ТЕМА

Диверсанты добра

22 сентября 2010 | 09:21

Группа «Овощам.нет» материализует призрак гражданского общества, бродящий в интернете.


 

 
 
 

Если 31-го числа (в день, когда несогласные проводят традиционно запрещаемые митинги в защиту конституционной свободы собраний) зайти в офис «Единой России» и поинтересоваться, какая сегодня дата, то можно обнаружить себя в пространственно-временной дыре. Там на каждом столе разложены пластиковые единороссовские календарики. На них есть и медведь, и триколор, но нет 31-го числа. Ни в одном месяце обитатели офиса не ощущают дискомфорта от бытия по собственному летоисчислению: календарики не выбрасываются, напротив, — разбираются. Тираж по мере расхода пополняется: партизанская группа «Овощам.нет» проникает в офисы и педантично раскладывает календарики в присутственных точках.

Это акция № 10. С акции № 1 прошло чуть меньше года. Они заменяли афишные стенды на центральных улицах по ночам, постеры в остекленных будках днем и переклеивали здоровенные билборды, облачившись в спецовку работников рекламной фирмы и подогнав подъемник. Они усовершенствовали рекламу Google так, что хозяева не заметили подмены, но сами постеры превратились почти в оппозиционную агитку. Они заставляли стены и дома разговаривать с прохожими. Их работы, исполненные в технологии тонкой подколки, висели месяцами. На деньги, собранные их фанатами в интернете, они совершили гастроль в Питер, где разжигали бузу вокруг строительства «Охта-центра». Они тормошили совесть пассажиров, прячущихся от мира в дремоте, оклеивая метро нелицеприятными стикерами; объявили войну «овощному гриппу», вооружая народ литературой non-fiction. Раздавали прохожим на Арбате баночки вазелина с этикеткой «Наномазь Петрика и Грызлова», «облегчающая болевые ощущения при общении с представителями власти». Они обклеивали лифты прекрасными пейзажами, из которых при закрытии дверей перед пассажиром выплывали дюжие омоновцы. Однажды, поклеив шесть плакатов, они получили общественное признание и самоорганизовавшуюся сетевую структуру в 17 городах. Теперь их последователи самостоятельно проводят акции.

Гнев своих плакатов они обращают на чиновничье хамство и коррупцию: «Водитель, пропусти шикарную иномарку со спецсигналом. Мы спешим работать, а не разворовывать!» (под логотипом ГИБДД России). На уничтожение исторического облика города: «Еще в детстве я мечтал смотреть на город свысока. Алексей Борисович» («Газпром». Мечты сбываются). На разжигание розни между народами ради корыстных интересов: «Грузин русскому не товарищ!» (движение «Наши» / Первый канал). На пропаганду пьянства: «Бухай. Кури. Рожай уродов» (партнер акции компания Jaguar при молчаливом согласии правительства Москвы).

Когда сочувствующие хотят знать о цели, они отвечают: «Подумайте». Когда последователи спрашивают о средствах, они говорят: «Наименее ущербные». Они стараются клеить свои плакаты на незанятых щитах или поверх устаревших афиш, и даже приносят джентльменские извинения фирме, униформу которой имитируют в ходе своих операций.

Их плакаты вызывают оторопь у страшащегося рекламного подвоха прохожего на улице, но массовый восторг у журналистов и интернет-юзеров, а иногда — непонимание, переходящее в проклятия от мнимо оскорбившихся, вплоть до обвинения в пропаганде тех явлений, с которыми они борются.

Они — это информационные диверсанты из «Овощам.нет», два молодых представителя «потерянного» среднего класса, пришествия которого на постсоветское пространство чаяли либеральные элиты. Алексей — страховой брокер, в свободное время программист и мотоциклист. Данила работал в крупной госкомпании, недавно открыл свой бизнес. Успешные ребята, высшее образование, обоим под тридцать, симпатичная иномарка, все дела. На выборах бюллетени уносят с собой. Любимые фильмы: «Ненависть» — про молодежные волнения в Париже; «Достучаться до небес» — про исполнение мечты своими руками; «С меня хватит!» — про вооруженного яппи, мстящего хамам. Прочие увлечения — писатель Паланик («Бойцовский клуб»), граффити-арт-хулиган Бэнкси и Чичваркин — как эталон бизнесмена. На ноге Алексея татуировка — бронированный бульдозер сварщика Марвина Химейера (того самого, что сровнял с землей городскую администрацию, отобравшую землю под его мастерской, а затем покончил с собой). Нюансы российской оппозиционной кухни так же чужды им, как Марсель Дюшан, Ги Дебор и авангардистский левацкий надрыв. Все просто. Это активная жизненная позиция. Гражданская позиция. Обостренное восприятие реальности? Нормальное восприятие.

«Меня в детстве поймали чиновники и долго-долго мучили»

Как это началось? Алексей обитал в закрытом сообществе leprosorium.ru, которое считается кузницой интернет-креатива. Однажды междусобойчик надоел: «Страна на глазах вырождается, пока мы тут веселимся… Я вот не понимаю этих хипстеров — они все такие, типа, творческие, а сидят по клубам и ни фига не делают». Ему попалась фотография, запечатлевшая курящих возле ПТУ девушек на фоне надписи: «Кури. Бухай. Рожай уродов». Потом он увидел выступление Noise MC на фестивале, организованном производителем алкоэнергетиков Jaguar, где тот закидывал публику шприцами. И тогда родилась концепция первого из плакатов. «Узнал, что один плакат напечатать будет стоить всего 500 рублей. Я подумал, что надо громыхнуть по-тяжкому и сделать штук шесть — гулять так гулять». Интересна была еще и реакция людей в офлайне. Шесть свежепоклеенных плакатов были содраны через несколько часов — сказался фактор проходившей тогда избирательной кампании в Мосгордуму. Было почти разочарование, что все впустую,  — никто ничего не увидел. Спустя некоторое время Алексей разместил снимки плакатов на «лепре». Пост вызвал шквал положительных откликов, один за другим стали появляться материалы в СМИ, прошел сюжет по НТВ (нонсенс по нынешним временам). Алексей и Данила вдохновились и решили продолжить в том же духе. Затем был создан сайт ovoscham.net и форум для обмена идеями и координации между единомышленниками, не замедлившими появиться. Успех «Овощам.нет» был подобен выплеску в офлайн бродящего по интернету призрака гражданского общества. И важно, чтобы этот новаторский проект не растворился обратно в породившей его креативной среде подобно фотожабе.

Но какова мотивация Алексея и Данилы, что стало отправной точкой в их частном бусидо? «Меня в детстве поймали чиновники и долго-долго мучили» — это их дежурная шутка на такой вопрос. Алексей в очередной раз рассказал про то, как читал Алана Карра и бросил курить. «Потом я прочел «Как бросить пить». А с алкоголем у меня было все ровно: я его находил в любой момент, в любом количестве — и это ведь вредило моему сознанию. И я бросил пить два года назад. Очень доволен. И ненавижу напиток «Ягуар»: пропаганда пьяного угара среди молодежи мне очень не нравится. Это раздражает так же, как и хамство со стороны представителя власти. Об этом нужно рассказывать, это нужно подкалывать, высмеивать». «Спящее положение общества приводит непонятно к чему. Люди, которым даны права управлять, чувствуют себя в своих нарушениях вольготно, только потому, что все спокойно относятся к этому», — говорит Данила. И подытоживает: «Нами движет просто здравый смысл».

Как поклеить шесть плакатов и получить общественное признание

В чем секрет невероятного по нынешним меркам успеха «Овощам.нет»? Они заставляют работать окружающую среду на себя: когда знакомые, хорошо изученные в полусне стены разевают рот и начинают говорить с тобой незнакомым языком.

Вне политклише «Овощам.нет» вопиют о вещах очевидных: если тезис «Россия без Путина» требует дополнительного наполнения, то вот то, что уничтожать памятники архитектуры плохо, — ясно без пояснений.

Если привычный ныне протест направлен либо на власть, либо на СМИ, то «Овощам.нет» обращаются напрямую к гражданам, акцентируя в первую очередь их сон, их порок. Символ «Овощам.нет» — Цветочный Террорист (знаменитый рисунок Бэнкси), который своим букетом хлещет по мордасам не чиновников, а в первую очередь сонное общество за то, что оно этих чиновников терпит.

Они не являются ни политактивистами, ни профессиональными арт-хулиганами. Они не подходят даже под свежую генерацию российского общественника, чьи интересы уязвило государство — Алексея и Данилу как раз пока не потревожили лично. В искренность тех, кто нашел в соцпротесте свою нишу, со стороны верить порой трудно, так как эта ниша как раз и ассоциируется с пастбищем. И поэтому иллюзорная беспочвенность протеста «Овощам.нет», оберегающих свое инкогнито, ошарашивает моментом искренности всякий мозг, не пораженный грибком конспирологии.

По наитию Алексей и Данила удачно синтезировали зарубежный арт-опыт с российским общественничеством. Чтобы уловить эту носящуюся в воздухе, простую до гениальности схему, которую невозможно создать в лаборатории политалхимика, — нужна искренность. Если все-таки говорить об акционизме, то утомленные хипстерством Алексей и Данила реализуют свою гражданскую версию Проекта «Разгром» из «Бойцовского клуба». Их версия родилась в переплавке эстетики Бэнкси, генетической памяти соц-арта, субкультуры «лепры» и демотиваторов с отчаянным порывом к действию сварщика Химейера. Плюс немного гражданской ответственности, поле для которой легко расчистить изгнанием из обихода алкогольной расслабухи.

Если на Западе подобной деятельностью занимаются художники или левые радикалы, то у нас это оказались вполне благонадежные граждане. Как будто некая случайная мутация. Когда в регионах подхватили инициативу, именно с социальной точки зрения это стало новым явлением. Общество начало самоорганизовываться — теперь оно само тушит пожары, само ищет преступников, само занялось агитпропом.

Концепция, взятая с сайта

Овощной грипп это: Вирусное заболевание, при котором поражаются большие участки мозга, ответственные за мышление и принятие самостоятельных решений. В России объявлена эпидемия овощного гриппа.

Симптомы овощного гриппа: Покорность, безынициативность, равнодушие. При более запущенных формах появляются признаки чинопочитания, заискивания и откровенной подлости. В крайней форме наступает полная атрофия мозга, потеря человеческого облика и превращение в овощ. Группой повышенного риска являются дети, подростки и конформисты.

Елена Боровская"Новая газета"



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Сергей Гутиев

Непал. Садху.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: