У украинской полиции те же недуги, что у канувшей в лету милиции: всегда найдется повод не заниматься проблемами тех, кому и на чьи деньги она служит. Камлания министра Авакова о сервисной функции правоохранителей остаются в том же ряду, что и заявления о неудержимом продвижении полицейской реформы. Если раньше при обращении в милицию с тебя сразу пытались рубануть бабла, то теперь корректно посылают нафиг под поводом выборов, переаттестации и вообще нестабильной ситуации в мире. Результат один: простой гражданин со своими проблемами полиции по-прежнему не нужен.
Со мной случилась то, что может случиться с каждым: какие-то негодяи обворовали мой гараж в охраняемом гаражном кооперативе. Если абстрагироваться от сопутствующих при этом ощущений, остается одно яркое и всепоглощающее чувство: полная беспомощность. И этим чувством я обязан «работе» нашей старой-новой милиции-полиции.
Я до этого никогда не сталкивался с розыском, следствием и сопутствующими процессу «удовольствиями». Весь мой небогатый опыт такого рода накоплен в общении с гаишниками, ОВИРом и паспортным столом. Оказалось, я многое в этой жизни упустил...
Теперь я знаю, что вызванная по горячим следам оперативная группа может приехать через несколько часов, потому что они «перепутали адрес».
Я узнал, что фотографирование места преступления, опрос меня и сторожа (дневного, а не того, который дежурил ночью в момент кражи) – это программа-максимум, которой ограничивается весь процесс розыска моего имущества и его похитителей.
Все дальнейшие перипетии укладываются в одну канву, доказывающую, что полиция свою функцию считает выполненной: бесплодное ожидание вызова к следователю, мои поездки в РУВД, поиски следователя, который ведет дело. После того, как мои детективные потуги увенчались успехом, оказалось, что дело все же ведет другой, которого «сейчас на месте нету, звоните».
Настойчивости мне не занимать, особенно когда речь идет о своем, кровном, на многие тысячи: вызвонил, нашел, пришел, ждал, ждал, ждал... Наконец, попал в кабинет. Убедился, что только через пять дней после совершения преступления следователь при мне впервые прочитал и понял, о чем идет речь.
А после того, как следователь все понял, я от него наконец узнал, что... он НЕ МОЖЕТ заниматься моим делом, потому что:
- надо обеспечивать охрану избирательных участков на выборах;
- готовиться к переаттестации;
- у него маленькая зарплата;
- и вообще, с 7 ноября – момента вступления в силу Закона о полиции они все скопом уволены и завтра могут тут (в РУВД) не работать.
Нет, нельзя сказать, что следователь поставился к расследованию совсем уж с прохладцей и ничего не сделал. Он задал мне целый ряд вопросов, которые ввели меня в состояние ступора. Вы камеры наблюдения смотрели? А вы тех или этих расспрашивали? А в интернете и в магазинах искали? И т.д. и т.п.
Кабинет следователя я покинул, окрыленный новыми знаниями и жизненным опытом. Делюсь своим жизненным багажом:
Работа «по горячим следам» - это в кино и когда у председателя СБУ украдут бумажник в бане.
Если ты не депутат, не генерал, не олигарх, а гражданин - маленький украинец, то никто ничего для тебя искать не станет.
Если ты сам не будешь униженно бегать за следователем, то он тебе никогда не позвонит и заниматься твоим делом не станет (а если даже ты его поймаешь, заниматься он твоими проблемами все равно не станет – выборы, переаттестация, нищенская зарплата и т.д.).
Минуло две недели с момента гражи. С ночным сторожем, который подозрительно не заметил жуликов, никто в погонах так и не общался, записи камеры наблюдения не просматривал. Никто не взял у меня описание украденного оборудования, которое достаточно специфично и в некотором смысле уникально.
В кино про доблестную украинскую полицию наверняка нам бы показали, как по горячим следам все похищенное нашли в соседнем гараже. Почему-то верю, что такой фильм скоро появится – ведь надо же как-то доходчиво показать гражданам плоды полицейской реформы. Причем, это может быть даже не фильм, а сериал. Ведь помимо моего гаража в ту ночь ограбили еще четыре.
Полиция что-то где-то ищет?.. Сие нам, убогим не ведомо - следователь трубку не берет. Может действительно он уже не работает в милиции?..
Два года прошло с тех пор, как стартовала реформа милиции. Мы уже дождались ее переименования в полицию. Скоро заменят таблички по всей стране и шевроны на новой форме для всего личного состава (Аваков обещал потратить на форму 960 миллионов гривен). Появились новые патрульные на новых машинах с повышенными зарплатами, МРЭО и ГАИ переименовали.
Все! Кажется, на этом реформа закончились.
Грустно, граждане маленькие украинцы...
P.S. Чтобы не возникло подозрение, что я оговариваю доблестную обновленную милицию\полицию, любой полицейский чиновник может убедиться в правдивости моих слов: номер моего дела в ЕРДР – 9948, номер заявления – 81806, Дело находится в производстве следователя Дарницкого РУВД Балицкого.