Два джипа в степях Украины

22 мая 2009 | 14:44 , Виктор Миняйло, для ТЕМЫ

После того, как команда "ТЕМА-TEAM" не нашла ничего интересного на Сиверщине , мы поехали в другую сторону. Вы только не расстраивайтесь: на юге лучше.

Первым пунктом нашего путешествия стала полупустыня «Олешковские пески». Она находится за Цурюпинском под Херсоном. По данным разнообразных справочников – это самая протяженная пустыня в Европе.

Этакий эллипс, вытянутый с севера на юг, длинной 30 километров и шириной вдвое меньше.

А получилось это чудо Украины в результате фермерской деятельности основателя заповедника «Аскания нова» барона Фальц Фейна. В уже позапрошлом столетии его многочисленные отары овец съели всю траву в степи. Так как корневая система перестала удерживать песок, он потихоньку стал размножаться, захватывая все новые и новые территории. Остановили угрозу наследники барона, которые высадили по периметру пустыни самые большие в Европе искусственные леса.

Мы поглазели на Олешковские пески с обзорной площадки. Как позже объяснил нам чабан Федор, который выпасал поблизости коров из соседнего села Пролетарка, таких площадок было сделано две -  специально к визиту Президента Виктора Ющенко. Правда, если верить чабану, президент пустыню проигнорировал, но память о нем  осталась - в виде обзорных площадок. Спасибо вам, Виктор Андреич!

А еще Федя попросил найти ему в Киеве барышню, лет эдак 50-ти. Так что желающие провести остаток своих дней в пустыне, обращайтесь на редакционный мейл. Интим гарантируем.

Что могут есть коровы в песках выяснить не удалось.

От первоначального плана пересечь пустыню «от края до края» пришлось отказаться. Там очень высокие барханы, которые местное население называет «кучугурами» и ориентироваться  в тех краях можно только по GPS. Дорог в пустыне много, но все они ведут в никуда. Говорят, там как и положено настоящей пустыне, есть оазис с озером, но омыть в нем колеса своих джипов решили как-нибудь в следующий раз. Мы спешили в иное творение барона Фальц-Фейна – Заповедник «Аскания Нова», претендующий на звание украинского чуда света.

Расстояние под сто километров преодолели за пару часов. В райцентре Чаплынка закупили продовольствие и то, чем его запить. В самом заповеднике довольно долго искали место, где можно  отабориться. Присутствия диких туристов с палатками не наблюдалось. Мы начали приставать к прохожим. В центре, аккурат рядом с закрытым в позднюю пору входом в «Асканию», набрали воды в котелки. От предложения местных интеллигентов ставить палатки прямо за домом культуры пришлось отказаться, ввиду антисанитарных условий центра Аскании. Аборигены, к которым в очередной раз обратились за советом на предмет ночлега, отвечали твердо: в палатках – никак нельзя, все селятся в гостиницу. Мы спросили: неужто во всей округе не найдется места 2Х2 метра для палатки? Нам отвечали: такого в здешних краях не видывали, чтобы в палатках спать. Мы пообещали: скоро увидите.

Проехав пару километров вдоль забора, что ограждает заповедник, нашли премилую лесопосадку, где и заночевали.

Единственное, что смущало: масса нор таинственных животных. Норы были похожи на сусликовые, но много большего размера. Мы почему-то решили, что под нами – разветвленная сеть ходов, по которой бегают шустрые гигантские суслы. Поделившись этой версией с малолетним членами нашей команды, мы их не на шутку напугали. Дети залезли в палатки, затаились и с ужасом ждали, когда суслы выйдут на поверхность и начнут топтаться по нашим палаткам. В ожидании их нашествия малышня мирно уснула. Мы же  в единении с природой продолжили употреблять то, чем приличные путешественники запивают еду на закате дня. Следующим утром дети отловили пару ящериц, тем самым развеяв ненаучный миф о существовании гигантских суслов.

Утром наш табор разбудили крики бизонов, буйволов и других, не идентифицированных парнокопытных. Их тучные стада подошли почти вплотную к забору, возле которого стояли наши палатки. Мы имели приятность прямо из лагеря наслаждаться видом нетронутой плугом степи, бродивших по ней животных и мирно пролетающими птицами.

Вскоре им составили кампанию первые туристы на автобусах и конных повозках. Мы догадались, что настало время осмотра достопримечательностей.

Перекусив, чем Бог послал, поехали в заповедник. Поначалу настроение испортили громадные очереди в кассы зоопарка и туалет типа сортир напротив касс. Без очереди можно было посмотреть только Асканийский парк и местную курганную группу. Что мы и сделали.

После обеда очереди рассосались. Мы посетили местный зоопарк, прослушали лекцию о пользе охраны животных и способах спаривания парнокопытных. В память о посещении заповедника по-дешевке купили три пера из задницы павлина - напрямую от производителя, так сказать.

Далее наш путь лежал собственно в Крым - на Бакальскую косу. В начале мая там отсутствуют туристы и сопутствующий им мусор и галдеж. По этой причине два дня мы бомжевали на косе в гордом одиночестве.

Одни члены команды усовершенствовали индивидуальное мастерство в вождении виндсерфинга, другие тупо собирали ракушки и читали что попало, включая надписи на песке. Трудолюбивые дети строили песочные замки. Родители отказывались им помогать, т.к. сильно утомились от строительства дачи.

Переночевав, отправились в Оленевку, что в окрестностях мыса Тарханкут. Там пришлось убедиться, что поселок и вправду - «рай серфингистов и кайтеров». Тут есть все: море, озеро, магазинчики с

крымским портвейном, ресторанчики и масса гостиниц, выстроившихся вдоль озера. К нашему приезду и ветер подоспел – метров эдак до 10 в секунду. Матерые серферы-кайтеры слетелись со всего Крыма и показали класс! Мы по мере возможностей старались, как могли, смотреться «на уровне», но удавалось это лишь отчасти.

Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать…