ТЕМА

ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ, НО ИХ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ ОТМЫТЬ

25 июля 2005 | 09:50 , Олег Ельцов

По прикидкам правоохранительных органов, из Украины ежедневно на основании фальшивых договоров переводится за рубеж около трех миллионов долларов. Эти деньги имеют очень мало шансов вернуться на родину.


БАНКОВСКАЯ МАФИЯ НАСЛЕДИЕ ТЕМНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО?

Как заявил в свое время автору один из высокопоставленных офицеров ФБР, проблема отмывания денег из стран СНГ не нова для западного мира. Еще во времена холодной войны западным спецслужбам было известно о том, что СССР через сеть своих суперсекретных агентов осуществляет противозаконные финансовые операции, связанные, в частности с деликатными отношениями с братскими партиями и режимами. Так, по словам моего собеседника, довольно бурный финансовый поток протекал через границы скандинавских стран с СССР. В этих странах весьма специфическая, щадящая законодательная система, которая, в общем упрощает процедуру легализации денег. В частности, в этих странах происходила отмывание наличных средств, которые в качестве вспомоществования поступали буквально чемоданами коммунистическим товарищам в западных странах, а также некоторым террористическим группам левой ориентации.

С развалом СССР налаженные каналы и опытные курьеры не канули в небытие. Просто они сменили хозяев, точнее, хозяева сменили окраску с коммунистической на частнопредпринимательскую. Поэтому схемы неафишируемой финансовой деятельности КПСС и ее спецслужб в первые перестроечные годы стали хорошим подспорьем для формирования стартовых миллионов для новых русских, украинцев, узбеков, а также перевода этих миллионов за рубежи их независимых отчизн.

А в настоящее время пост-советская мафия в полной мере уже освоила десятилетиями отработанные схемы своих капиталистических коллег по легализации денег через сеть обменных пунктов валюты, казино, бизнес игровых автоматов. Уж не по этой ли причине в небогатой Украине количество казино и обменных пунктов скоро превысит и число в Лас-Вегасе и Монте-Карло вместе взятых?

БАНКОВСКОЕ ПОКОРЕНИЕ ЕВРОПЫ СОСТОЯЛОСЬ

По словам офицера федерального министерства внутренних дел Австрии г-на Мюля проблема отмывания денег через банковскую систему его страны с каждым годом становится все актуальней. По данным правоохранительных органов стран Западной Европы, туда в последние годы с завидной регулярностью наведываются граждане СНГ, численный состав которых довольно постоянен. Они заняты не знакомством с достопримечательностями, их функция - открытие банковского счета, на который стремительно переводится крупная сумма денег. Через короткий промежуток времени деньги либо снимаются либо переводятся дальше, а счет закрывается. Через неделю или месяц тот же СНГ-гражданин появляется вновь, чтобы повторить подобные банковские действия. Западные спецслужбы пришли к выводу, что в странах Восточной Европы налажен четкий механизм перевода денег за рубежи СНГ и их легализации.

Характеристика от западных спецслужб подобных банковских клиентов: это, как правило, менеджеры среднего звена теневых финансовых структур стран СНГ. Некоторые из них надолго оседают в европейских странах, обзаводятся недвижимостью, видом на жительство, регистрируют здесь фирмы, через которые осуществляют регулярную коммерческо-финансовую деятельность, граничащую с криминалом. Таким образом, в поле зрения правоохранительных органов рискуют попасть лишь стрелочники, которые делают свое дело за долю малую. Настоящие собственники капиталов остаются в тени. Масштабы такого бизнеса и, собственно, денежных сумм, переводимых за рубеж, можно приблизительно оценить по таким данным. Только в один из кантонов Швейцарии, в котором действует наиболее лояльное законодательство, касающееся механизмов проверки происхождения средств, поступающих на банковские счета, еженедельно прибывает от десяти до двадцати граждан СНГ, которые заняты непосредственно открытием банковских счетов. Практика показывает, что каждый такой счет вмещает от 100 тысяч до нескольких миллионов долларов.

В последнее время в Украине предпринимаются определенные меры по усилению контроля за происхождением средств на банковских счетах. В частности, речь идет о совместных действиях силовиков и банкиров наших стран на основании межправительственных договоров о правовой поддержке борьбы с отмыванием грязных денег. Очевидно, результатом такого взаимодействия являются факты, всплывающие время от времени в судах той или иной страны, дело Лазаренко в частности.

В этой связи любопытным представляется сравнение: а как у них?

Швейцария,

в банках которой хранится около трети всех частных капиталов мира, в 1997 года ввела дополнительные санкции против легализации грязных денег через национальную банковскую систему.

В частности, закон обязывает банкиров, адвокатов, прочих лиц, участвующих в операциях с наличными суммами, информировать власти про любые подозрительные денежные перечисления. Вся информация поступает в так называемое Бюро по связям, сотрудники которого наделены солидными полномочиями. В случае выявления нарушения в банке, руководству банковского учреждения грозят солидные штрафы. Обслуживать грязные деньги становится по-просту невыгодным. Эксперты отмечают в этой связи некоторое снижение потока финансовых средств из стран СНГ в Швейцарские банки.

АВСТРИЯ

Преступлениями в банковской системе этой страны занимаются Центральный департамент по борьбе с распространением и употреблением наркотиков и Клиринговый отдел Федеральной службы по борьбе с организованной преступностью. Последний создан в январе 1994 года.

Эти службы наделены широкими полномочиями. Австрия разработала основательную юридическую базу, регламентирующую меры по противодействию отмыванию денег мафии через банки страны. А именно:

· при заключении соглашения о банковском обслуживании банк обязан установить личность клиента;

· каждая операция свыше 17 тысяч долларов требует идентификационных процедур;

· если клиент вкладывает деньги не от своего имени, банк обязан установить личность настоящего владельца вклада;

· в банке должны содержаться материалы о личностях вкладчиков и о проведенных сделках за период не менее 5 лет;

· банки обязаны сообщать в МВД о подозрительных сделках. Это

не противоречит их обязательствам по сохранению тайны вкладов;

· От банков требуется осуществление специальных программ обучения банковских работников и принятия организационных мер, направленных на борьбу с отмыванием денег;

· если Клиринговый отдел имеет серьезные основания для подозрения в отмывании денег, банки должны предоставить всю необходимую информацию, касающуюся подозрительных счетов без постановления суда.

Одна из первостепенных задач Департамента по борьбе с распространением и употреблением наркотиков и Клирингового отдела службы по борьбе с оргпреступностью - анализ поступающей информации. Что он показывает?

Во-первых: большая часть сделок, целью которых было "отмывание" денег, проводилась с участием граждан и фирм стран СНГ, прежде всего из России. Лишь один пример:

двое россиян учредили в Вене торговую фирму. На протяжении полугода они не провели ни одной сделки. Внезапно фирма получает займ в несколько миллионов долларов от офшорной компании, учрежденной на Британских и Виржинских островах. Контракт, подписанный между этими фирмами, был представлен в Австрийский банк, обслуживающий торговую компанию. Обстоятельства сделки показались подозрительными, и банк сообщил о ней в Клиринговый отдел. Интенсивное расследование выявило, что Венская торговая компания располагала печатью компании, зарегистрированной на Британских и Виржинских островах. Это означало, что последняя контролируется теми же двумя российскими гражданами. В их распоряжении было и большое количество подписанных и заверенных печатями бланков-счетов десяти различных торговых компаний разных стран.

Вероятнее всего, венская торговая компания являлась лишь составной частью разветвленной международной организации по отмыванию денег. Основной сложностью этого и других дел такого рода является невозможность выявления доказательств того, что деньги, используемые в операциях, имеют незаконное происхождение.

АВСТРАЛИЯ

Впрочем, австрийцы не были пионерами. одну из первых и едва ли не самую совершенную систему по отслеживанию движения теневых средств разработали в Гонконге. В 1994 году подобную систему ввела Австралия, которая довела ее до совершенства. В этой стране создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, которая действует под жестким парламентским контролем. Комиссия наделена широкими полномочиями, в частности, на осуществление следственных действий. Впрочем, в основном служба занята отслеживаем сомнительных денежных переводов и составлением ежегодных отчетов по итогам своей работы. Отчеты становятся поводом для масштабных расследований, осуществляемых правоохранительными органами.

Любопытно, что первой жертвой независимой комиссии стал инициатор ее создания - премьер-министр одного из австралийских штатов, глава парламента страны.

Как показывает австралийский опыт, создание таких служб не требует грандиозных средств: всего в комиссию входит 60 постоянных сотрудников, из них только 20 - профессиональные юристы. Остальные - опытные компьютерщики. Результат: комиссия собирает в австралийский бюджет больше средств, чем вся налоговая служба страны.

Международное сотрудничество

Сегодня 24 страны объединили свои усилия по отслеживанию движения грязных денег. Идея и ее осуществление просты: все субъекты финансовой деятельности (в том числе и физические лица)обязуются сообщать про все финансовые операции свыше 10 тысяч долларов - внутри страны - и свыше пяти тысяч - в международных операциях. Всего определено сорок типов сомнительных операций, на которые распространяется обязанность информировать правоохранительные органы про осуществление таких операций. Такая классификация охватывает практически все заметное движение наличных средств. Так, по существующей классификации, одной из сомнительных операций является приобретение автомобиля за наличный расчет.

В Украине известно про существование такой системы. Однако, мы по сей день мы не вошли в священный союз по борьбе с теневой финансовой системой. Единственное положительное изменение это присоединение Украины к Конвенции по отмыванию грязных денег. Хотя, вобщем, целенаправленной политики в этом направлении у Украины, увы не осуществляет. Краеугольным камнем такой работы должно было бы стать создание специфической службы по примеру той, что существует в Австралии. Это независимая организация, которая является посредником между правоохранительными и банковскими структурами. В некоторых странах такая служба действует в структуре Минфина или полицейского ведомства. И то и другое не является идеальным решением, поскольку возникает недоверие либо со стороны банкиров либо со стороны полицейских. У нас, увы, прорабатывается наихудший вариант: создание подобного подразделения в структуре налоговой администрации. Зная отношение общества к этому ведомству можно предвидеть результат: такая служба не будет пользоваться всеобщим доверием, а значит, не будет получать полной информации, а значит ее работа обречена на провал. Впрочем, это лишь прогнозы: надежда умирает последней и, быть может, в Украине действительно используют передовой опыт той же австралии.

Восток-запад: встречные финансовые потоки

Анализ свидетельствует, что транснациональный преступный мир, в котором пост-советсткая мафия играет далеко не последнюю роль, использует международную банковскую систему для легализации "грязных денег".

Наличные взносы делаются редко. Крупные суммы поступают в банки переводами и вскоре уже в легализованном виде покидают пределы страны, принявшей перевод. Впрочем, все чаще западноевропейская банковская система используется для прямого размещения "отмытых" вкладов.

И вновь, в этой связи упоминаются страны СНГ. Что ж, Запад поддерживает нас кредитами, а мы отмываем в его банках те самые кредиты, успешно украденные дома.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Reuters

22.09.2010, Франция | Депутат Европарламента от Италии Личия Ронзулли принимает участие в голосовании во время заседания в Страсбурге.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: