ТЕМА

теории сексуальной революции

27 марта 2007 | 11:29

Предлагаем читателю глубокий анализ развития сексуальных идей в политической обертке. Что любопытно: у Украины есть шанс стать флагманом грядущей секс-революции. А это не может не радовать.


  Подходя к любому вопросу, начинать плясать всегда следует от печки, а печкой в случае сексуальной революции является человек, который раскрыл истинное назначение сексуальности в поведении человека - Зигмунд Фрейд (точнее, Фройд). Именно Фрейд впервые показал, что сексуальность индивида подвергается репрессии со стороны общества. Сексуальная репрессивность, обусловленная иудео-христианской моральной традицией, выражалась в подавлении сексуального влечения, принудительной моногамии, лишении многих членов общества возможности сексуального удовлетворения и в тайной сексуальной свободе элиты. Отношение к общественной репрессии сексуальности у Фрейда было, если выражаться в терминах самого Фрейдизма, амбивалентным. С одной стороны, большинство тайных подавленных сексуальных влечений относилось к области бессознательного, потому, что они приходили в противоречие с общественными нормами, носили темный, противоестественный характер. Подавление этих инстинктов и сиюминутных половых влечений необходимо, потому что в случае их освобождения, обществу грозит самоуничтожение. С другой стороны, подавление сексуальных влечений, вытеснение их в бессознательное, приводит к неврозам, возникновению извращений. Какой же вывод делает отсюда Фрейд? Дело в том, что Фрейд был великим и плодовитым мыслителем. Он написал много, и в ответе на этот вопрос он не менее многолик, чем Маркс в ответе на вопрос о форме диктатуры пролетариата. Именно многоликость и многовариантность учения Фрейда и породила существующую ныне пестроту школ психоанализа и неофрейдизма. В разное время Фрейд то говорил о неизменности человеческой природы и неизбежности сохранения статус кво, то выражал надежду, что благодаря всеобщему распространению психоанализа, неврозы постепенно исчезнут и эволюционным путем произойдет глубинное изменение сущности человека, и сексуальные инстинкты будут в нужный момент удовлетворяться или сублимироваться.

Дальнейшее развитие психоанализа шло разными путями: Юнг и его школа критиковала Фрейда за гипертрофию сексуального, но нашелся человек, которому место, отведенное сексуальности в теории Фрейда, показалось недостаточным. Вильгельм Райх (или Рейх в англоязычном варианте - 1897-1957) был первым из целой плеяды левых мыслителей ХХ века, которые пытались запрячь в одну повозку трепетную лань фрейдовского психоанализа и марксистского мерина.

Поначалу Райх был членом германской компартии и приехал в Союз, восхищенный предложенной для иностранцев советской показухой, и даже опубликовал две свои статьи "Диалектический материализм и психоанализ" в советском журнале "Под знаменем марксизма" (там он доказывал, что фрейдизм не противоречит марксистской философии); и "Психоанализ и естествознание", где он доказывал, что психоанализ - это наука, а не выдумка буржуазных врачей, предназначенная для удовлетворения прихотей богатых пациентов.

Но добавка сексуального перчика к пресной марксистской каше оказалась неприемлемой для официальных идеологов. О причинах иммунитета к Фрейду марксистско-ленинской идеологии хорошо сказал Альбер Камю в "Бунтующем человеке": "Иные марксисты пытались, например, примирить свою доктрину с теориями Фрейда. Это было немедленно поставлено им в вину. Фрейд - еретический и "мелкобуржуазный" мыслитель, он вытащил на свет бессознательное, признав за ним по меньшей мере такую же реальность, как за "сверх-Я" или социальным "Я". Ведь отсюда недалеко и до того, чтобы признать за бессознательным определяющую роль в человеческой натуре, противопоставив ее историческому "Я". А человек должен к своему общественному и рациональному "Я", которое поддается расчетам".

Бунтаря Райха с треском вышибают из рядов германских коммунистов.

В 1927 году он публикует свою первую программную работу "Функция оргазма", в которой начинает развивать идеи, не характерные ни для классического марксизма, ни для традиционного фрейдизма. Спасаясь от преследования нацистов, Райх имигрирует в США, где выходят его наиболее знаменитые работы "Психология масс фашизма" (1933) и "Сексуальная революция" (1936).

В "Функции оргазма" Райх ставит на место фрейдистского либидо - стремления к наслаждению и влечения к удовольствию, понимаемого шире исключительно сексуальности - более локальное понятие - функцию оргазма. Функция оргазма универсальна для всего живого, это основополагающий принцип, сочетающий в себе напряжение - разрядку - удовлетворение. Поздний Райх, на старости лет дошедший до некоего сексуально-мистического комизма, распространял функцию оргазма на неживые, космические объекты. Будучи верным сторонником марксизма, Райх внес вклад и в развитие его категорий: вместо мировой политэкономии, он предложил свою сексуальную экономию. Жить сексуально-экономически - это свободно удовлетворять свои влечения, плюя на запреты и табу. В обществе, где большинство народа жили бы секс-экономически, не возникало бы неврозов. Но возможно ли такое общество? Современное общество, в котором культура - это результат подавления сексуальности, которое основано на авторитарной патриархальной семье и запрете на детскую сексуальность, жить секс-экономически невозможно. Это общество сексуального отрицания. Но в обществах, где отсутствует экономическое угнетение и имеется матриархальная семья, существует совершенно иной тип сексуальных отношений. Опираясь на исследования Бронислава Малиновского матриархального общества на острове Тродриан, Райх писал: "Мы видим, что моральные стандарты тродрианцев коренным образом отличаются от наших. У нас эти стандарты выводятся из всеобщего секс-отрицания, тродрианцы выводят их из позитивного отношения к генитальной сексуальности и из абсолютно ясного ощущения болезненного характера преверзий". По мнению Райха, матриархат был свободен от репрессивности, но при переходе от него к патриархату происходит:

переход власти от женщины к мужчине и, в связи с этим, перемещение власти по вертикали, в соответствии с рангом;
переход от естественной генитальной жизни в любви к принудительному заключению брака;
переход от секс-утверждения к секс-отрицанию, от утверждения добрачной половой активности к требованию добрачного аскетизма;
возрастающая социальная дифференциация между верхушкой общества и низами.

В "Психологии масс фашизма" Райх пытается выявить зависимость между господством авторитарной патриархальной семьи и возникновением тоталитарных и авторитарных режимов. Подобно Эриху Фромму, Райх считал, что тип общества зависит от господствующего типа характера. В отличие от Фромма, различавшего 4 типа социального характера, Райх сводил все к двум типам:

- открытый генитальный характер, способный к саморегуляции. Он регулирует конфликт с репрессивной средой либо путем оргазмной разрядки, либо путем сублимации оргазмной энергии в социально-конструктивных целях;
- невротический характер, не способный к разрядке, подавляет оргазм. Одной из важнейших черт такого характера является покорность авторитету власти. Такой характер - благодатнейшая почва для фашизма. Ребенок, приученный к авторитету в семье, в политической жизни подчиняет себя вождям и партиям.

Образцом оригинального языка Райха, сочетающего марксистскую и фрейдистскую терминологию и аргументацию, может послужить следующая фраза, объясняющая, почему угнетенные массы являются проводниками идей фашизма: "И сексуальная мораль, тормозящая развитие массового сознания, и те силы, которые выступают в интересах коммунизма, черпают свою энергию из вытесненной сексуальности. Теперь мы лучше понимаем сущность процесса обратного воздействия идеологии на экономический базис. Сексуальное торможение так структурно изменяет экономически угнетенного человека, что он начинает действовать, чувствовать рассуждать, вопреки своим интересам. Это равнозначно его приравниванию к буржуазии".

В "Психологии масс фашизма" Вильгельм Райх подверг творческой переработке наследие Фрейда. По Фрейду структура личности делилась на верхнюю часть - супер-эго (сверх-Я), то есть, грубо говоря, совесть; среднюю часть - эго, то есть, собственно сознание человека; и ид - подсознание, содержащее в себе все темные стремления человека (допустим, взять и удовлетворить прямо сейчас все свои темные инстинкты). По Райху же, биопсихологическая структура характера состоит из трех, самостоятельно действующих слоев:

"поверхностный слой" - "слой социальной кооперации", фальшивый притворный социальный слой, где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости. Слой, который, подавляя все остальные, удерживает человека в рамках норм поведения, устанавливаемых для него обществом и государством;
"промежуточный слой" - соответствующий фрейдовскому подсознанию, грубые, садистские и сладострастные порывы;
"глубинный слой" - биологическое ядро человека, которое состоит из благих природно-социальных импульсов.

То есть, по Райху, глубинную сущность человека составляют "любви прекрасные порывы". Работы Райха как психоаналитика для нас не так интересны, как его вторжение в область социологии. Райх перенес структуру личности непосредственно на политическую сферу, поставив в соответствие каждому уровню сознания определенное политическое течение. Лживо-социальному слою, согласно его теории, соответствуют этические и социальные идеи либерализма. Они служат подавлению вторичных антисоциальных импульсов, но природная, внутренняя социальность для них недостижима и чужда. Политически организованным воплощением промежуточного уровня является фашизм, тоталитаризм. А настоящая, глубинная революционность соответствует глубинным слоям сознания человека, его биологическому ядру.

В своей главной работе "Сексуальная революция" (1936) Райх пришел к выводу, что подлинная пролетарская социальная революция обречена на провал без революции сексуальной. Победивший пролетариат, с точки зрения Райха, для ликвидации всех форм репрессивности и угнетения должен снять запрет с детской сексуальности, ликвидировать принудительный брак, гарантировать от репрессий со стороны традиционной морали поиск новых сексуальных партнеров. Но в предложениях о практическом обустройстве такого свободного от сексуальных репрессий общества, Райх, к сожалению, оставался вполне марксистом, и его социальный идеал, названный "демократией труда", скорее напоминал сексуальную диктатуру пролетариата. По его предложению, во всех учреждениях и органах нового общества центральную руководящую роль должны будут играть профессиональные чиновники-сексологи, направляемые в своей деятельности специальным центральным сексологическим учреждение. Государство должно будет взять на себя и специальное материальное обеспечение детской сексуальности. То есть общество Райха получается вполне в духе антиутопии Олдоса Хаксли "О дивный, новый мир", хотя его критика сексуальной репрессивности в существующем обществе зачастую довольно справедлива.

Позднее Райх частично отошел от своих прежних взглядов и увлекся мистицизмом и космизмом. Но это не помешало американским властям в период маккартизма обвинить бывшего члена компартии и сексуального революционера на старости лет в половых преступлениях (!) Вильгельм Райх умер в 1957 году в тюрьме Луисбурга, штат пенсильвания, в возрасте 60 лет.

Знамя сексуальной революции, выпавшее из рук Райха, было подхвачено Гербертом Маркузе. Из его обширного наследия критике репрессивной цивилизации и идеям сексуального раскрепощения посвящены две работы: "Эрос и цивилизация" (1956) и "Очерк об освобождении" (1969). "Эрос и цивилизация" - это попытка интерпретировать теорию Фрейда в социологических терминах. Система взглядов Маркузе была несколько иной, чем у Райха: если Райх пытался создать синтетическое учение на стыке традиционного марксизма и фрейдизма, то Маркузе в своих построениях опирался лишь на молодого Маркса младогегельянского периода, исследовавшего проблему отчуждения. Помимо Фрейда, на него оказали влияние экзистенциализм в варианте Мориса Хайдеггера, у которого Маркузе некоторое время работал секретарем, и социальная философия его коллег по Франкфуртскому институту социальных исследований Маркса Хоркхаймера и Теодора Адорно. Анализируя происхождение современной культуры, как результат репрессии Эроса - светлого начала, влечения к продолжению рода, инстинкта жизни, Маркузе задается вопросом: компенсируют ли преимущества, доставляемые культурой, подавление личности? Прогресс культуры современной цивилизации влечет за собой увеличение организованного господства над личностью, и как следствие, постепенное накопление агрессии в обществе. Прорыв этой агрессии может вылиться в разгул насилия, в новый тоталитаризм. Маркузе вводит два новых понятия, не свойственных психоанализу, - "прибавочная репрессия" и "принцип производительности".

Общественную репрессию сексуальности Маркузе разделил на две составляющие, подобно тому, как Маркс разделил стоимость на основную и прибавочную. Основная репрессия связана с необходимостью человеческого существования, необходимостью сдерживать агрессивные и сексуальные чувства для того, чтобы не нанести вред другим членам общества. Прибавочная репрессия связана лишь с отношениями господства. Вот как Маркузе объясняет возникновение прибавочной репрессии в первобытном обществе. Обращаясь к разбору фрейдовской работы "Тотем и табу", он пишет: "Не бедность и слабость обусловили первое, решающее для культуры подавление половых влечений, а деспотичное господство, тот факт, что деспот несправедливо распределяет и использует бедность, скудость и слабость других членов орды. Следовательно, имела место прибавочная репрессия, единственно в интересах господства и сохранения деспотичного господства, а не потому, что надо было обуздать агрессивные устремления членов орды или сдержать их хаотические сексуальные порывы".

Принцип производительности - это характерная для индустриального общества форма фрейдистского принципа реальности, осуществляющего подавление эроса. При господстве принципа производительности, подавление сексуальности, стремление к наслаждениям осуществляется в первую очередь в интересах материального производства, превращая человека в придаток машины, в орудие производства. Возникновение принципа производительности Маркузе так же относит к раннему этапу в истории человечеству, когда сексуальность, распределенная прежде, как у животных, по всему телу, локализуется на половых органах. Это происходит под давлением превращенного принципа реальности для того, чтобы превратить, чтобы превратить человеческое тело из инструмента наслаждения в орудие производства, высвободить остальные части тела для производства. В отличие от Райха, Маркузе негативно относился к чисто генитальной сексуальности, считая ее продуктом репрессии. Современное общество - общество потребления, не просто подавляет протест, но, используя мощнейшие средства психологической обработки, оно внушает человеку, что жить так, как он живет, производя и потребляя материальные ценности и подавляя естественные влечения - вот подлинное счастье. Эта целенаправленная система воспитания приводит к возникновению особого индивида - "одномерного человека", человека, интегрированного потребительским обществом, не способным на настоящий протест, на подлинную борьбу за свои интересы. От этого подавления свободны неинтегрированные, аутсайдеры, чье недовольство и протест очевидны. Но и "одномерный человек" способен освободиться. Свободной от репрессии остается сфера фантазии. Она подчинена лишь принципу удовольствия и свободна от принципа реальности. Именно через осознание своих желаний, своей подлинно человеческой, экзистенциальной сущности, через протест, против навязываемого извне стандарта, через противостоящий всякой агрессии Эрос человек может прийти к отрицанию современной цивилизации, основанной на насилии и отчуждении. Революции социальной должен предшествовать ряд индивидуальных революций - революций в сфере сознания. "Вся власть воображению!" - как было начертано на стенах Сорбонны. Основой нового общества должна стать новая мораль, основанная на свободе Эроса и преодолении ханжества и насилия. Фактически, для того, чтобы сбросить с себя оковы современного бесчеловечного индустриального общества, человек должен вернуться в детство, когда все его поступки были подчинены лишь принципу удовольствия. Маркузе не углубляется в подробную разработку модели нерепрессивного общества, не стремится сдерживать творящих это новое общество какими-то рамками. Он писал, что в наше время исчезает само понятие "утопия". Любая "утопия" при современном уровне развития цивилизации может быть реализована. Сдерживает ее реализацию лишь господство "одномерного" сознания.

Маркузе казалось, что идеал сексуальной революции уже завоевывает мир. В конце 60-х годов всплеск молодежного бунта, рост альтруистических, антипотребительских настроений, коммуны свободной любви, возникавшие как грибы после дождя - все вселяло оптимизм. Но к началу 80-х интегрирующие тенденции, тенденции скрытого подавления, о которых предупреждал Маркузе, взяли верх. На смену сексуальной революции пришла половая реакция, вновь торжествует культ репрессивной патриархальной семьи и ханжеской пуританской морали бюргеров, вновь потребление становится господствующим жизненным принципом.

Единственной страной, свободной от господства "принципа производительности (всем на производство наплевать) и от господства потребительского сознания (потреблять-то нечего) остается Россия. Россия - надежда неинтегрированной части человечества. Россия - флагман грядущей сексуальной революции.

Ліва Ініціатива


от "ТЕМЫ": к последнему посылу российского от себя смело добавим - в таком случае Украина также подпадает под шаблон надежды грядущей секс-революции.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: