Ямайки - сплошь лысое дно.

 

Интересна история возникновения Негрила: здесь раньше были безлюдные места, где тусовались хиппи. "Волосатым", известно дело, для тусы никаких строений не надо, так их и не было, разве что какой-нибудь бар… В общем, некий предприимчивый хиппарь решил сделать на этом месте бизнес, настроил гостиниц. Так появился Негрил. Я не удивился этой истории. В Негриле повсюду не просто стоит таинственный аромат эпохи "детей цветов", а везде конкретно пахнет шмалью. Марихуаной. Здесь ее называют "ганджа". Но не так, как звали мужа учительницы из "Большой перемены", ударение делают на первый слог.

 

Марихуана - это не блажь белых "богатых бездельников, прожигателей жизни", а часть местной, как высказался премьер министр Ямайки, культуры. Марихуана и растаманство.

 

На Ямайке растаманы не все. Потому, что если бы были все, то Ямайка умерла бы, захирела и загнулась. А она, несмотря на господствующую нищету, живет обычной государственной жизнью, чего-то производит, чего-то продает, на что-то берет у штатов взаймы.

 

Все, кто крутится вокруг туристов - да, растаманы, за исключением обслуживающего персонала. Это их бизнес: всучить туристу марихуану, а потом на эти деньги купить себе еще больше травы, и такой вот круговорот травы в природе происходит там постоянно, ибо она там дешевая ( 1-3 бакса джойнт - по-нашему "косяк" - это для туриста), ее много, за курение власть практически не преследует, хоть марихуана и не легализована. Правда, по большим праздникам устраивают облавы на дорогах, и если попадешься с количеством, не умещающимся в багажник - то, может быть, и посадят.

 

"Расты" бывают разные. Кто в пестрых вязаных шапочках в полоску, кто в цветастых тюрбанах (roaster), кто в просто заплетает волосы в косички (brides). Кто-то носит бородку, кто-то нет. Они худые - профессиональная диета всех "анашистов". Сами очень тихие и спокойные, откуда такая чрезмерная криминогенная обстановка на Ямайке, для меня остается загадкой.

 

Растаманство - это не стиль одежды, и даже жизни, как это принято думать на Манежной площади. И это не drug addiction - наркотическая зависимость. Это - религия, или уж, по крайней мере, религиозное течение. Это - расовое движение, причем ярко выраженное расовое, поэтому смешно выглядят "закосы" наших конопатых растаманов (хотя чего уж там, коль среди них даже адепты Гитлера отыщутся…)

 

Морфологически и мифологически - это вера черных. Согласно ей, черные жили счастливо, и снова заживут счастливо (до сих пор несчастны, хотя рабство уж давно отменили), когда соединятся в Африке под эгидой полулегендарного эфиопского царя Растафари…Черные еще меньше нашего знают, что такое "эгида", и царь их давно умер, но ни все равно хотят…С этой целью даже снаряжались корабли из Америки, полные желающих отъехать на "историческую родину". Эти энтузиасты создали государство Либерия - почему-то на другом конце африканского континента, но у черных всегда так – все с другого конца, иначе - через ж…у.

 

"Расты" верят в Бога, но верят во всех его проявлениях - в небесных светилах, в растительности, в живности, в человеке, например - в Бобе Марли… В многочисленных лавчонках, облепляющих каждую гостиницу, можно видеть все эти топорно выделанные луны, солнца, раст в roastere. Весь этот товар обкуренный и обтрепанный продавец выдает за иконы, и самое интересное - нисколько не врет! Тут же, кстати, можно приобрести ганджу или початок сахарного тростника, употреблять который в пищу, судя по зубам рекомендующего, лучше не стоит. А в воскресенье такой "сонлнцепоклонник" может отправиться в церковь, ка ни в чем не бывало. Так только черные могут. Растаманство - это религия черных, это космогония черных, а точнее - катавасия, которой подменяется всякая космогония. Черной голове слабо дается идея единобожия, тем более - запрет творить кумиров, и уж тем паче - облизываться на чужих жен.

 

Насчет кумиров. И культ Вуду, который созрел по соседству, на Гаити, с некоторым зловещим налетом - во всяком случае, им (вудуистам) есть что скрывать от мира, и, наоборот, светлое и легкое растаманство, мажорное по своей сути, как музыка реггей, невозможны без многочисленных объектов поклонения. Я как-то посетил Музей Культа Вуду в Новом Орлеане, где много выходцев из Гаити. Так вот, наряду с черепами, черепками, птичьими коготками, они поклоняются… Да чему только не поклоняются! Я там видел и пустую бутылку из-под рома, и окурок сигары, и - представьте себе - бюст Ленина. Портативный. Уж не знаю, что он персонифицировал, наверное - зло… Я это к тому, что черные иначе видят мир. И пускай меня попробуют обвинить в расизме - я среди черных давно живу и знаю, о чем говорю - это просто другой склад ума, а не его немощность или ущербность. У них спринтерский склад ума, у нас - стайерский. И внутри каждого фрагмента они дадут нам фору. Совершенно неповторим юмор черных, их живое, резкое, точное остроумие… Импульсы их быстрее и короче.

 

Для черной девушки наши цвета - цвета дальтоника. По этой же причине она скорее заметит парня, если на нем канареечные штаны, фиолетовый пиджак с золотой пуговицей, а перед свиданьем выльет на себя добрый флакон парфюма - не потому, что она глупа, груба, не воспитана, а просто чувства у них настроены на другую волну. Я под косячек люблю строить разные теории о том, например, что в джунглях Африки, где формировалась их шкала чувственности, подобно их кучерявому волосяному покрову, они видели вокруг тропические краски - яркие цветы, попугаев. По той же причине и поле их обзора меньше - в джунглях далеко не видно. Не знаю, насколько верны мои конопляные построения, но факт остается фактом.

 

В общем, живу я в "Негрил Гарденс", которая располагается прямо на берегу океана, ровно посереди двенадцатимильной зоны Негрила, о коей уже упоминал. Гостиница, забыл сказать, All-inclusive, поэтому с самого раннего утреца, подкрепившись обильной, но отнюдь не разнообразной утренней халявой - в основном, бекон и яйца всех разновидностей, можно притащить ледяной дайкири к себе на лежак и комфортно пялиться на океан. На горизонте с утра - один пловец, позже к нему добавится один парус, еще позже - один парашют.

 

К обеду, не в пример более разностороннему чем завтрак, рекогносцировка такая: сзади - бар, из которого я утянул уже пяток коктейлей. Бар плотно облепили туристы: итальянцы, испанцы, швейцарцы, с самого утра - на халяву никто отказывает себе в том, чтобы как следует надудониться. Их обслуживают не очень приветливые негры в гавайках - еще бы, в системе All-inclusive чаевых не полагается. Сбоку от меня, в непосредственной близости, службы отеля, которые выдают инвентарь для водных процедур, включенный вместе с солнцем в бесплатные блага. Акваланг, допустим, не полагается, а вот маска с трубкой, ласты – будьте любезны. Ласт и масок, правда, в этой будке отродясь не бывало, одни только матрацы, навевающие неприличные мысли о том, чем в большинстве своем на них занимаются.

 

Ладно, все это можно купить у весьма назойливых негров, которые после персонала отеля образуют вокруг нас второе кольцо. Есть еще третье, внешнее - из растаманского мира снаружи, который к обеду уже начинает просыпаться, и вскоре стойкий сладкий аромат будет висеть на всем побережье, забивая запах соли, йода и водорослей.

 

Я не знаю, как там в других местах общественного ныряния, но здесь хочется посоветовать: не стоит сразу выныривать после погружения и просить заменить маску. Все равно и следующая будет течь. Вы только потратите время, пока негр с важным видом будет объяснять, как Вам следует дышать. Объяснение будет на ямайском диалекте, так что большую половину вы не поймете. Однако денег за потраченное время не вернут, и сеанс не продлят, так что плавайте уж лучше с водой под глазами.

 

После обеда с горизонта последовательно убираются парашюты, парусники и туристы. И только тогда появляется знаменитый закат в Негриле. Знаменитым его считают те же туристические брошюры. Я в свою очередь заинтригованный, чем же он знаменитее аналогичных на Багамах или на Кубе, ожидал его с нетерпением. Солнце, как и всякое в тропиках, большим оранжевым шаром, напоминающим баскетбольный мяч, лежало на горизонте, и если уж не сваливалось в океан, как в корзину, то исчезало с приличной скоростью… Все как обычно. Более того - я уж не знаю, как географы объяснят сей факт, ведь Ямайка находится южнее и Багам, и Кубы - солнце почему-то меньше, чем в в указанных пунктах! Я специально наблюдал несколько дней - меньше, и все тут!

 

После заката программа отдыха меняется диаметрально. В сумерках начинают появляться ночные бабочки, феи, hookers - надеюсь, понятно. К общему травяному дурману примешиваются запахи парфюмерии. Если на Кубе тебя возьмут за руки или под руку, то тут дамы встают на дороге, уперев в изогнутый бок руку с жуткой длины ногтями, и по-простецки говорят: "Do you want me"?" В переводе, думаю, не нуждается. Хотя и тут все не однозначно. Дело в том, что на ямайском это может прозвучать так, что начнешь озираться, как Семен Семеныч из "Брильянтовой Руки", с вопросом: "Чего она хочет?" Сами ямайцы с гордостью утверждают, что они говорят на английском и патуа - смесь английского, испанского и всевозможных африканских наречий. В действительности говорит не умеют ни на каком. Понять их чрезвычайно сложно. Четко произносят только одно слово, которого не сыщешь ни в одном словаре: «boonononoos», что означает любимый, единственный.

 

Так вот, оказалось, что я могу стать " boonononoos" на сегодняшнюю ночь всего за сорок долларов. Хорошая цена, даже по кубинским меркам. Земляку, еще не проникшемуся прелестями Ямайки, сообщу: здесь дешевый ром, 3-5 долларов/литр, местный - "Эпплтон", "Майерс", но есть и привозные, а также не дорогие биксы. Все черные. Но есть нюансы. Сейчас расскажу. Проходим мы на территорию отеля. Совершенно, заметьте, свободно. Здесь вообще проход по пляжу свободный, секьюрити не контролируют, так что в All-inclusive можно и самому со стороны забраться, если ты белый. Дальше я, естественно, делаю широкий, но элегантный жест в сторону бара: не хочет ли дама угоститься дринком? "Не хочу, - сказала дама, - я вообще не пью". Не пьет, что ж, и такое бывает.

 

Раз не пьет, значит курит. В смысле марихуану. А вообще чем она занимается? То есть, как дела, как детишки, и прочее - обычный светский треп. "А тебе зачем, ты из полиции, что ль?" От такого предположения мне стало смешно без марихуаны. Ладно. Разговор не клеится, пошли в номер. Тут-то и началась местная специфика. Первым делом она заходит в ванную, но не с целью раздеться, помыться и пр. Там она забивает косячек, пыхает и мило предлагает мне: хочешь? Не откажусь. За сорок долларов, да еще с прочими удовольствиями в придачу. Сидим так, курим, смотрим телевизор, она меня совсем игнорирует, жадно впивается взглядом в окурок. А надо сказать, трава на Ямайке очень качественная: неказистая, может быть, на вид, на ощупь мокрая, но - хорошая. Верняк. Докурили. Она говорит: "Вообще-то, я деньги сразу беру" Отдал. Тогда она говорит, остановив взгляд на деньгах: "Я сейчас отойду…мне надо…я скоро вернусь!" Представляете?! А самое главное - представляете, я ей верю! ( Я же говорил, трава хорошая!) "Иди". Мало того, он возвращается! То же, не что иное, как действие травы. Возвращается, естественно, со шмалью. Сворачивает "джойнт", и мы курим. Потом я говорю: "Давай, что ли?" Она предпринимает абсолютно правильные действия, но на полпути вдруг останавливает: "Подожди, я сейчас…" Идет в ванную и возвращается с новым косяком.

"Курить наркотики нехорошо»… - говорю я ей. – «Вредно для здоровья» - "А ты что, из полиции?.." Такие вот еще случат бывают.

 

Странная, невиданная доселе зависимость от безобидной травки "каннобис"… Выражаясь литературно, гримасы марафета. Удовольствие, то есть, смазанное. Но такое случается далеко не всегда.

 

А вообще, на Ямайке хорошо, приезжайте, не пожалеете!

 

Сайт Сергея Винского



комментарии [1]

18.04.2011 00:25     Игорь хорошо написано
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: УНИАН

Солістка дуету NikitA, телеведуча Дарія Астафьєва на прес-конференції, в Києві, у четвер, 17 липня 2008 р. Дарія Астафьєва одержала запрошення на зйомки в американському Playboy. Фото Дмитра Купріяна

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: