ТЕМА

Крымский вариант борьбы с ваххабитами

11 мая 2005 | 18:38 , Яна Амелина, ИА «Росбалт»

События последнего полугодия дают основания полагать, что правоохранительные органы и мусульманское духовенство Крыма, осознав опасность дальнейшего распространения на полуострове радикальных форм ислама, перешли в решительное наступление на фундаменталистов. Несмотря на то, что проблема распространения в Крыму ваххабизма не решена окончательно, накопленный опыт светских и духовных властей полуострова заслуживает самого внимательного изучения в России.


Светская власть на страже закона

О появлении вКрыму последователей «Хизб ут-Тахрир» партии, ставящей своей целью построение всемирного исламского халифата и запрещенной во многих государствах, втом числе вРоссии стало известно пару лет назад. Долгое время члены этой нелегальной партии оставались эдакой «вещью всебе» оних много говорили, но«вживую» исламистов мало кто видел. Зато потом увидели все...

В середине октября 2004 года неформальный пресс-секретарь крымских хизбутовцев Абдуселям Селяметов принял участие в передаче «Действующие лица» Черноморской телерадиокомпании. Это стало сенсацией. Он заявил, что целью партии в Крыму является «исключительно просветительская деятельность просвещаем мусульман и немусульман, возвращаем утраченные истины».

Затем Селяметов дал еще несколько интервью и«залег на дно», вновь представ перед публикой лишь после недавнего осуждения Балаклавским районным судом Севастополя нескольких членов «Хизб ут-Тахрир» за незаконную политическую деятельность. Им инкриминировалось незаконное распространение натерритории Севастополя листовок сразличными призывами. Выступивший насуде вкачестве свидетеля местный имам заявил, что хизбутовцы неоднократно ему угрожали. 31 марта суд приговорил нарушителей к штрафам вразмере от400 до 500 гривен. Сами они, однако, охарактеризовали процесс как «сведение личных счетов».

Как заявил Селяметов на прошедшей 5 апреля пресс-конференции вСимферополе, «никаких фактов террористической иэкстремистской деятельности «Хизб ут-Тахрир» никогда неприводилось, неприводится, ине будет приводиться... Вся наша деятельность носит исключительно идеологический характер».Однако, вопреки этим уверениям, член Севастопольского регионального меджлиса крымских татар Ленур Османов указывает нато, что деятельность «Хизб ут-Тахрир» ведет к религиозной розни среди крымскотатарского населения инарушает положения ряда украинских законов.

«Глашатай» крымской «Хизб ут-Тахрир», Селяметов неназвал численности партии (по некоторым оценкам, общее число сторонников «чистого ислама» составляет вКрыму от3 до 5 тысяч), подчеркнув, что живет она исключительно надобровольные личные пожертвования своих членов. Рассказал он ио планах хизбутовцев вобозримом будущем, они намерены легализоваться, над чем сейчас «плотно работают». ...Сразу после общения сжурналистами пресс-секретарь хизбутовцев был задержан идоставлен вЦентральный райотдел милиции Симферополя, где ему предъявили обвинение все потой же статье 158 Административного кодекса Украины («Незаконное занятие политической деятельностью»).

Муфтият изгоняет сторонников «Хизб ут-Тахрир»

Не остались встороне отборьбы сэкстремизмом ипредставители «официального» ислама. Осенью прошлого года Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) начало увольнять имамов-сторонников «Хизб ут-Тахрир». Вокруг некоторых из них складывались общины, до 70 процентов членов которых, восновном молодежь, были хизбутовцами. «У нас нет ничего общего ни схизбами, ни сваххабитами, ни сдругими радикалами, отмечается вобращении ДУМК от18 августа 2004 г. Имамы, проповедующие идеи Хизба, неимеют права нести службу внаших мечетях».

В итоге свои посты покинули сдесяток имамов (некоторые эксперты увеличивают эту цифру до 30). Одним из последних, вфеврале, был уволен имам мечети вСтаром Крыму. «Вместо него поставили парня, окончившего учебу вТурции, рассказал «Росбалту» председатель ДУМК, муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Мы уверены, что он свободен отвлияния фундаменталистских организаций». Однако еще полгода-год муфтият будет пристально следить заработой нового имама.
Жесткие действия муфтията понраву далеко невсем. «Некоторые освобожденные имамы упираются говорят: «докажите, что мыживем непо исламу», рассказывает Аблаев. Но если человек считает себя мусульманином, он должен подчиняться своему руководству».

Отмечены случаи ипрямого неповиновения. Так, сторонники уволенного имама симферопольской мечети Кебир Джами Руслана Мустафаева (с него началась борьба схизбутовцами среди исламского духовенства Крыма) втечение нескольких недель каждую пятницу собирались умечети итребовали оставить его при должности. 253 члена алуштинской мусульманской общины подписали заявление, вкотором, назвав решение ДУМК противоречащим шариату, требовали восстановить вдолжности уволенного имама Эльвина Кадырова. В случае отрицательного ответа, указали авторы заявления, «мы оставляем засобой право проигнорировать ваше решение».

Уволенные, пословам крымского муфтия, несмогут стать имамами ни водной мечети до тех пор, «пока непересмотрят свои позиции». «Если они поменяют свои взгляды, дорога назад всегда открыта, разъясняет Эмирали Аблаев. Но они этого неделают. А если открыть им (ваххабитам) двери, дать им ход они навсё способны, им нужна власть. Мы считаем, что они незнают основ ислама. У нас есть Коран иСунна, иникакой ревизии ненадо. Государство неставит нам, мусульманам, никаких ограничений почему же мыдолжны поддерживать организацию, признанную преступной даже висламских странах?».

У ваххабитов всё меньше возможностей

Хотя вкрымском муфтияте инадеются, что позиция светских властей поотношению к исламистам меняется к лучшему, предыдущий опыт взаимодействия сними вызывает серьезные претензии. «Любая партия или организация порождаются со стороны государства, убежден председатель ДУМК. Мы призывали власти: ненадо поддерживать исламистов, ноКомитет поделам религий регистрировал их организации. Если бы они переживали зато, что это приведет к чему-то нехорошему, сними можно было бы работать. Власти видят опасность, новаххабиты, хизбы, салафиты неугрожают ни одной другой конфессии. «Хизб ут-Тахрир» создана только для того, чтобы расколоть мусульман».

В результате вКрыму сейчас действует около 30-ти автономных мусульманских общин, неподконтрольных «официальным» духовным властям (в подчинении крымского муфтия 310 общин). «Какие они этого никто незнает, говорит муфтий Аблаев. У властей была идея создать параллельный ДУМК, ноничего невышло». Правда, сКомитетом поделам религий Крыма все-таки удалось договориться: автономные общины больше нерегистрируют. И сейчас борьба сваххабизмом вКрыму идет повсем направлениям. Если еще недавно наполуострове действовали несколько зарубежных саудовских итурецких «благотворительных» фондов, втом числе «Бирлик», «Зам-Зам» иряд других, то теперь остался только «Арраид», подписавший соответствующий договор сДУМК. Он испонсирует единственную строящуюся сейчас наполуострове мечеть.

Изгнанные из Крыма фонды «пытались вести свою политику, несогласовывая ее сДУМК», поясняет Эмирали Аблаев. 3-4 года назад они организовывали наполуострове некие исламские лагеря, неспрашивая разрешения муфтията. «Теперь правоохранительные органы проверяют, есть ли уустроителей подобных акций разрешение ДУМК, говорит муфтий Крыма. В отличие отРоссии, процесс находится под контролем. До 2000 года унас была такая же ситуация никто незнал, кто чем занимается. Какие-то студенты-арабы ездили подеревням, якобы учили исламу акогда проверили, выяснилось, что они вообще неимеют права никого обучать».

Теперь ни водном крымскотатарском селе нет самозваных «учителей ислама». «Если кто ипоявится, уних везде спрашивают: есть ли разрешение отДУМК? сгордостью рассказывает Аблаев. Земельные участки под строительство мечети выделяются только понашему письму. Деньги настроительство мыпривлекаем сами. Построили мечеть (за счет средств благотворительного фонда) идо свидания, имама назначаем мы, Духовное управление. Раньше, пока год-два строили мечеть, они («благотворители») одновременно готовили исвоего имама, чтобы он сразу начинал служить. Может быть, успонсоров иесть намерения сохранить свое влияние ноэто уних неполучится».

Социальные корни исламского фундаментализма

Как уверял насвоей последней пресс-конференции Абдуселям Селяметов, деятельность «Хизб ут-Тахрир» вКрыму ина Украине непредусматривает вхождение во власть. Однако «глас хизбутовцев», похоже, лукавит. Проблема распространения радикального ислама вКрыму имеет явно выраженную социальную подоплеку, следовательно, исламизм здесь неизбежно будет нести всебе мощную политическую составляющую.

«Последние несколько лет отмечается падение рейтинга меджлиса, комментирует ситуацию «Росбалту» хорошо информированный крымский аналитик, пожелавший неуказывать своего имени. Его лидеры удачно встроились во власть исидят нахороших деньгах. В меджлисе нет оппозиции есть мнение Мустафы Джемилева (председателя этой организации прим.) инеправильное. Рядовые крымские татары чувствуют себя пешками, которых используют для достижения своих целей».
Это порождает унекоторых политически активных татар чувство разочарования, поскольку планы создания крымскотатарской государственности, установления «татарской власти» вКрыму сейчас так же далеки отреальности, как ипятнадцать лет назад.

Как ивРоссии, «в исламисты» нередко идут ненашедшие себя всовременном социуме например, девушка, непоступившая винститут, носчитающая себя вполне достойной учебы внем, становится истовой мусульманкой. «Ислам дает таким людям смысл, стержень жизни, говорит эксперт. Это убежденные ваххабиты. Чужому человеку практически невозможно выйти сними наконтакт. Выхода наисламистское подполье неимеют, кажется, даже спецслужбы». Но, конечно, помимо фанатиков, висламистских рядах немало молодежи, попросту поддавшейся «модному» веянию.

Росту исламистских настроений наполуострове способствовало серьезное иностранное влияние. В Крым ехали учиться многочисленные палестинцы, иорданцы восновном, выходцы из небогатых классов, привносящие соответствующие настроения. В свою очередь, молодые крымские татары уезжали учиться вТурцию. Однако бесплатное образование там прежде всего религиозное. Закончив медресе ивернувшись народину, они неожиданно почувствовали себя авторитетными людьми еще бы, к этим двадцатилетним парням обращались засоветом даже седые старики. Вокруг таких «учителей» стали складываться исламистские группы.

«В 2003 году ситуация начала развиваться стремительно, рассказывает наш крымский собеседник. Сформировались два течения: первое фундаменталистское, второе из числа недовольных меджлисом ипросто сменивших вывеску наисламистскую». Прошлогодние события вокруг симферопольского бара «Cotton club» ивселе Морском окоторых подробно писал «Росбалт» выявили как тенденцию к самоорганизации русской икрымскотатарской общин, так идальнейшее падение авторитета Мустафы Джемилева среди крымских татар. Исламисты быстро набирали вес. Однако октябрьское появление нателеэкранах хизбутовского пресс-секретаря Селяметова, похоже, помогло спецслужбам нащупать ходы к фундаменталистам. Осознав опасность, они предпочли затаиться.

А затем наУкраине началась президентская кампания. «Внимание всех было привлечено к этим событиям, иинтерес к исламизму заметно упал, констатирует крымский аналитик. Ведь фундаменталисты, посути, были просто клапаном социального протеста. Теперь Джемилев попытается выжать из победы Ющенко как можно больше». «Произошел резкий спад активности исламистов, подтвердил «Росбалту» эту оценку сам Мустафа Джемилев. Правда, во время выборов они твердили, что мусульмане недолжны вних участвовать. Я говорил им: вы провокаторы, объективно работаете напреступную власть. Всем понятно, что крымский татарин будет голосовать заЮщенко... Всерьез мыих сейчас невоспринимаем. А результаты выборов их вообще деморализовали». Впрочем, вСимферополе многие уверены, что лидер меджлиса делает хорошую мину при плохой игре, тогда как вреальности заЯнуковича проголосовали неединицы, аоколо половины крымских татар.

Затишье перед бурей?

«Мы еще услышим об исламистах летом-осенью, когда окончательно схлынет эйфория президентской избирательной кампании, считает анонимный крымский собеседник «Росбалта». Всё вернется, когда крымские татары поймут, что получили гораздо меньше, чем им обещали. Сейчас Мустафа Джемилев чувствует себя «на коне», носитуация сростом популярности исламизма повторится, ивболее серьезном масштабе». Крайне сомнительно, что «оранжевые» Киев иСимферополь пойдут науступки впринципиальном вопросе восстановлении, как говорят меджлисовцы, «того, что было ликвидировано в1944 году врезультате преступного указа Сталина», то есть крымскотатарской национально-территориальной автономии. А значит, уэкстремистов вновь появится повод для разжигания протестных настроений среди крымских татар.

Однако, у«альтернативного ислама», вчем признался ихизбутовец Селяметов, большие проблемы сфинансированием. Все средства, перечисляемые из-за рубежа настроительство мечетей иподдержку других проектов крымских татар, вобязательном порядке проходят через меджлис. Поэтому «Хизб ут-Тахрир» ищет иные каналы финансирования. Но найти иотстроить их, как видно, будет непросто. «У меджлиса иДУМК хватит сил, чтобы поставить их наместо», уверен муфтий Крыма Эмирали Аблаев. Без массированной поддержки внешних сил фундаменталисты, хотя число их приверженцев ибудет расти, нестанут вКрыму серьезным политическим фактором. Но этот прогноз, возможно, выглядит слишком оптимистическим...



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: АР

На фестивале тату в Санкт-Петербурге.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: