ТЕМА

Бесполезные продукты и услуги, которые приносят миллиарды

08 апреля 2016 | 09:13 , Виктория Чарочкина

Фотографии: Shutterstock

5 примеров маркетингового обмана.


Учёные в очередной раз доказали, что гомеопатия не работает. На этот раз они проанализировали 176 случаев лечения и выяснили, что в каждом из них имел место только эффект плацебо. Несмотря на это, индустрия гомеопатии процветает. Так, в 2015 году продажи гомеопатических средств должны были достигнуть $115 млрд. И это не единственный пример многомиллиардной индустрии, продвигающей продукты с недоказанной эффективностью. «Секрет» рассказывает, в каких ещё сферах продажи растут, несмотря на скепсис учёных.

Лекарства

«Эффективность около 90% препаратов, которые продаются в мире, не доказана по современным стандартам, из них 70% не обладают хоть сколько-то значимой эффективностью», — утверждает профессор Московской медицинской академии имени Сеченова, академик РАМН Павел Воробьёв. Количество абсолютно бесполезных лекарств на российском рынке он оценил в 30%. Но лекарства, чья эффективность вызывает сомнения, не перестают продаваться.

Например, популярный препарат «Эссенциале» для профилактики и лечения заболеваний печени стал лидером продаж в декабре 2015 года, при этом Формулярный комитет РАМН назвал его эффективность недоказанной. В случае алкоголизма он и вовсе бесполезен. Ещё в 2003 году клинические испытания показали, что эффект от приёма основного действующего вещества — эссенциальных фосфолипидов — сравним с эффектом плацебо. Сомнительным лекарством также называют «Арбидол» — его отказались регистрировать в Американском управлении по контролю качества лекарств и продуктов. Воробьёв утверждает, что доказательств его эффективности не существует. Тем не менее «Арбидол» занимает второе место по популярности среди противовирусных препаратов (в 2015 году продажи «Арбидола» упали на 22%, но производитель «Отисифарм» объясняет это отсутствием сезона респираторных вирусных заболеваний и возрастающей конкуренцией).

Врачи, а главное, потребители привыкают к определённым товарам, особенно если их продолжают рекламировать. Фармацевтические компании тратят огромные деньги на продвижение товаров, надеясь возместить затраты на их разработку. Сумма убытков фармкомпаний при выводе из продаж всех неэффективных препаратов исчислялась бы сотнями миллиардов (объём российского фармрынка в 2015 году составил 1,3 трлн рублей).

Диеты

На диетах зарабатывают многие — от личных консультантов до корпораций. Выручка компании Weight Watchers, помогающей приобретать продукты и инструменты для похудания, в 2015 году составила $1,16 млрд. Weight Watchers, как и многие другие игроки рынка, предлагает собственную уникальную программу. Потребители тратят деньги то на одну, то на другую новую диету, надеясь, что уж эта точно им поможет. Но ещё в 2007 году американские исследователи доказали, что различия в эффективности между разными видами диет незначительны. Однако новые рецепты похудания появляются каждый год.

 

Люди продолжают тратить деньги и время даже на те диеты, которые точно не работают. Британская диетическая ассоциация в 2011 году назвала диету Дюкана абсолютно ненаучной и нездоровой. По мнению специалистов, она несбалансирована и может привести к самым разнообразным проблемам со здоровьем. Исследователи признают, что на ней можно быстро потерять вес, но не видят доказательств продолжительного эффекта от диеты: французский журнал Le Journal des Femmes Sante выяснил, что большинство последователей диеты вернули потерянный вес в течение нескольких лет.

Органические продукты

Надписи «Без пестицидов», «Без искусственных добавок» и тому подобные — отличный маркетинговый ход. В 2015 году объём рынка органической едысоставил $72 млн, а в течение следующих пяти лет он должен расти на 16% ежегодно. Однако доказательств того, что органические продукты полезнее для здоровья, пока нет. Учёные из Стэнфордского университета изучили более 200 исследований в этой области и пришли к выводу, что в состоянии здоровья тех, кто питается органическими продуктами и обычными, нет серьёзных различий.

Несмотря на это, армия поклонников натурального не уменьшается. Они утверждают, что органическая еда вкуснее обычной. Но британские исследователи из Abertay University опровергли это утверждение. Они предложили людям попробовать идентичные продукты, заявив, что часть из них — органические. Участники эксперимента признались, что органические продукты показались им вкуснее. Автор исследования доктор Бойка Братанова резюмировала, что это потрясающая новость для производителей органических продуктов, мода на которые растёт вне зависимости от научных исследований.

Акупунктура

Акупунктурный массаж (иглоукалывание) остаётся одним из самых популярных видов альтернативной медицины. При этом новые исследования, доказывающие неэффективность процедуры, появляются каждый год. Оценить заработки клиник и отдельных специалистов на акупунктуре сложно, но это миллионы долларов в год (объём мирового рынка альтернативной медицины превышает $30 млрд). Смены тренда не предвидится — есть даже книги, которые учат, как зарабатывать на иглоукалывании.

Солнцезащитные средства

Экологическая организация Environmental Working Group (EWG) провела исследования американских солнцезащитных средств и пришла к выводам, что 80% из них неэффективны и даже вредны.

«Многие продукты не обеспечивают достаточной защиты от UVA-лучей. Некоторые содержат опасные химикаты, такие как оксибензон или ретинил пальмитат», — говорит старший научный сотрудник EWG Дэйв Эндрюс. Эксперт подчёркивает, что оксибензон может повредить гормональную систему, а ретинил пальмитат — вызвать различные повреждения вплоть до рака.

В чёрный список попали такие бренды как Banana Boat, Coppertone, CVS, Neutrogena. Однако их производителям вряд ли грозит падение продаж — все они уже попадали в список ранее и до сих пор остаются лидерами рынка, как американского, так и мирового. В EWG считают, что стандарты Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов слишком низкие, поэтому неэффективные продукты поступают в продажу. Потребители же не прислушиваются к результатам альтернативных исследований и берут привычный продукт с полки.

"Секрет фирмы"



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: